Напоминание

О реформе образования 1984 года.


Автор: Кольцов Михаил Анатольевич
Должность: Заместитель директора по УВР
Учебное заведение: МАОУ "Бутовская СОШ № 2"
Населённый пункт: Ленинский муниципальный район, Московской области
Наименование материала: презентация - исследование
Тема: О реформе образования 1984 года.
Раздел: среднее образование





Назад




Реформа системы образования середины 80-х годов

прошлого столетия – достаточно мало исследована и

не известна широкой общественности. Однако именно

она сформировала тот облик российского образования

который

на

протяжении

многих

лет

подвергается

различным реформам и экспериментам.

Любопытно

что

реформа

о

которой

пойдет

речь

связана с именем человека чье правление в истории

СССР было самым непродолжительным, и о котором

разве

что

лишней

раз

вспоминают

в

контексте

«агонии СССР» - Константине Устиновиче Черненко.

Почему

он

был

главным

«двигателем»

реформы

сказать трудно, может по тому что в начале своей

карьеры был учителем истории, а может по тому что

понимал его век на исходе и надо успеть что –то

сделать для страны.

В начале 80-х гг. прошлого века жителям

нашей страны казалось, что никаких угроз и

потрясений в ближайшее время ожидать не

придется. Страна вроде бы уверенно шла к

светлому

будущему,

находилась

в

стадии

развитого социализма, за которым брезжило

коммунистическое завтра. Естественно, что

на этом пути могли встречаться временные

трудности, но они успешно преодолевались

проводимой в стране политикой.

Именно

так

преподносилось

советскому

народу

положение дел в стране и, в частности, в системе

народного образования, в которой уже давно назревала

кризисная ситуация. Но в том не было вины школьных

учителей. Это был системный кризис. От образования

требовался

решительный

поворот

к

практическим

задачам, стоящим перед страной. Именно в эти годы

советское общество и власть стали осознавать, что,

несмотря на постоянное совершенствование системы

общего образования, большие и всеми признаваемые

успехи, достигнутые ею, общеобразовательная школа

нуждалась в существенном реформировании.

В

новогодний

праздник

1

января

1984

г.

в

«Учительской

газете»

на

первой

полосе

было

напечатано стихотворение Владимира Степанова:

Учителями мир гордится,

Их именами славен он…

Под Новый год Как выпускницы,

Снежинки кружат за окном.

Пусть год грядущий Будет светел,

Как этот снег,

Как школьный вальс,

Цветёт земля,

Смеются дети,

Звонок торопит снова в класс1

5 января 1984 г в Учительской газете был опубликован

Проект ЦК КПСС «Основные направления реформы

общеобразовательной и профессиональной школы». Попутно

заметим, что реформа школы, которая в обществе стала

называться «черненковской» была разработана в бытность

Генеральным секретарем ЦК КПСС Ю.В. Андропова,

скончавшегося 9 февраля 1984 г. Проект был вынесен на

всенародное обсуждение, которое проходило в течение трёх

месяцев. На протяжении этого времени в центральной и

местной прессе, практически во всех периодических изданиях,

систематически публиковались отклики работников

образования, деятелей культуры, работников промышленных

предприятий на материалы реформы общеобразовательной

школы. В большинстве этих публикаций поддерживались идеи

реформы. Она оценивалась как важнейшее политическое

событие, открывавшее реальную возможность

усовершенствования отечественной системы образования в тех

конкретно-исторических условиях

В

результате

реформы

предполагалось

создать

трехступенчатую

модель

образования:

начальная,

неполная

средняя

и

средняя

общеобразовательная

школа, соответственно, четыре, девять и одиннадцать

лет

обучения.

Дополнительный

год

в

начальной

школе,

как

мыслилось

инициаторам

реформы,

позволил

бы

«обеспечить

более

основательное

обучение детей чтению, письму и счёту, элементарным

трудовым навыкам, уменьшить нагрузку учащихся в

средней школе»

Реформой

предусматривалось

повышение

качества

обучения

и

воспитания, достижение высокого научного

уровня преподавания, усовершенствование

учебных планов и ликвидация перегрузки

учащихся. Планировалось также коренным

образом

улучшить

трудовую

подготовку

школьников, усилить их ответственность за

качество

их

учёбы,

повысить

их

общественную активность.

Второе направление реформы школы состояло в коренном улучшении

трудового воспитания, обучения и профессиональной ориентации

учащихся. Решение этой задачи виделось в соединении обучения с

производительным трудом, «включение учащихся, начиная с младших

классов, в систематический, организованный, посильный для их

здоровья и возраста общественно полезный труд – труд настоящий,

необходимый обществу». При этом речь не шла о каком-то абстрактном

трудовом воспитании. На первое место выдвигалась практическая и

воспитательная направленность потребность трудового обучения.

