Автор: Яшина Анна Юрьевна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБУ ДО ЦТ «На Вадковском»
Населённый пункт: Г. Москва
Наименование материала: Сценарий
Тема: «Посвящение в музыканты» в форме сказки-концерта
Раздел: дополнительное образование
«Посвящение в музыканты»
в форме сказки-концерта
Автор: Яшина Анна Юрьевна,
педагог дополнительного образования,
объединение «Флейта»
ЦТ «На Вадковском». Москва
В
Центре
творчества
«На
Вадковском»
стало
хорошей
традицией
проведение
мероприятия
для
начинающих
юных
музыкантов
«Посвящение
в
музыканты».
Оно
проводится как концерт участников, но в форме музыкальной сказки. Такая форма выбрана
не
случайно,
так
как,
заложенные
в
ней
возможности
позволяют
создать
наиболее
комфортные условия для раскрытия творческого потенциала детей, участвующих в концерте.
Погружение в атмосферу сказки помогает снять эмоциональное напряжение и сценическое
волнение, которые неизбежно возникают при первом опыте публичных выступлений.
Ведущий
-
рассказчик
читает
текст
от
лица
героев.
Дети,
участники
концерта,
выступают
без
объявления
фамилий
и
названий
произведений,
поэтому
перед
началом
праздника всем зрителям и участникам концерта раздаются программки. Сценарий является
вариативным
и
может
быть
видоизменён
под
любые
исполняемые
произведения.
Для
создания нужной атмосферы, желательно, что бы зал был затемнён. Освещаются только
ведущий и выступающие. Эффект присутствия Звездочки может быть достигнут при помощи
точечного фонарика.
«Посвящение в музыканты»
проводится в форме сказки - концерта. Данная форма
была
выбрана
неслучайно,
так
как,
заложенные
в
ней
возможности
позволяют
создать
наиболее комфортные условия для раскрытия творческого потенциала детей, участвующих в
концерте. Погружение в атмосферу сказки помогает снять эмоциональное напряжение и
сценическое
волнение,
которые
неизбежно
возникают
при
первом
опыте
публичных
выступлений. Ведущий - рассказчик читает текст от лица героев. Дети, участники концерта,
выступают
без
объявления
фамилий
и
названий
произведений,
поэтому
перед
началом
праздника всем зрителям и участникам концерта раздаются программки. Сценарий является
вариативным
и
может
быть
видоизменён
под
любые
исполняемые
произведения.
Для
создания нужной атмосферы, желательно, что бы зал был затемнён. Освещаются только
ведущий и выступающие. Эффект присутствия Звездочки может быть достигнут при помощи
точечного фонарика.
Основная
цель
данного
мероприятия
- раскрытие
и
развитие
индивидуальных
творческих
способностей
обучающегося
посредством
музыкально
-
театральной
деятельности
для
дальнейшей
самореализации
его
в
современных
социокультурных
условиях.
Выполнение поставленной цели осуществляется через решение следующих задач:
-
повышение
уровня
мотивации
и
углубление
интереса
ребёнка
к
занятиям
музыкой;
-
расширение первоначальных знаний в области теории музыки;
-
раскрытие исполнительско - творческих индивидуальных способностей;
-
формирование элементарных навыков сценической культуры.
Мероприятие рассчитано на детей 7-9 лет, начинающих обучаться музыке.
Сказка о Малыше и Звездочке
В одном большом и шумном городе жил да был Малыш. Да-да. Самый обыкновенный
Малыш. Конечно, сам-то он считал себя очень взрослым и серьезным человеком, но Мама,
все равно, называла его малышом и каждый вечер укладывала спать и рассказывала сказки.
Малыш очень любил мамины сказки и все ждал, когда же с ним тоже произойдёт хоть что-
нибудь волшебное. Но чудеса почему-то не спешили случаться, и Малышу было от этого
немного
грустно.
И
вот
однажды,
тихим
зимним
вечером,
когда
за
окном
кружились
пушистые снежинки, Малыш никак не мог уснуть. Он лежал в своей уютной постельке и
смотрел
на
Звезды,
которые
сверкали
на
чёрном
зимнем
небе.
