Автор: Стешенко Светлана Анатольевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: БОУООШ №7 им. Н. И. Кондратенко
Населённый пункт: Краснодарский край, Динской район станица Пластуновская
Наименование материала: рабочая программа по географии ФГОС 10 кл
Тема: рабочая программа по географии ФГОС 10 кл
Раздел: среднее образование
Краснодарский край Динской район станица Пластуновская
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
муниципального образования Динской район «Средняя общеобразовательная
школа №6
имени Кирилла Васильевича Россинского»
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 28.08.2019 года протокол №1
Председатель ______________ Хубанова
Н.Г.
подпись руководителя ОУ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По географии
Уровень образования (класс) среднее общее образование, (10-11 классы)
Количество часов 68
Учитель : Стешенко Светлана Анатольевна
Программа разработана на основе авторской программы по географии.
Авторы:Е.А.Жижина
Сборник
«Рабочая
программа
по
географии
10-11
классы» к УМК В.П.Максаковского (М.Просвещение) Москва «ВАКО»
2018 г.
1.Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе: Федерального государственного стандарта
основного общего образования второго поколения М. «Просвещение» 2011 г.,
образовательной программы основного общего образования БОУСОШ №3,
авторской
программы по географии. Авторы: Е.А.Жижина Сборник «Рабочая программа по
географии 10-11 классы» к УМК В.П.Максаковского (М.Просвещение) Москва «ВАКО»
2018 г.
Цели
Главные цели преподавания географии на ступени среднего общего образования на
базовом уровне:
• освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично
изменяющемся
мире,
о
взаимосвязи
природы,
населения
и
хозяйства
на
всех
территориальных уровнях, о географических аспектах глобальных проблем человечества и
путях их решения; о методах изучения географического пространства, разнообразии его
объектов и процессов;
• овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для
описания и анализа природных, социально- экономических, геоэкологических процессов и
явлений;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами
мира, его регионов и крупнейших стран;
• воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам,
бережного отношения к окружающей среде;
• использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных
географических методов, знаний и умений, а также географической информации;
•
нахождение
и
применение
географической
информации,
включая
статистические
материалы, геоинформационные системы, ресурсы Интернета, для правильной оценки
важнейших соци
ально-экономических
вопросов
международной
жизни;
геополитической
и
геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их
возможного развития;
• понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях
стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных
программ, телекоммуникации, простого общения.
2.Общая характеристика учебного предмета
Изучение географии в 10–11 классах завершает формирование у учащихся представлений
о географической картине мира, которые опираются на понимание географических
взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового
хозяйства и географического разделения труда, раскрывает географические аспекты
глобальных и региональных явлений и процессов.
Базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного
географического страноведения. Содержание курса призвано сформировать у учащихся
целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также
развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам.
3.Место предмета в учебном плане БОУ СОШ№3 МО Динской район
Согласно БУП -2004 на изучение географии в 10 классе отводится 34 часа из расчёта 1
часа в неделю.
Учебный план БОУСОШ №6 МО Динской район отводит на изучение географии в 10
классе 1 часа в неделю, итого 34 часов
Количество учебных часов
В год-34 часа
В том числе:
Реализуем в 10 классе
Отличий по сравнению с авторской программой нет.
Срок реализации учебной программы – один год.
4. Содержание учебного предмета, курса
10 класс
I.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МИРА (34 ч)
Введение (1 ч)
География как наука. Процессы дифференциации и интеграции в географии. Сквозные
направления в географии. Экономическая и социальная география как одна из «стволовых
ветвей» географии. Методы географических исследований. Подразделение
общегеографических методов на традиционные (описания, картографический,
сравнительно-географический, статистический) и новые (математический, математико-
географического моделирования, дистанционно-аэрокосмический, геоинформационный).
Методы физической и социально-экономической географии. Источники географической
информации. Географическая карта как важнейший универсальный источник информации.
Переход от бумажной информации к машинной. Значение Интернета и глобальных
спутниковых систем информации. Понятие о геоинформатике и геоинформационной
системе (ГИС). Структура учебника. Как работать с учебником.
Тема 1. Современная политическая карта мира (5 ч)
Многообразие стран современного мира, их классификация. Типология стран мира.
Экономически развитые страны, их подгруппы. Развивающиеся страны, их подгруппы.
