Автор: Мартынова Ирина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ № 18
Населённый пункт: Республика Башкортостан город Салават
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Сценарий конкурса чтецов, посвященного 100-летию со дня рождения Народного поэта Республики Башкортостан Мустая Карима
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №18»
городского округа город Салават
Республики Башкортостан
Сценарий конкурса чтецов,
посвященного 100-летию со дня рождения
Народного поэта Республики Башкортостан
Мустая Карима
Подготовил: Мартынова Ирина Александровна,
воспитатель МАДОУ №18 г. Салавата
г. Салават
2019 г.
Ц е л ь : повышение
речевой
активности
детей,
повышение
уровня
выразительности чтения стихов.
Задачи:
- познакомить детей с жизнью и творчеством башкирского писателя Мустая
Карима;
-развивать
художественно-речевых
исполнительских
навыков
при
чтении
стихотворений;
-выявить лучших чтецов среди детей, предоставление им возможности для
самовыражения;
-воспитать
положительного
эмоционального
отношения
к
национальным
литературным поэтическим произведениям; любовь к родному краю.
Музыкальный материал:
Презентация
на
тему:
«Жизненный
путь
поэта
-
Мустая
Карима».
Аудиозапись
башкирской
мелодии
«Серебряный
ручей»,
аудиозапись
звучание курая, запись музыки для башкирской игры: «Уголки», «Нитка и
иголка».
Оборудование:
Проектор, ноутбук. Грамоты.
Звучит башкирская мелодия «Серебряный ручей», дети спокойно входят
в музыкальный зал, садятся на стульчики полукругом. На экране портрет
башкирского национального поэта Мустая Карима.
Ведущий 1: Добрый день дорогие ребята и уважаемые взрослые! Мы
рады видеть вас в нашем уютном зале! Сегодня необыкновенный день! Мы
проводим
конкурс
чтецов, посвященный
100-летию
со
дня
рождения
народного
поэта
Мустая
Карима.
Участники
конкурса,
ребят а
подготовительных групп нашего детского сада.
Ведущий 2: А какой же конкурс без компетентного жюри? Им сегодня
предстоит
очень
ответственное
дело
–
выбрать
самых
лучших.
Поэтому
оценивать
наших
участников
будут
мудрые
и
справедливые
взрослые
(перечисляют состав жюри).
Ведущий 1: Итак, участники конкурса готовы показать своё мастерство.
Жюри готово оценивать участников конкурса. Зрители готовы слушать и
болеть за своих друзей. Тогда конкурс чтецов объявляется - открытым!
Слайд № 2
Ведущий 2. Ребята, посмотрите на экран. Это портрет народного поэта
Башкортостана Мустая Карима. В сентябре 2005 года его не стало, но память
о нем живет в наших мыслях и в наших сердцах…
Слайд № 3
Ведущий
1. Народный
поэт
-
это
слава
и
гордость
Республики
Башкортостан. Мустай Карим, а настоящее его имя Мустафа Сафич Каримов,
родился 20 октября 1919 года, в деревне Кляшево Чишминского района в
семье крестьянина – середняка Сафы Каримова. Мустафа Сафич Каримов –
талантливый и мудрый писатель, поэт, драматург. Послушайте ребята, как он
пишет о своей родной земле, где он родился.
Слайд № 4
Первый
участник
конкурса
группы
№
1
читает
стихотворение «У
Демы».
Друзья! Красива Дема,
Особенно весной,
Вся в белой-белой пене
Черемухи лесной.
На летней зорьке с липы
Стекает сладкий мед.
Под ветром дремлют лилии,
И соловей поет.
Колосья в каждом поле
Здесь весело шумят,
А на горе березки
Листвою шелестят.
Слайд № 5, 6.
Ведущий 1. Рос Мустай Карим в многодетной семье, а всего их было 12
братьев и сестер. Рос он трудолюбивым и прилежным ребенком. Вот как он
сам писал про себя: «Всему, что я знаю и умею, меня научили люди. Мать –
учила ходить, брат Муртаза – ездить на коне; соседский сын Муххарам –
плести лапти, солдаты – терпению, а татарский поэт Габдулла
Тукай и А.
С.Пушкин – сочинять стихи…». Вот послушайте, как он трогательно пишет о
маме.
Следующий
участник
конкурса
группы
№
2
читает
стихотворение
«Эту песню мать мне пела».
Эту песню мать мне пела,
На руках меня качая.
Эту песню мать мне пела,
В путь-дорогу провожая.
Мать мне пела эту песню -
Мы давно расстались с нею...
