Напоминание

Сценарий конкурса чтецов, посвященного 100-летию со дня рождения Народного поэта Республики Башкортостан Мустая Карима


Автор: Мартынова Ирина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ № 18
Населённый пункт: Республика Башкортостан город Салават
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Сценарий конкурса чтецов, посвященного 100-летию со дня рождения Народного поэта Республики Башкортостан Мустая Карима
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №18»

городского округа город Салават

Республики Башкортостан

Сценарий конкурса чтецов,

посвященного 100-летию со дня рождения

Народного поэта Республики Башкортостан

Мустая Карима

Подготовил: Мартынова Ирина Александровна,

воспитатель МАДОУ №18 г. Салавата

г. Салават

2019 г.

Ц е л ь : повышение

речевой

активности

детей,

повышение

уровня

выразительности чтения стихов.

Задачи:

- познакомить детей с жизнью и творчеством башкирского писателя Мустая

Карима;

-развивать

художественно-речевых

исполнительских

навыков

при

чтении

стихотворений;

-выявить лучших чтецов среди детей, предоставление им возможности для

самовыражения;

-воспитать

положительного

эмоционального

отношения

к

национальным

литературным поэтическим произведениям; любовь к родному краю.

Музыкальный материал:

Презентация

на

тему:

«Жизненный

путь

поэта

-

Мустая

Карима».

Аудиозапись

башкирской

мелодии

«Серебряный

ручей»,

аудиозапись

звучание курая, запись музыки для башкирской игры: «Уголки», «Нитка и

иголка».

Оборудование:

Проектор, ноутбук. Грамоты.

Звучит башкирская мелодия «Серебряный ручей», дети спокойно входят

в музыкальный зал, садятся на стульчики полукругом. На экране портрет

башкирского национального поэта Мустая Карима.

Ведущий 1: Добрый день дорогие ребята и уважаемые взрослые! Мы

рады видеть вас в нашем уютном зале! Сегодня необыкновенный день! Мы

проводим

конкурс

чтецов, посвященный

100-летию

со

дня

рождения

народного

поэта

Мустая

Карима.

Участники

конкурса,

ребят а

подготовительных групп нашего детского сада.

Ведущий 2: А какой же конкурс без компетентного жюри? Им сегодня

предстоит

очень

ответственное

дело

выбрать

самых

лучших.

Поэтому

оценивать

наших

участников

будут

мудрые

и

справедливые

взрослые

(перечисляют состав жюри).

Ведущий 1: Итак, участники конкурса готовы показать своё мастерство.

Жюри готово оценивать участников конкурса. Зрители готовы слушать и

болеть за своих друзей. Тогда конкурс чтецов объявляется - открытым!

Слайд № 2

Ведущий 2. Ребята, посмотрите на экран. Это портрет народного поэта

Башкортостана Мустая Карима. В сентябре 2005 года его не стало, но память

о нем живет в наших мыслях и в наших сердцах…

Слайд № 3

Ведущий

1. Народный

поэт

-

это

слава

и

гордость

Республики

Башкортостан. Мустай Карим, а настоящее его имя Мустафа Сафич Каримов,

родился 20 октября 1919 года, в деревне Кляшево Чишминского района в

семье крестьянина – середняка Сафы Каримова. Мустафа Сафич Каримов –

талантливый и мудрый писатель, поэт, драматург. Послушайте ребята, как он

пишет о своей родной земле, где он родился.

Слайд № 4

Первый

участник

конкурса

группы

1

читает

стихотворение «У

Демы».

Друзья! Красива Дема,

Особенно весной,

Вся в белой-белой пене

Черемухи лесной.

На летней зорьке с липы

Стекает сладкий мед.

Под ветром дремлют лилии,

И соловей поет.

Колосья в каждом поле

Здесь весело шумят,

А на горе березки

Листвою шелестят.

Слайд № 5, 6.

Ведущий 1. Рос Мустай Карим в многодетной семье, а всего их было 12

братьев и сестер. Рос он трудолюбивым и прилежным ребенком. Вот как он

сам писал про себя: «Всему, что я знаю и умею, меня научили люди. Мать –

учила ходить, брат Муртаза – ездить на коне; соседский сын Муххарам –

плести лапти, солдаты – терпению, а татарский поэт Габдулла

Тукай и А.

С.Пушкин – сочинять стихи…». Вот послушайте, как он трогательно пишет о

маме.

Следующий

участник

конкурса

группы

2

читает

стихотворение

«Эту песню мать мне пела».

Эту песню мать мне пела,

На руках меня качая.

Эту песню мать мне пела,

В путь-дорогу провожая.

