Автор: Нуйкина Ольга Владимировна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №397"
Населённый пункт: г. о. Самара
Наименование материала: Мастер-класс для педагогов по корригирующей гимнастике
Тема: «Воздействие корригирующей гимнастики на укрепление опорно-связочного аппарата стопы».
Раздел: дошкольное образование
1.
Воздействие корригирующей гимнастики на укрепление опорно-связочного
аппарата стопы
2.
Нуйкина Ольга Владимировна
3.
Инструктор по физической культуре
4.
МБДОУ «Детский сад №397» г.о.Самара
Цель:
Распространение педагогического опыта по осуществлению качественной физкультурно-
оздоровительной
работы,
направленной
н а укрепление
опорно-связочного
аппарата
стопы, через корригирующую гимнастику.
Задачи:
1.Укрепление здоровья детей, содействия гармоничному физическому развитию
2.Улучшение функций опорно-двигательного аппарата.
3.Предупреждение развития и плоскостопия.
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
В процессе организации системы физкультурно-оздоровительных мероприятий
в
дошкольной образовательной организации
условиях ДОУ особое внимание
уделяется
профилактике
и
коррекции
нарушений
со
стороны
опорно-двигательного
аппарата,
а
именно
профилактике
плоскостопия.
Успешное
решение
оздоровительных
задач
физического
развития
возможно
на
основе совместной
деятельности
педагогического
коллектива
образовательных
учреждений
и
родителей.
Это
позволит
обеспечить
преемственность в развитии и обучении ребенка в условиях дошкольной организации и
семьи, а также повысить осведомленность родителей в коррекционно-профилактических
вопросах воспитания детей.
Система
физкультурно-оздоровительной
работы
в
данном
направлении
обязательно
включает в себя диагностику состояния сводов стопы у детей, создание полноценной
развивающей
физкультурно-оздоровительной
среды,
обеспечение
оптимального
двигательного
режима,
соблюдение
гигиенических
условий,
а
также
правильную
организацию занятий по физическому развитию.
Ежегодная диагностика состояния
сводов
стопы
у
детей,
осуществляется
медицинским персоналом нашей дошкольной организации 2 раза в год с использованием
объективных
методов
исследования,
с
помощью
медицинского
оборудования
–
плантографа.
На
основе
результатов
диагностики
формируются
рекомендации
по
использованию
средств физического воспитания в целях профилактики и коррекции деформации стоп. С
детьми, у которых выявлена функциональная недостаточность стоп, или плоскостопие,
проводиться индивидуальная работа.
В
целях
профилактики
плоскостопия
используют
различные
методы,
в
том
числе
корригирующую
гимнастику.
Корригирующая
гимнастика
-
это
несложный
тренировочный комплекс, направленный на укрепление одних групп мышц и полное
расслабление других.
Комплексы корригирующей гимнастики проводятся в виде занятия в физкультурном зале
2 раза в неделю после дневного сна, на основе знаний полученных в процессе обучения
по программе «Коррекция и профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста».
Время проведения
занятия, с включением комплекса корригирующей гимнастики с
детьми старшего дошкольного возраста составляет 25-30 минут.
Начиная с середины
сентября, ваши дети начинают заниматься в группе коррекционной гимнастики. В группу
входят 12 детей. На занятиях ребята занимаются босиком.
Корригирующая
гимнастика
включает
в
себя
разные
физические
упражнения
с
захватыванием
мелких
предметов
пальцами
стоп
и
их
перекладывание,
катание
подошвами ног палки, хлопки подошвами, сжимание стопой резиновой груши, езда на
велосипеде, педали которого в виде конусообразного валика и т.п.
Чем раньше активно предпринимать профилактические меры, включающие тренировку
мышц стопы и голени, например, гимнастика для ног «Медведь»,тем лучше, в любом
возрасте можно сделать что-то полезное для стопы.
Комплекс корригирующей гимнастики для стоп «Медведь»
Ой-ее-ее-ечки!
Спал медведь на коечке.
Поднимаются то на носки, то на пятки
Две босые пятки свесились с кроватки
Поднимаются
на
носки и на пятки, расположив
стопы на одной линии носками внутрь.
Две босые, две смешные,
Ой, смешные пятки!
Поднимаются на носки и на пятки,
расположив стопы носками наружу.
Увидала Мышка, Мышка-шалунишка,
Переминаются с ноги на ногу.
Влезла на кроватку, Хвать его за
пятку!
Делают выпад ногой вперед, затем меняют
ногу
«Зайка собирает морковку»
И. п.: сидя, ноги согнуты в коленях, руки в упор сзади 1- ноги выпрямит, 2- сомкнуть
стопами морковку из поролона, приподнимая вверх; 3-4 и. п.
«Кто больше соберёт камушков»
собрать мелкие предметы, рассыпанные по всему залу стопами ног, передвигаясь как пауч-
ки, и отнести в свою корзину;
«Башенка»
Ребенок сидит, руки в упор сзади, ноги вытянуты вперед,
стопами ног захватить кубик,
необходимо удерживать его и выстроить башенку из 5-6 кубиков
«Волшебные ножки» рисование пальцами стоп
«Мухи хлопают лапками»
И.п. лёжа на животе, руки в стороны, ноги согнуты; 1 – хлопок в ладоши за спиной; 2 –
руки в стороны; 3 - хлопок стопами;4- и.п.
«Колючие ежи»
Возле
гимнастической
скамейки
разложены
обручи,
в
которых
лежат
массажные
мячики, дети садятся на скамейку и захватывают массажный мяч стопами.