И чем дальше голос милый,
Тем звучит он все слышнее:
"Пламя вырастет из искры -
Знают люди.
Но коль искра улетает -
Пепел будет.
Если капля ляжет к капле -
Будет море.
Если ж капля одинока -
Сгинет вскоре.
Пролагают вместе люди
Путь широкий.
След травою зарастает
Одинокий.
Коль в полях цветы пестреют -
Хвалят люди. А один цветок на тропке
Смятым будет.
Помни: слава - не находка
На дороге.
На ветру один погаснешь
Без подмоги.
Каплей будешь только в море
Ты живою...
Пусть твой след не зарастет
Глухой травою!"
Эту песню мать мне пела,
На руках меня качая,
Эту песню мать мне пела,
В путь-дорогу провожая...
Слайд № 7.
Ведущий 1. Мустафа был очень впечатлительным ребенком и впитывал
народный
эпос
словно
губка.
Башкирские
сказки
и
легенды
ему
много
рассказывала мама. В 6-м классе Мустай написал свои первые стихи.
Следующий
участник
конкурса
группы
№
1
читает
стихотворение
«Прилетай».
Милый скворушка, скворец,
Прилетай же, наконец!
Для тебя я дом построил,
Не скворешня, а дворец!
Я твой домик расписал
Голубым, зеленым,
Сверху ветку привязал
Молодого клена.
Прилетай и распевай
Песню про зеленый май!
Прилетай в наш дом скорей!
Все готово! Прилетай!
Слайд № 8.
Ведущий
2. Как и все дети того времени, он рос любознательным,
шустрым пареньком. Мустафа любил играть, много читал, интересовался
всем, что его окружало. Послушайте, как он пишет о своем детстве.
Следующий участник конкурса группы № 1 читает стихотворение.
Мальчишка без шапки бежал под дождем,
Смеясь, крутя головой.
«Вырасту»,— думал. И дальше бежал
Вровень с плакун-травой.
Он вырос. Летний дождь никогда
Помехой не был в труде,—
С распахнутым воротом он стоял
Без шапки на борозде.
В годы засухи вместе с землей
Он жаждал испить дождя:
Каждое облачко он хотел
Жадно вдохнуть в себя.
Вот и сегодня землю с утра
Небо поит дождем;
Дышат поля, мокнет земля,
Ивы шумят над прудом.
Слайд № 9.
Ведущий 1. Мустай Карим учился в институте, Он стал первым из
братьев и сестер, кто получил высшее образование.
Слайд № 10
Ведущий 2. А когда началась Великая Отечественная война, славный
воин башкирского народа - Мустай Карим пошел на фронт, чтобы защищать
свой край, свою Родину.
Следующий участник конкурса группы № 2 читает стихотворение «Я
ухожу, товарищи на фронт».
- Я ухожу, товарищи на фронт,
Чтоб стариков текла спокойно старость,
Чтоб нашим девушкам краса осталась,
Чтоб наш Урал всегда стоял могучий,
Чтобы над Белой не сгущались тучи.
- Товарищи, я ухожу на фронт.
За ту весну, что навсегда настанет,
За светлый сад, которым край наш станет,
За маленького сына моего,
И Родины любимой торжество!
- Орудий грохот. Едкий дым
Сползает по горе.
Звезда над лагерем моим,
Атака на заре!
- Копытом иноходец бьет,
По ледяной горе.
Не спят джигиты, каждый ждет
Атака на заре!
- Клинок отточенный со мной
В узорном серебре
С победой я вернусь домой!
Атака на заре!
Слайд № 11
Ведущий 1. Как и говорится в стихотворении «С победой я вернусь
домой!»,
он
вернулся,
и
написал
много
стихов,
поэм
о
войне.
Стихи
рожденные войной.
Следующий
участник
конкурса
группы
№
2
читает
стихотворение
«Неизвестному солдату».
Памятник поставлен, говорят,
Этот неизвестному солдату…
Память, не известен ли солдат?
Может, знала ты его когда – то?
Мы в атаку вместе поднялись,
Пули вместе с ним меня достали.
Я воскрес на время… Он же, ввысь
Устремясь, навек застыл в металле.
Ведущий 2.
А
сейчас
мы
с
вами
немного
отдохнем
и
поиграем
в
башкирскую народную игру «Уголки»
Организация
игры: По
четырем
углам
площадки
стоят
четыре
стула,
на
них
четверо детей. В центре стоит водящий. Он по – очереди подходит к сидящим и задает
каждому вопрос:
- Хозяйка, можно истопить у тебя баню?
