Напоминание

Концепция средового музея МАОУ "Бутовская СОШ № 2"


Автор: Кольцов Михаил Анатольевич
Должность: Заместитель директора по УВР
Учебное заведение: МАОУ "Бутовская СОШ № 2"
Населённый пункт: Ленинский муниципальный район, Московской области
Наименование материала: Проект
Тема: Концепция средового музея МАОУ "Бутовская СОШ № 2"
Раздел: среднее образование





Назад




Проект

Концепции

средового

музея

МАОУ

«

Бутовская

СОШ

№ 2»

1

П Р О Е К Т

Концепции средового музея

МАОУ «Бутовская средняя общеобразовательная

школа № 2»

МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ,

ЛЕНИНСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН

2019

Проект

Концепции

средового

музея

МАОУ

«

Бутовская

СОШ

№ 2»

2

СОДЕРЖАНИЕ

РАЗДЕЛ 1.

ВВЕДЕНИЕ, РАСКРЫТИЕ ПОНЯТИЯ «СРЕДОВОЙ МУЗЕЙ»

РАЗДЕЛ № 2

АКТУАЛЬНОСТЬ, НОВИЗНА, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ,

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ БАЗА ПРОЕКТА КОНЦЕПЦИИ СРЕДОВОГО

МУЗЕЯ МАОУ «БУТОВСКАЯ СОШ № 2»

РАЗДЕЛ № 3

НОРМАТИВНО – ПРАВОВАЯ БАЗА ПРОЕКТА КОНЦЕПЦИИ

СРЕДОВОГО МУЗЕЯ МАОУ «БУТОВСКАЯ СОШ № 2»

РАЗДЕЛ № 4

МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА КОНЦЕПЦИИ СРЕДОВОГО

МУЗЕЯ МАОУ «БУТОВСКАЯ СОШ № 2»

РАЗДЕЛ № 5

РЕСУРСЫ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА КОНЦЕПЦИИ СРЕДОВОГО

МУЗЕЯ МАОУ «БУТОВСКАЯ СОШ № 2»

РАЗДЕЛ № 6

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

КОНЦЕПЦИИ СРЕДОВОГО МУЗЕЯ МАОУ «БУТОВСКАЯ СОШ № 2»

Проект

Концепции

средового

музея

МАОУ

«

Бутовская

СОШ

№ 2»

3

РАЗДЕЛ 1.

ВВЕДЕНИЕ, РАСКРЫТИЕ ПОНЯТИЯ «СРЕДОВОЙ МУЗЕЙ»

Средовой музей – музей, деятельность которого основывается в первую

очередь на музеефикации историко-культурной и/или природной среды со

всеми

составляющими ее

движимыми,

недвижимыми

и

нематериальными

объектами и существующими между ними взаимосвязями, а также с участием

людей, населяющих территорию.

Термин начал употребляться в конце 1980-х-начале 1990-х гг., когда

стало ясно, что предложенное разделение музеев по признаку хранимого и

репрезентируемого

на

коллекционные

музеи

и

ансамблевые

музеи

не

охватывает всего многообразия появившихся в последние два десятилетия 20

в. музейных форм.

Под средовым музеем подразумеваются, как правило, экомузеи, живые

музеи, большая часть музеев под открытым небом, некоторые музеи-усадьбы

и др. В РФ в настоящее время число средовых музеев растет. Все большее

число музеев, причисляемых к ансамблевым, приобретают признаки средовых

музеев:

главным

образом,

это музеи-заповедники и музеи-усадьбы,

активно

работающие с нематериальным наследием, делающие местных жителей —

носителей традиции — своими партнерами в деле сохранения и актуализации

наследия.

Несомненно,

к

средовым

музеям

следует

относить

Музей-

заповедник "Шушенское", Музей-заповедник М.Ю. Лермонтова "Тарханы",

Историко-архитектурный

музей-заповедник

"Кижи",

Музей-заповедник

"Ясная поляна", Соловецкий историко-архитектурный и природный музей-

заповедник, Музей-заповедник народной песни в с. Катарач Свердловской

обл., экомузеи Горной Шории.

Как типичный пример средового музея можно рассмотреть деятельность

Военно-исторического

и

природного музея-заповедника

"Куликово

поле".

Территория заповедника включает зоны, различные по степени ценности и

Проект

Концепции

средового

музея

МАОУ

«

Бутовская

СОШ

№ 2»

4

режиму

охраны.

Наряду

с

полностью

изъятыми

из

хозяйственного

пользования территориями со строгим заповедным режимом, в его состав

входят пахотные поля, пастбища, населенные пункты (поселок Епифань, село

Монастырщина),

мемориальные

объекты,

памятники

архитектуры

и

археологии,

действующие

храмы.

Музей

строит

свою

деятельность

на

комплексном изучении уникальной территории, сохранении и раскрытии ее

историко-культурного потенциала. Не только элементы среды, фиксирующие

память о Куликовской битве, но свидетельства всех эпох, оставивших здесь

свои следы, ландшафт, сохранившиеся элементы традиционного образа жизни

(агротехника, кулинария, ремесла) входят в систему музея-заповедника.

Особое

место

в

музейном

и

образовательном

пространстве занимают

школьные музеи. Школьный музей (музей образовательного учреждения) –

это центр краеведческой, музейно-педагогической работы в школе, основными

элементами которого являются музейное собрание, экспозиция и музейный

актив. В школьном музее осуществляется сотворчество детей и взрослых

(учителей, родителей, общественности) в процессе комплектования, учета,

хранения

и

использования

музейных

коллекций.

Школьный

музей

это

общественная организация, возникающая при взаимном сотрудничестве детей

и взрослых, в результате их взаимодействия. Эта деятельность способствует

углублению

знаний,

развитию

творчества,

познавательной

активности,

профессиональной ориентации школьников.

Учебные музеи как кабинеты естествознания и истории существовали во

многих

российских

гимназиях

в

XIX

веке,

например

в

Нижегородской

губернской

мужской

гимназии

долгие

годы

работал

естественно-

географический кабинет, насчитывающий более 100 экспонатов. Вопрос о

целесообразности

создания

музеев

историко-краеведческой

тематики

был

впервые

поставлен

в

книге

В.

Я.