Страны с переходной экономикой. Влияние международных отношений на политическую
карту мира. Период «холодной войны» (1946–1989 гг.). Разрядка международной
напряженности. Новые угрозы безопасности: распространение ядерного оружия,
региональные и локальные конфликты, международный терроризм. «Перезагрузка» в
отношениях России и США; достижения и проблемы. Государственный строй стран мира.
Две основные формы правления: республиканская и монархическая. Основные формы
административно-территориального устройства: унитарная и федеральная. Понятия о
политической географии и геополитике. Политико-географическое положение.
Практические работы 1. Описание политико-географического положения страны.
Тема 2. Природа и человек в современном мире (5 ч)
Проблема взаимодействия общества и природы. Понятие о географической (окружающей)
среде, географическом детерминизме и нигилизме. «Обмен веществ» между обществом и
природой. Степень «очеловеченности» природной среды в XXI в. Природные ресурсы
Земли. Понятие о ресурсообеспеченности. Минеральные (топливные, рудные и нерудные)
ресурсы и расчет обеспеченности ими. Понятие о территориальных сочетаниях
природных ресурсов. Земельные ресурсы и обеспеченность ими различных регионов и
стран. Размеры и структура мирового земельного фонда. Процессы опустынивания.
География водных ресурсов Земли. Различия в обеспеченности водными ресурсами
регионов и стран. Пути решения водной проблемы. Гидроэнергетический потенциал.
Биологические ресурсы. География лесных ресурсов, северный и южный лесные пояса
мира. Проблема обезлесения. Ресурсы животного мира. Проблема оскудения генофонда.
Ресурсы Мирового океана: водные, минеральные, биологические, их география.
Климатические и космические ресурсы, новые возобновляемые источники энергии.
Рекреационные ресурсы, их виды. Антропогенное загрязнение окружающей среды.
Загрязнение литосферы, гидросферы (вод суши и Мирового океана), атмосферы. Решение
природоохранных проблем: три главных пути. Природоохранная деятельность и
экологическая политика. Особо охраняемые природные территории (ООПТ). Всемирное
культурное и природное наследие ЮНЕСКО. Понятие о географическом ресурсоведении и
геоэкологии.
Практические работы
2. Определение и оценка ресурсообеспеченности минеральными ресурсами стран мира.
3. Использование статистической информации разной формы и содержания:
обработка, анализ и представление ее в графической и картографической форме.
Тема 3. География населения мира (7 ч)
Рост численности населения мира. Понятие о воспроизводстве (естественном движении)
населения. Первый тип воспроизводства населения, демографический кризис.
Географическое распространение стран первого типа воспроизводства населения, их
основные демографические показатели. Второй тип воспроизводства населения,
демографический взрыв. Географическое распространение стран второго типа
воспроизводства населения, их основные демографические показатели. Начало затухания
демографического взрыва. Демографическая политика, ее особенности в экономически
развитых и развивающихся странах. Качество населения как комплексное понятие.
Здоровье населения и показатель ожидаемой средней продолжительности жизни.
Показатель уровня грамотности. Различие этих показателей в экономически развитых и
развивающихся странах. Демографические показатели России. Состав (структура)
населения. Половой состав: страны с преобладанием женщин и страны с преобладанием
мужчин; общемировые показатели. Возрастной состав, понятие об экономически активном
населении. Этнолингвистический состав населения. Классификация народов (этносов) по
численности. Классификация народов по языку, крупнейшие семьи языков.
Однонациональные и многонациональные государства, проблема этнического сепаратизма
на примере экономически развитых и развивающихся стран. Религиозный состав
населения мира. Мировые религии – христианство, мусульманство, буддизм и их
географическое распространение. Важнейшие национальные религии. Влияние религий
на жизнь и быт людей. Религиозные противоречия в современном мире, религиозный
экстремизм. Размещение населения по земной суше под влиянием природных и
исторических факторов. Показатель плотности населения Земли и отдельных регионов.
Страны с наибольшей и наименьшей плотностью населения. Средняя плотность
населения в России. Миграции населения и их влияние на размещение населения.
Международные (внешние) миграции населения в прошлом и настоящем. Особое
значение трудовых миграций. Главные центры притяжения трудовых ресурсов в мире.
