Автор: Пойминова Оксана Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №17 с. Пушкарное Белгородского района"
Населённый пункт: село Пушкарное Белгородского района Белгородской области
Наименование материала: статья
Тема: "Приобщение детей к истокам русской народной культуры через художественно-творческую деятельность"
Раздел: дошкольное образование
Приобщение детей к истокам русской народной культуры через художественно-
творческую деятельность
Давно известно всем на свете
Искусство русских мастеров.
В них — красота родной природы,
И мудрость древняя веков.
С
первых
лет
жизни
ребенка
приобщение
его
к культуре,
общечеловеческим
ценностям
помогают
заложить
в нем
фундамент
нравственности,
патриотизма,
формирует
основы
самосознания и индивидуальности. Народная культура — предмет, который человек должен
постигать на протяжении всей жизни — от первых шагов. Чем раньше мы начинаем вводить
детей в мир народной культуры, тем лучших результатов добиваемся.
Познание
человеком
достижений
народной
культуры
является
важным
моментом
в нравственном и духовном развитии личности во всех его проявлениях. Работая над данной
темой,
мы
стараемся
формировать
в душе
ребёнка
любовь,
бережное
отношение
к окружающему миру, восхищение красотой предметов народных умельцев, интерес к красоте
поэтического
слова.
Всё
это
становится
неиссякаемым
источником
нравственного
и познавательного развития ребёнка. Познание детьми народной культуры, русского народного
творчества, народного фольклора, находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на
эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует
общую духовную культуру.
Начинать
приобщение
к ценностям
народной
культуры
необходимо
начинать
с младшего
дошкольного возраста. Детские впечатления неизгладимы. Во-первых, окружающие предметы,
впервые
пробуждающие
душу
ребенка,
воспитывающие
в нем
чувство
красоты,
любознательность,
должны
быть
национальными.
Это
помогает
детям
с самого
раннего
возраста
понять,
что
они —
часть
великого
русского
народа.
Во-вторых,
следует
шире
использовать
фольклор
во
всех
его
проявлениях
(сказки,
песенки,
пословицы,
поговорки,
хороводы и т. д.). Дети очень доверчивы, открыты. К счастью, детство— это время, когда
возможно
подлинное
искреннее
погружение
в истоки
национальной
культуры.
Как
отмечали К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой: познание человеком достижений народной культуры
является
важным
моментом
в нравственном
и духовном
развитии
личности
во
всех
его
проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.).
Основная цель в данном направлении: формирование у детей младшего дошкольного возраста
положительных
эмоций,
интереса
к окружающему
миру
через
ознакомление
с народно-
прикладным искусством, художественным словом. Для реализации поставленной цели были
определены следующие задачи: 1. Вводить в мир художественного слова через знакомство
с устным народным творчеством: сказки, потешки, песенки, заклички. 2. Воспитывать интерес
и любовь
к народному
творчеству,
к народным
играм.
3.Побуждать
эмоциональную
отзывчивость к красоте окружающего мира: природы, предметов декоративно- прикладного
искусства, музыки.
Работа строится на основе главных методических принципов: учет возрастных особенностей
детей, доступность материала, постепенность его усложнения.
Необходимое
условие
приобщения
детей
к народной
культуре
-
организация
развивающей
среды.
Окружающие
предметы
оказывают
большое
влияние
на
формирование
душевных
качеств
ребёнка -
развивают
любознательность,
воспитывают
чувство
прекрасного.
Детей
должны окружать предметы, характерные для русского народного быта. Это позволяет детям
с раннего возраста ощутить себя частью великого народа. Основная задача — возможность
введения детей в особый самобытный мир путем его действенного познания.
Основной формой организации работы с детьми является непосредственно- образовательная
деятельность
-
НОД
(занятия),
которая
проводится
как
фронтально,
так
подгруппами
и индивидуально.
Используются
комплексные,
сюжетные,
тематические
и другие
виды
организации
НОД.
Наиболее
интересными
формами
работы
по
приобщению
малышей
к народной культуре мы считаем:
Использование фольклора в организованной образовательной деятельности: в познавательно-
речевой деятельности, игровой, продуктивной. Фольклор используется как на занятиях-играх,
так и во всех режимных моментах, например на утренней гимнастике мы с детьми обращаемся
к устному народному творчеству, выполняем упражнения под потешки, также при умывании
и когда просыпаемся и многое другое. В русском фольклоре, каким-то особенным образом
сочетается слово, напевность, музыкальный ритм. Адресованные детям потешки, прибаутки,
заклички,
звучат
как
ласковый
говорок,
выражая
заботу,
нежность,
веру
в благополучное
будущее.
Рассматривание
народных
игрушек.
Большо е
значение
в формировании
интереса
к окружающему миру оказывает знакомство с народными игрушками, предметами народных
мастеров. В младшем возрасте мы знакомим детей с матрёшкой и богородской игрушкой. Это
могут быть мини- занятия, предметно- манипулятивные игры.
Театрализованная деятельность.
Большую роль в приобщении детей к народной культуре
играет театрализованная деятельность. Уже с младшего дошкольного возраста через театр учим
воспринимать действия героев, окружающий мир и адекватно реагировать на события, которые
развертываются по ходу сюжета музыкального или литературного произведения.
Игра. Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Игра естественный
спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной
силой. Поэтому в своей работе мы всегда обращаемся к игре: как к дидактической, так и к
народной.
Основным
содержанием
игры
младших
дошкольников
являются
действия
с игрушками
и предметами-заместителями,
пальчиковые
игры,
подвижные
народные
игры.
Продолжительность игры небольшая.
Развлечения,
праздники.
Одной
из
главных
форм
приобщения
дошкольников
к народной
культуре являются праздники и развлечения. Песенки, заклички, игры, театр- стимулируют
интерес
детей,
усиливают
их
впечатление
и переживание,
обогащает
художественное
и эстетическое восприятие. Как правило, все формы работы проводятся в комплексе: показ
театра
сопровождается
чтением
потешек,
пением
песенок,
пальчиковыми
играми;
в познавательно-речевых
занятиях
используем
предметно-манипулятивные
действия
с игрушками, игры- показы, чтение сказок, потешек, подвижные игры.
Особое
внимание
уделяется
укреплению
связей
с родителями.
Совместное
участие
в творческих
мероприятиях
помогает
объединить
семью
и наполнить
ее
досуг
новым
содержанием.
Создание
условий
для
совместной
творческой
деятельности,
сочетание
индивидуального
и коллективного
творчества
детей
и родителей
способствует
единению
педагогов, родителей и детей, формирует положительное отношение друг к другу.
В заключении хочется отметить, что приобщение дошкольников к истокам народной культуры
влияет
не
только
на
духовную
сферу
ребёнка,
наполняет
жизнь
яркими
красочными
впечатлениями
от
встречи
с народной
песней,
сказкой,
красивыми
предметами
народно-
прикладного искусства.