Напоминание

Развитие образного мышления у детей


Автор: Богдан Ирина Михайловна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "Дом детского творчества"
Населённый пункт: Красноярский край, город Норильск, район Кайеркан
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие образного мышления у детей
Раздел: дополнительное образование





Назад




Как развивать образное мышление у ребенка и что нужно

знать.

Мыслительная деятельность человека чрезвычайно многогранна, ведь

каждому из нас ежедневно приходится решать самые разнообразные задачи.

Такая особенность мышления позволяет выделить его виды: предметно-

действенное, наглядно-образное и словесно-логическое, которые начинают

развиваться в дошкольном возрасте. Вот поэтому необходимо обеспечить

условия для полноценного становления мышления ребенка. В первую

очередь, заслуживает внимания образное мышление, как преобладающее у

дошкольников и младших школьников. От него в большей степени зависит

успешность в усвоении программ детского сада и школы. Психологами

доказано, что на основе образного мышления у дошколят формируется

интеллект. Младшим школьникам оно помогает построить научную картину

мира, выработать внимательное отношение к окружающим объектам,

сформировать умение видеть красоту вокруг себя. Все это развивает

творчество и воображению, влияет на выбор профессии в дальнейшем.

Например, такой вид мышления присущ людям творческих профессий:

художникам, писателям, дизайнерам, архитекторам.

По научному определению, образное мышление ‒ это способность

мысленно представлять, воспроизводить окружающий мир в виде образов

предметов и явлений. Заботливым родителям, нацеленным на полноценное

воспитание своего малыша, стоит задуматься над тем, как развить образное

мышление?

Шагаем по ступеням развития образного мышления у детей

Важно знать, что даже незначительное отставание в развитии образного

мышления у детей может привести к психологическим проблемам, например,

неумению формулировать свои мысли, действовать с системами образов при

обучении, создавать новые образы в творческих занятиях.

Чтобы этого не случилось, родителям надо знать, что на каждом возрастном

этапе существуют свои подходы к формированию мышления. «Образно»

говоря, постепенно шагаем по ступеням развития наглядно образного

мышления:

В раннем возрасте образное мышление имеет второстепенное значение,

так как знакомство малыша с окружающим миром проходит в основном

через

действия

с

предметами,

которые

он

должен

обязательно

потрогать, пощупать, бросить, попробовать на вкус. Поэтому главным

является наглядно действенное.

Дошколята уже готовы не только действовать, но и представлять себе

всю предметную ситуацию (как называется предмет, в какую группу

входит, каковы его признаки, что можно сотворить с его помощью).

Даже

двухлетние

дети

способны

находить

предмет

по

словесному

описанию или подбирать его зрительно по образцу. Например, в игре

взрослый просит кроху подобрать среди других такой же предмет,

какой

был

показан.

Малыш

должен

правильно

отреагировать

на

просьбу и найти подходящую вещь (лучше, если это будет игрушка).

Правда,

пока

это

будет

конкретная

игрушка

без

абстрагирования

(отвлечения)

от

ее

признаков

(формы,

цвета,

размера),

например,

любимый мишка, яркий мячик, кубик, куколка, машинка. Взрослый

говорит:

«В

коробке

среди

других

машинок

затерялась

красная,

маленькая, с синим флажком. Найди ее».

Дети

среднего

дошкольного

возраста

учатся

мысленно

закреплять

устойчивые образы - шаблоны, которые помогают им воспринимать

окружающие предметы. Такими образами выступают объекты с ярко

выраженной

формой

или

даже

представления

о

них.

Например,

дошколенок может отождествлять овальный предмет с огурчиком, а

круглый

-

с

мячиком.

Такие

детские

действия

помогут

родителям

понять, закрепились ли мысленно у малыша образы предметов.

В старшем дошкольном и затем в младшем школьном возрасте идет

совершенствование

мыслительных

процессов,

расширяются

характеристики

объектов,

появляется

возможность

мысленного

планирования.