1 играющий отвечает: «Моя баня занята».
2 играющий отвечает: «Моя собака ощенилась»
3 играющий отвечает: «Печка обвалилась»
4 играющий отвечает: «Воды нет»
Водящий выходит на центр площадки, хлопает в ладоши три раза и кричит: Хоп,
хоп, хоп! За это время хозяева быстро меняются местами. Водящий должен успеть
занять свободный стул.
Правила: меняться только после хлопков водящего. Игра может проводиться и с
большим количеством детей: в этом случае воспитателю следует поставить столько
стульев, сколько играющих и составить дополнительные ответы для «хозяев».
Слайд № 12
Ведущий 1.
Сразу после войны Мустай активно включился в мирную
жизнь, где продолжал заниматься творчеством, писал стихи о мире, о счастье,
о любви к родному краю, о Родине.
Следующий
участник
конкурса
группы
№
1
читает
стихотворение
«Мой край».
- Мы рассказать хотим о том
Как мы живем в краю родном
Мой край, родной Башкортостан
Ты лучше всех далеких стран
В такой чудесной стране живу
И счастлив я вполне
Ты славен лесом, горы реки и поля
Все это Родина моя!
Слайд № 13
Ведущий
2: Башкирскому народному поэту Башкортостана очертание
родной республики напомнили березовый листок. Он написал всем известное
стихотворение «О березовом листке».
Следующий участник конкурса группы № 2 читает стихотворение «О
березовом листке».
Взгляни на глобус:
Вот он шар земной.
На нём Башкирия
С берёзовый листок величиной.
Всего лишь навсего
Не больше обыкновенного листка.
Берёза же – Великая Россия
Так зелена, так высока.
Слайд № 14
Ведущий 1. Родившийся на Урале, в самом песенном и удивительном
краю – в Башкирии, он является истинным патриотом, благодарным своей
Родине.
Следующий участник конкурса группы № 2 читает стихотворение «Не
русский я, но россиянин».
Не русский я, но россиянин. Ныне
Я говорю, свободен и силен;
Я рос, как дуб зеленый на вершине,
Водою рек российских напоен.
Своею жизнью я гордиться вправе-
Нам с русскими одна судьба дана.
Четыре века в подвигах и славе
Сплелись корнями наши племена…
Не русский я, но россиянин. Чести
Нет выше. Я страны советской сын.
Нам вместе жить и подниматься выше
К сиянию сверкающих вершин…
Не русский я, но россиянин. Зваться
Так навсегда, душа моя, гордись!
Десятку жизней может поравняться
Моей судьбы единственная жизнь.
Ведущий 1.
Предлагаю
еще
поиграть
в башкирскую народную игру
«Иголка и нитка».
Организация игры: Дети делятся на две команды, выстраиваются в колонны друг за
другом на одной стороне площадки. Перед каждой командой на расстоянии 5 метров
ставится ориентир (куб, башня, флажок). По сигналу первые игроки («иголки») обегают
ориентиры, возвращаются к команде. К ним зацепляется следующий игрок («нитка»),
они обегают ориентир вдвоем. Таким образом, все игроки команды («нитки»), по очереди
зацепляясь, друг за дружкой, обегают ориентиры. Побеждает та команда («иголка с
ниткой»), все игроки которой зацепились и обежали ориентиры первыми.
Правила: играющим
во
время
бега
не
разрешается
расцеплять
руки.
Если
это
случилось, то нарушившая правила команда начинает игру заново.
Слайд № 15, 16
Ведущий
1. Сегодня
исполнилось
бы
100
лет
народному
поэту
Башкортостана. Мустай Карим - поэт народный. Его богатое творчество и
воспоминания о нем самом будут жить вечно в сердце его народа.
Ведущий
2. Мы надеемся, что у вас появился интерес к творчеству
Мустая Карима. И уверены, что когда вы подрастете, прочитаете его стихи и
поэмы, повести и рассказы, которые наполнят вас светом, добром и любовью
к людям.
Слайд № 17
Ведущий
1.
Итак,
уважаемые
жюри
огласите
звёздный
список
победителей конкурса чтецов! (награждение, вручение подарков).
Ведущий 2. Поздравляю всех участников с завершением конкурса! Но на
этом
мы
не
прощаемся!
Впереди
вас
ждут
новые конкурсы,
новые
соревнования, а значит впереди новые победы! Удачи всем!
Номинации:
1.
«Самый обаятельный исполнитель».
2.
«За искренность исполнения».
3.
«За оригинальное прочтение стихотворения».
4.
«Лучший образ».