Напоминание

"Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании"


Автор: Васильева Маргарита Владимировна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: "Преображенский детский сад"
Населённый пункт: с. Преображенка
Наименование материала: статья
Тема: "Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«

Здоровьесберегающие

технологии

в

дошкольном

образовании

»

Использование здоровьесберегающих технологий является необходимым

условием повышения качества дошкольного образования. Они представляют

собой систему мер по сохранению и укреплению здоровья детей и включают

методы, приемы и комплексные способы решения задач

здоровьесбережения.

Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ предполагает

наличие двух блоков:

злоровьесберегающих и здоровьеукрепляющих технологий. Они

реализовываются с целью становления осознанного отношения детей к

здоровью и жизни человека, накопления знаний о здоровье, а также умений

сберегать, поддерживать и сохранять его. Кроме того, у детей формируются

навыки эффективного решения задач здорового образа жизни,

безопасного поведения, умения оказания элементарной медицинской и

психологической

помощи.

Использование

здоровьесберегающих

технологий

в

ДОУ

:

их

виды

и

особенности

Можно выделить три вида здоровьесберегающих технологий:

Технологии сохранения и стимулирования здоровья – стрейчинг,

ритмопластика, динамические паузы, гимнастика для глаз,

релаксация, пальчиковая гимнастика, подвижные спортивные игры,

гимнастика дыхательная, бодрящая, корригирующая и

ортопедическая.

Технологии обучения здоровому образу жизни, которые чаще

используются в детских садах с традиционной педагогикой. К ним

относятся физкультурные занятия, проблемно-игровые тренинги,

игротерапия, самомассаж, коммуникативные игры,точечный массаж,

биологическая обратная связь и т.д.

Коррекционные технологии – арт-, сказко-, цветотерапия, коррекция

поведения, технология музыкального воздействия, психогимнастика,

фонетическая гимнастика.

В каждом детском саду медико-профилактическая работа выделяется в

отдельный большой блок. В него входят мониторинг здоровья, создание

здоровьесберегающей среды, профилактические мероприятия, медико-

педагогический контроль, организация рационального питания, система

закаливания, культура сна и разнообразные прогулки.

Если рассматривать организацию физкультурно-оздоровительной работы, то

в соответствии с особенностями возраста, сезона, здоровья в каждой группе

должен разрабатываться и внедряться дифференцированный двигательный

режим. Как его грамотно составить описано в книге М.А. Руновой

«Двигательный режим в детском саду».

Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ предполагает, что

воспитатели должны целенаправленно и постоянно организовывать работу

по развитию детей: их волевых и физических качеств, самостоятельности и

произвольности, элементов творческого мышления в двигательной

деятельности. Также физкультурно-оздоровительная работа

включает использование разнообразных приемов по профилактике

нарушения костно- мышечной системы.

Практическое

использование

здоровьесберегающих

технологий

в

ДОУ

Рассмотрим более детально некоторые технологии сохранения и

стимулирования здоровья, которые используются в ДОУ.

Стрейчинг – набор упражнений, позволяющих развить или вернуть гибкость,

которая способствует лучшей координации, дарит возможность легко

воспроизводить сложные движения.

Ритмопластика – это музыкально-ритмический психотренинг, который

развивает у ребенка волю, внимание, творческое воображение,

подвижность, эмоциональность, память, гибкость мыслительных процессов,

музыкальность. Ритмопластика базируется на простых, но

разнообразных движениях: имитационных, общеразвивающих,

танцевальных. Ее можно свести к созданию образа или сюжета в движении.

Развивая навык пластической интерпретации музыки, ребенок получает

новые умения и навыки и вместе с тем развивает

способность творческого осмысления и понимания музыки.

Динамические паузы должны быть включены в режим дня. К ним относятся

хороводные, подвижные игры, упражнения для осанки, пальчиковые игры,

физкультурные минутки, массаж лица, кистей рук, в том числе пшеном,

рисом, пальцами, ритмические упражнения, игры в уголке валеологии,

ходьба по ребристым дорожках, пробках, пуговицам.

Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ, включает также

релаксацию, которая подразумевает общее расслабление и успокоение,

например, прослушивание звуков моря или леса, ветерка, пения птичек. Это

полезно детям слушать перед сном. Также воспитатель может погладить,

похвалить ребенка, помочь ему расслабиться словами.

Расслабляющие упражнения можно делать с использованием мяча фитбола.

На нем можно покачивать ребенка взад-вперед и пр.

Подытоживая, следует отметить, что использование здоровьесберегающих

технологий в ДОУ должно быть реализовано в виде взаимодействия всех

структур и технологий, а также создание условий, которые способствуют

эффективному здоровьесбережению. Кроме того, постоянно должен

происходить их анализ, диагностика, коррекция.



В раздел образования