Автор: Логвинова Наталья Геннадьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОБУ "ДСКВ №10"
Населённый пункт: город Всеволожск Ленинградская область
Наименование материала: Конспект НОД в старшей группе
Тема: "Осень у нас в гостях"
Раздел: дошкольное образование
Конспект
Непосредственно образовательной деятельности в старшей
группе компенсирующей направленности по теме « Осень»
Интеграция образовательных областей: «Развитие речи» «Познавательное
развитие» «Социально-коммуникативное» «Художественно-эстетическое»
Цель. Закрепить знания детей о признаках осени, обогащать
познавательный опыт детей за счёт выполнения игровых заданий и
упражнений под музыку.
Задачи:
Образовательные:
*Учить устанавливать связи между изменениями в живой и неживой природе
в жизни растений животных, птиц.
*Учить поддерживать непринужденную беседу: уметь коротко рассказать о
своих наблюдениях.
*Активизировать словарь детей по теме занятия.
*Совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы.
Закреплять умение детей употреблять в речи прилагательные, согласовывая
их с существительным, учить образовывать формы родительного падежа
множественного
числа
имен
существительных
и
уменьшительно-
ласкательную форму существительных.
Развивающие:
* Развивать познавательный интерес детей, их внимание и память.
* Развивать интерес к выполнению заданий.
Воспитательные:
* Воспитывать любовь к родной природе, развивать наблюдательность.
Здоровьесберегающие:
*Создание эмоционального комфорта и психологической безопасности.
Материалы к НОД: Игрушка «Лесовичок»,веточка с осенними
листочками,мнемотаблицы ( рисунки от зверей) на слово « Осень», два
зонтика с «капельками»,аудиозапись « Солнце и дождик», изображение
солнца без лучиков, карточки-схемы по выкладыванию лучиков, магниты
жёлтые и красные, раздаточный материал « птицы» в полёте на липучках,
ковролин, мнемотаблица стихотворения об отлёте птиц, демонстрационная
картинка « Белка», две корзинки с прорезными кармашками, карточки с
изображением грибов, шишек, желудей, листы с заданием по штриховке на
каждого ребёнка, листья «кленовые» из цветной бумаги на палочках ( по два
на каждого ребёнка), аудиозапись хоровода « Осень постучалась к нам»,
ноутбук, проектор, видео с изображением природы осенью, гимнастики для
глаз.
Методы и приемы: словесный, наглядный, практический, игровой,
использование мультимедиа.
Предварительная работа:чтение художественной литературы, стихов и
загадок об осени, беседы по теме « Осень», наблюдение за изменениями в
природе на участке, просмотр презентаций « Перелётные птицы», « Как
звери готовятся к зиме», « Урожай» и др., дид.игра « Четвёртый лишний»,
словесные игры « Да-Нетки», « Назови ласково», « Найди листок», и др.
рассматривание альбомов, открыток, изготовление книжек-малышек,
разучивание осенних песен, хороводов и игр.
Ход НОД:
Организационный момент:Дети встают в круг.
1.Упражнение: « Доброе утро».
Руку мне, протяни, и тихонько пожми.
Улыбнись и пропой : «Доброе утро!» ( на последней фразе слышен голос
Лесовичка – « Доброе утро!»)
Воспитатель:Ребята! Кто вместе с нами пел и желал всем доброго утра?
Дети:( выслушать предположения)
( видятЛесовичказа ширмой, здороваются с ним , говорят , что рады
такому гостю, тот отвечает всем и здоровается.)
Лесовичок:Здравствуйте, ребята! Я старый лесник, но все зовут меня
старичок-лесовичок. Я живу в лесу, присматриваю за порядком и всегда
знаю, что у меня в лесу происходит. А у вас что происходит?
Воспитатель: А мы играем. Вот послушай.
2. Проводится игра « Передай веточку»
Вы, ребята, не зевайте,
Веточку передавайте,
Что осенью бывает - называйте.
( передают веточку и называют признак осени, в конце воспитатель
передаёт веточку Лесовичку, и тот называет что у него в лесу…)
Лесовичок: В нашем лесу, в шишкиной школе, прошла выставка рисунков.
Я был приглашён на эту выставку и мне подарили некоторые из них. Только
я никак не понимаю, что же звери нарисовали… Грустно мне!
Я хотел спросить у сороки, она всё всегда знает, да только не успел. Все в
лесу куда- то спешат, торопятся. У всех заботы и хлопоты какие - то…
А мне-то что делать? Грустить…
Воспитатель: Ребята, может мы поможем нашему гостю?
Дети: ( выслушать предположения)
Воспитатель: Уважаемый Лесовичок! Я думаю, наши ребята смогут помочь
тебе. У тебя рисунки с собой?
Лесовичок:( соглашается, достаёт первых рисунок стрелочки и дождик)
Воспитатель: (спрашивает детей) Как вы думаете, что же нарисовано на
этом рисунке?
Дети: ( выслушать, почему? )
3. Проводится игра на дыхание с зонтиками.
( под музыку «Солнце и дождик» дети двигаются по группе, как только
музыка останавливается, нужно оказаться у зонтиков и дуть на капельки)
Лесовичок: Так вот что значит эти стрелочки и капельки.