Мать мне пела эту песню -

Мы давно расстались с нею...

И чем дальше голос милый,

Тем звучит он все слышнее:

"Пламя вырастет из искры -

Знают люди.

Но коль искра улетает -

Пепел будет.

Если капля ляжет к капле -

Будет море.

Если ж капля одинока -

Сгинет вскоре.

Пролагают вместе люди

Путь широкий.

След травою зарастает

Одинокий.

Коль в полях цветы пестреют -

Хвалят люди. А один цветок на тропке

Смятым будет.

Помни: слава - не находка

На дороге.

На ветру один погаснешь

Без подмоги.

Каплей будешь только в море

Ты живою...

Пусть твой след не зарастет

Глухой травою!"

Эту песню мать мне пела,

На руках меня качая,

Эту песню мать мне пела,

В путь-дорогу провожая...

Слайд № 7.

Ведущий 1. Мустафа был очень впечатлительным ребенком и впитывал

народный

эпос

словно

губка.

Башкирские

сказки

и

легенды

ему

много

рассказывала мама. В 6-м классе Мустай написал свои первые стихи.

Следующий

участник

конкурса

группы

1

читает

стихотворение

«Прилетай».

Милый скворушка, скворец,

Прилетай же, наконец!

Для тебя я дом построил,

Не скворешня, а дворец!

Я твой домик расписал

Голубым, зеленым,

Сверху ветку привязал

Молодого клена.

Прилетай и распевай

Песню про зеленый май!

Прилетай в наш дом скорей!

Все готово! Прилетай!

Слайд № 8.

Ведущий

2. Как и все дети того времени, он рос любознательным,

шустрым пареньком. Мустафа любил играть, много читал, интересовался

всем, что его окружало. Послушайте, как он пишет о своем детстве.

Следующий участник конкурса группы № 1 читает стихотворение.

Мальчишка без шапки бежал под дождем,

Смеясь, крутя головой.

«Вырасту»,— думал. И дальше бежал

Вровень с плакун-травой.

Он вырос. Летний дождь никогда

Помехой не был в труде,—

С распахнутым воротом он стоял

Без шапки на борозде.

В годы засухи вместе с землей

Он жаждал испить дождя:

Каждое облачко он хотел

Жадно вдохнуть в себя.

Вот и сегодня землю с утра

Небо поит дождем;

Дышат поля, мокнет земля,

Ивы шумят над прудом.

Слайд № 9.

Ведущий 1. Мустай Карим учился в институте, Он стал первым из

братьев и сестер, кто получил высшее образование.

Слайд № 10

Ведущий 2. А когда началась Великая Отечественная война, славный

воин башкирского народа - Мустай Карим пошел на фронт, чтобы защищать

свой край, свою Родину.

Следующий участник конкурса группы № 2 читает стихотворение «Я

ухожу, товарищи на фронт».

- Я ухожу, товарищи на фронт,

Чтоб стариков текла спокойно старость,

Чтоб нашим девушкам краса осталась,

Чтоб наш Урал всегда стоял могучий,

Чтобы над Белой не сгущались тучи.

- Товарищи, я ухожу на фронт.

За ту весну, что навсегда настанет,

За светлый сад, которым край наш станет,

За маленького сына моего,

И Родины любимой торжество!

- Орудий грохот. Едкий дым

Сползает по горе.

Звезда над лагерем моим,

Атака на заре!

- Копытом иноходец бьет,

По ледяной горе.

Не спят джигиты, каждый ждет

Атака на заре!

- Клинок отточенный со мной

В узорном серебре

С победой я вернусь домой!

Атака на заре!

Слайд № 11

Ведущий 1. Как и говорится в стихотворении «С победой я вернусь

домой!»,

он

вернулся,

и

написал

много

стихов,

поэм

о

войне.

Стихи

рожденные войной.

Следующий

участник

конкурса

группы

2

читает

стихотворение

«Неизвестному солдату».

Памятник поставлен, говорят,

Этот неизвестному солдату…

Память, не известен ли солдат?

Может, знала ты его когда – то?

Мы в атаку вместе поднялись,

Пули вместе с ним меня достали.

Я воскрес на время… Он же, ввысь

Устремясь, навек застыл в металле.

Ведущий 2.

А

сейчас

мы

с

вами

немного

отдохнем

и

поиграем

в

башкирскую народную игру «Уголки»

Организация

игры: По

четырем

углам

площадки

стоят

четыре

стула,

на

них

четверо детей. В центре стоит водящий. Он по – очереди подходит к сидящим и задает

каждому вопрос:

- Хозяйка, можно истопить у тебя баню?

