Напоминание

"Путешествие в прошлое книги"


Автор: Гнездилова Татьяна Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР-детский сад № 8 "Буратино"
Населённый пункт: г. Оха, Сахалинская область
Наименование материала: конспект НОД
Тема: "Путешествие в прошлое книги"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное детское образовательное учреждение

Центр развития ребенка - детский сад №8 «Буратино» г. Охи

Конспект

Непосредственно образовательной деятельности

Интеграция образовательных областей: «Познавательное

развитие », «Социально - коммуникативное развитие »,

«Речевое развитие », «Художественно-эстетическое развитие»

Подготовительная группа

Воспитатель: Гнездилова Татьяна Анатольевна

Сахалинская область

г. Оха

Используемая литература:

О.В.Дыбина

«Ознакомление

с

предметным

и

социальным

окружением.

Подготовительная

к

школе

группа»

Мозаика-Синтез,

Москва

2015;

по

материалам интернет сайтов: ozd.na; oboznik.

ru pechatnick

…/; images.rambler; ru.wikipeadia/wiki/Иван Фёдорович.

Задачи:

Образовательные:

Познакомить детей с историей создания и изготовления книги;

показать, как книга преобразовывалась под влиянием творчества

человека;

вызвать интерес к творческой деятельности человека;

учить отгадывать загадки о книгах;

Развивающие:

развивать психические процессы, связную речь.

формировать словарный запас по данной теме;

Воспитательные:

прививать любовь к русскому художественному слову;

уважение к труду людей, печатающих книги;

воспитывать бережное отношение к книгам.

Словарная

работа:

Иван

Федоров,

первопечатник,

печатный

станок,

папирус, пергамент, свиток.

Предварительная работа: экскурсия в библиотеку, чтение произведения С.

Маршака «Как печатали книгу»; рассматривание иллюстраций, фотографий;

разучивание старославянской игры «Золотые ворота».

Материал. Мультимедийная установка. Красочно оформленные книги,

слайды и иллюстрации с изображением печатных станков разных времен;

изображения старинных книг; набор сюжетных картинок на тему от

прошлого к настоящему книги;

Методические приемы:

игровой: воображаемая ситуация – путешествие в прошлое

наглядный: рассматривание слайдов

словесный:

загадывание

загадок,

чтение

стихотворений,

бе седа,

педагогическая оценка.

практический: упражнять в образных пантомимических движениях.

Ход образовательной деятельности:

Дети стоят в кругу

Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать?

Дети: Да!

Воспитатель: А как вы думаете, куда можно отправиться в путешествие?

Дети: В другой город! В лес! В другую страну!

Воспитатель: А на чем люди могут отправиться в путь?

Дети: На машине! На самолете! На пароходе! На воздушном шаре!

Воспитатель: Ребята, но ведь не все желающие могут позволить себе

отправиться путешествовать. Как же тогда люди узнают о разных странах,

интересных событиях, необычных вещах, предметах, историях?

Дети: смотрят телевизор, кино.

Воспитатель: Правильно! Но ведь телевидение было не всегда. А что

появилось гораздо раньше? Послушайте загадку:

Говорит она беззвучно,

Но понятно и не скучно.

Ты беседуй чаще с ней-

Станешь вчетверо умней!

Не дерево, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает.

Дети: книга!

Воспитатель: Правильно, ребята! Это книга. А еще с помощью книг люди

передают знания из поколения в поколение. А вы знаете, кто же делает

книги?

Дети: Люди.

Воспитатель: А как вы думаете, человек делает книги вручную?

Дети: ему помогают машины.

Воспитатель: Правильно, книги печатаются на специальных станках в

типографии.

Слайд (современная типография )

Воспитатель: Но так было не всегда. И я хочу вас пригласить в путешествие

в прошлое книги. Давайте сядем на машину времени и перенесемся из

нашего века в далекое прошлое.

Ребенок 1:

Оглянись на предков наших, на героев прошлых дней.

