Автор: Петухова Елена Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ СОШ пгтАрбаж Кировской области
Населённый пункт: пгтАрбаж Кировская область
Наименование материала: статья
Тема: "Преемственность начального и основного образования как условие реализации ФГОС"
Раздел: начальное образование
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ НАЧАЛЬНОГО И
ОСНОВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК
УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Петухова Елена Ивановна,
учитель начальных классов
МКОУ СОШ пгтАрбаж
Время
затрагивает
все
сферы
человеческой
жизни,
в
том
числе
и
образование,
периодически
требуя
его
обновления.
Российская
школа
переживает сегодня серьезные преобразования. На смену парадигме знаний,
умений и навыков пришел федеральный государственный образовательный
стандарт
нового
поколения,
в
основе
которого
лежат
формирование
компетентностного
подхода,
развитие
универсальных
учебных
действий.
Приоритетной
целью
современного
российского
образования
становится
полноценное
формирование
и
развитие
способностей
ученика
самостоятельно
ставить
учебную
проблему,
формулировать
алгоритм
ее
решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат, т.е.
научить
учиться.
Это
должно
стать
залогом
успешной
адаптации
в
стремительно
меняющемся
обществе.
Федеральный
государственный
образовательный стандарт общего образования - это обширный комплекс
материалов и документов, взаимосвязанных друг с другом и обеспечивающих
его внедрение.
В основе ФГОС лежит один из принципов – единство
преемственности.
Успешная
реализация
Основной
образовательной
программы
учреждения
невозможна без организации преемственности между начальной и основной
школами,
личной
включенности
в
нее
всех
субъектов
образовательного
процесса.
Что же такое преемственность? Обратимся к словарю.
Преемственность – связь между явлениями в процессе развития в
природе, обществе и познании, когда все новое, сменяя старое, сохраняет в
себе некоторые его элементы.
В
образовании
преемственность
–
это
система
связей,
обеспечивающая
взаимодействие
основных
задач,
содержания
и
методов
обучения
и
воспитания
с
целью
создания
единого
непрерывного
образовательного
процесса на смежных этапах развития ребенка.
Таким
образом,
сохранение
и
развитие
необходимого
и
целесообразного
старого, связь между новым и старым как основа поступательного развития
процесса. Преемственность между начальным и основным общими звеньями
образования рассматривается на современном этапе как одно из условий
непрерывного образования ребенка. Преемственность предполагает принятие
общих для всех ступеней основной идеи, содержания образования, методов,
организационных
форм
обучения
и
воспитания,
методики
определения
результативности.
Современная социальная ситуация, для которой характерными
являются высокие темпы технического прогресса, мобильность, повышенная
изменчивость условий жизнедеятельности, комплексность задач и постоянно
растущий
объем
информации,
выдвинула
на
передний
план
систему
компетенций,
а
не
отдельные
знания,
умения
и
навыки,
подверженные
быстрому
устареванию.
В
Стандарте
результатом
образования
является
именно
система
компетенций.
Успешность
развития
компетенций
обучающихся обеспечивается всей жизнедеятельностью ОУ, в том числе и
созданной образовательной средой, включая этапы перехода из начальной
ступени образования в основную школу.
Преемственность начального общего и основного общего образования
–
важнейшая
составляющая
в
образовательной
действительности,
смысл
которой состоит в создании системы отношений между начальной и средней
школой в реализации ФГОС, направленной для выявления, согласования и
реализации интересов всех участников отношений, деятельность которых
направлена на формирование способностей обучающихся к саморазвитию,
личностному самоопределению.
Проблема преемственности в обучении
всегда
стояла
перед
школой.
Впервые, эта проблема остро встала в 50-е гг. в прежней десятилетней школе,
когда начальная школа имела самостоятельное значение для обучающихся.
Сейчас, полвека спустя, проблема преемственности вновь достигает своего
пика. Это связано с тем, что выпускники начальной школы все 4 года учились
по ФГОС, а основная школа работала по старым стандартам. Таким образом,
встает
проблема
не
только
преемственности
учащихся
при
переходе
из
начальной
в основную
школу,
но
и проблема
преемственности
ФГОС
начального и общего образования.