Интеллектуальные миграции и «утечка умов». Миграции по этническим, политическим,
экологическим причинам; возрастание числа беженцев. Внутригосударственные миграции
населения и их причины. Современный город и его функции. Понятие об урбанизации как
о всемирном процессе. Быстрые темпы роста городского населения. Концентрация
населения в больших городах. Формирование городских агломераций. Крупнейшие
городские агломерации мира, их география. Группировка стран мира по уровню
урбанизации: 1) очень высоко урбанизированные страны, 2) высоко урбанизированные
страны, 3) средне урбанизированные
страны,
4)
слабо
урбанизированные страны.
Различия между странами по темпам урбанизации. Развитие урбанизации «вглубь» в
экономически развитых странах. Развитие урбанизации «вширь» в развивающихся
странах, явление «городского взрыва». Регулирование процесса урбанизации. Сельское
население, групповая и дисперсная формы сельского расселения. Население и
окружающая среда. География населения как ветвь социально-экономической географии.
Геодемографическое
направление.
Географо-расселенческое
направление.
Особое
значение географии городов (геоурбанистики).
Практические работы
4. Характеристика населения одной из стран мира по плану.
Тема 4. Научно-техническая революция и мировое хозяйство (7 ч)
Тема 4. Научно-техническая революция и мировое
хозяйство (7 ч)
Понятие о научно-технической революции (НТР). Характерные черты НТР:
всеохватность, ускорение научно-технических преобразований, возрастание роли
человеческого
фактора,
связь
с
высокой
техникой и технологией. Четыре составные
части НТР: 1) наука, 2) техника и технология, 3) производство, 4) управление.
Эволюционный и революционный пути развития техники и технологии. Главные
направления развития производства. Геоинформатика.
Понятие о мировом хозяйстве. Понятие о международном географическом
разделении труда и отрасли международной специализации. Международная
экономическая интеграция, главные региональные и отраслевые интеграционные
объединения.
Глобализация и ее движущие силы. Транснациональные и глобальные ТНК.
Возникновение глобальных городов. Отраслевая структура мирового хозяйства: аграрная,
индустриальная, постиндустриальная. Воздействие НТР на отраслевую структуру
материального производства промышленности, сельского хозяйства, транспорта.
Основные пространственные модели мирового хозяйства. Двухчленная модель. Трехчленные
модели с под
разделением на экономически развитые, развивающиеся страны и страны с переходной
экономикой. Трехчленная модель с подразделением на Центр, Полупериферию
и Периферию. Десятичленная пространственная модель мирового хозяйства, роль отдельных
центров в производстве валового мирового продукта. Страны БРИКС. Возрастание роли
Азиатско-Тихоокеанского региона.
Территориальная
структура
хозяйства
экономически развитых стран с
выделением высокоразвитых, старопромышленных, аграрных и ресурсных районов
нового освоения. Колониальный тип территориальной структуры хозяйства, сохраняющийся
во многих развивающихся странах. Региональная политика в развитых и развивающихся
странах, ее главные направления.
Факторы размещения производительных сил. Старые факторы размещения:
территории, ЭГП, природноресурсный, транспортный, трудовых ресурсов, территориальной
концентрации. Новые факторы размещения: наукоемкости, экологический.
Тема 5. География отраслей мирового хозяйства (8 ч)
Промышленность – первая ведущая отрасль материального производства. Старые,
новые и новейшие отрасли промышленности. Сдвиги в отраслевой структуре промышленности
мира в эпоху НТР, роль высокотехнологичных отраслей. Изменения в территориальной
структуре промышленности мира, возрастание доли стран Юга.
Топливно-энергетическая промышленность. Мировое производство и потребление
первичных энергоресурсов. Соотношение Севера и Юга. Два главных этапа развития этой
отрасли на протяжении XIX–XX вв. Нефтяная промышленность мира, основные черты
географии; главные нефтедобывающие страны, главные нефтяные грузопотоки. Газовая
промышленность мира, основные черты географии; главные газодобывающие страны, главные
сухопутные и морские грузопотоки природного газа. Угольная промышленность мира,
основные черты ее географии. Мировая электроэнергетика, соотношение ТЭС, ГЭС и АЭС;
ведущие страны-производители. Новые возобновляемые источники энергии, повышение их
роли в мировой энергетике.
Мировая горнодобывающая промышленность. Соотношение стран Севера и Юга.
