Напоминание

"Преемственность начального и основного образования как условие реализации ФГОС"


Автор: Петухова Елена Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ СОШ пгтАрбаж Кировской области
Населённый пункт: пгтАрбаж Кировская область
Наименование материала: статья
Тема: "Преемственность начального и основного образования как условие реализации ФГОС"
Раздел: начальное образование





Назад




ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ НАЧАЛЬНОГО И

ОСНОВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК

УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Петухова Елена Ивановна,

учитель начальных классов

МКОУ СОШ пгтАрбаж

Время

затрагивает

все

сферы

человеческой

жизни,

в

том

числе

и

образование,

периодически

требуя

его

обновления.

Российская

школа

переживает сегодня серьезные преобразования. На смену парадигме знаний,

умений и навыков пришел федеральный государственный образовательный

стандарт

нового

поколения,

в

основе

которого

лежат

формирование

компетентностного

подхода,

развитие

универсальных

учебных

действий.

Приоритетной

целью

современного

российского

образования

становится

полноценное

формирование

и

развитие

способностей

ученика

самостоятельно

ставить

учебную

проблему,

формулировать

алгоритм

ее

решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат, т.е.

научить

учиться.

Это

должно

стать

залогом

успешной

адаптации

в

стремительно

меняющемся

обществе.

Федеральный

государственный

образовательный стандарт общего образования - это обширный комплекс

материалов и документов, взаимосвязанных друг с другом и обеспечивающих

его внедрение.

В основе ФГОС лежит один из принципов – единство

преемственности.

Успешная

реализация

Основной

образовательной

программы

учреждения

невозможна без организации преемственности между начальной и основной

школами,

личной

включенности

в

нее

всех

субъектов

образовательного

процесса.

Что же такое преемственность? Обратимся к словарю.

Преемственность – связь между явлениями в процессе развития в

природе, обществе и познании, когда все новое, сменяя старое, сохраняет в

себе некоторые его элементы.

В

образовании

преемственность

это

система

связей,

обеспечивающая

взаимодействие

основных

задач,

содержания

и

методов

обучения

и

воспитания

с

целью

создания

единого

непрерывного

образовательного

процесса на смежных этапах развития ребенка.

Таким

образом,

сохранение

и

развитие

необходимого

и

целесообразного

старого, связь между новым и старым как основа поступательного развития

процесса. Преемственность между начальным и основным общими звеньями

образования рассматривается на современном этапе как одно из условий

непрерывного образования ребенка. Преемственность предполагает принятие

общих для всех ступеней основной идеи, содержания образования, методов,

организационных

форм

обучения

и

воспитания,

методики

определения

результативности.

Современная социальная ситуация, для которой характерными

являются высокие темпы технического прогресса, мобильность, повышенная

изменчивость условий жизнедеятельности, комплексность задач и постоянно

растущий

объем

информации,

выдвинула

на

передний

план

систему

компетенций,

а

не

отдельные

знания,

умения

и

навыки,

подверженные

быстрому

устареванию.

В

Стандарте

результатом

образования

является

именно

система

компетенций.

Успешность

развития

компетенций

обучающихся обеспечивается всей жизнедеятельностью ОУ, в том числе и

созданной образовательной средой, включая этапы перехода из начальной

ступени образования в основную школу.

Преемственность начального общего и основного общего образования

важнейшая

составляющая

в

образовательной

действительности,

смысл

которой состоит в создании системы отношений между начальной и средней

школой в реализации ФГОС, направленной для выявления, согласования и

реализации интересов всех участников отношений, деятельность которых

направлена на формирование способностей обучающихся к саморазвитию,

личностному самоопределению.

Проблема преемственности в обучении

всегда

стояла

перед

школой.

Впервые, эта проблема остро встала в 50-е гг. в прежней десятилетней школе,

когда начальная школа имела самостоятельное значение для обучающихся.

Сейчас, полвека спустя, проблема преемственности вновь достигает своего

пика. Это связано с тем, что выпускники начальной школы все 4 года учились

по ФГОС, а основная школа работала по старым стандартам. Таким образом,

встает

проблема

не

только

преемственности

учащихся

при

переходе

из

начальной

в основную

школу,

но

и проблема

преемственности

ФГОС

начального и общего образования.