Для
закрепления
достигнутых
результатов
коррекции
используются
упражнения
в
специальных видах ходьбы: на носках, пятках, на наружном крае стопы, перекатом с пятки
на носок; по ребристой доске, по наклонной плоскости на носках, по гимнастическому
канату, серединой стопы приставным шагом
Также
при
проведении
комплексов
корригирующей
гимнастики
используют
традиционное
физкультурное
оборудование,
так
и
специальные
пособия:
ребристые
доски, скошенные поверхности, мячи массажные и другое физкультурное оборудование.
Дозировка упражнений зависит от возраста и уровня подготовленности детей и может
составлять от 4-5 раз на этапе разучивания упражнений до 10-12 раз на этапе закрепления
и совершенствования комплекса. Упражнения для детей старшего дошкольного возраста
могут носить игровой характер: имитировать движения животных, птиц и др. Главное -
вызвать у них желание двигаться активно, с удовольствием. Детям важно пояснить пользу
упражнений, для чего им объясняют, что движения помогут им стать здоровыми, а для
этого надо делать движения правильно, энергично, проявляя усилия, настойчивость.
Корригирующие
упражнения оказывают разнообразное действие в зависимости от их
подбора, методики выполнения и физической нагрузки.
применение корригирующей гимнастики в профилактике нарушений
стопы у детей
старшего дошкольного возраста является одним из необходимых условий успешности их
оздоровления и физического развития.
Предлагаю вашему вниманию комплекс «Матрешки», и приглашаю вас вместе со мной
выполнить некоторые упражнения корригирующей гимнастики:
Комплекс «Матрешки»
(на основе элементов русских народных танцев)
1. "Мы - веселые матрешки, на ногах у нас сапожки"
И.п. - стоя ноги вместе, руки на пояс
1 -правую вперед на пятку
2-3 - покачать носком вправо-влево
4 - приставляя правую, и.п.
5-8 - то же с левой ноги.
2. "Красные сапожки, резвые ножки"
И .п. - то же
1 - правую вперед-в сторону на пятку
2 - правую на носок
3 - правую на пятку
4 - с притопом приставляя правую, и.п.
5-8 - то же с левой ноги.
3. "Танец каблучков"
И.п. - то же
1-2 - поочередно шаг правой, затем левой вперед на пятку, руки в стороны ладонями
вверх
3-4 - поочередно шаг правой, затем левой назад на носок, полуприсед, руки на пояс.
4. "Гармошка"
И.п. -стоя пятки вместе, носки врозь, руки на пояс
1 - слегка приподнять пятку правой и носок левой и скользящим движением перевести
вправо
2 -опуская пятку правой и носок левой на пол, стойка носки вместе, пятки врозь
3 - слегка приподнять носок правой и пятку левой и скользящим движением перевести
вправо
4 - опуская носок правой и пятку левой на пол, и.п.
5-8 - то же, что 1-4
1-8 - то же, передвигаясь влево.
5. "Елoчка"
И.п. - то же
1 -слегка приподняв носки, скользящим движением перевести их вправо и опустить на
пол
2 - слегка приподняв пятки, скользящим движением перевести их вправо и опустить на
пол
3-8 - таким образом продолжать передвигаться вправо
1-8 - то же влево.
6. "Присядка"
И.п. - то же
1 -присед на носках, колени в стороны, руки вперед-в стороны ладонями вверх 2 - и.п.
3 - правую в сторону на пятку
4 - приставляя правую, и.п.
5-8 - то же с другой ноги.
7. "Шаг с припаданием"
И.п. - стоя на правой, левую в сторoну-книзу, руки на пояс
1 - шаг левой в сторону, с носка перекатом на всю стопу в полуприсед
2 - встать на правый носок скрестно за левой, левую в сторону-книзу
3-4 - то же, что на счет 1-2-то же в другую сторону
В комплексы корригирующей гимнастики, обязательно включаются упражнения, с целью
повышения общего тонуса организма, укрепление и создание мышечного корсета для
формирования навыков правильной осанки; предупреждения и коррекции деформаций
опорно-двигательного
аппарата;
улучшения
функциональных
способностей
систем
внешнего и внутреннего дыхания, сердечно-сосудистой и нервной системы; увеличения
подвижности грудной клетки и диафрагмы, укрепления дыхательной мускулатуры.
Список литературы
1.
Алябьева
Е.А.
«Нескучная
гимнастика»,
тематическая
утренняя
гимнастика,
издательство ТЦ Сфера, 2014 г.
2.
Алексеев
М.А.
и
др.
О
механизме
регуляции
вертикальной
позы
человека
при
движениях стопы.//Физиология человека.-1981, т.3, №5.- С.644-653
3.
Анисимова
Т.Т.,
Ульянова
С.А.
«Формирование
правильной
осанки
и
коррекция
плоскостопия у дошкольников». Волгоград 2009 г.
4.
Анохина,
Т.
Как
организовать
современную
предметно-развивающую
среду//
Дошкольное воспитание. № 5/ 1999. С. 32-38.
5.
Анферова В.И. Физкультурные сюжетные занятия с детьми 3-4 лет. – М.: ТЦ Сфера,
2012. – 112с.
6.
Артамонова,
О.
В.Предметно-пространственная
развивающая
среда:
ее
роль
в
развитии личности// Дошкольное воспитание. № 4/ 1995.– С. 37-42.. 21-24.
7.
Бабенкова
Е.А.,
Параничева
Т.М.
Подвижные
игры
на
прогулке.
М.:
ТЦ
Сфера,
2011
8.
Вареник
Е.Н.
Утренняя
гимнастика
в
детском
саду.
М . :
ТЦ
С ф е р а ,
2009
9. Картушина М.Ю. Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет / М.Ю. Картушина. – М.:
ТЦ Сфера, 2008.
10.
Шебеко
В.Н.
Педагогическая
технология
развития
творчества
дошкольников
в
двигательной деятельности. Издатель: БГПУ, 2011.