Автор: Гнездилова Татьяна Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР-детский сад № 8 "Буратино"
Населённый пункт: г. Оха, Сахалинская область
Наименование материала: конспект НОД
Тема: "Путешествие в прошлое книги"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное детское образовательное учреждение
Центр развития ребенка - детский сад №8 «Буратино» г. Охи
Конспект
Непосредственно образовательной деятельности
Интеграция образовательных областей: «Познавательное
развитие », «Социально - коммуникативное развитие »,
«Речевое развитие », «Художественно-эстетическое развитие»
Подготовительная группа
Воспитатель: Гнездилова Татьяна Анатольевна
Сахалинская область
г. Оха
Используемая литература:
О.В.Дыбина
«Ознакомление
с
предметным
и
социальным
окружением.
Подготовительная
к
школе
группа»
Мозаика-Синтез,
Москва
2015;
по
материалам интернет сайтов: ozd.na; oboznik.
ru pechatnick
…/; images.rambler; ru.wikipeadia/wiki/Иван Фёдорович.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить детей с историей создания и изготовления книги;
показать, как книга преобразовывалась под влиянием творчества
человека;
вызвать интерес к творческой деятельности человека;
учить отгадывать загадки о книгах;
Развивающие:
развивать психические процессы, связную речь.
формировать словарный запас по данной теме;
Воспитательные:
прививать любовь к русскому художественному слову;
уважение к труду людей, печатающих книги;
воспитывать бережное отношение к книгам.
Словарная
работа:
Иван
Федоров,
первопечатник,
печатный
станок,
папирус, пергамент, свиток.
Предварительная работа: экскурсия в библиотеку, чтение произведения С.
Маршака «Как печатали книгу»; рассматривание иллюстраций, фотографий;
разучивание старославянской игры «Золотые ворота».
Материал. Мультимедийная установка. Красочно оформленные книги,
слайды и иллюстрации с изображением печатных станков разных времен;
изображения старинных книг; набор сюжетных картинок на тему от
прошлого к настоящему книги;
Методические приемы:
игровой: воображаемая ситуация – путешествие в прошлое
наглядный: рассматривание слайдов
словесный:
загадывание
загадок,
чтение
стихотворений,
бе седа,
педагогическая оценка.
практический: упражнять в образных пантомимических движениях.
Ход образовательной деятельности:
Дети стоят в кругу
Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать?
Дети: Да!
Воспитатель: А как вы думаете, куда можно отправиться в путешествие?
Дети: В другой город! В лес! В другую страну!
Воспитатель: А на чем люди могут отправиться в путь?
Дети: На машине! На самолете! На пароходе! На воздушном шаре!
Воспитатель: Ребята, но ведь не все желающие могут позволить себе
отправиться путешествовать. Как же тогда люди узнают о разных странах,
интересных событиях, необычных вещах, предметах, историях?
Дети: смотрят телевизор, кино.
Воспитатель: Правильно! Но ведь телевидение было не всегда. А что
появилось гораздо раньше? Послушайте загадку:
Говорит она беззвучно,
Но понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней-
Станешь вчетверо умней!
Не дерево, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.
Дети: книга!
Воспитатель: Правильно, ребята! Это книга. А еще с помощью книг люди
передают знания из поколения в поколение. А вы знаете, кто же делает
книги?
Дети: Люди.
Воспитатель: А как вы думаете, человек делает книги вручную?
Дети: ему помогают машины.
Воспитатель: Правильно, книги печатаются на специальных станках в
типографии.
Слайд (современная типография )
Воспитатель: Но так было не всегда. И я хочу вас пригласить в путешествие
в прошлое книги. Давайте сядем на машину времени и перенесемся из
нашего века в далекое прошлое.
Ребенок 1:
Оглянись на предков наших, на героев прошлых дней.
Вспоминай их добрым словом -
Слава им борцам суровым!
Слава нашей старине!