Звезды
улыбались
и
подмигивали Малышу, и ему стало казаться, он слышит, как они о чем-то поют ему. Мелодия
была очень красивая и немного печальная......
А. Петров. «Мелодия из к/ф «Забытая мелодия для флейты»
Малыш так заслушался, что даже не заметил, как одна маленькая звездочка опустилась рядом
с ним, на подоконник.
-
Привет! - сказала Звездочка.
-
Здравствуйте- вежливо поздоровался Малыш. - Вы не знаете- что это за чудесная мелодия?
Как это называется?
-
Это называется МУЗЫКА - улыбнулась Звездочка
-
Музыка...- задумчиво повторил Малыш. - А откуда она берётся?
-
Музыку делают музыканты- ответила Звездочка.
-
А кто такие музыканты? - заинтересовался Малыш. - Это такие волшебники, да? Я тоже
хочу стать волшебником!! И что бы у меня получалась Музыка!
-
Это не так просто - сказала Звездочка. - Чтобы стать музыкантом нужно много трудиться.
И первым делом выучить ноты.
И. Королькова «До – ре -ми»
-
Подумаешь- сказал Малыш. - Ноты... Я их уже давно знаю! Их всего то семь!
-
Прекрасно- ответила Звездочка. - Значит первый шаг ты уже сделал!
М. Красев. «Топ- топ»
-
Получается- раз я уже знаю ноты- я стал музыкантом? И уже смогу играть волшебную
музыку?
-
Не все так просто- ответила Звездочка. - Чтобы играть волшебную музыку, надо много
тренироваться. Играть гаммы и специальные упражнения- этюды.
А. Гедике. «Этюд»
-
Да...Музыка - это здорово- сказал Малыш задумчиво. - А вот интересно- откуда она
взялась? Кто ее изобрёл?
-
Вообще-то, музыка появилась очень- очень давно. Никто уже точно и не помнит- когда
именно. Но я думаю, что самая первая музыка на свете появилась, когда мамы пели своим
деткам колыбельные песенки.
И. Брамс. «Колыбельная»
-
Знаешь,
Звездочка,
-
сказал
Малыш
-
моя
мама
тоже
поёт
мне
колыбельные.
И
рассказывает сказки. Больше всего я люблю сказки про гномов.
Д. Роули. «В стране гномов»
-
И что же- за столько лет музыка совсем не изменилась? - спросил Малыш.
-
Наоборот- музыка все время меняется, и современная музыка совсем не такая, как 300 лет
назад - ответила Звездочка.
-
Получается, что теперь мы никогда не услышим ту, старинную музыку? - огорчился
Малыш.
-
Ну почему-же. Это вполне можно устроить- Звездочка хитро прищурилась. - Посмотри на
часы - они идут в обратную сторону.
Н. Смирнова. «Часики»
Пока звучала музыка, комната неуловимо изменилась- все вокруг стало напоминать
старинный
замок,
и
даже
вместо
телевизора
появился
камин.
Но
Малыш
так
увлёкся
музыкой, что не заметил происходящих вокруг перемен.
- Скажи, Звездочка, а как жили люди 300 лет назад? И какие тогда, интересно, показывали
мультики?
Звездочка тихо засмеялась:
-
В это трудно поверить, но в те времена мультики ещё не придумали. Но зато во многих
семьях любили устраивать домашние концерты, на которых пели и играли на разных
музыкальных инструментах: клавесине и скрипке, флейте и гитаре.
П. Чайковский. «Старинная французская песенка»
-
И что же - на каждый концерт специально приглашали музыкантов?
-
Нет, ну что ты. В те далекие времена почти в каждой семье были свои музыканты.
И. С. Бах «Песня»
-
А что ещё было интересного тогда, давным-давно? - спросил Малыш с любопытством.
-
А ещё в те времена любили устраивать балы.
-
И что же делал на этих балах?
-
На балах все танцевали под музыку. А самым популярным танцем был менуэт.