Процесс перехода ребенка из начальной школы в среднюю для многих детей,
родителей и учителей является не только радостным и волнующим событием,
но зачастую и очень проблемным.
Перевод из начальной школы в основную — переломный момент в жизни
ребенка, так как осуществляется переход к новому образу жизни, к новым
условиям
деятельности,
к новому
положению
в обществе,
к новым
взаимоотношениям
со
взрослыми,
со
сверстниками,
с учителями.
Это
интересный и сложный этап в жизни школьника. Он ориентирован на то,
чтобы
осуществить
плавный
и постепенный
переход
на
новую
ступень
образования.
Рассмотрим
основные
трудности,
которые
испытывают
учащиеся
при
переходе из 4-го в 5-й класс.
Возникают
проблемы:
снижение
успеваемости,
возникновение
негативного
психического
состояния,
чреватого
соматическими
и
психическими заболеваниями и негативными последствиями в поведении
обучающихся вследствие рассогласованности образовательного процесса в
начальной
и
средней
школе
на
организационном,
содержательном
и
методическом уровнях.
Причины возникновения проблем:
- Изменение условий обучения.
Вместо одного учителя, который выполнял практически роль второй
мамы, которая и подскажет, и направит, появляется много учителей. Каждый
предмет изучается в своём кабинете, и таких кабинетов много. Зачастую на
этом
этапе
дети
переходят
в
другую
школу.
Надо
выучить
всех
новых
учителей, расположение кабинетов, со многими учителями выстроить свои
отношения.
Поневоле
заволнуешься,
испугаешься,
а
в
итоге
повышается
тревожность.
- Неспособность ученика адаптироваться к различным требованиям
учителей-предметников.
Учась
в
начальной
школе,
ребёнок
был
ориентирован
на
одного
учителя, требования к выполнению заданий и ведению тетрадей были одни и
те же. Большое количество учителей порождает вариативность поведения
школьников.
Одни
учителя
предпочитают
«живые»
уроки»,
когда
дети
активно
работают,
самостоятельно
или
сообща
выдвигают
гипотезы,
предположения, устанавливают причинно-следственные связи, вступают в
учебные дискуссии, отстаивают свою точку зрения. Другие педагоги отдают
предпочтение более спокойным урокам, требуют ответа только с поднятой
рукой, никаких споров и шума. Как выстроить модель своего поведения?
Пока ребёнок решает для себя эту новую задачу, он может попасть в число
неуспешных
школьников
и
его
отметочный
статус
будет
установлен
педагогом без соответствия с реальными возможностями.
-
Учителя
средней
школы
не
всегда
учитывают
функционально-
психологические
и
личностные
различия между пятиклассниками и более
старшими
учащимися
и
предъявляют
учащимся
5-го
класса
требования,
неадекватные возрасту.
- Недостаточное изучение данных о выпускниках начальной школы, их
возможностей и реальных учебных результатах.
-Отсутствие
гибкого
переноса
традиций
классного
коллектива
в
средней школе. Вдумчивые педагоги, понимая значимость этих традиций в
жизни
детей,
стремятся
сохранить
их
и
продолжить
в
пятом
классе
с
последующей трансформацией в соответствие с возрастными особенностями
в более важные и необходимые для учеников мероприятия. Отрицание всего,
что было наработано, не принесёт позитивных результатов и не лучшим
образом скажется на личностных взаимоотношениях с педагогом.
-Отсутствие эмоционального настроя на предстоящую деятельность.
Экономя
время
урока,
педагоги
иногда
забывают
о
создании
доброжелательной
рабочей
атмосферы
на
уроке
в
целях
ликвидации
негативных эмоций, преодоления волнения, тревоги, раздражения.
-Отсутствие ситуации успеха для школьников.
Ошибочным
является
мнение
педагогов
среднего
звена
в
том,
что
создание ситуации успеха, игровые моменты – это удел начальной школы, а в
5-ом
классе
нужно
приучать
к
нелёгкому
учебному
труду.