Понятие о восьми «великих горнодобывающих державах». Черная металлургия: масштабы
производства и основные черты географии. Типы ориентации в размещении предприятий
этой отрасли. Особенности размещения мировой цветной металлургии.
Машиностроение мира: особенности отраслевой и территориальной структуры. Три
главных машиностроительных региона. Отличительные черты отраслевой и территориальной
структуры мировой химической промышленности. Лесная и деревообрабатывающая
промышленность мира: два пояса ее размещения. Мировая текстильная промышленность, ее
главные регионы. Промышленность и окружающая среда.
Сельское хозяйство – вторая ведущая отрасль материального производства. Понятие о
товарном и потребительском сельском хозяйстве, агробизнесе. Основные черты сельского
хозяйства в экономически развитых и развивающихся странах. Понятие о «зеленой
революции» в развивающихся странах. Растениеводство как основа мирового сельского
хозяйства. Зерновое хозяйство: пшеница, рис и кукуруза. Другие продовольственные культуры.
Непродовольственные культуры. Мировое животноводство: три ведущих отрасли. Сельское
хозяйство и окружающая среда. Мировое рыболовство.
Транспорт – третья ведущая отрасль материального производства. Мировая
транспортная система, ее масштабы. Транспорт экономически развитых стран. Транспорт
развивающихся стран. Региональные транспортные системы. Сухопутный транспорт и его
виды: автомобильный, железнодорожный, трубопроводный. Морской торговый флот, морские
порты. География мирового морского судоходства, роль морских каналов и проливов.
Внутренний водный транспорт. Воздушный (авиационный) транспорт – самый молодой и
динамичный вид транспорта. Основные черты его географии. Транспорт и окружающая
среда.
Всемирные экономические отношения (ВЭО). Отношения Север – Юг как отношения
между Центром мирового хозяйства и его Периферией и Полупериферией. Понятия об
открытой экономике и свободной экономической зоне.
Мировая торговля как старейшая форма ВЭО. Сдвиги в структуре мировой торговли
товарами. Торговля услугами и ее формы. Главные районы и страны мировой торговли.
Всемирная торговая организация (ВТО).
Мировой рынок капитала как отражение процесса финансовой глобализации. Мировые
финансовые центры. Офшорные зоны (центры). Понятие о прямых иностранных инвестициях.
География мирового рынка капитала. Страны-лидеры по экспорту и импорту капитала среди
экономически развитых стран, развивающихся стран и стран с переходной экономикой.
Всемирный банк и Международный валютный фонд (ВМФ).
Международное производственное сотрудничество и его формы. Международное
научно-техническое сотрудничество. Международный туризм: масштабы и основные черты
географии.
Практические работы
5. Определение стран-лидеров в различных отраслях машиностроения.
Итоговый контроль (1 ч)
Перечень практических работ.
10 класс
Список практических работ
10 класс
1. Описание политико-географического положения страны.
2. Определение и оценка ресурсообеспеченности минеральными ресурсами стран
мира.
3.Использование статистической информации разной формы и содержания:
обработка, анализ и представление ее в графической и картографической форме.
4. Характеристика населения одной из стран мира по плану.
5. Определение стран-лидеров в различных отраслях машиностроения
10 класс
Номер
урока
Содержание
(разделы, темы)
Количество
часов
I. Общая характеристика мира
(34 ч)
Тема 1. Современная политическая карта
мира
(6 ч)
1
Введение
1
2
Многообразие стран современного мира 6
1
3
Влияние международных отношений на
политическую карту мира
1
4
Государственный строй стран мира
1
5
Политическая география и геополитика. П.Р.
№ 1 «Описание политико-географического
положения страны»
1
6
Контроль знаний по теме «Современная
политическая карта мира»
1
Тема 2. Природа и человек в современном
мире
(5 ч)
7
Взаимодействие общества и природы
8
Мировые
природные
ресурсы. П.Р.
