Напоминание

"Народное твочество Брянщины"


Автор: Каткова Марина Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад№ 78
Населённый пункт: г. Брянск
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Народное твочество Брянщины"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для родителей; «Народное

творчество Брянщины».

Мы живём в интересное и сложное время, когда на многое начинаем

смотреть

по-иному,

многое

заново

открываем

и

переоцениваем.

В

первую

очередь

это

относится

к

нашему

прошлому,

которое

мы

знаем

очень

поверхностно. Что заботило, радовало и тревожило русских людей, чем они

занимались, как трудились, о чём мечтали и пели, что передавали своим детям

и внукам? Ответить на эти вопросы – значит, восстановить связь времён, вернуть

утерянные ценности. В этом нам поможет народное творчество, ведь

– это

жизнь народа, его опыт, духовный мир русского человека, его мысли, чувства.

Поставив перед собой задачу, знакомить детей с русским народным

творчеством, с духовной культурой народа необходимо самим хорошо изучить

данную тему, а начинать изучение этой темы лучше всего с родного края, с

народного творчества Брянщины.

Брянская область – один из уникальнейших в своём роде историко-

культурных

районов

Европейской

России,

севера

Украины

и

юго-востока

Белоруссии, где до наших дней сохранились редчайшие памятники истории,

народной культуры и изобразительного искусства. Культура, и в особенности

искусство племён, поселившихся на Брянщине, было однообразным. В XVIII веке

до нашей эры на крутых берегах Ипути, Судости, Десны, Сейма и их мелких

притоках возникли небольшие Юхновские поселения. Поселенцы занимались

подсечным земледелием, скотоводством, в меньшей степени рыболовством и

охотой.

Наибольшего

совершенствования

достигает

керамика

сосудов.

Изготавливали тонкостенные изделия значительных размеров, украшавшиеся

разнообразным

орнаментом,

нанесённым

с

помощью

специальных

штрихов-

палочек. Металлических деталей, использовавшихся в элементах одежды, в

этой культуре наблюдается немного. Наиболее яркими памятниками Юхновской

культуры являются городище-святилище у древнерусского города Вщиж; на

Десне и городище около села Случевск на реке Судости. В результате раскопок

выяснилось, что на Случевском городище присутствуют слои всех периодов

Юхновской

культуры.

Костюм

Юхновской

женщины

не

отличался

богатым

украшением. Элементы декора – бронзовые и железные посоховидные булавки,

бронзовые поясные пряжки, плоские костяные браслеты. В костюме юхновской

женщины не было карманов. Из предметов искусства следует отметить кружок

из мергеля с нанесённым точками равноконечным крестом.

Существовала ещё на Брянщине и колочинская культура. Колочинскую

культуру относят и к балтам, и к славянам, и к руссам. Сформировалась она на

базе многих культур. Височное кольцо, которое было найдено на Случевском

городище,

ценно

тем,

что

оно

первое

в

Среднем

Подесенье

и

является

своеобразным связующим звеном между культурами севера и юга. Брянское

изделие

изготовлено

из

более

тонкой

проволоки,

более

аккуратно,

более

миниатюрно. В дальнейшем это кольцо в несколько изменённом виде прочно

закрепилось

в

костюме

одного

из

восточно-славянских

племён

северян.

Северяне, так же как радимичи и вятичи, населяли территорию роменской

культуры. На севере роменцы доходили по Оке до современной Тулы (городище

Супруты ), на западе – до Чернигова, а на северо-западе заходили на правый

берег Десны до района нынешней Жуковки. Распространение чисто славянской

роменской

культуры

было

последней

миграцией

населения

на

территорию

Брянщины. С тех пор этнический состав населения здесь почти не менялся.

К X веку на территории Восточной Европы сложился ряд племенных

союзов.

Например,

древлянский

и

северянский

племенные

союзы

были

на

пороге

образования

собственного

государства.

Материальная

культура

выражалась

в

образовании

предгородских

центров

с

развитым

ювелирным,

металлургическим

производством.

Появляется

гончарство.

Появляется

раннегончарная керамика, леплённая от руки, содержащая грубые примеси. От

лепных

изделий

раннегончарную

керамику

отличает

и

орнамент.

У

лепной

керамики

«шагающая

гребёнка»,

а

у

раннегончарной

-

«крутая

волна»

и

линейный орнамент.

На территории Брянской области найден пока единственный памятник

Руси

X

века

это

курганная

группа,

разработанная

около

села

Левенка

Стародубского района. Состоит она из шести курганов. Наиболее интересны два

кургана, в которых находились захоронения в широких могильных ямах-камерах,

обложенных вдоль стен дубовыми брусьями. В этническом и культурном плане

всё население Брянщины восходит к роменцам. Но в конце X века эта прежде

единая культура разделилась на три ветви: радимичей, северян и вятичей.