Процесс перехода ребенка из начальной школы в среднюю для многих детей,

родителей и учителей является не только радостным и волнующим событием,

но зачастую и очень проблемным.

Перевод из начальной школы в основную — переломный момент в жизни

ребенка, так как осуществляется переход к новому образу жизни, к новым

условиям

деятельности,

к новому

положению

в обществе,

к новым

взаимоотношениям

со

взрослыми,

со

сверстниками,

с учителями.

Это

интересный и сложный этап в жизни школьника. Он ориентирован на то,

чтобы

осуществить

плавный

и постепенный

переход

на

новую

ступень

образования.

Рассмотрим

основные

трудности,

которые

испытывают

учащиеся

при

переходе из 4-го в 5-й класс.

Возникают

проблемы:

снижение

успеваемости,

возникновение

негативного

психического

состояния,

чреватого

соматическими

и

психическими заболеваниями и негативными последствиями в поведении

обучающихся вследствие рассогласованности образовательного процесса в

начальной

и

средней

школе

на

организационном,

содержательном

и

методическом уровнях.

Причины возникновения проблем:

- Изменение условий обучения.

Вместо одного учителя, который выполнял практически роль второй

мамы, которая и подскажет, и направит, появляется много учителей. Каждый

предмет изучается в своём кабинете, и таких кабинетов много. Зачастую на

этом

этапе

дети

переходят

в

другую

школу.

Надо

выучить

всех

новых

учителей, расположение кабинетов, со многими учителями выстроить свои

отношения.

Поневоле

заволнуешься,

испугаешься,

а

в

итоге

повышается

тревожность.

- Неспособность ученика адаптироваться к различным требованиям

учителей-предметников.

Учась

в

начальной

школе,

ребёнок

был

ориентирован

на

одного

учителя, требования к выполнению заданий и ведению тетрадей были одни и

те же. Большое количество учителей порождает вариативность поведения

школьников.

Одни

учителя

предпочитают

«живые»

уроки»,

когда

дети

активно

работают,

самостоятельно

или

сообща

выдвигают

гипотезы,

предположения, устанавливают причинно-следственные связи, вступают в

учебные дискуссии, отстаивают свою точку зрения. Другие педагоги отдают

предпочтение более спокойным урокам, требуют ответа только с поднятой

рукой, никаких споров и шума. Как выстроить модель своего поведения?

Пока ребёнок решает для себя эту новую задачу, он может попасть в число

неуспешных

школьников

и

его

отметочный

статус

будет

установлен

педагогом без соответствия с реальными возможностями.

-

Учителя

средней

школы

не

всегда

учитывают

функционально-

психологические

и

личностные

различия между пятиклассниками и более

старшими

учащимися

и

предъявляют

учащимся

5-го

класса

требования,

неадекватные возрасту.

- Недостаточное изучение данных о выпускниках начальной школы, их

возможностей и реальных учебных результатах.

-Отсутствие

гибкого

переноса

традиций

классного

коллектива

в

средней школе. Вдумчивые педагоги, понимая значимость этих традиций в

жизни

детей,

стремятся

сохранить

их

и

продолжить

в

пятом

классе

с

последующей трансформацией в соответствие с возрастными особенностями

в более важные и необходимые для учеников мероприятия. Отрицание всего,

что было наработано, не принесёт позитивных результатов и не лучшим

образом скажется на личностных взаимоотношениях с педагогом.

-Отсутствие эмоционального настроя на предстоящую деятельность.

Экономя

время

урока,

педагоги

иногда

забывают

о

создании

доброжелательной

рабочей

атмосферы

на

уроке

в

целях

ликвидации

негативных эмоций, преодоления волнения, тревоги, раздражения.

-Отсутствие ситуации успеха для школьников.

Ошибочным

является

мнение

педагогов

среднего

звена

в

том,

что

создание ситуации успеха, игровые моменты – это удел начальной школы, а в

5-ом

классе

нужно

приучать

к

нелёгкому

учебному

труду.