Это

позволяет

оперировать

различными

образами,

осуществлять преобразования с ними, например, соединять и разделять

элементы объекта, делать группировку предметов, видеть перспективу

своего манипулирования с предметами. Главное, чтобы не происходило

искажение

образа

при

попытке

объединения,

группирования.

Например, взрослый предлагает найти объект, отличный от других,

сначала по одному признаку (цвету), а потом по нескольким (цвету и

форме, цвету, форме и размеру). Например, в упражнении «Сгруппируй

все

треугольные

(квадратные)

предметы»

дети

должны

составить

группы

по

одинаковой

форме:

крыша

дома,

кулечек,

стаканчик

мороженого, букет.

Развитие наглядно образного мышления младших школьников уже не

требует опоры на наглядность. Ученики на основе имеющегося опыта

сами мысленно могут построить образы объектов, даже тех, которые

они

видели

только

на

картинках,

например,

внутреннее

строение

стебля, пищевую цепочку в природе.

Достижения ребенка на каждом возрастном этапе развития

двух - трехлетние дети умеют находить основные признаки предметов

и составлять группы по одинаковым признакам, например, собрать все

большие

кубики,

положить

в

коробку

только

мелкие

игрушки,

объединить картинки по цвету и т. д.; конструировать знакомые модели,

копирующие

реальные

объекты,

например,

из

кубиков

построить

машину, мебель, домик для куклы;

четырехлетки уже могут находить предмет по описанию, составлять

характеристику

объекта,

ориентироваться

в

названиях

и

образах

животных, их детенышей, правильно излагать свои мысли при ответе

на вопросы, знать профессии взрослых и характерные особенности

профессионального

поведения,

видеть

отличие

и

похожесть

в

поведении и внешнем виде окружающих людей;

старшие дошкольники должны уметь использовать полученные знания

не только в плане отдельного образа, но и системы образов, давая

характеристику

аналогичным

предметам,

правильно

формулировать

свои

мысли,

излагая

ответ

на

вопрос

об

окружающем

мире,

рассказывать

о

событиях,

которые

происходят

с

ними

или

окружающими людьми;

младшие

школьники

на

основе

образного

мышления

учатся

планировать свою деятельность, видеть конечный итог, что помогает

решать

математические

задачи,

делать

выводы

при

знакомстве

со

средой обитания животных и растений, использовать систему образов

при

выполнении

творческих

заданий:

рисунков,

аппликации,

сочинений.

Используя рекомендации специалистов, родителям не составит труда

диагностировать уровень развития мышления своего ребенка, чтобы сравнить

с тем, как должно развиваться образное мышление у детей дошкольного

возраста.

Давайте разберемся какими же средствами можно развить образное

мышление у детей?

Родителям для развития наглядно образного мышления у детей

дошкольного возраста на домашних занятиях лучше всего помогут средства,

которые просты, доступны и понятны самим взрослым (игры, общение). При

этом большую роль сыграет активность родителя, его образ жизни, так как

родительский пример – половина успеха в воспитании собственного ребёнка.

Средства, которые помогают развитию образного мышления, бывают

классические и современные. Все они могут быть полезны для детей, однако

для домашних занятий главным достоинством их должны быть: несложный

для подбора наглядный материал (картинки, игрушки, бытовые предметы),

интересные немонотонные действия (игровые движения, действия с

ножницами, красками, карандашами, совместные беседы), доступность в

показе и исполнении.

Наиболее популярные средства развития образного мышления:

настольные игры (разрезные картинки, лото, домино, вкладыши);

творческие занятия: лепка, аппликация, рисование, макраме;

чтение детских книг, энциклопедий, журналов;

загадки, шарады, ребусы;

просмотр кинофильмов и мультфильмов об окружающем мире;

семейный досуг, праздники, путешествия;

прогулки в природу: на даче, в лесу, парке;

общественные

мероприятия:

праздники,

спортивные

соревнования,

туристические походы.



В раздел образования