Напоминание

«Воздействие корригирующей гимнастики на укрепление опорно-связочного аппарата стопы».


Автор: Нуйкина Ольга Владимировна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №397"
Населённый пункт: г. о. Самара
Наименование материала: Мастер-класс для педагогов по корригирующей гимнастике
Тема: «Воздействие корригирующей гимнастики на укрепление опорно-связочного аппарата стопы».
Раздел: дошкольное образование





Назад




1.

Воздействие корригирующей гимнастики на укрепление опорно-связочного

аппарата стопы

2.

Нуйкина Ольга Владимировна

3.

Инструктор по физической культуре

4.

МБДОУ «Детский сад №397» г.о.Самара

Цель:

Распространение педагогического опыта по осуществлению качественной физкультурно-

оздоровительной

работы,

направленной

н а укрепление

опорно-связочного

аппарата

стопы, через корригирующую гимнастику.

Задачи:

1.Укрепление здоровья детей, содействия гармоничному физическому развитию

2.Улучшение функций опорно-двигательного аппарата.

3.Предупреждение развития и плоскостопия.

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

В процессе организации системы физкультурно-оздоровительных мероприятий

в

дошкольной образовательной организации

условиях ДОУ особое внимание

уделяется

профилактике

и

коррекции

нарушений

со

стороны

опорно-двигательного

аппарата,

а

именно

профилактике

плоскостопия.

Успешное

решение

оздоровительных

задач

физического

развития

возможно

на

основе совместной

деятельности

педагогического

коллектива

образовательных

учреждений

и

родителей.

Это

позволит

обеспечить

преемственность в развитии и обучении ребенка в условиях дошкольной организации и

семьи, а также повысить осведомленность родителей в коррекционно-профилактических

вопросах воспитания детей.

Система

физкультурно-оздоровительной

работы

в

данном

направлении

обязательно

включает в себя диагностику состояния сводов стопы у детей, создание полноценной

развивающей

физкультурно-оздоровительной

среды,

обеспечение

оптимального

двигательного

режима,

соблюдение

гигиенических

условий,

а

также

правильную

организацию занятий по физическому развитию.

Ежегодная диагностика состояния

сводов

стопы

у

детей,

осуществляется

медицинским персоналом нашей дошкольной организации 2 раза в год с использованием

объективных

методов

исследования,

с

помощью

медицинского

оборудования

плантографа.

На

основе

результатов

диагностики

формируются

рекомендации

по

использованию

средств физического воспитания в целях профилактики и коррекции деформации стоп. С

детьми, у которых выявлена функциональная недостаточность стоп, или плоскостопие,

проводиться индивидуальная работа.

В

целях

профилактики

плоскостопия

используют

различные

методы,

в

том

числе

корригирующую

гимнастику.

Корригирующая

гимнастика

-

это

несложный

тренировочный комплекс, направленный на укрепление одних групп мышц и полное

расслабление других.

Комплексы корригирующей гимнастики проводятся в виде занятия в физкультурном зале

2 раза в неделю после дневного сна, на основе знаний полученных в процессе обучения

по программе «Коррекция и профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста».

Время проведения

занятия, с включением комплекса корригирующей гимнастики с

детьми старшего дошкольного возраста составляет 25-30 минут.

Начиная с середины

сентября, ваши дети начинают заниматься в группе коррекционной гимнастики. В группу

входят 12 детей. На занятиях ребята занимаются босиком.

Корригирующая

гимнастика

включает

в

себя

разные

физические

упражнения

с

захватыванием

мелких

предметов

пальцами

стоп

и

их

перекладывание,

катание

подошвами ног палки, хлопки подошвами, сжимание стопой резиновой груши, езда на

велосипеде, педали которого в виде конусообразного валика и т.п.

Чем раньше активно предпринимать профилактические меры, включающие тренировку

мышц стопы и голени, например, гимнастика для ног «Медведь»,тем лучше, в любом

возрасте можно сделать что-то полезное для стопы.