№
2
« О п р е д е л е н и е
и
о ц е н к а
ресурсообеспеченности
минеральными
ресурсами стран мира»
9
Мировые природные ресурсы. П.Р. № 3
«Использование статистической
информации разной формы и содержания:
обработка, анализ и представление ее в
графической и картографической форме»
10
Загрязнение и охрана окружающей среды
11
Географиче ско е
ре сурсоведение
и
геоэкология
Тема 3. География населения мира
(7 ч)
12
Численность и воспроизводство населения
1
13
Состав населения мира (половой,
возрастной)
1
14
Этнический и религиозный состав населения
1
15
Размещение и миграции населения
1
16
Городское и сельское население
1
17
Обобщающее повторение по теме
«География населения мира». П.Р. № 4
«Характеристика населения одной из
стран мира по плану»
1
18
Контроль знаний по теме «География
населения мира»
1
Тема 4. Научно-техническая революция и
мировое хозяйство
(7 ч)
19
Научно-техническая революция
1
20
Мировое хозяйство
1
21
Отраслевая структура мирового хозяйства
1
22
Территориальная структура мирового
хозяйства
1
23
Факторы размещения производительных сил
в эпоху НТР
1
24
Обобщающее повторение по теме «Научно-
техническая революция и мировое
хозяйство»
1
25
Контроль знаний по теме «Научно-
техническая революция и мировое
хозяйство»
1
Тема 5. География отраслей мирового
хозяйства
(8 ч)
26
География промышленности. Топливно-
энергетическая промышленность мира
1
27
Горнодобывающая
и
металлургическая
промышленность мира
1
28
Машиностроение мира. П.Р. № 5
«Определение стран-лидеров в различных
отраслях машиностроения»
1
29
Х и м и ч е с к а я ,
л е с н а я
и
л е г к а я
промышленность мира
1
30
Ге о г р а ф и я
с е л ь с ко го
хо з я й с т ва
и
рыболовства
1
31
География транспорта. П.Р. № 6
«Определение и характеристика мировой
транспортной структуры»
1
32
Всемирные экономические отношения
1
33
Обобщающее повторение по теме
«География отраслей мирового хозяйства»
1
Итоговый контроль
(1 ч)
34
Итоговый контроль знаний
1
итого
34
6.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
образовательной деятельности
Учебно-методический комплекс учителя
1. География: учебник для 10 -11 класса общеобразовательных учреждений
/В.П.Максаковский/
2.Географический атлас 10 класс
3.Контурные карты
Карты мира
Химическая промышленность
Технические культуры мира
Химическая промышленность
Климатическая
Почвенная
Строение земной коры, полезные ископаемые
Физическая полушарий
Карта океанов
Энергетика мира
Машиностроение мира
Климатические пояса и области мира
Чёрная и цветная металлургия мира
Машиностроение мира
Животноводство мира
Природные зоны мира
Физическая карта мира
Физическая карта Африки
Физическая карта Евразии
Физическая карта Европы
Физическая карта Азии
Физическая карта Австралии
Физическая карта Северной Америки
Физическая карта Южной Америки
Политическая карта мира
Религии мира
Экологические проблемы мира
Агроклиматические ресурсы мира
Международные организации и объединения
Минеральные ресурсы мира
Мировая добыча нефти и природного газа
Народы мира
Население мира
Памятники истории и культуры, находящиеся под охраной ЮНЕСКО
Карты стран мира Япония (физическая)
Венгрия, Румыния, Болгария (экономическая) Казахстан (экономическая) Франция
(физическая) Индия (физическая) Италия (экономическая) Великобритания, Ирландия
(физическая) Великобритания (экономическая) Китай (экономическая)
Великобритания, Ирландия (экономическая)
Индия, Пакистан (экономическая)
Франция (физическая)
Япония (экономическая)
Литва (физическая)
Канада (экономическая)
Куба (экономическая)
Германия (физическая)
Венгрия, Румыния, Болгария (физическая)
Япония (экономическая)
Франция (экономическая)
Корея (экономическая)
Германия (физическая)
Польша (экономическая)
Франция (физическая)
США (физическая)
Китай (физическая)
Польша (физическая)
Казахстан (физическая)
США (физическая)
Китай (экономическая)
Италия (физическая)
Франция (экономическая)
Комплект настенных контурных карт
Учебно-методический комплекс ученика
1. География: учебник для 10-11 класса общеобразовательных учреждений /В.П.
Максаковский/
2.Географический атлас 10 класс
3.Контурные карты
СОГЛАСОВАНО
протокол заседания
методического объединения
_____________________________
№1 от 29.08.2019г.
Руководитель МО
БОУ СОШ №6
___________ Горб Л.А.
СОГЛАСОВАНО
заместитель
директора по УВР
БОУ СОШ №6 МО Динской
район_____Яковлева Е.Н.
29.08. 2019 г.