Вспоминай их добрым словом -

Слава им борцам суровым!

Слава нашей старине!

Слава русской стороне!

Воспитатель:

И про эту старину я рассказывать начну,

Чтобы люди знать могли о делах родной земли…

В монастырской келье узкой, в четырех глухих стенах

О земле, о древнерусской, быль записывал монах.

Слайд

Он писал зимой и летом,

Озаренный тусклым светом.

Он писал из года в год, про великий наш народ.

Воспитатель: Люди с древности сочиняли сказки, песни, былины,

пословицы, загадки; писали документы, указы. А на чем писать, ведь бумаги

тогда еще не было. Из глубины веков, из древней страны Ассирии дошли до

нас книги, написанные тростниковыми палочками на глиняных плитках,

которые потом обжигали в печах как горшки.

Слайд

На глиняных табличках вели торговые записи купцы. Поэты, историки

и философы увековечивали свои труды на глине.

А в соседнем государстве Египте сначала писали на каменных плитах.

Слайд

А затем научились делать книги из папируса – речного тростника с

высоким и толстым стволом.

Слайд

Папирусы хранили, свернутыми в свиток.

В Китае писали на бамбуковых дощечках, нанизанных на крепкую веревку.

Слайд

А в древней Руси писали на бересте

Слайд

Лист березовой коры снимали с дерева, обрабатывали особым

способом. Текст наносили заостренным стержнем- писалом.

Такой, какой мы ее знаем, книга стала только после того, как в Древнем

городе Пергаме научились выделывать из кожи животных особый материал

пергамент.

Слайд

На листах такой книги можно было писать и рисовать.

Много лет спустя в Китае научились делать бумагу и стали создавать

книги на бумаге.

Сначала книги писались вручную, особыми людьми – писцами, которые

учились красиво писать многие годы, прежде чем их подпускали к книгам.

Дни и ночи напролет при тусклом свечном освещении они, обмакивая

гусиное перо в чернила, линия за линией выводили буквы.

Месяцы, а то и годы уходили на то, чтобы написать или переписать

какую-нибудь книгу да еще украсить ее рисунками. Но на писании работа над

книгой не заканчивалась. Необходимо было сшить страницы, выровнять их

обрезом и сделать обложку. Обложку делали из деревянных дощечек, одевали

в дорогую кожу, парчу, а иногда и в серебро.

Слайд

Нередко владельцы таких книг приковывали их цепями к полкам, чтобы

не украли. Было это, правда, очень давно, более 500 лет назад.

А сейчас, ребята, я предлагаю вам немного отдохнуть и прогуляться по

древней Москве.

Раздается колокольный звон

Слайд

Давайте поиграем в игру, в которую очень любили играть дети в те

времена. Игра называется «Золотые ворота». (Игра разучивается заранее).

Пара игроков встает друг к другу лицом, и поднимают вверх руки - это

ворота. Остальные игроки, держась за руки, образуют цепочку. Игроки-

ворота проговаривают слова:

Золотые ворота пропускают не всегда.

Первый раз прощается, второй раз запрещается.

А на третий раз не пропустим вас!

С этими словами руки опускаются и «ворота» захлопываются. Те дети,

которые оказались пойманными, становятся дополнительными воротами.

«Ворота» побеждают, если им удалось поймать всех игроков.

Воспитатель: Отдохнули?

Дети: да!

Воспитатель: а теперь продолжим. Присаживайтесь.

Границы Руси расширялись. Книг требовалось все больше,

переписчики не успевали их писать. Тогда царь Иван Грозный решил

построить в Москве Печатный двор. Новое и трудное дело поручили Ивану

Федорову, церковному дьякону.

Слайд

В народе говорили про Ивана Федорова: умелец, что и в чужих землях не

сыскать.

Слайд

На создание первой книги, которая называлась «Апостол», ушел целый год.