Для
пятиклассников ситуация успеха и эмоциональные переживания продолжают
оставаться действенными мотивами для успешного обучения.
-Отсутствие сочетания коллективных форм обучения с групповыми и
индивидуальными.
В
подростковом
возрасте
ведущей
деятельностью
для
школьников
становится
деятельность
общения.
Приоритеты
от
учителя
и
родителя
перемещаются
к
сверстникам.
Ребята
хотят
взаимодействовать
со
сверстниками и в учебной деятельности. Они с удовольствием работают в
больших и малых группах, в парах. Кроме того, позитивные отношения к
сверстникам они переносят и на педагога, способного организовать значимое
для школьников общение.
-Неподготовленность
к
восприятию
усложнённого
содержания
учебных курсов в 5-ом классе.
-Неспособность
ученика
справиться
с
возросшим
по
сравнению
с
начальной школой объёмом домашнего задания.
-Ослабление внешнего контроля за выполнением домашних заданий.
Нередко с переходом учащихся
в 5-ый класс педагоги фиксируют
небрежность записей в рабочих тетрадях, отсутствие необходимых учебных
принадлежностей
на
уроке,
записей
с
номерами
домашних
заданий,
отсутствие
самих
домашних
работ.
Родители
к
5-му
классу
устают
от
проверки
тетрадей
своих
детей,
полагаются
на
навык
ребёнка
всегда
выполнять домашнее задание в полном объёме. Учителя сетуют на объёмы
работ и обилие классов. Пятиклассники постепенно отучаются продуктивно
работать дома.
-Отсутствие личностного контакта ученика с учителем.
Пятиклассники – народ эмоциональный. Во многом школьную жизнь
они
воспринимают
через
призму
собственных
эмоций.
Отношение
к
предмету определяется личностным отношением к учителю, а не наоборот.
Если нравится учитель, нравится и предмет. Это в более старшем возрасте
школьники будут способны оценить интеллектуальный багаж педагога, его
достижения и знания. А пока для них важны забота и внимание со стороны
учителя.
Овладение
учащимися
УУД
создает
возможность
самостоятельного
успешного
усвоения
новых
знаний,
умений
и компетентностей,
включая
организацию усвоения, т. е. умения учиться. Поэтому приоритетной целью
обучения
становится
формирование
(начальная
школа),
а затем
развитие
личностных и метапредметных УУД в основной школе.
Вывод: преемственность — это двухсторонний процесс. С одной стороны
начальная ступень, которая формирует УУД, необходимые для дальнейшего
обучения в основной школе. С другой стороны — основная школа, которая
развивает (а не игнорирует) накопленный в начальной школе потенциал.
Преемственность
предполагает
плавный
переход
на
среднюю
ступень
обучения.
Такой,
чтобы
под
натиском
новых
впечатлений,
непривычных
приемов работы не растерять все хорошие приобретения начальной школы,
не утратить интерес к обучению.
Какие же задачи должен решать педагогический коллектив по обеспечению
благополучного бесконфликтного протекания адаптационного периода в 5
классах?
В
нашей
школе,
в течение
нескольких
лет,
педагогический
коллектив
работает
над
проблемой
преемственности
между
начальной
и основной
школой.
За
годы
работы
сложились
определенные
требования,
которые
предъявляются учителям начальных классов и среднего звена, во избежание
низкого уровня адаптации и высокого стресса у учащихся 5 классов.
В
первую
очередь,
учителя-предметники
и учителя
начальной
школы
выдвигают единые требования к оформлению письменных работ и устных
ответов
к выпускникам
начальной
школы.
Особое
внимание
учителя
обращают на выставление отметок.
Далее, коллектив учителей среднего звена и начальной школы обмениваются
своими программами обучения. Учителя начальной школы должны знать
программу
средней
школы,
а учителя
среднего
звена
должны
знать
программу
начального
звена.
Учителя-предметники
изучают
методику
обучения конкретного учителя начальной школы, от которого класс переходит
в основную школу. Для этого учителя-предметники в течение II полугодия
посещают
уроки
учителя
начального
звена.