Уланова

«Опыт

методики

истории

в

начальной школе» (1914).

По мнению организатора, целью создания такого

рода музея являлось изучение курса истории.

Проект

Концепции

средового

музея

МАОУ

«

Бутовская

СОШ

№ 2»

5

Задачи

деятельности

школьных

музеев

были

определены

комиссаром

просвещения

А.В.

Луначарским

на

Первой

Всероссийской

музейной

конференции в 1919 г. По его мнению, создание и пополнение музеев должно

идти снизу, и к этому необходимо призывать учителей и учащихся. Школьные

музеи того периода создавались по образу учебно-наглядных кабинетов «в

помощь учителю» с целью усвоения школьной программы.

В 1930-е гг. школьные музеи были политизированы. Считалось, что музей

– это проводник линии партии и помощник в социалистическом строительстве

страны.

После Великой Отечественной войны начался новый период в развитии

школьных музеев. В 1945 г. было издано Положение о массовом туристском

походе под названием «Поход пионеров и школьников по изучению родного

края», главной задачей которого провозглашалось создание краеведческих

музеев в школе.

За десять послевоенных лет в стране появилось множество школьных

музеев.

Это

получило

освещение

в

периодической

печати.

Большое

количество интересных заметок, написанных школьниками о своей работе в

школьных музеях, было напечатано в газете «Пионерская правда», журналах

«Юный натуралист», «Юный техник», «Костёр» и других детских изданиях.

В начале 1960-х гг. начался период подъема школьных музеев. Каждый

третий музей посвящался Великой Отечественной войне. Усиление интереса

было связано с необходимостью увековечить память о трагических событиях

военных

лет.

В

процессе

создания

музеев

была

велика

роль

ветеранов,

которые с большим желанием помогали учителям в создании экспозиций. В

школах

появились

комнаты

славы,

где

экспонировались

личные

вещи,

фронтовые письма ветеранов. Как следствие, музеи стали меньше походить на

учебные кабинеты и становились центром общественной жизни школы.

В 1960-е гг. правительство регламентировало и направляло деятельность

школьных

музеев.

В

1961

г.

Министерство

просвещения

РСФСР

издало

Проект

Концепции

средового

музея

МАОУ

«

Бутовская

СОШ

№ 2»

6

приказ

«Об

усилении

краеведческой

работы

в

школах

и

издании

краеведческих пособий для школы». В 1966 г. вышел приказ «О мерах по

дальнейшему улучшению деятельности школьных музеев», в котором была

одобрена инициатива педагогических коллективов по организации школьных

музеев

на

общественных

началах.

В

марте

1969

г.

в

Москве

прошла

Всероссийская

конференция

актива

школьных

музеев,

подтвердившая

их

высокий общественный статус.

В

соответствии

с

приоритетами

того

времени

создавались

музеи

революционной

и

боевой

славы,

патриотической

и

мемориальной

направленности. Например, в Ульяновске в 1969 г. был дан старт походу

школьников «Дорогами ленинской мечты», посвященному 100-летию со дня

рождения В.И. Ленина. В 1972 г. в связи с 50-летием образования СССР была

объявлена Всесоюзная туристско-краеведческая экспедиция «Моя Родина –

СССР». Всего

в

конце

1970-х

в

РСФСР

насчитывалось

более

трех

тыс.

школьных музеев.

Сеть

музеев

образовательных

учреждений

стремительно

развивалась.

Лучшие музеи удостаивались звания «Народный музей». Главные критерии их

деятельности – наличие и постоянное увеличение фондов.

С

середины

1980-х

гг.

происходило

становление

материальной

и

инструктивно-методической

базы

школьных

музеев,

проводилась

целенаправленная подготовка кадров, появились новые направления в сети

школьных музеев: литературные, историко-краеведческие, политехнические,

естественнонаучные,

спортивные

и

другие.

Большой

размах

набирала

поисковая работа, маршруты экспедиционных отрядов проходили по всей

стране.

Результатом

этих

походов

и

экспедиций

стал

сбор

научной

информации и подлинных предметов, которые пополняли фонды школьных

музеев. Так, в 1983 г. в их фондах насчитывалось более миллиона предметов.

Часть экспонатов пополнила фонды государственных музеев.

Проект

Концепции

средового

музея

МАОУ

«

Бутовская

СОШ

№ 2»

7

В

90-е

гг.

в

связи

с

кризисными

явлениями

в

российском

обществе

деятельность по созданию школьных музеев стала менее значима. В 1995 г.

количество

музеев

уменьшилось

в

два-три

раза.

Финансовые

трудности,

нехватка

помещений,

отсутствие

интереса

стали

основными

причинами,

оказавшими негативное влияние на развитие школьных музеев.

Начиная

с

1996

г.

наблюдалось

возрождение

школьных

музеев:

происходило

восстановление

закрытых

музеев,

их

преобразование

и

переоборудование, изменение направленности.

В последние годы школьные музеи значительно изменились, изменились

их экспозиции, как внешне, так и по содержанию. На современном этапе

школьный

музей

ценностно-ориентационный

компонент

всей

системы

образования.

Поисково-исследовательские

задания,

экскурсионная

деятельность,

сбор

материала,

обработка

фондов,

оформительская

и

агитационная работа, инновационно - проектная деятельность – вот далеко не

полный перечень деятельности в школьных музеях.

Однако

существуют

и

определенные

проблемы

в

современном

школьном музее в традиционном его понимании. Обычно посещение музея

предполагает

достаточно

пассивное

участие

экскурсантов.

Участники

слушают,

смотрят,

перемещаются по объекту,

но при этом

могут весьма

поверхностно воспринимать увиденное.

И

здесь

на

помощь

приходят

интерактивные

формы,

наоборот,

позволяют вовлечь участников в активное взаимодействие с экскурсоводом и

подтолкнуть их к «самостоятельному» исследованию объекта или объектов

экскурсии, экспонатов музея. Это существенно усиливает остроту восприятия

материала

и

делает

мероприятия

более

интересными

и

более

запоминающимися.