Слава русской стороне!
Воспитатель:
И про эту старину я рассказывать начну,
Чтобы люди знать могли о делах родной земли…
В монастырской келье узкой, в четырех глухих стенах
О земле, о древнерусской, быль записывал монах.
Слайд
Он писал зимой и летом,
Озаренный тусклым светом.
Он писал из года в год, про великий наш народ.
Воспитатель: Люди с древности сочиняли сказки, песни, былины,
пословицы, загадки; писали документы, указы. А на чем писать, ведь бумаги
тогда еще не было. Из глубины веков, из древней страны Ассирии дошли до
нас книги, написанные тростниковыми палочками на глиняных плитках,
которые потом обжигали в печах как горшки.
Слайд
На глиняных табличках вели торговые записи купцы. Поэты, историки
и философы увековечивали свои труды на глине.
А в соседнем государстве Египте сначала писали на каменных плитах.
Слайд
А затем научились делать книги из папируса – речного тростника с
высоким и толстым стволом.
Слайд
Папирусы хранили, свернутыми в свиток.
В Китае писали на бамбуковых дощечках, нанизанных на крепкую веревку.
Слайд
А в древней Руси писали на бересте
Слайд
Лист березовой коры снимали с дерева, обрабатывали особым
способом. Текст наносили заостренным стержнем- писалом.
Такой, какой мы ее знаем, книга стала только после того, как в Древнем
городе Пергаме научились выделывать из кожи животных особый материал
пергамент.
Слайд
На листах такой книги можно было писать и рисовать.
Много лет спустя в Китае научились делать бумагу и стали создавать
книги на бумаге.
Сначала книги писались вручную, особыми людьми – писцами, которые
учились красиво писать многие годы, прежде чем их подпускали к книгам.
Дни и ночи напролет при тусклом свечном освещении они, обмакивая
гусиное перо в чернила, линия за линией выводили буквы.
Месяцы, а то и годы уходили на то, чтобы написать или переписать
какую-нибудь книгу да еще украсить ее рисунками. Но на писании работа над
книгой не заканчивалась. Необходимо было сшить страницы, выровнять их
обрезом и сделать обложку. Обложку делали из деревянных дощечек, одевали
в дорогую кожу, парчу, а иногда и в серебро.
Слайд
Нередко владельцы таких книг приковывали их цепями к полкам, чтобы
не украли. Было это, правда, очень давно, более 500 лет назад.
А сейчас, ребята, я предлагаю вам немного отдохнуть и прогуляться по
древней Москве.
Раздается колокольный звон
Слайд
Давайте поиграем в игру, в которую очень любили играть дети в те
времена. Игра называется «Золотые ворота». (Игра разучивается заранее).
Пара игроков встает друг к другу лицом, и поднимают вверх руки - это
ворота. Остальные игроки, держась за руки, образуют цепочку. Игроки-
ворота проговаривают слова:
Золотые ворота пропускают не всегда.
Первый раз прощается, второй раз запрещается.
А на третий раз не пропустим вас!
С этими словами руки опускаются и «ворота» захлопываются. Те дети,
которые оказались пойманными, становятся дополнительными воротами.
«Ворота» побеждают, если им удалось поймать всех игроков.
Воспитатель: Отдохнули?
Дети: да!
Воспитатель: а теперь продолжим. Присаживайтесь.
Границы Руси расширялись. Книг требовалось все больше,
переписчики не успевали их писать. Тогда царь Иван Грозный решил
построить в Москве Печатный двор. Новое и трудное дело поручили Ивану
Федорову, церковному дьякону.
Слайд
В народе говорили про Ивана Федорова: умелец, что и в чужих землях не
сыскать.
Слайд
На создание первой книги, которая называлась «Апостол», ушел целый год.