Современная

Брянская

область

являлась

как

бы

стыком

трёх

этих

этнокультурных союзов, происходящих из роменской культуры.

Западную часть территории современной Брянщины занимали радимичи.

Культура

радимичей

носит

ярко

выраженный

сельский

характер.

Костюм

радимической женщины был довольно красочен. К головному убору на ремешках

крепились

бронзовые

семилучевые

височные

кольца.

На

шею

надевалась

плосковыпуклая в сечении гривна с концами, оформленными в виде розеток или

цветков

ромашки.

Ниже,

на

грудь

спускалось

ожерелье,

состоявшее

из

разноцветного

бисера,

золотых,

серебряных

или

стеклянных

бус,

лучниц,

крестовидных привесок. Ещё хочется рассказать о русской народной игрушке.

Русская

народная

игрушка

один

из

самых

ярких

феноменов

в

русле

традиционного искусства России. Нехитрая забава, детская «потеха», как в

старину

называли

игрушку,

явление

сложное,

глубокое

и

многоликое.

Во

многих деревнях и сёлах Брянщины до сих пор имеют распространение занятные

поделки для детей. Это прежде всего выполненные из папье-маше, иногда в

глине копилки, часто изображавшие домашних животных. На базарах и ярмарках

продавали отлитых из сахара подкрашенных «петушков», «зайчиков», «рыбок»

на палочках. К праздничным народным гуляниям, базарам, ярмаркам делали

«тёщины язычки» – бумажные, свёрнутые трубочки, выпрямляющиеся в длинные

«языки»,

раскидаи

тугие

бумажные

мячики

на

длинной

тонкой

резине,

обёрнутые цветной фольгой или раскрашенные.

Значительно ближе к народному искусству стоят выпекаемые кое-где на

Брянщине даже и сегодня мартовские «жаворонки» – один из образцов мелкой

обрядной

пластики.

Давным-давно

хлебные

эти

птички

превратились

в

съедобные игрушки. На Брянщине делали игрушки в основном из глины. В

деревнях Синий Колодезь в Новозыбковском районе и Лайковке в Мглинском

районе изготавливали архаичные реликтовые игрушки, которым свойственна

сравнительная узость круга сюжетов, первобытная примитивность в технологии

изготовления и в трактовке образа. Брянскую игрушку невозможно спутать ни с

какой иной из известных в Европейской России. Эта глиняная игрушка предельно

обобщена,

монолитна,

статична,

выполнена

без

излишней

детализации.

Особенно большой интерес представляет глиняная игрушка Мглинского района

Брянской области. В Мглине проживали мастера-гончары Ефим Лисовский, Фрол

Малышев.

Стефан Ефимович Лисовский, сын Ефима Лисовского, родился в деревне

Лайковке Мглинского района, впоследствии стал горшечником и игрушечником.

Он лепил и обжигал глиняные игрушки-свистульки. Как правило, это были

небольшие глиняные фигурки, которые легко уместятся на ладони ребёнка.

Фигурки представляли легко узнаваемых зверьков, птичек. Глина, с которой

работал мастер, после обжига приобретала рыжеватый, светло-коричневый с

золотистым оттенком цвет. Игрушки его не глазурованы и не имеют яркой

росписи. Только на спинке изделий видны две полоски кресс-накрест масляной

краской

в

один

цвет:

смесь

ультрамарина

с

белилами.

Раскраска

у

него

аккомпанирует форме.

Мглинский мастер Лукьян Васильевич Жугля вовсе не раскрашивает свои

изделия.

Он

покрывает

их

глазурью

стекловидной

прозрачной

корочкой,

которая появляется при обжоге изделия, если его предварительно смазать в

дёгте и припудрить «свинцовой мукой» – пережженным свинцом. В игрушках

Жугли

чувствуется

настоящее

большое

мастерство.

Его

свистульки

коровки

выполнены

единым

махом

и

дышат

жизнью.

Лепил

Лукьян

Васильевич

незатейливых барашков, собачек, курочек, уточек и других животных. Делал

ещё и кукольную глиняную посуду –очаровательные горшочки и кувшинчики,

которые

несут

в

себе

всю

прелесть

своих

больших

глиняных

собратьев

глиняных

кринок,

горшков,

бочонков.

Таковы

основные

типы

многоликого,

устойчивого, высоко духовного искусства рукотворной игрушки Брянщины.

МБДОУ №78 «Звездочка»

Воспитатель:

Каткова Марина Юрьевна



В раздел образования