В свою
очередь
учителя
начальных классов узнают требования учителя — предметника.
Учителя
начальной
школы
знакомятся
с требованиями,
предъявляемыми
к учащимся
5
классов,
и выстраивают
свою
программу
«на
опережение»
изучаемого
материала.
Посещают
уроки
учителей–предметников
с целью
изучения организации учебной деятельности.
Учителя,
выпустившие
4
классы,
постоянно
поддерживают
контакт
с классными руководителями и учителями-предметниками, с целью оказания
помощи
в изучении
психологических,
индивидуальных
особенностей
учащихся
и микроклимата
в семьях.
Обязательно
в конце
года
учителя
начальной школы дают подробную письменную характеристику на каждого
ученика
класса.
Также,
на
первых
порах
регулярно
проводятся
мини
педсоветы
(консилиумы),
на
которых
учителя-предметники
и учителя
начальных классов находят пути решения для преодоления дезадаптации
пятиклассников.
Переход из начальной школы в основную волнует не только учителей, но
и родителей. За 4 года обучения в начальной школе родители привыкают
к методам работы учителя, к его требованиям, для них все ясно и понятно.
При переходе в основную школу у родителей возникают вопросы: как их
ребенок
будет
адаптироваться
к новым
учителям,
к их
требованиям,
к методам оценивания, да и в целом, к системе классный руководитель —
учителя-предметники, какие трудности будут возникать.
Для
решения
этих
проблем
учителя-предметники
посещают
праздники
учащихся
начальной
школы,
на
которых
присутствуют
родители
детей.
Учителя и родителя принимают непосредственное участие в организованных
праздниках,
что
способствует
постепенному
знакомству
двух
сторон.
Последнее
родительское
собрание
в
4
классе
проводится
совместно
с будущим
классным
руководителем
и учителями-предметниками,
где
родителей
знакомят
с требованиями,
предъявляемыми
в основной
школе,
с психологическими
особенностями
подросткового
возраста,
даются
рекомендации.
Анализ результативности за эти годы позволяет сделать вывод о том, что
работа по преемственности позволяет обучающимся проходить этап перехода
из начального звена в среднее безболезненно, сохраняя при этом результаты
обученности, качество обучения не становится ниже.
В
целом
внедрение
данной
модели
в учебный
процесс
способствовало
стабилизации качественных показателей при переходе учащихся в основную
школу и как следствие — рост уровня удовлетворённости школьной жизнью
и успешной адаптации выпускников начальной школы в пятых классах.
Чтобы ученикам было легче адаптироваться к новым условиям, очень важно
учителю
начать
обучение
предмету
с использованием
тех
методических
приёмов,
которыми
пользуются
учителя
начальной
школы.
Ведь
если
посмотреть на материал, который изучается в пятом классе, то видно, что он
большей частью является обобщением тех знаний, с которыми
учащиеся
пришли из начальной школы.
Предложения
по
организации
совместной
работы
учителей
начального звена и учителей - предметников:
1.
Диагностика
личностных,
метапредметных
и
предметных
результатов, психологического состояния учеников на выходе из начальной
школы и на входе в основную школу.
2.Психологическая поддержка учащихся при переходе из начальной
школы в основную. Групповые и индивидуальные занятия с
учащимися
группы риска, консультации для родителей.
3. Посещение учителями основной школы уроков в 4-м классе по своим
предметам:
преемственность УМК и единые подходы к уровню требований по
предметам в начальной школе и среднем звене;
преемственность технологий обучения и их элементов,
адаптация форм и методов работы,
активизация обучения младших школьников.
Организация и проведение совместных мероприятий учителями 4-х
классов и будущих классных руководителей 5-х классов.
4 . Посещение
уроков
в
5-м
классе
руководителем
методического
объединения и педагогами бывшего 4-го класса:
-методы, приёмы, формы, технологии обучения; требования к ученику;
-преемственность в обучении;
-определение уровня комфортности учащихся в период адаптации;
-межличностные отношения в классном коллективе.