1 играющий отвечает: «Моя баня занята».

2 играющий отвечает: «Моя собака ощенилась»

3 играющий отвечает: «Печка обвалилась»

4 играющий отвечает: «Воды нет»

Водящий выходит на центр площадки, хлопает в ладоши три раза и кричит: Хоп,

хоп, хоп! За это время хозяева быстро меняются местами. Водящий должен успеть

занять свободный стул.

Правила: меняться только после хлопков водящего. Игра может проводиться и с

большим количеством детей: в этом случае воспитателю следует поставить столько

стульев, сколько играющих и составить дополнительные ответы для «хозяев».

Слайд № 12

Ведущий 1.

Сразу после войны Мустай активно включился в мирную

жизнь, где продолжал заниматься творчеством, писал стихи о мире, о счастье,

о любви к родному краю, о Родине.

Следующий

участник

конкурса

группы

1

читает

стихотворение

«Мой край».

- Мы рассказать хотим о том

Как мы живем в краю родном

Мой край, родной Башкортостан

Ты лучше всех далеких стран

В такой чудесной стране живу

И счастлив я вполне

Ты славен лесом, горы реки и поля

Все это Родина моя!

Слайд № 13

Ведущий

2: Башкирскому народному поэту Башкортостана очертание

родной республики напомнили березовый листок. Он написал всем известное

стихотворение «О березовом листке».

Следующий участник конкурса группы № 2 читает стихотворение «О

березовом листке».

Взгляни на глобус:

Вот он шар земной.

На нём Башкирия

С берёзовый листок величиной.

Всего лишь навсего

Не больше обыкновенного листка.

Берёза же – Великая Россия

Так зелена, так высока.

Слайд № 14

Ведущий 1. Родившийся на Урале, в самом песенном и удивительном

краю – в Башкирии, он является истинным патриотом, благодарным своей

Родине.

Следующий участник конкурса группы № 2 читает стихотворение «Не

русский я, но россиянин».

Не русский я, но россиянин. Ныне

Я говорю, свободен и силен;

Я рос, как дуб зеленый на вершине,

Водою рек российских напоен.

Своею жизнью я гордиться вправе-

Нам с русскими одна судьба дана.

Четыре века в подвигах и славе

Сплелись корнями наши племена…

Не русский я, но россиянин. Чести

Нет выше. Я страны советской сын.

Нам вместе жить и подниматься выше

К сиянию сверкающих вершин…

Не русский я, но россиянин. Зваться

Так навсегда, душа моя, гордись!

Десятку жизней может поравняться

Моей судьбы единственная жизнь.

Ведущий 1.

Предлагаю

еще

поиграть

в башкирскую народную игру

«Иголка и нитка».

Организация игры: Дети делятся на две команды, выстраиваются в колонны друг за

другом на одной стороне площадки. Перед каждой командой на расстоянии 5 метров

ставится ориентир (куб, башня, флажок). По сигналу первые игроки («иголки») обегают

ориентиры, возвращаются к команде. К ним зацепляется следующий игрок («нитка»),

они обегают ориентир вдвоем. Таким образом, все игроки команды («нитки»), по очереди

зацепляясь, друг за дружкой, обегают ориентиры. Побеждает та команда («иголка с

ниткой»), все игроки которой зацепились и обежали ориентиры первыми.

Правила: играющим

во

время

бега

не

разрешается

расцеплять

руки.

Если

это

случилось, то нарушившая правила команда начинает игру заново.

Слайд № 15, 16

Ведущий

1. Сегодня

исполнилось

бы

100

лет

народному

поэту

Башкортостана. Мустай Карим - поэт народный. Его богатое творчество и

воспоминания о нем самом будут жить вечно в сердце его народа.

Ведущий

2. Мы надеемся, что у вас появился интерес к творчеству

Мустая Карима. И уверены, что когда вы подрастете, прочитаете его стихи и

поэмы, повести и рассказы, которые наполнят вас светом, добром и любовью

к людям.

Слайд № 17

Ведущий

1.

Итак,

уважаемые

жюри

огласите

звёздный

список

победителей конкурса чтецов! (награждение, вручение подарков).

Ведущий 2. Поздравляю всех участников с завершением конкурса! Но на

этом

мы

не

прощаемся!

Впереди

вас

ждут

новые конкурсы,

новые

соревнования, а значит впереди новые победы! Удачи всем!

Номинации:

1.

«Самый обаятельный исполнитель».

2.

«За искренность исполнения».

3.

«За оригинальное прочтение стихотворения».

4.

«Лучший образ».



В раздел образования