Профориентационную деятельность школ планировалось повернуть не

только к ознакомлению школьников с рабочими профессиями, но и

совместить с воспитанием у них уважения к человеку труда. Любовь к

рабочей специальности планировалось воспитывать опираясь на

местные условия и традиции. В документах о реформе школе

говорилось: «Чем теснее мы сблизим школу и производство, тем

полновеснее будет отдача от реформы. Отдача воспитательная,

политическая. Советская молодёжь должна вступить в самостоятельную

жизнь высококультурной, образованной и трудолюбивой. И кем бы ни

стали наши дети – рабочими или агрономами, учёными или

инженерами, – они должны получать классовую закалку в трудовых

коллективах. Надо добиваться, чтобы их знакомство с производством

давало именно тот воспитательный эффект, который нам нужен» .

Следующее

направление

реформы

школы

общественное

воспитание

детей

и

подростков

предполагало

развитие

внешкольных

учреждений,

улучшение

воспитания

детей

дошкольного

возраста.

Перед

педагогическими

коллективами

страны

была

поставлена

задача

развития

групп

продлённого

дня,

организация

в

них

клубной

и

кружковой

работы

по

интересам. Школа должна была стать действительным

центром воспитательной работы в микрорайоне. А это, в

частности,

предполагало

тесное

взаимодействие

и

взаимоответственность

семьи

и

школы

в

воспитании

школьников.

Кроме

того,

предполагалось

шире

привлекать

трудовые

коллективы,

развивать

шефскую

помощь школе со стороны промышленных предприятий

и учреждений.

Особое

внимание

уделялось

поднятию престижа

учительской

профессии

и

укреплению

материального положения, как всей

системы

народного

образования,

так и каждого её работника

Отдельной

задачей

стояло

усиление

моральных

стимулов,

способствующих

росту престижа советской школы и труда

учителя.

В

материалах,

посвященных

реформе

школы,

говорилось

о

развитии

форм

морального

поощрения

учителей,

росте заработной платы педагогов. В стране

в

качестве

отдельного

праздничного

дня

был

установлен

День

Знаний.

Также

предусматривалось

создание

Всесоюзного

педагогического

общества

и

музея

народного образования.

Выдвигалась

задача

улучшения

подготовки

педагогических

кадров,

для

чего

признавалось

необходимым

переработать

программы

педагогических учебных заведений, приблизив их

к

жизни,

в

частности,

организовать

изучение

студентами методов современного производства.

Повышение

уровня

подготовки

педагогов

предполагало

тщательный

отбор

молодёжи

в

педагогические

учебные

заведения,

а

также

усиление

внимания

к

систематическому

повышению квалификации учителей.

Основные

направления

реформы

общеобразовательной

и

профессиональной

школы

предусматривали

возможность

преодоления

ряда

«негативных

явлений,

серьёзных

недостатков

и

упущений» накопившихся в деятельности советской

школы.

Планировалось

улучшить

структуру

образования,

существенно

повысить

качество

общеобразовательной, трудовой и профессиональной

подготовки,

более

широко

применять

активные

и

технические

средства

обучения,

целеустремлённо

реализовывать

принцип

единства

обучения

и

воспитания, обеспечить тесную связь школы, семьи и

общественности.

История

разработки

и

начала

реализации

последней

советской школьной реформы

наглядно

показывает, что, несмотря на очевидные застойные

явления

в

области

образования,

оно

постоянно

находилось

в

поле

зрения

государственных

и

партийных

органов,

которые

стремились

вырабатывать в тех конкретно-исторических условиях

оптимальную

стратегию развития

этой

отрасли.

Привлечение

педагогической

и

родительской

общественности

проходило

лишь

в

мере,

дозированной органами государственной и партийной

власти.

Был

ли

это

недостаток

или

достоинство

реформы является предметом дальнейшего анализа.

Сложность

и

неоднозначность

итогов

школьной

реформы

1984

г.

отличительная

особенность

её

историографии,

в

которой

в

последнее

время

вновь

возрастает

интерес

к

несостоявшейся

модели

усовершенствования

отечественной

системы

образования. Реформа не смогла шагнуть в будущее не

потому, что изначально была обращена в прошлое, что

отнюдь

не

самое

плохое

для

традиционалистского

российского менталитета. Это

случилось потому,

что

механизм

её

реализации,

идеи

и

положения,

в

ней

заложенные, хотя и были прогрессивными для 1984 г.,

не

смогли

сохранить

свою

актуальность

в

процессе

начавшейся вскоре перестройки всей государственной

системы страны. А в этом уже нет вины тех, кто на

протяжении начала 80-х гг. прошлого столетия пытался

усовершенствовать советскую систему образования.



В раздел образования