Эффективность интерактивных форм работы способствует:

Проект

Концепции

средового

музея

МАОУ

«

Бутовская

СОШ

№ 2»

8

-

интенсивности

процесса

понимания,

усвоения

и

творческого

применения знаний при решении практических задач за счет более активного

включения посетителей в процесс;

-

повышению

мотивации

и

вовлеченность

участников

в

решение

обсуждаемых

проблем,

что

дает

эмоциональный

толчок

к

последующей

поисковой активности участников;

-

приросту

знаний,

умений,

навыков,

способов

деятельности

и

коммуникации, раскрытию новых возможностей учащихся.

Все

вышесказанное подчеркивает

значимость

одного

очень

важного

тезиса - чтобы быть востребованными новыми поколениями учеников, музей в

школе должен быть живым. Живым в смысле постоянного поиска не только

новых

экспонатов,

но

и

поиска

новых

форм

и

методов

музейно-

педагогической работы, которая позволяла бы непрерывно «держать» детскую

аудиторию,

пробуждать

и

поддерживать

в

ней

интерес

к

творчеству

и

обучению.

Таким образом, школьный музей просто «обязан» быть живым то есть

средовым, посещаемым, и интересным как для учащихся и их родителей, так

и для всех остальных. Двери средового школьного музея должны быть всегда

широко

открыты,

а

экспозиции

не

только

радовать

глаз,

но

и

быть

наполненными образовательным составляющим.

Проект

Концепции

средового

музея

МАОУ

«

Бутовская

СОШ

№ 2»

9

РАЗДЕЛ № 2

АКТУАЛЬНОСТЬ, НОВИЗНА, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ,

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ БАЗА ПРОЕКТА КОНЦЕПЦИИ

СРЕДОВОГО МУЗЕЯ МАОУ «БУТОВСКАЯ СОШ № 2»

Музей трудовой и боевой славы имени Героя Советского Союза, летчика-

испытателя Георгия Константиновича Мосолова

МАОУ «Бутовская средняя общеобразовательная школа № 2»

Современная школа, независимо от ее статуса остро нуждается в музее

как

факторе

воспитания

патриотизма,

духовно-нравственной

культуры

личности.

Патриотическое

воспитание

подрастающего

поколения

всегда

являлось

одной

из

важнейших

задач

в

любом

государстве.

Учитывая

быстротечность времени, уникальность многих уходящих событий из жизни

школы и ее учеников, было принято решение создать в школе свой музей,

который

в

экспозициях

и

фондах

давал

бы

наглядное

представление

об

исторически

значимых

событиях

и

личностях,

предметах

прошлой

и

настоящей жизни школы, достойно представлял заслуги старших поколений,

выпускников, обращая прошлое школы во имя новых достижений.

Инициатива

создания

музея

принадлежит

администрации

МАОУ

«Бутовская

СОШ

и

ФБУ

культуры

и

искусства

«Центральный

офицерский

клуб

Воздушно-космических

сил»

Министерства

обороны

Российской Федерации.

Если понимать образование как механизм передачи знаний и культурных

и

образовательных

ценностей

от

одного

поколения

к

другому,

то

музей

должен стать его ключевым звеном и которое займет достойное место в

образовательной среде школы. В связи с этим закономерным становится и то,

что

школьный

музей

будет

носить

имя

выдающегося

человека

Героя

Советского

Союза,

легендарного

летчика-испытателя

Георгия

Константиновича Мосолова.

Проект

Концепции

средового

музея

МАОУ

«

Бутовская

СОШ

№ 2»

10

Дата создания музея 18 марта 2019 года – первая годовщина со дня смерти

Георгия Константиновича Мосолова, с этого момента началась кропотливая

работа по становлению музея, основной этап которой должен завершится к

маю

2019

года,

когда

музей

распахнет

свои

двери

для

обучающихся,

родителей, жителей района.

Работа музея будет строится, исходя из современных целей и задач,

стоящих перед школой по обучению и воспитанию, к которым относится:

- создание, приумножение и сохранение материальных и нематериальных

культурных и образовательных ценностей, а также традиций;

-

создание

современного

школьного

музея

для

формирования

у

обучающихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему

Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных

обязанностей по защите интересов Родины;

-

создание

виртуального

музея

в

качестве

основы

инновационных

технологических возможностей по созданию интерактивной информационной

системы;

- реализация системно-деятельностного подхода в образовании.

Системно-деятельностный подход – методологическая основа стандартов

нового

поколения.

Системно-деятельностный подход

нацелен

на

развитие

личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно

быть организовано так, чтобы целенаправленно обеспечивать развитие. Один

из дидактических принципов – принцип деятельности – заключается в том,

что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, способствует

активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных

способностей.

Школьный музей – это элемент образовательной системы, инструмент

интерактивного

обучения,

реальное

воплощение

принципов

системно

-

деятельностного

подхода,

прописанного

в

ФГОС,

средство

духовного

воспитания. В «Концепции патриотического воспитания граждан Российской

Проект

Концепции

средового

музея

МАОУ

«

Бутовская

СОШ

№ 2»

11

Федерации»

обозначена

цель:

«развитие

в

российском

обществе

высокой

социальной

активности,

гражданской

ответственности,

духовности,

патриотизма, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и

качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах

Отечества,

укрепления

государства,

обеспечения

его

жизненно

важных

интересов и устойчивого развития».

Цели, определяемые указанной Концепцией, вполне успешно могут быть

реализованы в формате работы школьного музея в рамках ведения системно-

деятельностного подхода в образовании. Что подразумевает собой создание

двухмерного

и

трехмерного

моделирования

в

виртуальной

среде,

интерактивных карт и панорам, проектирование виртуальных экскурсионных

программ на базе экспозиций музея.

Биография Георгия Константиновича Мосолова

Заслуженный лётчик-испытатель СССР (20.09.1967 г.). Герой Советского

Союза (05.10.1960 г.), полковник. Заслуженный мастер спорта СССР (1965 г.).

Родился 3 мая 1926 года в Уфе. В 1943 году окончил Центральный

аэроклуб имени В.П.Чкалова, который в то время располагался в Казани.

В 1944 году с отличием закончил спецшколу ВВС № 9 в Казани.

С 1944 года в Советской Армии.

В 1945 году окончил школу первоначального обучения лётчиков.

В 1948 году окончил Чугуевское ВАУЛ.