Воспитатель: Иван Федоров напечатал и первую русскую Азбуку,

Слайд

Первый русский календарь из скромных листочков, на которых были

напечатаны стихи, посвященных каждому месяцу. От этого дня и ведут

начало наши печатные календари. (показать отрывной календарь)

И когда вечером будем срывать листок с календаря, то вспомним, что его

далекого-далекого предка отпечатал Иван Федоров. Память о великом

человеке навсегда останется с нами. А в самом центре в Москве стоит

памятник, воздвигнутый И. Федорову.

Слайд

На постаменте - дата выпуска первой печатной книги: 19 апреля 1563г.

и знак «И,Ф.», которым первопечатник помечал свои издания. На обратной

стороне пьедестала выбиты слова из послесловия к изданной им книги

«Апостол»: «Первее нача печатати на Москве святые книги» и девиз «Ради

братии моих и ближних моих»

Воспитатель: в Санкт-Петербурге есть типография, которая носит его имя.

Так и живет среди нас первопечатник Иван Федоров.

А теперь, ребята, давайте вернемся в наше время.

Ребенок 2:

Времена теперь другие. Как и мысли, и дела.

Далеко ушла Россия от страны, какой была.

Ребенок 3:

Умный, сильный наш народ свою землю бережет.

А преданья старины забывать мы не должны.

Слава русской старине! Слава нашей стороне!

Воспитатель: Постепенно, человек усовершенствовал печатный станок,

придумав машины, которые печатают, обрезают и сшивают листы, печатают

красочные обложки, иллюстрации и изготовляют переплет, чтобы книга

дольше сохранилась. Всеми машинами управляет человек. Но, прежде, чем

напечатать книгу, необходимо подготовить ее содержание.

Как вы думаете, кто готовит все материалы для книг?

Дети: писатели, поэты, художники.

Воспитатель: И в результате мы с вами читаем вот такие замечательные

красочные и интересные книги. (показывает на выставку книг).

Ребята, а вы знаете, как правильно обращаться с книгами?

Дети: Да!

Воспитатель: Вот мы это сейчас и проверим. Я предлагаю вам сыграть в

игру «Можно и нельзя». Я буду читать стихотворные строки, а вы в случае

утвердительного ответа хлопаете в ладоши, а если не согласны – топаете

ногами. Становитесь в круг.

Книга - самый лучший друг, это знают все вокруг!

(Дети хлопают в ладоши)

Книгу можно прочитать, руками грязными листать.

(Дети топают ногами)

Если нравится картинка – рви ее из серединки.

(Дети топают ногами)

Книгу бережно держи, в нее закладку положи.

(Дети хлопают в ладоши)

С горки прокатись на книжке, предложи проехать Мишке.

(Дети топают ногами)

Ручку в руку ты возьми, на странице напиши.

(Дети топают ногами)

Книгу в воду не бросай, береги и уважай!

(Дети хлопают в ладоши)

Молодцы, ребята, вы все справились. Присаживайтесь на свои места.

Продолжим нашу беседу.

Ребята, а кто знает, куда нужно обратиться, если вам хочется прочитать

книгу, которой у вас нет?

Дети: в библиотеку.

Воспитатель: Правильно. Мы с вами уже были в библиотеке и видели,

сколько разных книг стоит на стеллажах. А знаете ли вы, что и сейчас книги

бывают не только из бумаги.

Дети: нет

Воспитатель: Так вот, ребята, в наш современный век книги бывают даже

электронными. У вас наверно у всех дома есть компьютер или планшет. И

если очень хочется прочитать какую-нибудь книгу, которой нет в библиотеке,

то существуют электронные библиотеки, где можно заказать любую книгу и

прочитать в любое удобное для вас время.

Слайд

Воспитатель: И в заключение, я предлагаю вам вспомнить все, о чем

вы узнали из нашего путешествия в прошлое книги. Поиграем в игру «Что

было, что будет». Посмотрите внимательно на картинки и разложите их от

прошлого к настоящему книги. Победит тот, кто быстрее справится с

заданием.



В раздел образования