Для

пятиклассников ситуация успеха и эмоциональные переживания продолжают

оставаться действенными мотивами для успешного обучения.

-Отсутствие сочетания коллективных форм обучения с групповыми и

индивидуальными.

В

подростковом

возрасте

ведущей

деятельностью

для

школьников

становится

деятельность

общения.

Приоритеты

от

учителя

и

родителя

перемещаются

к

сверстникам.

Ребята

хотят

взаимодействовать

со

сверстниками и в учебной деятельности. Они с удовольствием работают в

больших и малых группах, в парах. Кроме того, позитивные отношения к

сверстникам они переносят и на педагога, способного организовать значимое

для школьников общение.

-Неподготовленность

к

восприятию

усложнённого

содержания

учебных курсов в 5-ом классе.

-Неспособность

ученика

справиться

с

возросшим

по

сравнению

с

начальной школой объёмом домашнего задания.

-Ослабление внешнего контроля за выполнением домашних заданий.

Нередко с переходом учащихся

в 5-ый класс педагоги фиксируют

небрежность записей в рабочих тетрадях, отсутствие необходимых учебных

принадлежностей

на

уроке,

записей

с

номерами

домашних

заданий,

отсутствие

самих

домашних

работ.

Родители

к

5-му

классу

устают

от

проверки

тетрадей

своих

детей,

полагаются

на

навык

ребёнка

всегда

выполнять домашнее задание в полном объёме. Учителя сетуют на объёмы

работ и обилие классов. Пятиклассники постепенно отучаются продуктивно

работать дома.

-Отсутствие личностного контакта ученика с учителем.

Пятиклассники – народ эмоциональный. Во многом школьную жизнь

они

воспринимают

через

призму

собственных

эмоций.

Отношение

к

предмету определяется личностным отношением к учителю, а не наоборот.

Если нравится учитель, нравится и предмет. Это в более старшем возрасте

школьники будут способны оценить интеллектуальный багаж педагога, его

достижения и знания. А пока для них важны забота и внимание со стороны

учителя.

Овладение

учащимися

УУД

создает

возможность

самостоятельного

успешного

усвоения

новых

знаний,

умений

и компетентностей,

включая

организацию усвоения, т. е. умения учиться. Поэтому приоритетной целью

обучения

становится

формирование

(начальная

школа),

а затем

развитие

личностных и метапредметных УУД в основной школе.

Вывод: преемственность — это двухсторонний процесс. С одной стороны

начальная ступень, которая формирует УУД, необходимые для дальнейшего

обучения в основной школе. С другой стороны — основная школа, которая

развивает (а не игнорирует) накопленный в начальной школе потенциал.

Преемственность

предполагает

плавный

переход

на

среднюю

ступень

обучения.

Такой,

чтобы

под

натиском

новых

впечатлений,

непривычных

приемов работы не растерять все хорошие приобретения начальной школы,

не утратить интерес к обучению.

Какие же задачи должен решать педагогический коллектив по обеспечению

благополучного бесконфликтного протекания адаптационного периода в 5

классах?

В

нашей

школе,

в течение

нескольких

лет,

педагогический

коллектив

работает

над

проблемой

преемственности

между

начальной

и основной

школой.

За

годы

работы

сложились

определенные

требования,

которые

предъявляются учителям начальных классов и среднего звена, во избежание

низкого уровня адаптации и высокого стресса у учащихся 5 классов.

В

первую

очередь,

учителя-предметники

и учителя

начальной

школы

выдвигают единые требования к оформлению письменных работ и устных

ответов

к выпускникам

начальной

школы.

Особое

внимание

учителя

обращают на выставление отметок.

Далее, коллектив учителей среднего звена и начальной школы обмениваются

своими программами обучения. Учителя начальной школы должны знать

программу

средней

школы,

а учителя

среднего

звена

должны

знать

программу

начального

звена.