В 1949 году окончил Высшую офицерскую авиационно-инструкторскую

школу (г. Грозный).

До 1951 года был лётчиком-инструктором в Чугуевском ВАУЛ.

В 1953 году окончил Школу лётчиков-испытателей.

В 1959 году окончил МАИ. С мая 1953 года по сентябрь 1962 года — на

лётно-испытательной работе в ОКБ А.И.Микояна (в 1959-1962 гг. — старший

лётчик-испытатель ОКБ). Поднял в небо и провёл испытания Е-2(14.02.1955

Проект

Концепции

средового

музея

МАОУ

«

Бутовская

СОШ

№ 2»

12

г.),

СМ-9/3

(МиГ-19С (сентябрь

1955

г.), И-3У (август

1956

г.), И-

(22.04.1957

г.), И-75 (28.04.1958

г.), СМ-12ПМ (май

1958

г.),

И-75Ф

(сентябрь 1958 г.), Е-6/3 (МиГ-21Ф) (декабрь 1958 г.), Е-152А (10.07.1959 г.),

Е-6/9 (ноябрь 1960 г.), Е-152 (21.04.1961 г.), Е-8 (17.04.1962 г.). Участвовал в

испытаниях МиГ-17

(СДК-5),

МиГ-17

(СДК-7), МиГ-17

(СИ-10),

МиГ-17

(СИ-16),

Е-2А, СМ-50

(МиГ-19ПУ),

провёл

испытания МиГ-17

(СН) на

штопор.

За мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной

техники,

полковнику

Мосолову

Георгию

Константиновичу

указом

Президиума Верховного Совета СССР от 5 октября 1960 года присвоено

звание

Героя

Советского

Союза

с

вручением

ордена

Ленина

и

медали

«Золотая Звезда».

11 сентября 1962 года Георгий Мосолов испытывал очередную новую

машину

Е-8/1.

На

высоте

10000

метров

и

скорости

М=1,7

произошло

разрушение диска 6-й ступени компрессора двигателя. Один из обломков

пробил корпус двигателя, фюзеляж и правую консоль крыла в зоне элерона,

выведя

из

строя

обе

гидросистемы.

Катапультирование

допускалось

на

скорости до 800 км/ч, но так как скорость перевернувшейся пикирующей

машины погасить не удавалось, лётчик-испытатель покинул машину нештатно

на высоте 8000 метров. Ещё в кабине он получил травму головы и перелом

руки, после катапультирования скоростным напором воздуха сломало ногу (не

сработал захват), после раскрытия парашюта тело перехлестнуло лямкой, и

лётчик повис в положении вниз головой. С трудом, одной рукой, скинув лямку

в считанные секунды до касания земли, при приземлении на лес не выдержала

вторая нога.

Мосолов 5 часов дожидался прибытия спасателей. После обнаружения

был доставлен в клиническую больницу им. С.П.Боткина в Москве. Медики,

помимо многочисленных переломов, определили тяжёлую травму головы. На

следующий день Мосолов потерял сознание, остановилось дыхание, врачи

Проект

Концепции

средового

музея

МАОУ

«

Бутовская

СОШ

№ 2»

13

констатировали клиническую смерть. Но в ходе реанимационных действий и

последующей операции врачам удалось вернуть его к жизни.

Вскоре потребовалась ещё одна операция — горлосечение. Второй раз

наступила клиническая смерть. Подключили аппарат искусственного дыхания.

Несколько суток врачи боролись за жизнь лётчика, в очередной раз возвращая

его к жизни.

Травмы

надолго

приковали

Георгия

Константиновича

к

больничной

койке. Когда врачи разрешили посещения, в числе первых примчался Юрий

Гагарин, переживавший за друга. Затем в палату потёк людской поток родных,

близких, знакомых. Такая терапия человеческого сопереживания тоже дала

положительный эффект. Мосолов пошёл на поправку. Только через год он

снова коснулся земли ногами. Однако полученные тяжелейшие травмы не

позволили ему после выздоровления вернуться на лётную работу.

Г.К.Мосолов стал первым летчиком-испытателем страны, открытым для

средств массовой информации как профессиональный летчик-испытатель. Ход

его лечения после катапультирования освещался в печати, он был постоянным

участником

популярных

новогодних

телепередач

«Голубой

огонек»,

его

фотографии

в

гермошлеме

сверхсекретного

истребителя

помещали

на

обложках

отечественных

и

зарубежных

иллюстрированных

журналов.

Г.К.Мосолов — Почетный гражданин города Харькова. Имя Г.К.Мосолова

присваивалось

трудовым

коллективам,

школам,

пограничным

заставам.

Г.К.Мосолова

связывала

тесная

дружба

с

первым

космонавтом

планеты

Юрием Гагариным.

20 сентября 1967 года Георгию Константиновичу было присвоено звание

«Заслуженный лётчик-испытатель СССР».

Установил 6 мировых авиационных рекордов (из них 3 — абсолютные).

С 1966 года — в запасе. Работал ведущим инженером на лётной станции ОКБ.

В

дальнейшем

работал

в

авиаотделе

Высшей

комсомольской

школы.

С сентября 1969 года до мая 1973 года — Председатель Федерации хоккея

Проект

Концепции

средового

музея

МАОУ

«

Бутовская

СОШ

№ 2»

14

СССР,

Член

президиума

Федерации

хоккея

СССР.

С конца 70-х до 1983 года — представитель Аэрофлота за рубежом.

Жил в Москве. Скончался 18 марта 2018 года, на 92-ом году жизни.

Награды:

-медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза (№ 11119);

-два ордена Ленина;

-орден Красной Звезды;

-медали.

Удостоен 3 медалей де Лаво (ФАИ) (1960 г., 1962 г., 1963 г.).

Проект

Концепции

средового

музея

МАОУ

«

Бутовская

СОШ

№ 2»

15

РАЗДЕЛ № 3

НОРМАТИВНО – ПРАВОВАЯ БАЗА ПРОЕКТА КОНЦЕПЦИИ

СРЕДОВОГО МУЗЕЯ МАОУ «БУТОВСКАЯ СОШ № 2»

Проект

Концепции

средового

музея

МАОУ

«Бутовская

СОШ

2

разрабатывается на основе следующих нормативно-правовых документов:

Конституция Российской Федерации;

Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в

Российской Федерации»;

Федеральные государственные образовательные стандарты;

Концепция развития музейной деятельности в Российской Федерации на

период до 2020 года;

Распоряжение

Правительства

РФ

от

29

мая

2015

г.

