Автор: Пылаева Оксана Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №19 г. Йошкар-Ола "Василёк"
Населённый пункт: город Йошкар-Ола республика Марий-Эл
Наименование материала: конспект родительского собрания в старшей группе
Тема: "Русская мудрость о воспитании детей"
Раздел: дошкольное образование
Родительское собрание в старшей группе
Тема собрания: «Русская мудрость о воспитании детей».
Цель:
1.
Выявление
особенностей
взаимоотношений
между
ребёнком
и
родителям;
2. Разработка основных правил семейного воспитания.
3. Побуждение к потребности в педагогических знаниях.
Форма проведения: групповая.
Участники: родители, воспитатели.
Оформление, оборудование и инвентарь:
1. Оформлена выставка творческих работ "Герб моей семьи"
2. Презентация по теме родительского собрания.
3. Пригласительные на родительское собрание.
4.
Бумажные
сердечки
с
пословицами
"объясните
значение
русской
народной пословицы о семье".
5.
Молодое
деревце
(на
листочках
написаны
положительные
качества
ребенка)
7. Бумага и ручки для родителей.
8. Памятки для родителей.
Подготовительный этап:
1.
Расставить
столы
и
стулья
так,
чтобы
получился
открытым
центр
группы и родители могли видеть друг друга.
2. Подготовить презентацию.
3. Подготовить памятки для родителей.
Повестка собрания:
1.
Выступление с презентацией на тему «Русская мудрость о воспитании
детей».
2.
Практическая работа:
«Герб моей семьи»;
Пословицы «сердечки»;
Закончи высказывание;
Молодое деревце.
3.
Вручение памяток родителям по воспитанию культуры поведения у
детей.
4.
Рефлексия.
Ход собрания:
Звучит спокойная, приятная музыка.
Слайд 1.
Добрый день, уважаемые родители. Я очень рада видеть вас. Спасибо вам
за то, что вы пришли на эту встречу. Это означает, что нас всех объединяет
интерес к теме родительского собрания: «Русская мудрость о воспитании
детей».
Слайд 2.
“Там, где нет мудрости родительского воспитания – любовь матери и отца
к детям уродует их” - сказал В. А. Сухомлинский.
Без союза с детьми, без вашей поддержки и помощи ребёнок не будет,
счастлив, здоров. Каким должен быть этот союз, что мы взрослые можем
сделать для детей, чтобы их жизнь была радостной и счастливой? Об этом и
пойдёт речь на нашей встрече.
Упражнение «Приветствие»
Но вначале, давайте после трудового рабочего дня немного расслабимся,
создадим прекрасное настроение.
Цель: Создать у родителей прекрасное настроение, желание общаться.
Давайте
поприветствуем
друг
друга
с
помощью
прилагательных
–
называете
свое
имя
и
качество,
которое
Вам
присуще
в
форме
прилагательного и т.д.
Большое спасибо, присаживайтесь. Я вижу, на ваших лицах появились
улыбки, и вы готовы к дальнейшему общению. Напомню, что тема нашего
родительского собрания: «Русская мудрость о воспитании детей».
Слайд 3.
Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о самом дорогом, что есть у
нас – о наших детях, о том, какую роль в их воспитании играет семья. Семья -
для ребёнка - это место его рождения, становления. То, что ребёнок в детские
годы приобретает в семье, он сохраняет в течение значительной части своей
жизни. В ней закладываются основы личности ребёнка. Без союза с детьми,
без вашей поддержки и помощи ребёнок не будет, счастлив, здоров.
Детский сад и школа играют ведущую роль в воспитании
подрастающего поколения. Однако семья дает ребенку первый жизненный
опыт, именно в семье закладываются основы характера и морального облика,
именно от семьи во многом зависит направление интересов и склонностей
подрастающего поколения.
Слайд 4.
Социологические исследования показывают, что на воспитание ребенка
влияют:
Семья - 50%
СМИ, телевидение - 30%
Детский сад и школа - 10%
Улица -10%.
Поэтому,
сегодня
поговорим
о
роли
родителей
в
нравственном
воспитании
детей
в
семье.
Воспитание
должно
строиться
на
основе
неразрывного единства взглядов, убеждений и действия слова и дела. Так что
же мы вкладываем в это понятие - нравственность? Подумайте и напишите на
ваших листочках.