Учителя-предметники

изучают

методику

обучения конкретного учителя начальной школы, от которого класс переходит

в основную школу. Для этого учителя-предметники в течение II полугодия

посещают

уроки

учителя

начального

звена.

В свою

очередь

учителя

начальных классов узнают требования учителя — предметника.

Учителя

начальной

школы

знакомятся

с требованиями,

предъявляемыми

к учащимся

5

классов,

и выстраивают

свою

программу

«на

опережение»

изучаемого

материала.

Посещают

уроки

учителей–предметников

с целью

изучения организации учебной деятельности.

Учителя,

выпустившие

4

классы,

постоянно

поддерживают

контакт

с классными руководителями и учителями-предметниками, с целью оказания

помощи

в изучении

психологических,

индивидуальных

особенностей

учащихся

и микроклимата

в семьях.

Обязательно

в конце

года

учителя

начальной школы дают подробную письменную характеристику на каждого

ученика

класса.

Также,

на

первых

порах

регулярно

проводятся

мини

педсоветы

(консилиумы),

на

которых

учителя-предметники

и учителя

начальных классов находят пути решения для преодоления дезадаптации

пятиклассников.

Переход из начальной школы в основную волнует не только учителей, но

и родителей. За 4 года обучения в начальной школе родители привыкают

к методам работы учителя, к его требованиям, для них все ясно и понятно.

При переходе в основную школу у родителей возникают вопросы: как их

ребенок

будет

адаптироваться

к новым

учителям,

к их

требованиям,

к методам оценивания, да и в целом, к системе классный руководитель —

учителя-предметники, какие трудности будут возникать.

Для

решения

этих

проблем

учителя-предметники

посещают

праздники

учащихся

начальной

школы,

на

которых

присутствуют

родители

детей.

Учителя и родителя принимают непосредственное участие в организованных

праздниках,

что

способствует

постепенному

знакомству

двух

сторон.

Последнее

родительское

собрание

в

4

классе

проводится

совместно

с будущим

классным

руководителем

и учителями-предметниками,

где

родителей

знакомят

с требованиями,

предъявляемыми

в основной

школе,

с психологическими

особенностями

подросткового

возраста,

даются

рекомендации.

Анализ результативности за эти годы позволяет сделать вывод о том, что

работа по преемственности позволяет обучающимся проходить этап перехода

из начального звена в среднее безболезненно, сохраняя при этом результаты

обученности, качество обучения не становится ниже.

В

целом

внедрение

данной

модели

в учебный

процесс

способствовало

стабилизации качественных показателей при переходе учащихся в основную

школу и как следствие — рост уровня удовлетворённости школьной жизнью

и успешной адаптации выпускников начальной школы в пятых классах.

Чтобы ученикам было легче адаптироваться к новым условиям, очень важно

учителю

начать

обучение

предмету

с использованием

тех

методических

приёмов,

которыми

пользуются

учителя

начальной

школы.

Ведь

если

посмотреть на материал, который изучается в пятом классе, то видно, что он

большей частью является обобщением тех знаний, с которыми

учащиеся

пришли из начальной школы.

Предложения

по

организации

совместной

работы

учителей

начального звена и учителей - предметников:

1.

Диагностика

личностных,

метапредметных

и

предметных

результатов, психологического состояния учеников на выходе из начальной

школы и на входе в основную школу.

2.Психологическая поддержка учащихся при переходе из начальной

школы в основную. Групповые и индивидуальные занятия с

учащимися

группы риска, консультации для родителей.

3. Посещение учителями основной школы уроков в 4-м классе по своим

предметам:

преемственность УМК и единые подходы к уровню требований по

предметам в начальной школе и среднем звене;

преемственность технологий обучения и их элементов,

адаптация форм и методов работы,

активизация обучения младших школьников.

Организация и проведение совместных мероприятий учителями 4-х

классов и будущих классных руководителей 5-х классов.

4 . Посещение

уроков

в

5-м

классе

руководителем

методического

объединения и педагогами бывшего 4-го класса:

-методы, приёмы, формы, технологии обучения; требования к ученику;

-преемственность в обучении;

-определение уровня комфортности учащихся в период адаптации;

-межличностные отношения в классном коллективе.