996-р

«Об

утверждении Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025

г.»

;

Письмо Министерства образования Российской Федерации от 12 марта

2003

г.

28-51-181/16

«О

деятельности

музеев

образовательных

учреждений»

;

Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 1493 «О

государственной

программе

«Патриотическое

воспитание

граждан

Российской Федерации на 2016–2020 годы»

;

Федеральный закон от 26.05.1996 № 54-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О

Музейном

фонде

Российской

Федерации

и

музеях

в

Российской

Федерации»

;

Письмо Министерства образования РФ от 25.10.1999 г. № 06-9ин/28-06

Генерального штаба Министерства обороны РФ от 26.10.1999 г. № 4036

«О военно-патриотическом воспитании молодёжи»

;

Проект

Концепции

средового

музея

МАОУ

«

Бутовская

СОШ

№ 2»

16

Письмо Министерства образования и науки РФ от 30.06.2005 г. № 03-

1230

«Об

организации

работы

в

образовательных

учреждениях

по

изучению и использованию государственных символов России»

;

Письмо Министерства образования и науки РФ от 01.03.2002 № 30-51-

131/16 «О рекомендациях об организации воспитательной деятельности

по

ознакомлению

с

историей

и

значением

официальных

государственных символов Российской Федерации»

;

Указ Президента РФ от 16 мая 1996 г. № 727 «О мерах государственной

поддержки

общественных объединений,

ведущих

работу

по

военно-

патриотическому воспитанию молодёжи»

;

Постановление Правительства РФ от 24 июля 2000 г. № 551 «О военно-

патриотических молодёжных и детских объединениях»

;

Федеральный

закон

от

19

мая

1995

г.

80-ФЗ

«Об увековечении

Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945

годов»

;

Закон РФ от 14 января 1993 г. № 4292-1 «Об увековечении памяти

погибших при защите Отечества»

;

Федеральный закон от 13 марта 1995 г. № 32-ФЗ «О днях воинской

славы и памятных датах России»

.

Проект

Концепции

средового

музея

МАОУ

«

Бутовская

СОШ

№ 2»

17

РАЗДЕЛ № 4

МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА КОНЦЕПЦИИ СРЕДОВОГО

МУЗЕЯ МАОУ «БОТОВСКАЯ СОШ № 2»

Как показывает опыт, сегодня отмечается постепенное падение интереса

школьников к традиционной экскурсии, но у них появляется стремление к

самостоятельному

знакомству

с

музеем,

поэтому

всё

больший

интерес

приобретают

интерактивные

формы

работы

с

подростковой

аудиторией,

работа

школьных

музеев

приобретает

новое

звучание.

Школьные

музеи

стремятся активнее использовать новые информационные технологии.

А может ли школьный музей вписаться в педагогику ХХI века, найти свое

место в период перехода на новые ФГОС? Школьный музей не только может,

но и должен стать эффективным средством реализации требований ФГОС.

Принципиальное

отличие

новых

стандартов

от

ранее

действующих

заключается

в

том,

что

основной

целью

является

не

предметный,

а

личностный результат. Во главу ставится личность ребенка, ее развитие, а не

набор информации, обязательной для изучения.

Какие возможности реализации требований ФГОС дает школьный музей

и

музейная

педагогика?

Потенциал

школьного

музея

для

воспитания

и

развития

личности

учащихся

реализуется

через

функции

музея

-

информативную,

просветительскую,

коммуникативную,

воспитательную,

эстетическую, исследовательскую.

Виртуальные выставки, интернет-конференции, интернет-исследования

и проекты, дистанционные консультации - все это подчеркивает значимость

одного

очень

важного

тезиса

-

чтобы

быть

востребованным

новыми

поколениями учеников, музей в школе должен быть средовым.

Особенности

и

находки

практической

работы

музеев

обязательно

представлены

заинтересованной аудитории

для

обмена

опытом

в

области

музейной

педагогики.

Новый

инструментарий

-

информационно-

Проект

Концепции

средового

музея

МАОУ

«

Бутовская

СОШ

№ 2»

18

коммуникационные технологии и их компетентное использование - должно

служить привлечению молодого поколения к вопросам истории Отечества,

края и семьи, русской культуре и окружающей природе. В последние годы в

музейной

практике

сформировался

принципиально

новый

подход

к

использованию современных средств отображения информации. Более того, в

данном случае материальный и мультимедийный объекты не работают друг

без друга и не могут быть предъявлены зрителю по отдельности. Школьный

музей должен не только хранить, изучать и вести учет экспонатов, но и

демонстрировать

их

своим

посетителям.

Поэтому

сейчас

необходимо

использовать

новые

информационные

технологии

в

экспозиционно-

выставочной работе.

Задача, стоящая перед современным школьным музеем

– не только

создание сайта в Интернет, но и постепенное формирование полноценного

виртуального музея. В третье тысячелетие Россия должна войти с развитой

музейной информационной инфраструктурой.

Однако,

в

последнее

время

возникает

проблема:

как

сделать

краеведческую, поисково-исследовательскую работу в школьном музее более

интересной и привлекательной для современного подростка. В связи, с чем

становится актуальным использование компьютерных технологий в данном

направлении.

Поэтому

важнейшими

механизмами

реализации

проекта

Концепции

средового

музея

становится

технологии

интерактивности

и

виртуализации музейного пространства.

Обратимся к понятию интерактивность.

Интерактивность (от англ. interaction «взаимодействие») – понятие,

которое раскрывает характер и степень взаимодействия между объектами.

Используется

в

областях:

теория

информации,

информатика

и

программирование,

системы

и

телекоммуникации,

социология,

промышленный дизайн, музейное дело и др.

Проект

Концепции

средового

музея

МАОУ

«

Бутовская

СОШ

№ 2»

19

Интерактивность (от лат. inter «между, внутри» и activus «деятельный»)

модернистский

термин,

характеризующий

новые

виды

эстетической

деятельности

виртуальной

реальности,

компьютерной

графики.