Воспитатель:Мы рады, что помогли тебе, Лесовичок.
Лесовичок: ( достаёт рисунок - солнышко) У меня ещё рисунок
непонятный…На этом рисунке линии и что то круглое…
Воспитатель:Давай послушаем наших ребят.
Дети:
Воспитатель: Правильно, на солнышко с лучиками. Лучики короткие или
длинные? Почему?
Дети:
Воспитатель: Солнце греет землю всё меньше и меньше. В какое время так
бывает? ( ответы детей) Давайте покажем Лесовичку, какие у солнца лучи
осенью.
( Дети садятся на свои места, на столах приготовлены карточки)
4. Выполняют задание «Выложи лучики» ( алгоритм )
( дети выкладывают лучи на доске и садятся на свои места)
Лесовичок: Вы все так хорошо дули, прогнали дождик, разогнали тучи, и
сразу засветило солнце. Как же хорошо.
Воспитатель:( к детям) Вам интересно разгадывать рисунки лесных
художников?
Дети:
Лесовичок: Такое красивое солнышко светит желтыми, красными,
оранжевыми лучами. Такая красота вокруг… Все листья становятся
разноцветными.
Воспитатель: Послушай, Лесовичок, на деревьях уже нет листочков. Хочешь
я покажу тебе волшебное осеннее дерево?
(Проводится гимнастика для глаз)
Лесовичок: Тогда я вам дам ещё рисунок.(даёт рисунок с изображением
ёжика)
Воспитатель: спрашивает детей, что он может обозначать. Правильно.
Все звери готовятся к зиме. А как они это делают?
Дети. ( ответы)
Воспитатель: Сколько же запасов на зиму сделала Белка?Уважаемый
Лесовичок, может вы знаете?
Лесовичок: Белки в нашем лесу такие быстрые, что за ними не уследишь.
Не могу точно сказать…
Воспитатель: А мы сейчас проверим!
5. Проводится игра « Сосчитай грибы и шишки»
Лесовичок: Ай, да Белка! Ай, да молодец! Ну и вы, ребята, молодцы!
Как считать научились. На этом рисунке (достаёт следующий рисунок)
нарисовано много не знаю чего или кого…
Воспитатель: Давай, у ребят спросим. Как вы думаете, что это может быть?
Дети:( ответы)
Воспитатель:Правильно, птицы улетают в тёплые края.
Лесовичок: Да, да, вы правы. У нас в лесу с каждым днём становится всё
тише и тише…
(Воспитатель предлагает послушать стихотворение про птиц)
с использованием мнемотаблицы.
6.Дети ( читают стихотворение)
7.( после стихотворения воспитатель предлагает детям выложить на
ковролине улетающих птиц : стаей, клином и вереницей, используя загадки)
1.
Высоко летят над облаками и курлычат журавли над нами
Путь их будет очень длин. Их полёт напоминает…(клин).
2.
Ласточки, скворцы, грачи- очень шумные певцы
Птиц весёлых шайка улетает…(стайка)
3.
Лето спряталось, ушло, унесло с собой тепло
Лебедям, гусям не спится. Улетают дружно … ( вереницей)
Гимнастика для глаз
Воспитатель: Дорогой, наш Лесовичок, у тебя есть ещё рисунки?
Лесовичок: Да, есть! ( достаёт рисунок с листочком)
Воспитатель:Ребята, может Лесовичок уже научился отгадывать по
рисункам? Давайте его попросим- пусть сам отгадает…
Лесовичок: Так, так, так. Красивый листок летит вниз… Я понял! Он
падает на землю. Это же настоящий … Опять забыл это слово…
Дети: Листопад.
Воспитатель: Ветер по лесу летал
Ветер листики считал,
Вот дубовый
Вот кленовый,
Вот с березки – золотой.
Вот осиновый, резной.
Последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку
Воспитатель:Мы нарисуем как листочки кружатся , летят.
Дети: Кленовый( можно провести в воздухе)
Берёзовый
Дубовый
Осиновый
Воспитатель Каждый листок летит по своей дорожке. Линию надо
вести, не отрывая карандаш от листа бумаги.
8.Выполняется упражнение на штриховку (под плавную мелодию)
Воспитатель: Ребята, поднимите свои листы и покажите их нашему гостю.
( Лесовик хвалит детей)
Воспитатель:Дорогой наш Лесовичок, я знаю что надо сделать , чтобы Вы
запомнили слово- ЛИСТОПАД.
( к детям) По два листочка все возьмите
И танцевать ко мне идите.
9.Музыкальный хоровод с листочками.
Воспитатель: Мы готовы отгадать следующие рисунки. Правда, ребята?
Дети
Лесовичок: Но рисунков больше нет…
Воспитатель: Как хорошо, что мы помогли Лесовичку.
Лесовичок: Да, ребята, без вас я так и не понял бы ничего. Спасибо вам.
Вы такие добрые, такие дружные, гостеприимные. Я никогда не встречал
таких ребят в своём лесу. Вы мне очень, очень понравились. Сейчас я вас
всех угощу… Про меня вы вспоминайте, угощенье получайте.
( достаёт корзинку с печеньем-грибочками и передаёт воспитателю)
Лесовичок прощается с ребятами.