5.Диагностика (анкетирование) учащихся и родителей:
-определение уровня комфортности учащихся в период адаптации;
-изучение психологического климата в классном коллективе;
-выявление положительных тенденций и негатива, определение круга
претензий со стороны родителей.
6
. О п р е д е л е н и е
э ф ф е к т и в н о с т и :
1) Динамика личностных, предметных и метапредметных результатов
к
к о н ц у
5 - г о
к л а с с а .
2)
Динамика
психологического
состояния
учеников
(анкетирование
и
тестирование)
Программа
работы
по
преемственности
между
начальным
и
основным общим образованием (ФГОС НОО- ФГОС ООО )
Цель: создание условий для успешной адаптации пятиклассников,
обеспечение постепенного и успешного перехода учащихся из
начальной в основную школу в условиях введения ФГОС ООО.
Задачи
педагогического
коллектива
в
период
адаптации
пятиклассников.
Содержание:
1 этап - предварительный:
Анализ
результатов
уровня
ЗУН,
УУД
,
соответствие
уровня
обученности каждого ученика потоку обучения;
Составление психологической характеристики классного коллектива;
Преемственность в работе с одаренными учащимися, с учащимися с
особыми образовательными потребностями;
Ознакомление родителей с перспективами обучения учащихся в 5
классе;
Анализ уровня здоровья учащихся.
2 этап – основной:
1.
Входная диагностика ЗУН, УУД;
2.
Ознакомление
родителей
с
особенностями
адаптационного
периода
учащихся 5 классов , с содержанием и методами обучения, с системой
требований к учащимся 5 классов,
с целями и задачами работы
по
преемственности между начальным и основным общем образованием,
требованиями ФГОС;
3. Выявление организационно – психологических проблем классного
коллектива, изучение индивидуальных особенностей учащихся, коррекция
деятельности
педагогов
среднего
звена
с
целью
создания
комфортных
условий для адаптации учащихся
5 классов в среднем звене обучения
познавательной учебной мотивации;
4. Адаптационный тренинг;
5. Родительские собрания с участием учителей.
3. Заключительный этап:
1.
Анализ итогов обучения в 5 классе;
2.
Подведение
итогов
работы
по
преемственности,
определение
трудностей в развитии учащихся;
3.
Анализ
работы
по
преемственности
с
одаренными
учащимися,
учащихся с особыми образовательными потребностями.
5. Предполагаемые результаты.
6. Планирование деятельности:
№
Мероприятие
Цель проводимого
мероприятия
Сроки
проведения
Ответстве
н н ы й
з а
проедение
Выход
1.
Входная
диагностика
ЗУН
Определить
степень
устойчивости
ЗУН
за
курс
начальной
школы
3
н е д е л я
сентября
ЗУР,
руководите
ли ШМО
Анализ,
коррекцио
нная
р а б о т а
с
учащимис
я
Литература:
1.
Как
проектировать
универсальные
учебные
действия
в начальной
школе.
От
действия
к мысли:
пособие
для
учителя
/А. Г. Асмолов,
Г. В. Бурменская, И. А. Володарская
и др., под. ред. А. Г. Асмолова —
М.:
Просвещение, 2011.
2.
П л а н и р у е м ы е
р е з у л ь т а т ы
н а ч а л ь н о г о
о б щ е г о
образования/Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова и др.; под
ред. Г. С. Ковалёвой, О. Б. Логиновой — М.: Просвещение, 2011.
3.
Оценка
достижений
планируемых
результатов
в начальной
школе.
Система
знаний.
/
М. Ю. Демидова,
С. В. Иванов, О. А. Карабанова
и др.;
под. ред. Г. С. Ковалёвой, О. Б. Логиновой — М.: Просвещение, 2010.
4.
Начальная
школа:
переход
в среднее
звено:
тестовые
задания,
самостоятельные
и контрольные
работы
/
авт.-сост.
И.А
Лазуткина,
Г. В. Шакина. — Волгоград: Учитель, 2010.
2017 год