В

более

широком,

радикальном

смысле

усиление

роли

зрителя

и

даже

замена

авторского

видения

зрительской

активностью,

творческим

воображением

дилетанта.

В

настоящее

время

среди

специалистов,

перечисленных

областей,

отсутствует конкретное устоявшееся определение значения этого термина.

Тем не менее, этот термин, обобщенно, можно определить так:

Интерактивность – это принцип организации системы, при котором цель

достигается информационным обменом элементов этой системы.

Степень интерактивности это показатель, характеризующий, насколько

быстро и удобно пользователь может добиться своей цели.

Элементами

интерактивности

являются

все

элементы

взаимодействующей

системы,

при

помощи

которых

происходит

взаимодействие с другой системой/человеком (пользователем).

Впервые

концепция

интерактивного

музейно-образовательного

пространства (без использования этого термина) была предложена именно в

России, и сделал это А.У. Зеленко, поставивший своей задачей воспитание

«чувственной грамотности» посетителей и создававший на своих выставках

ситуацию активного взаимодействия с экспозиционным материалом. Это было

внешнее и внутреннее взаимодействие, когда активизировались их сознание,

интеллект, эмоциональная сфера. Все это в целом побуждало к творчеству.

В

1920-1930-х

гг.

появилось

понятие,

близкое

к

интерактивности.

Интериоризация – переход действия во внутренний план. Это направление

разрабатывал наш соотечественник, психолог Л.С. Выготский. Согласно его

теории, психическое развитие человека происходит, прежде всего, в ситуации

социального взаимодействия его с окружающими людьми и внешним миром.

Проект

Концепции

средового

музея

МАОУ

«

Бутовская

СОШ

№ 2»

20

Однако эти теории не оказали почти никакого влияния на музейную практику

1930-1970-х гг.

За

рубежом

идея

интерактивного

музейного

пространства

начинает

формироваться в 1960-е гг. под влиянием теории Ж. Пиаже. Швейцарский

психолог сделал вывод о важности взаимодействия ребенка с предметным

миром.

Появляются

такие

формы

работы

с

музейной

аудиторией,

которые

постоянно требуют самостоятельности, активности и творческого закрепления

знаний, например, экскурсия завершается работой в мастерских, а нередко ее

заменяет работа с листками активности, или творческими тетрадками.

Следующим шагом становится создание интерактивной музейной среды.

Здесь следует выделить деятельность Михаэла Спока. В созданных детских

музеях,

посетителям

предоставлялась

возможность

непосредственного

контакта с экспонатами.

Увеличение

числа

интерактивных

экспозиций

явилось

отражением

процесса постепенной смены приоритетов: музеи, в центре внимания которых

находились вопросы сохранения и показа экспонатов, уступали место музеям,

ориентированным преимущественно на публику.

Начиная с 1990-х гг. интерактивные технологии начинают осваиваться

и российскими музеями.

Интерактивность

предлагает

право

посетителя

на

проявление

свободы и творчества в пространстве музея. Она требует создания среды, для

характеристики которой ключевыми являются слова «я сам»

– действую,

думаю,

принимаю

решения.

Проектируя

такую

среду,

музейный

педагог

обязан с самого начала продумывать, как можно организовать взаимодействие

посетителя с воспринимаемым материалом.

Сам музейный педагог в этой ситуации «уходит в тень», становясь лишь

помощником.

Проект

Концепции

средового

музея

МАОУ

«

Бутовская

СОШ

№ 2»

21

В средствах массовой информации и в музейных кругах интерактивным

музеем обычно называют технически и технологически оснащенный музей,

работа

которого

в

первую

очередь

направлена

на

диалог

с

публикой.

Подразумевается, что в арсенале технологий такого музея наличествуют видео

шоу, панорамные проекции, виртуальная реальность, аниматрониксы и многое

другое. Однако интерактивность далеко не всегда связана с техническими

средствами.

Все более

актуальными становятся интерактивные

экскурсии,

включающие диалоги с публикой, мастер-классы, викторины, концерты и

другие

проявления

интерактивности,

не

требующие

новых

технологий.

Музейные сайты также приобретают все более интерактивный характер. Они

не только предлагают информацию, но и вовлекают зрителя в общение с

музеями

через

анимированные

планы

и

схемы,

видеопанорамы,

удобные

поисковые системы, игры, чаты, он-лайновую торговлю билетами, книгами,

сувенирами и др.

В последнее время технологии интерактивности активно проникают в

музеи образовательных учреждений, то есть в школьные музеи. Однако одной

из

особенностей

школьного

музея

является

то,

что

он

уже

является

интерактивным по своей природе.

Посетители музея – учащиеся, учителя, родители, являются активными

участниками создания музейной среды. Они активно взаимодействуют между

собой,

создавая

особое

музейное

пространство,

и

являются

не

только

зрителями,

но

и

участниками

процесса.

Учащиеся

чувствуют

свою

причастность

к

формированию

экспозиции:

участвуют

в

обсуждении

тематики, приносят из дома экспонаты. И часто становятся экскурсоводами.

Другая

особенность

это

игровое,

интерактивное

образовательное

пространство, в котором ребенок может делать что-то самостоятельно, по

своему

выбору:

входить

в

состав актива

или

совета

музея,

быть

просто

посетителем, участвовать в творческой группе или просто помогать музею.

Проект

Концепции

средового

музея

МАОУ

«

Бутовская

СОШ

№ 2»

22

Во многих музеях трогать ничего нельзя, а в школьном музее можно

самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать –

быть соавтором экспозиции.

На базе школьных музеев часто работают творческие мастерские, клубы

по

интересам, кружки.

Во

многих

музеях

есть экспозиции,

посвященные

русским

народным

традициям,

что

позволяет

на

их

основе

не

только

познакомиться

с

промыслами

и

традициями,

но

и

самому

изготовить

некоторые экспонаты, стать организатором какого-либо праздника.

В школьных музеях часто создается школьное самоуправление, которое

активно участвует в жизни школы и музея.

Школьные годы являются таким возрастным периодом, когда активно

формируется мировоззрение ребенка: его отношение к себе, к другим людям, к

окружающему миру. Поэтому именно в этом возрасте важно создать условия

для развития у детей понимания того, что человек сам творит историю и

формирует к себе отношение.