Комплекс корригирующей гимнастики для стоп «Медведь»

Ой-ее-ее-ечки!

Спал медведь на коечке.

Поднимаются то на носки, то на пятки

Две босые пятки свесились с кроватки

Поднимаются

на

носки и на пятки, расположив

стопы на одной линии носками внутрь.

Две босые, две смешные,

Ой, смешные пятки!

Поднимаются на носки и на пятки,

расположив стопы носками наружу.

Увидала Мышка, Мышка-шалунишка,

Переминаются с ноги на ногу.

Влезла на кроватку, Хвать его за

пятку!

Делают выпад ногой вперед, затем меняют

ногу

«Зайка собирает морковку»

И. п.: сидя, ноги согнуты в коленях, руки в упор сзади 1- ноги выпрямит, 2- сомкнуть

стопами морковку из поролона, приподнимая вверх; 3-4 и. п.

«Кто больше соберёт камушков»

собрать мелкие предметы, рассыпанные по всему залу стопами ног, передвигаясь как пауч-

ки, и отнести в свою корзину;

«Башенка»

Ребенок сидит, руки в упор сзади, ноги вытянуты вперед,

стопами ног захватить кубик,

необходимо удерживать его и выстроить башенку из 5-6 кубиков

«Волшебные ножки» рисование пальцами стоп

«Мухи хлопают лапками»

И.п. лёжа на животе, руки в стороны, ноги согнуты; 1 – хлопок в ладоши за спиной; 2 –

руки в стороны; 3 - хлопок стопами;4- и.п.

«Колючие ежи»

Возле

гимнастической

скамейки

разложены

обручи,

в

которых

лежат

массажные

мячики, дети садятся на скамейку и захватывают массажный мяч стопами.

Для

закрепления

достигнутых

результатов

коррекции

используются

упражнения

в

специальных видах ходьбы: на носках, пятках, на наружном крае стопы, перекатом с пятки

на носок; по ребристой доске, по наклонной плоскости на носках, по гимнастическому

канату, серединой стопы приставным шагом

Также

при

проведении

комплексов

корригирующей

гимнастики

используют

традиционное

физкультурное

оборудование,

так

и

специальные

пособия:

ребристые

доски, скошенные поверхности, мячи массажные и другое физкультурное оборудование.

Дозировка упражнений зависит от возраста и уровня подготовленности детей и может

составлять от 4-5 раз на этапе разучивания упражнений до 10-12 раз на этапе закрепления

и совершенствования комплекса. Упражнения для детей старшего дошкольного возраста

могут носить игровой характер: имитировать движения животных, птиц и др. Главное -

вызвать у них желание двигаться активно, с удовольствием. Детям важно пояснить пользу

упражнений, для чего им объясняют, что движения помогут им стать здоровыми, а для

этого надо делать движения правильно, энергично, проявляя усилия, настойчивость.

Корригирующие

упражнения оказывают разнообразное действие в зависимости от их

подбора, методики выполнения и физической нагрузки.

применение корригирующей гимнастики в профилактике нарушений

стопы у детей

старшего дошкольного возраста является одним из необходимых условий успешности их

оздоровления и физического развития.

Предлагаю вашему вниманию комплекс «Матрешки», и приглашаю вас вместе со мной

выполнить некоторые упражнения корригирующей гимнастики:

Комплекс «Матрешки»

(на основе элементов русских народных танцев)

1. "Мы - веселые матрешки, на ногах у нас сапожки"

И.п. - стоя ноги вместе, руки на пояс

1 -правую вперед на пятку

2-3 - покачать носком вправо-влево

4 - приставляя правую, и.п.

5-8 - то же с левой ноги.

2. "Красные сапожки, резвые ножки"

И .п. - то же

1 - правую вперед-в сторону на пятку

2 - правую на носок

3 - правую на пятку

4 - с притопом приставляя правую, и.п.

