Автор: Шульгина Татьяна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д\с №8
Населённый пункт: Г.Морозовск Ростовская область
Наименование материала: познавательно- исследовательский проект
Тема: "Эколята"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное
дошкольное
образовательное
учреждение
Детский сад № 8 «Родничок»
Экологический
практико-ориентированный
проект
«Эколята
-
дошколята»
Составитель проекта:
Воспитатель Шульгина Т.В.
г. Морозовск
2019-2020 г.
Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и
бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.
Детский сад сегодня - это образовательное учреждение, обеспечивающее физическое,
познавательное, речевое, художественно - эстетическое, социально- коммуникативное
развитие детей. Экологоориентрованное направление можно выделить отдельно, и в тоже
время оно интегрировано входит в каждое из вышеперечисленных областей, так как имеет
огромное влияние на интеллектуальное, творческое и нравственное воспитание
формирующее современную образованную личность. Наиболее эффективный способ
реализации задач экологического образования - это организация проектной деятельности.
Участие в экологических акциях, субботниках, озеленении, работа по природоохранным
проектам - уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу
окружающей природе родного края.
Наиболее значимыми для себя дети считают:
Представления детей 6-7 лет об экологической культуре человека.
владение правилами поведения в природе
32%;
потребность в общении с природой
20%;
убежденность в необходимости ответственно относиться к природе
20%;
понимание многосторонней (универсальной) ценности природы
12%;
практические экологические умения
8%;
интерес к экологическим проблемам
8%.
Таким образом, был сделан вывод, что экологическое самосознание детей сформировано
недостаточно; в большей степени превалирует потребительское отношение к природе; дети
с трудом выделяют себя из окружающей среды, преодолевая в своём мироощущении
расстояние от "Я - природа" до " Я и природа". Все вышеприведенные данные позволили
сформировать цель проекта и его задачи.
Цель проекта: формирование у детей и родителей чувства сопричастности ко всему
живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о
сохранении природы.
Задачи проекта:
- Создать экологически благоприятную среду на территории ДОУ для реализации
приоритетного направления;
- Формировать знания об экосистемной организации природы Земли в границах обитания
человека;
- Развивать познавательные умения детей и родителей при овладении исследовательскими
методами познания природы;
- Организовать практическую природоохранную деятельность детей и родителей;
- Реализовать одну из форм работы с детьми проектно-исследовательской деятельности
«Экологическая тропа»;
- Развивать взаимопонимание и взаимопомощь между детьми, педагогами, родителями,
потребность в постоянном саморазвитии экологической культуры;
-
Воспитывать
у
детей
внимательное,
разумное,
бережное
отношение
к
окружающей
природе своего края.
Новизна
экологического
проекта
заключается
в
использовании
информационных
компьютерных
технологий.
Основным
фактом,
обеспечивающим
эффективность
воспитательного
процесса,
является
личностная
включенность
детей
и
родителей
в
событийную жизнь. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии,
можно обеспечить эту включенность. Проект позволяет детям и родителям заниматься
любимым делом и одновременно приносит пользу окружающему миру.
Сроки реализации проекта: учебный год.
Участники, партнеры проекта: сотрудники ДОУ, дети от 6 до 7 лет и их родители.
Этапы
реализации
проекта:
1 этап - аналитический (август - сентябрь)
Задача этапа: анализ ситуации; определение основных его целей: формирование
экологического сознания, экологической культуры, добра и милосердия как базисных
качеств личности.
2 этап - организационный (учебный год)
Задачи этапа: экологизация всех разделов.
программы воспитания и обучения дошкольников; создание экологической среды в группе,
привлечение родителей к предстоящей творческой работе в инновационном режиме;
разработка планов работы с детьми и родителями по формированию экологического
образования через проведения экологических акций.
3 этап - практическая деятельность (учебный год)
Задачи этапа: формирование элементарных экологических знаний и представлений детей и
родителей, а также начала, основы экологического образования через проведения
экологических акций.
4 этап - итоговый, диагностический (апрель)
Задачи этапа: обобщение опыта и определение результата практической деятельности
педагога, разработка тактики последующих педагогических действий на следующий год.