Слайд 5 - 13
И так, что же включает в себя понятие нравственности:
• Справедливость
• Милосердие
• Отзывчивость
• Сочувствие
• Доброта
• Уважение
• Ответственность
• Терпимость
Слайд 14.
Нравственное воспитание это - систематическое целенаправленное
формирование личности, тех ее моральных качеств, которые определяют
отношение человека к обществу, к другим людям, к труду.
Слайд 15.
Семья объединяет людей общими интересами, общей жизнью, общими
радостями, общими невзгодами. Когда мать и отец делят между собой все
хлопоты, ребенок не вырастет эгоистом.
Единство семьи укрепляется привлечением ребенка к общедоступным
для него делам семьи: участие в труде по домашнему хозяйству, в решении
некоторых экономических вопросов, в организации семейного досуга. Дети
убеждаются,
что
совместная
работа
спорится,
что
веселее
и
лучше
действовать сообща. Подумайте:
1)
Какими
принципами
вы
руководствуетесь
при
распределении
обязанностей в семье?
2)
Как учитываются возрастные особенности ребенка?
3)
Какие постоянные, временные поручения имеет ваш ребенок?
Необходима привычка - правильно поступать. Наша задача не только
воспитать в себе правильное, разумное отношение к вопросам поведения, но
еще и воспитать правильные привычки, когда мы поступали бы правильно не
потому, что сели и подумали, а потому что так привыкли. Поговорка гласит:
посеешь привычку – пожнёшь характер, посеешь характер – пожнёшь судьбу.
Слайд 16.
Подумайте, какие привычки вырабатываете вы у своих детей.
Для
возникновения
нравственной
потребности
ребёнка
необходима
моральная среда. Такой средой должен быть добрый мир семейного или
иного окружения.
Ребёнок, даже ещё не умея говорить, не осознавая речь и поступки
взрослых,
уже
понимает,
«улавливает»
моральный
климат
семейного
окружения и по-своему реагирует на него. Доброжелательность в отношении
друг к другу, спокойная ласковая речь, спокойный тон в общении - хороший и
обязательный фон для формирования в ребёнке нравственных потребностей,
и, наоборот, крик, грубые интонации - такая семейная атмосфера приведет к
противоположным результатам.
Я
хочу
привести
несколько
методов
и
способов
воспитания
нравственности.
Слайд 17.
Личный пример
Личный
пример
родителей,
их
труд,
знания,
идейные
установки,
моральный
облик
–
всё
это
играет
существенную
роль
в
приобретении
детьми
лучших
человеческих
качеств.
Ведь
всё,
что
видит
и
чувствует
ребёнок в ранние годы, оставляет в его сознании глубокий неизгладимый
след. В хорошей дружной семье он мечтает о подвиге, стремится стать
настоящим человеком. У наших детей разные способности, разные склады
характера, разные увлечения.
Слайд 18. Когда не ладятся дела - мне помогает похвала
Похвала помогает нам в достижении результатов. Ни одного дня без
похвалы,
без
слов
восхищения.
Таков
наш
девиз-
продолжайте
и
дома
хвалить ребенка, и вы увидите, насколько быстрее ребенок будет усваивать
правила поведения, как велико будет его желание быть воспитанным. Не
скупитесь на похвалу.
Слайд 19. Что такое хорошо, а что такое плохо
Основной целью любого нравственного воспитания ребенка является
объяснение чаду прописных истин. Разграничение добра и зла, что такое
хорошо,
а
что
такое
плохо.
Как
правильно
себя
вести
в
той
или
иной
ситуации.
Слайд 20. Компьютер за или против
Планшеты, телефоны и другие гаджеты отлично могут занять ребенка,
пока родители будут заниматься своими делами, но это можно сравнить с
пороховой
бочкой.
Необходимо
помнить
о
том,
что
ребёнок,
который
ежедневно смотрит сцены насилия, убийства, становиться раздражительным,
неуравновешенным,
агрессивным.
Вам
-
родителям,
необходимо
контролировать в какие игры играет ваш ребёнок, какие передачи и фильмы
смотрит. Детям нужно больше читать хорошие книги, которые учат добру,
справедливости, воспитывают уважение к старости.
Слайд 21. Правильная реакция
Важным
пунктом
нравственного
воспитания
является
правильная
реакция на проступки. Если Вы сначала посмеетесь, а затем начнете ругать
ребенка, или наказывать и сразу жалеть, то никакого эффекта это не даст.