5-8 - то же с левой ноги.

3. "Танец каблучков"

И.п. - то же

1-2 - поочередно шаг правой, затем левой вперед на пятку, руки в стороны ладонями

вверх

3-4 - поочередно шаг правой, затем левой назад на носок, полуприсед, руки на пояс.

4. "Гармошка"

И.п. -стоя пятки вместе, носки врозь, руки на пояс

1 - слегка приподнять пятку правой и носок левой и скользящим движением перевести

вправо

2 -опуская пятку правой и носок левой на пол, стойка носки вместе, пятки врозь

3 - слегка приподнять носок правой и пятку левой и скользящим движением перевести

вправо

4 - опуская носок правой и пятку левой на пол, и.п.

5-8 - то же, что 1-4

1-8 - то же, передвигаясь влево.

5. "Елoчка"

И.п. - то же

1 -слегка приподняв носки, скользящим движением перевести их вправо и опустить на

пол

2 - слегка приподняв пятки, скользящим движением перевести их вправо и опустить на

пол

3-8 - таким образом продолжать передвигаться вправо

1-8 - то же влево.

6. "Присядка"

И.п. - то же

1 -присед на носках, колени в стороны, руки вперед-в стороны ладонями вверх 2 - и.п.

3 - правую в сторону на пятку

4 - приставляя правую, и.п.

5-8 - то же с другой ноги.

7. "Шаг с припаданием"

И.п. - стоя на правой, левую в сторoну-книзу, руки на пояс

1 - шаг левой в сторону, с носка перекатом на всю стопу в полуприсед

2 - встать на правый носок скрестно за левой, левую в сторону-книзу

3-4 - то же, что на счет 1-2-то же в другую сторону

В комплексы корригирующей гимнастики, обязательно включаются упражнения, с целью

повышения общего тонуса организма, укрепление и создание мышечного корсета для

формирования навыков правильной осанки; предупреждения и коррекции деформаций

опорно-двигательного

аппарата;

улучшения

функциональных

способностей

систем

внешнего и внутреннего дыхания, сердечно-сосудистой и нервной системы; увеличения

подвижности грудной клетки и диафрагмы, укрепления дыхательной мускулатуры.

Список литературы

1.

Алябьева

Е.А.

«Нескучная

гимнастика»,

тематическая

утренняя

гимнастика,

издательство ТЦ Сфера, 2014 г.

2.

Алексеев

М.А.

и

др.

О

механизме

регуляции

вертикальной

позы

человека

при

движениях стопы.//Физиология человека.-1981, т.3, №5.- С.644-653

3.

Анисимова

Т.Т.,

Ульянова

С.А.

«Формирование

правильной

осанки

и

коррекция

плоскостопия у дошкольников». Волгоград 2009 г.

4.

Анохина,

Т.

Как

организовать

современную

предметно-развивающую

среду//

Дошкольное воспитание. № 5/ 1999. С. 32-38.

5.

Анферова В.И. Физкультурные сюжетные занятия с детьми 3-4 лет. – М.: ТЦ Сфера,

2012. – 112с.

6.

Артамонова,

О.

В.Предметно-пространственная

развивающая

среда:

ее

роль

в

развитии личности// Дошкольное воспитание. № 4/ 1995.– С. 37-42.. 21-24.

7.

Бабенкова

Е.А.,

Параничева

Т.М.

Подвижные

игры

на

прогулке.

М.:

ТЦ

Сфера,

2011

8.

Вареник

Е.Н.

Утренняя

гимнастика

в

детском

саду.

М . :

ТЦ

С ф е р а ,

2009

9. Картушина М.Ю. Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет / М.Ю. Картушина. – М.:

ТЦ Сфера, 2008.

10.

Шебеко

В.Н.

Педагогическая

технология

развития

творчества

дошкольников

в

двигательной деятельности. Издатель: БГПУ, 2011.



В раздел образования