Воспитатель: Иван Федоров напечатал и первую русскую Азбуку,
Слайд
Первый русский календарь из скромных листочков, на которых были
напечатаны стихи, посвященных каждому месяцу. От этого дня и ведут
начало наши печатные календари. (показать отрывной календарь)
И когда вечером будем срывать листок с календаря, то вспомним, что его
далекого-далекого предка отпечатал Иван Федоров. Память о великом
человеке навсегда останется с нами. А в самом центре в Москве стоит
памятник, воздвигнутый И. Федорову.
Слайд
На постаменте - дата выпуска первой печатной книги: 19 апреля 1563г.
и знак «И,Ф.», которым первопечатник помечал свои издания. На обратной
стороне пьедестала выбиты слова из послесловия к изданной им книги
«Апостол»: «Первее нача печатати на Москве святые книги» и девиз «Ради
братии моих и ближних моих»
Воспитатель: в Санкт-Петербурге есть типография, которая носит его имя.
Так и живет среди нас первопечатник Иван Федоров.
А теперь, ребята, давайте вернемся в наше время.
Ребенок 2:
Времена теперь другие. Как и мысли, и дела.
Далеко ушла Россия от страны, какой была.
Ребенок 3:
Умный, сильный наш народ свою землю бережет.
А преданья старины забывать мы не должны.
Слава русской старине! Слава нашей стороне!
Воспитатель: Постепенно, человек усовершенствовал печатный станок,
придумав машины, которые печатают, обрезают и сшивают листы, печатают
красочные обложки, иллюстрации и изготовляют переплет, чтобы книга
дольше сохранилась. Всеми машинами управляет человек. Но, прежде, чем
напечатать книгу, необходимо подготовить ее содержание.
Как вы думаете, кто готовит все материалы для книг?
Дети: писатели, поэты, художники.
Воспитатель: И в результате мы с вами читаем вот такие замечательные
красочные и интересные книги. (показывает на выставку книг).
Ребята, а вы знаете, как правильно обращаться с книгами?
Дети: Да!
Воспитатель: Вот мы это сейчас и проверим. Я предлагаю вам сыграть в
игру «Можно и нельзя». Я буду читать стихотворные строки, а вы в случае
утвердительного ответа хлопаете в ладоши, а если не согласны – топаете
ногами. Становитесь в круг.
Книга - самый лучший друг, это знают все вокруг!
(Дети хлопают в ладоши)
Книгу можно прочитать, руками грязными листать.
(Дети топают ногами)
Если нравится картинка – рви ее из серединки.
(Дети топают ногами)
Книгу бережно держи, в нее закладку положи.
(Дети хлопают в ладоши)
С горки прокатись на книжке, предложи проехать Мишке.
(Дети топают ногами)
Ручку в руку ты возьми, на странице напиши.
(Дети топают ногами)
Книгу в воду не бросай, береги и уважай!
(Дети хлопают в ладоши)
Молодцы, ребята, вы все справились. Присаживайтесь на свои места.
Продолжим нашу беседу.
Ребята, а кто знает, куда нужно обратиться, если вам хочется прочитать
книгу, которой у вас нет?
Дети: в библиотеку.
Воспитатель: Правильно. Мы с вами уже были в библиотеке и видели,
сколько разных книг стоит на стеллажах. А знаете ли вы, что и сейчас книги
бывают не только из бумаги.
Дети: нет
Воспитатель: Так вот, ребята, в наш современный век книги бывают даже
электронными. У вас наверно у всех дома есть компьютер или планшет. И
если очень хочется прочитать какую-нибудь книгу, которой нет в библиотеке,
то существуют электронные библиотеки, где можно заказать любую книгу и
прочитать в любое удобное для вас время.
Слайд
Воспитатель: И в заключение, я предлагаю вам вспомнить все, о чем
вы узнали из нашего путешествия в прошлое книги. Поиграем в игру «Что
было, что будет». Посмотрите внимательно на картинки и разложите их от
прошлого к настоящему книги. Победит тот, кто быстрее справится с
заданием.