Ф. Гендель. «Менуэт»
-
Да…- сказал Малыш задумчиво - наверное, балы это было здорово!
-
Ты прав- ответила Звездочка. - Там было очень красиво. Представь себе чудесный дворец:
повсюду горят свечи, дамы одеты в пышные длинные платья, а кавалеры все в белых
париках и при шпагах. И танцевали тогда неспешно, с поклонами и реверансами.
В. Моцарт. «Менуэт»
-
А я тоже знаю один танец- сказал Малыш. Он вскочил с кровати и запрыгал по комнате. -
Сейчас я тебя научу. Он называется «Краковяк»
М. Глинка. «Краковяк»
Натанцевавшись, Малыш забрался обратно под одеяло и загрустил:
-
Получается, что музыка бывает только для пения и танцев?
-
А вот и нет! Музыка бывает очень разная- сказала Звездочка. - С помощью музыки можно
даже
изобразить
какое-нибудь
животное.
Ну,
например,
......-
Звездочка
задумалась-
например лисичку.
-
Не может быть, - засомневался Малыш.
-
А ты послушай.
Русская народная песня «Лисичка»
-
Ух ты! Действительно похоже! - сказал Малыш восхищенно. - А можно я тоже что-нибудь
нафантазирую?
-
Конечно, - улыбнулась Звездочка.
-
Так...- Малыш устроился поудобнее и закрыл глаза. - Представь себе лето, журчит ручей,
порхают бабочки. А на зеленой лужайке веселый пастушок пасёт овечек.
Чешский народный танец. «Пастушок»
-
Вот
видишь-
сказала
Звездочка-
с
помощью
музыки
возможны
любые
превращения!
Можно даже зиму превратить в лето!
-
Да...лето - это хорошо...- проговорил Малыш задумчиво- но зима тоже неплохо. Тем более-
скоро Новый год. Дед Мороз… подарки.... Я уже и песню новогоднюю выучил. Так что-
давай вернёмся в зиму!
Л. Бекман. «В лесу родилась елочка»
-
А для чего ещё нужна музыка? - спросил Малыш, забираясь обратно под одеяло.
-
А ещё с помощью музыки можно путешествовать по разным странам - ответила Звездочка.
-
Правда??- обрадовался Малыш. - А как?
-
А ты закрой глаза и прислушайся.
Малыш послушно закрыл глаза, и ему почудилось, что он слышит стук кастаньет и
зажигательную испанскую музыку.
М. Глинка. «Испанский танец»
-
Как
же
здорово
и
интересно.
Теперь
я
понял,
что
с
музыкой
возможны
любые
превращения! А куда мы отправимся теперь?
-
Мне кажется, что уже поздно и тебе пора спать- сказала Звездочка.
-
Неужели наше путешествие уже закончилось? Так быстро?- огорчился Малыш. - Ну
пожалуйста,
Звездочка,
расскажи
мне
хотя
бы
ещё
одну
малюсенькую
музыкальную
сказочку,а?
-
Ну хорошо- согласилась Звездочка. - Слушай. Жила была на свете царевна-лебедь...
К. Сен-Санс. «Лебедь»
Когда стихли последние звуки, Звездочка грустно сказала:
-
Ну, теперь мне и вправду пора возвращаться. Видишь - на небе горит большая яркая
звезда? Это моя мама зовёт меня домой.
М. Глинка. «Северная звезда»
-
Постой! - крикнул Малыш. - Звездочка, подожди! А как же я? А как же Музыка? Я же ещё
не стал волшебником!!
-
Музыка всегда будет жить в твоём сердце. А волшебником... - Звездочка улетала все
дальше
и
дальше,
и
последние
слова
Малыш
не
расслышал.
Он
грустно
вздохнул,
завернулся в одеяло и уснул. А когда он проснулся- он понял, что сказала ему Звездочка:
-
Волшебником может стать каждый! Нужно только очень этого желать и много трудиться. И
тогда даже Малыш обязательно превратится в музыканта.
Финальная песня.
В заключении концерта проходит поздравление участников. Вручение дипломов и подарков.