5.Диагностика (анкетирование) учащихся и родителей:

-определение уровня комфортности учащихся в период адаптации;

-изучение психологического климата в классном коллективе;

-выявление положительных тенденций и негатива, определение круга

претензий со стороны родителей.

6

. О п р е д е л е н и е

э ф ф е к т и в н о с т и :

1) Динамика личностных, предметных и метапредметных результатов

к

к о н ц у

5 - г о

к л а с с а .

2)

Динамика

психологического

состояния

учеников

(анкетирование

и

тестирование)

Программа

работы

по

преемственности

между

начальным

и

основным общим образованием (ФГОС НОО- ФГОС ООО )

Цель: создание условий для успешной адаптации пятиклассников,

обеспечение постепенного и успешного перехода учащихся из

начальной в основную школу в условиях введения ФГОС ООО.

Задачи

педагогического

коллектива

в

период

адаптации

пятиклассников.

Содержание:

1 этап - предварительный:

Анализ

результатов

уровня

ЗУН,

УУД

,

соответствие

уровня

обученности каждого ученика потоку обучения;

Составление психологической характеристики классного коллектива;

Преемственность в работе с одаренными учащимися, с учащимися с

особыми образовательными потребностями;

Ознакомление родителей с перспективами обучения учащихся в 5

классе;

Анализ уровня здоровья учащихся.

2 этап – основной:

1.

Входная диагностика ЗУН, УУД;

2.

Ознакомление

родителей

с

особенностями

адаптационного

периода

учащихся 5 классов , с содержанием и методами обучения, с системой

требований к учащимся 5 классов,

с целями и задачами работы

по

преемственности между начальным и основным общем образованием,

требованиями ФГОС;

3. Выявление организационно – психологических проблем классного

коллектива, изучение индивидуальных особенностей учащихся, коррекция

деятельности

педагогов

среднего

звена

с

целью

создания

комфортных

условий для адаптации учащихся

5 классов в среднем звене обучения

познавательной учебной мотивации;

4. Адаптационный тренинг;

5. Родительские собрания с участием учителей.

3. Заключительный этап:

1.

Анализ итогов обучения в 5 классе;

2.

Подведение

итогов

работы

по

преемственности,

определение

трудностей в развитии учащихся;

3.

Анализ

работы

по

преемственности

с

одаренными

учащимися,

учащихся с особыми образовательными потребностями.

5. Предполагаемые результаты.

6. Планирование деятельности:

Мероприятие

Цель проводимого

мероприятия

Сроки

проведения

Ответстве

н н ы й

з а

проедение

Выход

1.

Входная

диагностика

ЗУН

Определить

степень

устойчивости

ЗУН

за

курс

начальной

школы

3

н е д е л я

сентября

ЗУР,

руководите

ли ШМО

Анализ,

коррекцио

нная

р а б о т а

с

учащимис

я

Литература:

1.

Как

проектировать

универсальные

учебные

действия

в начальной

школе.

От

действия

к мысли:

пособие

для

учителя

/А. Г. Асмолов,

Г. В. Бурменская, И. А. Володарская

и др., под. ред. А. Г. Асмолова —

М.:

Просвещение, 2011.

2.

П л а н и р у е м ы е

р е з у л ь т а т ы

н а ч а л ь н о г о

о б щ е г о

образования/Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова и др.; под

ред. Г. С. Ковалёвой, О. Б. Логиновой — М.: Просвещение, 2011.

3.

Оценка

достижений

планируемых

результатов

в начальной

школе.

Система

знаний.

/

М. Ю. Демидова,

С. В. Иванов, О. А. Карабанова

и др.;

под. ред. Г. С. Ковалёвой, О. Б. Логиновой — М.: Просвещение, 2010.

4.

Начальная

школа:

переход

в среднее

звено:

тестовые

задания,

самостоятельные

и контрольные

работы

/

авт.-сост.

И.А

Лазуткина,

Г. В. Шакина. — Волгоград: Учитель, 2010.

2017 год



В раздел образования