Напоминание

"Приобщение детей к истокам русской народной культуры через художественно-творческую деятельность"


Автор: Пойминова Оксана Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №17 с. Пушкарное Белгородского района"
Населённый пункт: село Пушкарное Белгородского района Белгородской области
Наименование материала: статья
Тема: "Приобщение детей к истокам русской народной культуры через художественно-творческую деятельность"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Приобщение детей к истокам русской народной культуры через художественно-

творческую деятельность

Давно известно всем на свете

Искусство русских мастеров.

В них — красота родной природы,

И мудрость древняя веков.

С

первых

лет

жизни

ребенка

приобщение

его

к культуре,

общечеловеческим

ценностям

помогают

заложить

в нем

фундамент

нравственности,

патриотизма,

формирует

основы

самосознания и индивидуальности. Народная культура — предмет, который человек должен

постигать на протяжении всей жизни — от первых шагов. Чем раньше мы начинаем вводить

детей в мир народной культуры, тем лучших результатов добиваемся.

Познание

человеком

достижений

народной

культуры

является

важным

моментом

в нравственном и духовном развитии личности во всех его проявлениях. Работая над данной

темой,

мы

стараемся

формировать

в душе

ребёнка

любовь,

бережное

отношение

к окружающему миру, восхищение красотой предметов народных умельцев, интерес к красоте

поэтического

слова.

Всё

это

становится

неиссякаемым

источником

нравственного

и познавательного развития ребёнка. Познание детьми народной культуры, русского народного

творчества, народного фольклора, находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на

эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует

общую духовную культуру.

Начинать

приобщение

к ценностям

народной

культуры

необходимо

начинать

с младшего

дошкольного возраста. Детские впечатления неизгладимы. Во-первых, окружающие предметы,

впервые

пробуждающие

душу

ребенка,

воспитывающие

в нем

чувство

красоты,

любознательность,

должны

быть

национальными.

Это

помогает

детям

с самого

раннего

возраста

понять,

что

они —

часть

великого

русского

народа.

Во-вторых,

следует

шире

использовать

фольклор

во

всех

его

проявлениях

(сказки,

песенки,

пословицы,

поговорки,

хороводы и т. д.). Дети очень доверчивы, открыты. К счастью, детство— это время, когда

возможно

подлинное

искреннее

погружение

в истоки

национальной

культуры.

Как

отмечали К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой: познание человеком достижений народной культуры

является

важным

моментом

в нравственном

и духовном

развитии

личности

во

всех

его

проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.).

Основная цель в данном направлении: формирование у детей младшего дошкольного возраста

положительных

эмоций,

интереса

к окружающему

миру

через

ознакомление

с народно-

прикладным искусством, художественным словом. Для реализации поставленной цели были

определены следующие задачи: 1. Вводить в мир художественного слова через знакомство

с устным народным творчеством: сказки, потешки, песенки, заклички. 2. Воспитывать интерес

и любовь

к народному

творчеству,

к народным

играм.

3.Побуждать

эмоциональную

отзывчивость к красоте окружающего мира: природы, предметов декоративно- прикладного

искусства, музыки.

Работа строится на основе главных методических принципов: учет возрастных особенностей

детей, доступность материала, постепенность его усложнения.

Необходимое

условие

приобщения

детей

к народной

культуре

-

организация

развивающей

среды.

Окружающие

предметы

оказывают

большое

влияние

на

формирование

душевных

качеств

ребёнка -

развивают

любознательность,

воспитывают

чувство

прекрасного.

Детей

должны окружать предметы, характерные для русского народного быта. Это позволяет детям

с раннего возраста ощутить себя частью великого народа. Основная задача — возможность

введения детей в особый самобытный мир путем его действенного познания.

Основной формой организации работы с детьми является непосредственно- образовательная

деятельность

-

НОД

(занятия),

которая

проводится

как

фронтально,

так

подгруппами

и индивидуально.

Используются

комплексные,

сюжетные,

тематические

и другие

виды

организации

НОД.

Наиболее

интересными

формами

работы

по

приобщению

малышей

к народной культуре мы считаем:

Использование фольклора в организованной образовательной деятельности: в познавательно-

речевой деятельности, игровой, продуктивной. Фольклор используется как на занятиях-играх,

так и во всех режимных моментах, например на утренней гимнастике мы с детьми обращаемся

к устному народному творчеству, выполняем упражнения под потешки, также при умывании

и когда просыпаемся и многое другое. В русском фольклоре, каким-то особенным образом

сочетается слово, напевность, музыкальный ритм. Адресованные детям потешки, прибаутки,

заклички,

звучат

как

ласковый

говорок,

выражая

заботу,

нежность,

веру

в благополучное

будущее.

Рассматривание

народных

игрушек.

Большо е

значение

в формировании

интереса

к окружающему миру оказывает знакомство с народными игрушками, предметами народных

мастеров. В младшем возрасте мы знакомим детей с матрёшкой и богородской игрушкой. Это

могут быть мини- занятия, предметно- манипулятивные игры.

Театрализованная деятельность.

Большую роль в приобщении детей к народной культуре

играет театрализованная деятельность. Уже с младшего дошкольного возраста через театр учим

воспринимать действия героев, окружающий мир и адекватно реагировать на события, которые

развертываются по ходу сюжета музыкального или литературного произведения.

Игра. Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Игра естественный

спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной

силой. Поэтому в своей работе мы всегда обращаемся к игре: как к дидактической, так и к

народной.

Основным

содержанием

игры

младших

дошкольников

являются

действия

с игрушками

и предметами-заместителями,

пальчиковые

игры,

подвижные

народные

игры.

Продолжительность игры небольшая.

Развлечения,

праздники.

Одной

из

главных

форм

приобщения

дошкольников

к народной

культуре являются праздники и развлечения. Песенки, заклички, игры, театр- стимулируют

интерес

детей,

усиливают

их

впечатление

и переживание,

обогащает

художественное

и эстетическое восприятие. Как правило, все формы работы проводятся в комплексе: показ

театра

сопровождается

чтением

потешек,

пением

песенок,

пальчиковыми

играми;

в познавательно-речевых

занятиях

используем

предметно-манипулятивные

действия

с игрушками, игры- показы, чтение сказок, потешек, подвижные игры.

Особое

внимание

уделяется

укреплению

связей

с родителями.

Совместное

участие

в творческих

мероприятиях

помогает

объединить

семью

и наполнить

ее

досуг

новым

содержанием.

Создание

условий

для

совместной

творческой

деятельности,

сочетание

индивидуального

и коллективного

творчества

детей

и родителей

способствует

единению

педагогов, родителей и детей, формирует положительное отношение друг к другу.

В заключении хочется отметить, что приобщение дошкольников к истокам народной культуры

влияет

не

только

на

духовную

сферу

ребёнка,

наполняет

жизнь

яркими

красочными

впечатлениями

от

встречи

с народной

песней,

сказкой,

красивыми

предметами

народно-

прикладного искусства.



В раздел образования