Реакция должна быть однозначной, чтобы у ребенка не развивался диссонанс.
Слайд 22. Почемучка
Как
можно
больше
разговаривайте
с
ребенком.
Помните,
что
–
это
возраст «почемучек», поэтому важно не упустить благодатное время жажды
познания и развивать его речь. Ребенку в этом возрасте интересно все. Чаще
разговаривайте с малышом, старайтесь каждый день специально отводить
время на общение с ним. В этом возрасте мальчикам очень важно выслушать
компетентный ответ папы по поводу устройства того или иного механизма, а
девочкам – совет мамы по поводу ухода за куклой-дочкой
Слайд 23.
Нравственное воспитание ребенка – это сложный и достаточно долгий
процесс, но он приносит свои сладкие плоды, которые не сравнить ни с чем.
Правильное воспитание в семье, как сказано в народной пословице. - "Это
наша счастливая старость; плохое воспитание - это наше будущее горе - это
наши слёзы".
Слайд 24.
Практическая работа
1.
«Герб моей семьи»
Уважаемые родители, вы дома подготовили герб своей семьи. У
каждого есть своя изюминка. Пожалуйста, расскажите о нем. (Защита
семейных гербов)
Слайд 25.
2.
Пословицы "сердечки"
У Вас на столах лежат бумажные сердечки, с русскими народными
пословицами о семье, подумайте и объясните значение этих пословиц.
"При солнышке тепло - а при матери добро"
"Мать кормит детей - как земля людей"
"Нет лучше дружка - чем родная матушка"
"Не нужен клад - когда в семье лад"
"Не красна изба углами - красна пирогами"
"В гостях хорошо - а дома лучше"
"Дома и - стены помогают"
"Мой дом - моя крепость"
"Каковы родители - таковы и детки"
"Жизнь прекрасна - когда дома мир".
Спасибо вам за ваши душевные объяснения.
Слайд 26.
3.
Закончи высказывание.
А сейчас я предлагаю Вам закончить высказывания. На листочках
допишите нужное, на ваш взгляд, слово.
1.
Если: Ребенка постоянно критикуют, он учится ... (ненавидеть).
2.
Ребенок живет во вражде, он учится... (быть агрессивным).
3.
Ребенок живет в упреках, он учится... (жить с чувством вины).
4.
Ребенок растет в терпимости, он учится... (понимать других).
5.
Ребенка хвалят, он учится ... (быть благородным).
6.
Ребенок растет в честности, он учится ... (быть справедливым).
7.
Ребенок растет в безопасности, он учится ... (верить в людей).
8.
Ребенка поддерживают, он учится ... (ценить себя).
9.
Ребенка высмеивают, он учится ... (быть замкнутым).
10.Живет в понимании и дружбе, он учится ... (находить любовь в мире).
Учитывая всё вышеизложенное можно сделать следующие выводы.
Семья — это первая инстанция на пути ребёнка в жизнь.
Родители
составляют
первую
общественную
среду
ребёнка.
Родители
являются образцами,
на
которые
ребёнок
ориентируется
ежедневно.
Личности
родителей играют
существеннейшую
роль
в
жизни
каждого
человека.
Слайд 27.
Уважаемые родители, у нас есть молодое деревце – это начало маленькой
только
еще
формирующейся
личности.
Давайте
наградим
его
теми
качествами, которые вы хотели бы видеть в своем ребенке. Напишите их на
зеленых листочках, которые лежат у Вас на столе.
Наше деревце расцвело.
Слайд 28.
Решение родительского собрания:
1.
Повысить
компетентность
родителей
в
вопросах
семейного
воспитания.
2.
Повысить
уровень
родительской
активности
в
организации
совместной деятельности по воспитанию детей.
Слайд 29.
Свое
выступление
мне
хотелось
бы
закончить
стихотворением.
Вдумайтесь в его смысл.
Ежедневно взрослые ходят на работу
- Кто недавно, а кто много лет.
И каждый день у всех одни заботы
- Свободных дней у нас почти что нет.
А рядом подрастают наши дети.
Бегут в детсадик, школу, институт,
И ох, как трудно нам порой заметить,
Какими же они у нас растут.
Прислушайтесь к их разговорам,
Они вершат над нами страшный суд,
Ведь в играх детских, спорах, ох как часто
Проблемы очень взрослые встают.