Ожидаемые
результаты
проекта:
Создание на территории ДОУ экологически благоприятной среды;
Повышение уровня знаний по экологии у детей;
Совершенствование уровня знаний, экологической компетентности родителей по теме
проекта;
Изменения процентного соотношения в таблице параметров о представлениях детей 6-7
лет об экологической культуре человека.
План-карта
действий
по
реализации
проекта
для
детей
6-7
лет
Сентябрь:
Акция: «Мой дом - моя планета»
Цель: формирование представлений о чистоте окружающей среды как о важной
составляющей здоровья человека и всего живого на земле.
№
п/п
Этапы акции
Совместная деятельность
педагога с детьми
Взаимодействие с семьёй
1.
Экологическая тревога.
Много мусора на
улицах города
Решение проблемных ситуации,
что нужно делать, чтобы стало
меньше мусора на улицах города.
Чтение О.Солопова
«Приключение кота Леопольда и
его друзей в лесу»
Трудовой десант
«Уборка территории
детского сада и за ним»
2.
Экологические знаки
Просмотр и обсуждение
презентаций
Составление презентаций
знаков для детей.
3.
Экологическая тропа
Экскурсия по тропе
Фото сессия на тропе
4.
Экологическая газета
Рисование листовок к
пословицам и поговоркам.
Знакомство с народной
мудростью: пословицами,
поговорками о бережном
отношении к природе.
Октябрь-ноябрь:
Акция: «Столовая для пернатых»
Цель: развитие наблюдательности, чувства сопереживания и причастности к судьбам птиц
зимой, любви к природе родного края.
№
п/п
Этапы акции
Совместная деятельность
педагога с детьми
Взаимодействие с семьёй
1.
Экологическая тревога
Птицы голодают
Решение проблемных ситуаций.
Конкурс кормушек.
2.
Экологические знаки
Создание книги «Птицы нашего
края»
Изготовление памяток -
листовок «Покормите
птиц зимой»
распространение среди
соседей»
3.
Экологическая тропа
Зеленый патруль.
Викторины.
Экскурсии.
Составление
презентаций о птицах
4.
Экологическая газета
Рисование плана -схемы
Конкурс «Экологическая
экологической тропы моей семьи
для газеты.
Разучивание стихов о птицах
тропа моей семьи».
Остановка «птичий
домик»
Подборка стихов
«Покормите птиц зимой»
Декабрь:
Акция: «Ёлочка - хозяйка леса»
Цель: обучение бережному отношению к зелёным друзьям.
№
п/п
Этапы акции
Совместная деятельность
педагога с детьми
Взаимодействие с семьёй
1.
Экологическая тревога
Ель просит защиты
Получение из леса посылки.
Выпуск листовок и
распространение в
микрорайоне
2.
Экологические знаки
Рисование запрещающих знаков
для презентаций
Презентация «Ёлочка -
хозяйка леса»
3.
Экологическая тропа
Украшение елей красными
ленточками
Цикл наблюдений за елью.
Установка знаков на
экологической тропе.
4.
Экологическая газета
«Спасаем лес - сохраняем
планету»
Сочинение
«Как мы спасали ель»
Презентация
«Новогодняя ель на
экологической тропе
семьи»
Февраль-март:
Акция «Земля - голубая планета»
Цель: развитие представление о воде, как источнике жизни всего живого на планете Земля
на основе исследовательской деятельности.
№
п/п
Этапы акции
Совместная деятельность
педагога с детьми
Взаимодействие с семьёй
1.
Экологическая тревога
Кран - кап, кап, кап.
Просмотр документальных
фильмов о воде.
Организация медиотеки
«Вокруг вода»
2.
Экологические знаки
Закладка для книг «Помни о
воде»
«Поделись опытом» -
семейный патруль.
3.
Экологическая тропа
Исследовательская деятельность
«Вода в природе».
Развивающие игры с капелькой
воды.
Составление картотеки
игр о воде.
Презентация водоёмов на
семейной экологической
тропе.
4.
Экологическая газета
Защита плакатов «Вода - это
жизнь»
Выпуск листовок
«Берегите воду»
Итоговый
результат
проекта
для
детей
6-7
лет
и
родителей
-
развлечение
(апрель).
Вручение дипломов и почётной медали юных защитников природы.
Акция: «Интересно, что у нас под ногами?» (сентябрь). Цель: обучение детей основам
поддержания чистоты в различных местах: дома, в детском саду, на природе.