Автор: Васильева Маргарита Владимировна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: "Преображенский детский сад"
Населённый пункт: с. Преображенка
Наименование материала: статья
Тема: "Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании"
Раздел: дошкольное образование
«
Здоровьесберегающие
технологии
в
дошкольном
образовании
»
Использование здоровьесберегающих технологий является необходимым
условием повышения качества дошкольного образования. Они представляют
собой систему мер по сохранению и укреплению здоровья детей и включают
методы, приемы и комплексные способы решения задач
здоровьесбережения.
Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ предполагает
наличие двух блоков:
злоровьесберегающих и здоровьеукрепляющих технологий. Они
реализовываются с целью становления осознанного отношения детей к
здоровью и жизни человека, накопления знаний о здоровье, а также умений
сберегать, поддерживать и сохранять его. Кроме того, у детей формируются
навыки эффективного решения задач здорового образа жизни,
безопасного поведения, умения оказания элементарной медицинской и
психологической
помощи.
Использование
здоровьесберегающих
технологий
в
ДОУ
:
их
виды
и
особенности
Можно выделить три вида здоровьесберегающих технологий:
Технологии сохранения и стимулирования здоровья – стрейчинг,
ритмопластика, динамические паузы, гимнастика для глаз,
релаксация, пальчиковая гимнастика, подвижные спортивные игры,
гимнастика дыхательная, бодрящая, корригирующая и
ортопедическая.
Технологии обучения здоровому образу жизни, которые чаще
используются в детских садах с традиционной педагогикой. К ним
относятся физкультурные занятия, проблемно-игровые тренинги,
игротерапия, самомассаж, коммуникативные игры,точечный массаж,
биологическая обратная связь и т.д.
Коррекционные технологии – арт-, сказко-, цветотерапия, коррекция
поведения, технология музыкального воздействия, психогимнастика,
фонетическая гимнастика.
В каждом детском саду медико-профилактическая работа выделяется в
отдельный большой блок. В него входят мониторинг здоровья, создание
здоровьесберегающей среды, профилактические мероприятия, медико-
педагогический контроль, организация рационального питания, система
закаливания, культура сна и разнообразные прогулки.
Если рассматривать организацию физкультурно-оздоровительной работы, то
в соответствии с особенностями возраста, сезона, здоровья в каждой группе
должен разрабатываться и внедряться дифференцированный двигательный
режим. Как его грамотно составить описано в книге М.А. Руновой
«Двигательный режим в детском саду».
Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ предполагает, что
воспитатели должны целенаправленно и постоянно организовывать работу
по развитию детей: их волевых и физических качеств, самостоятельности и
произвольности, элементов творческого мышления в двигательной
деятельности. Также физкультурно-оздоровительная работа
включает использование разнообразных приемов по профилактике
нарушения костно- мышечной системы.
Практическое
использование
здоровьесберегающих
технологий
в
ДОУ
Рассмотрим более детально некоторые технологии сохранения и
стимулирования здоровья, которые используются в ДОУ.
Стрейчинг – набор упражнений, позволяющих развить или вернуть гибкость,
которая способствует лучшей координации, дарит возможность легко
воспроизводить сложные движения.
Ритмопластика – это музыкально-ритмический психотренинг, который
развивает у ребенка волю, внимание, творческое воображение,
подвижность, эмоциональность, память, гибкость мыслительных процессов,
музыкальность. Ритмопластика базируется на простых, но
разнообразных движениях: имитационных, общеразвивающих,
танцевальных. Ее можно свести к созданию образа или сюжета в движении.
Развивая навык пластической интерпретации музыки, ребенок получает
новые умения и навыки и вместе с тем развивает
способность творческого осмысления и понимания музыки.
Динамические паузы должны быть включены в режим дня. К ним относятся
хороводные, подвижные игры, упражнения для осанки, пальчиковые игры,
физкультурные минутки, массаж лица, кистей рук, в том числе пшеном,
рисом, пальцами, ритмические упражнения, игры в уголке валеологии,
ходьба по ребристым дорожках, пробках, пуговицам.
Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ, включает также
релаксацию, которая подразумевает общее расслабление и успокоение,
например, прослушивание звуков моря или леса, ветерка, пения птичек. Это
полезно детям слушать перед сном. Также воспитатель может погладить,
похвалить ребенка, помочь ему расслабиться словами.
Расслабляющие упражнения можно делать с использованием мяча фитбола.
На нем можно покачивать ребенка взад-вперед и пр.
Подытоживая, следует отметить, что использование здоровьесберегающих
технологий в ДОУ должно быть реализовано в виде взаимодействия всех
структур и технологий, а также создание условий, которые способствуют
эффективному здоровьесбережению. Кроме того, постоянно должен
происходить их анализ, диагностика, коррекция.