Необходимо сделать так, чтобы музейный мир стал близким и понятным

с

детства,

чтобы

у

ребенка

сформировалась

необходимость

познания

исторических сведений, потребность бывать в музеях, ценить прошлое, что,

бесспорно, будет являться неотъемлемой чертой его духовного становления,

социального развития.

Огромную помощь могут оказать технология интерактивности. По

пути

ее

освоения

идут

музеи

других

профилей,

технология

позволяет

превратить посетителя из наблюдателя в активного участника, используя для

этого

разнообразные

формы

работы:

участие

в

творческих

мастерских,

в

создании экспозиции, проведении экскурсии, а также обеспечивая его право

на доступ к информации, возможность выбора и проявления инициативы.

Технология интерактивности привлекательна не только для посетителей,

но,

по

утверждению

ведущих

музейных

педагогов

страны,

становится

основной тенденцией развития музеев.

Проект

Концепции

средового

музея

МАОУ

«

Бутовская

СОШ

№ 2»

23

Виртуальный музей — это собрание Web-страниц, расположенных не

обязательно

на

одном

Web-сервере,

содержащих

каталоги

и

фотографии

экспонатов из

различных художественных собраний.

«Посетитель» такого

музея может выбирать то, что его интересует. Фотографию заинтересовавшего

его экспоната посетитель может сразу же сохранить на своем компьютере. В

силу такой возможности выбора и сохранения этот способ приобщения к

культуре оказывается удобнее и дешевле приобретения не только печатной

продукции,

но

даже

и

компакт

дисков.

Виртуальный

музей

бывает

как

плоским

(напоминающим

скорее

свой

каталог)

например

мобильное

приложение, так и трехмерным, позволяющим пройти по залам, посмотреть на

экспонаты под разными углами

Критерии, которым должен обладать виртуальный музей:

1. репрезентативность и содержательность виртуальной экспозиции;

2.

многослойность

представленной

информации,

подходящей

для

различных

профессиональных,

возрастных

и

образовательных

категорий

пользователей;

3. ясный пользовательский интерфейс с удобной навигацией.

В

настоящее

время

виртуальные

музеи

помогут

решить

актуальную

управленческую

и

педагогическую

проблему

«сохранение

традиций

школьного музея» в новых условиях развития общества.

Виртуальный музей решает проблему расширения доступа детей, их

родителей,

педагогов

к

материалам,

имеющим

высокий

образовательный

потенциал в силу их культурной ценности.

Виртуальная

версия

школьного

музея

ускоряет

процесс интеграции

школы,

и

социума

для

осуществления

целей

воспитания

подрастающего

поколения, развивает партнерские отношения между педагогами, родителями

и детьми при общении через Интернет.

Особенность виртуального музея заключается в том, что он хоть и

расположен в сети Интернет, но основан на реальных экспонатах, имеет свою

Проект

Концепции

средового

музея

МАОУ

«

Бутовская

СОШ

№ 2»

24

собственную

структуру

и

свободный

доступ

к

музейным

экспозициям,

получению

и

распространению музейной

информации.

Всё

это

позволяет

сформировать единое информационное образовательное пространство. Кроме

того,

создание

виртуального

музея

способствует

социализации

учащихся,

стимулирует

их

познавательную

активность

и

повышает

эффективность

использования музейной информации в учебно-воспитательном процессе.

Другие механизмы реализации проекта Концепции средового музея с

использованием информационных технологий:

1. Применение компьютерной техники для создания электронной базы

данных фондов музея, описания музейных предметов, оформления учетной

документации,

формирования

в

фондах

школьного

музея

электронной

библиотеки, коллекции аудио- и видеозаписей, коллекции фотографий.

2. Формирование электронных каталогов. При их создании описания

предметов отбираются из базы данных на основе какой-то идеи, необходимым

образом

группируются,

сопровождаются

статьями,

то

есть

происходит

интерпретация информации.

3. Создание электронной экспозиции, интерактивного экспозиционно-

выставочного

пространства,

преобразование

существующей

или

формирование специальной музейной среды. Применение аудиовизуальных и

компьютерных средств, мультимедийных программ в музее создают новые

возможности в работе с посетителями.

4. Применение офисной и компьютерной техники для редактирования и

тиражирования печатных и электронных материалов, создание презентаций

для

использования

в

учебной

деятельности и

демонстрации их

в

рамках

школьных мероприятий. Локальные сайты, на которых представлены базы

данных музейных предметов с возможностью построения к ним различных

запросов очень динамичны, максимально задействуют такое мощное средство,

как интерактивность, стимулируют рост информационных ресурсов музея.

Проект

Концепции

средового

музея

МАОУ

«

Бутовская

СОШ

№ 2»

25

5.

Организация проектной

деятельности с

использованием

Интернет

технологий (сбор материалов в сети, поиск возможных «сетевых» партнеров

учреждения

библиотек,

музеев,

фондов,

дистанционных

обучающих

центров; электронная переписка с экспертами и различными учреждениями

для консультаций; проведение совместных проектов со школьниками других

городов, с музеями аналогичного профиля).

Создание виртуального школьного музея в образовательном учреждении

способствует использованию разнообразных форм работы музея, активизации

общественных

органов

самоуправления,

позволяет

значительно

повысить

оценку музея со стороны основных участников образовательного процесса и

способствует открытой коммуникации и эффективному сетевому партнерству.

Музей

в

современной

школе

представляет

собой

такую

интегрированную

информационно-педагогическую

среду,

где

становятся

возможными новые формы в организации познавательной и коммуникативной

деятельности

учащихся,

позволяющие

приобретать

знания

и

умения

самостоятельно и использовать в практической деятельности.

Проект

Концепции

средового

музея

МАОУ

«

Бутовская

СОШ

№ 2»

26

РАЗДЕЛ № 5

РЕСУРСЫ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА КОНЦЕПЦИИ

СРЕДОВОГО МУЗЕЯ МАОУ «БУТОВСКАЯ СОШ № 2»

1.

Интерактивные столы.

(Интерактивный

стол

представляет

собой

сенсорную

поверхность,

поддерживающую

больше

количество

одновременных

касаний

и

имеющую

встроенный

компьютер

для

проведения

качественного

обучения среди детей школьного возраста. Интерактивный стол может

иметь

в

комплекте

набор

образовательных

игр,

программы

для

рисования, для собирания пазлов и т.д. Процесс обучения приобретает

черты организованной деятельности и является более качественным,

особенно среди обучающихся образовательных организаций, благодаря

широким

возможностям

содержания

и

наличию

тактильной

составляющей. Некоторые модели интерактивных столов имеют режим

создания

собственных

уроков,

выход

в

интернет

через

встроенный

браузер, уроки с использованием музыки и многое другое. Коллективная

работа очень эффективна именно за интерактивным столом, причем как

в рамках сотрудничества, так и в режиме соперничества).

2.

Дисплеи с компактными медиаплеерами

(Дисплеи выглядят как картины, размещенные на стене; компактные

видеоплееры

расположены

внутри

рамок,

изображения

сменяются

в

режиме слайд-шоу).

3.

Интерактивная сенсорная книга

(Книга предназначена для активного просмотра и изучения одиночными

посетителями или группами, в ней имеются функции перелистывания

страниц, просмотра изображений, видео, звукового сопровождения).

4.

Интерактивный сенсорный стол

Проект

Концепции

средового

музея

МАОУ

«

Бутовская

СОШ

№ 2»

27

(Это

мультимедийное

устройство,

которое

превратит

музейное

помещение

в

информационно-познавательное

пространство.

Конфигурация и размеры стола позволяют работать сразу с четырех

сторон. При помощи сенсора управлять столом могут и педагоги и

обучающиеся).

5.

Комплекс «Интерактивные визитные карточки»

(Комплекс

представляет

собой

гибкую

систему

вывода

информационного контента, с возможностями интерактивной панели.

Комплекс может отражать: текстовую информацию, фото и видео файлы

(как в статическом виде, так и в виде презентаций).

6.

Музейные витрины

(Профильная музейная витрина имеет несколько секций, некоторые из

которых полностью застеклены, а некоторые оборудованы наклонными

полками).

7.

Оборудование для подсветки экспонатов

(В комплекте аудиогид, видеоряд и подсветка экспонатов экспозиции

программно синхронизированы).

8.

Интерактивные дисплеи

(Многофункциональный сенсорный интерактивный дисплей заменяет

собой целый комплекс оборудования. Такой сенсорный дисплей можно

применять

как

маркерную

доску,

работать

с

web-приложениями,

отображать

на

нем

рабочий

стол

компьютера

или

ноутбука,

демонстрировать

презентационные

материалы,

проводить

телеконференции

и

т.д.

Четкая,

яркая

картинка

и

интерактивность

вовлекают аудиторию в совместную работу).

9.

Аудиоаппаратура

(Текст аудиогида сопровождает обучающихся на экскурсии в музее).

10.

Миниатюрные проекторы

Проект

Концепции

средового

музея

МАОУ

«

Бутовская

СОШ

№ 2»

28

(Проекторы

обеспечивают

высочайшую

цветовую

насыщенность

и

четкость изображения.

С точки зрения качества «картинки», проекторы

имеют

неоспоримое преимущество

даже

перед

самыми

последними

моделями телевизоров. Плюс к этому, благодаря объемному звуку, LED-

проекторы создают эффект полного погружения в происходящее на

экране).

11.

Просветная проекционная пленка

(Возможны различные варианты выбора: голографическое прозрачное

проекционное

стекло/плёнка

специальной

структуры

(96%

прозрачности);

серо-графитовая

пленка

обратной

проекции;

черная

антибликовая

высококонтрастная

проекционная

пленка

с

широким

углом обзора; белая проекционная пленка с широким углом обзора и т.д.

Голографическое прозрачное проекционное стекло/плёнка специальной

структуры

(96%

прозрачности)

для

создания

голографических

изображений

в

воздухе,

позволяет

проецировать

изображение

на

оптически прозрачные плоскости).

12.

Электронные компьютерные гиды

(Аудиогид, видеоряд и подсветка экспонатов экспозиции программно

синхронизированы.

Текст

аудиогида

сопровождает

обучающихся

на

экскурсии в музее)

13.

Электронный сенсорный киоск (информационный киоск)

(Информационный

киоск

это

современное

средство

передачи

информации на основе технологии Digital Signage в режиме Online.

Воспользовавшись сенсорным киоском, обучающиеся могут получить

более

подробную

информацию

о

музейной

экспозиции,

а

также

проводить обучающие лекции или интерактивные экскурсии).

Проект

Концепции

средового

музея

МАОУ

«

Бутовская

СОШ

№ 2»

29

РАЗДЕЛ № 6

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

КОНЦЕПЦИИ СРЕДОВОГО МУЗЕЯ МАОУ «БУТОВСКАЯ СОШ № 2»

Данная

концепция

представляет

собой

стратегический

документ,

обосновывающий

и

раскрывающий

идеологические,

содержательные

и

технологические

приоритеты

образовательной

и

научно-методической

деятельности Проекта, направленного на освоение обучающимися с помощью

мультимедиа

оборудования

на

базе

музея,

метапредметного

и

междисциплинарного

интегрированного

содержания

образования

за

счет

более полной конвергенции образования с интерактивным оборудованием. В

результате чего планируются следующие результаты:

реализация

основополагающего

метода

концепции

системно

-

деятельностиного подхода в образовании;

сохранение и пополнение музейного фонда МАОУ «Бутовская СОШ №

как

одного

из

важнейших

ресурсов

развития

культуры

в

микрорайоне Дрожжино;

активное участие музея МАОУ

«Бутовская СОШ № 2» в создании

положительного имиджа образовательной организации;

укрепление взаимодействия музея МАОУ «Бутовская СОШ № 2» с

передовыми

музеями

образовательных

организации

Московской

области, города Москвы и России;

всесторонняя

интеграция

музея

МАОУ

«Бутовская

СОШ

в

систему образования Ленинского муниципального района Московской

области;

превращение

музея

МАОУ

«Бутовская

СОШ

в

бренд

образовательной организации.

Проект

Концепции

средового

музея

МАОУ

«

Бутовская

СОШ

№ 2»

30



В раздел образования