Автор: Бурлакова Анна Степановна
Должность: Музыкальный руководитель
Учебное заведение: ГБОУ школа №222
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Семинар для воспитателей "Обучение музыкально ритмическим движениям через игру"
Тема: "Обучение музыкально-ритмическим движениям через игру"
Раздел: дошкольное образование
Семинар
–
практикум
«Общие
приёмы
обучения
музыкально-ритмическим движениям через игры».
Значение и задачи музыкально-ритмического воспитания.
Значение музыкально-ритмических движений в жизни ребенка заключается в
том, что они обогащают эмоциональный мир детей и развивают музыкальные
способности,
развивают
познавательные
способности,
воспитывают
активность,
дисциплинированность,
чувство
коллективизма,
способствуют
физическому совершенствованию организма.
Главным направлением в работе над музыкально-ритмическими движениями
является систематическое музыкальное развитие ребенка. Музыка не просто
сопровождает движение, а определяет его сущность, т. е. движение не должно
быть только движением под аккомпанемент музыки или на фоне музыки, оно
должно
соответствовать
характеру
музыки,
средствам
музыкальной
выразительности, форме музыкального произведения.
Рассмотрим эти положения. Музыка, как известно, передает самые различные
оттенки настроения. Например, в следующих трех произведениях для ходьбы
-
«Праздничном
марше»
Н.
Леви,
«Этюде»
Т.
Ломовой
и
«Марше»
С.
Прокофьева
-
музыка
бодрого,
спокойного
и
торжественного
характера.
Естественно, что в этих трех случаях дети будут ходить по-разному. Под
первый марш они будут идти бодрым шагом, под музыку Т. Ломовой -
спокойным,
неторопливым,
а
под
«Марш»
С.
Прокофьева
дети
пойдут
торжественно.
Следовательно,
движение,
в
данном
случае
ходьба,
соответствует характеру музыки.
Среди
средств
музыкальной
выразительности
особое
значение
для
музыкально-ритмического воспитания имеют темп, метро-ритм и динамика.
Темп - это скорость движения музыкального произведения, метроритм -
организация
сильных
и
слабых
долей,
соотношение
различных
д л и т е л ь н о с т е й ,
д и н а м и к а
-
с и л а
( г р о м к о с т ь )
з в у ч а н и я .
В
зависимости
от
темпа
музыкального
произведения
ребенок
двигается
быстро или медленно, замедляет или ускоряет свои движения. Метроритм
определяет координацию тех или иных движений с музыкой. Например, в
«Польке» И. Штрауса на сильную долю такта детям предлагают выставить
ногу вперед на носок, на акценты дети грозят то правой, то левой рукой.
Уже к шести годам они не только ощущают метрические акценты, но и могут
частично воспроизвести ритмический рисунок музыкального произведения.
Так, в хороводе «На горе-то калина» (русская народная мелодия) на припев
«Ну что ж, кому дело калина» дети делают 4 хлопка и три притопа. Это уже
ритмический рисунок.
Движение,
как
уже
было
сказано,
согласуется
с
формой
музыкального
произведения.
Уже
дети
младших
групп
могут
различать
контрастную
музыку двухчастной формы и изменять в связи с ней движения. Рассмотрим
пляску «Сапожки» (русская народная мелодия), предназначенную для детей
младшего дошкольного возраста. В этой пляске две части. На первую часть
произведения дети идут, на вторую часть - притопывают. Следовательно,
движения зависят от формы музыкального произведения. Старших детей
знакомят
с
трехчастной
и
более
сложными
формами
музыкальных
произведений, учат их менять движения в соответствии со сменой частей
менее контрастного характера. Чем точнее, детальнее они различают характер
музыки,
средства
музыкальной
выразительности,
формы
музыкальных
произведений,
тем
свободнее,
выразительнее
выполняют
движения.
Дошкольный
-
это
период
накопления
музыкальных
впечатлений,
интенсивного
развития
музыкального
восприятия.
В
зависимости
от
возрастного развития характер музыкально-ритмической деятельности детей
изменяется. В самом раннем детстве ребенок с радостью бегает, прыгает,
приплясывает. Но это еще не исполнение игры, пляски, а лишь частичное
включение в этот процесс - ребенок двигается неточно и невыразительно. В
эти
годы
у
детей
развивают
эмоциональную
отзывчивость
на
музыку,
способность
слушать
ее,
запоминать
и
выполнять
связанные
с
музыкой
движения, показанные воспитателем и согласующиеся со словами песни.
На четвертом году жизни дети способны осваивать и выполнять движения
самостоятельно. Но эти движения еще недостаточно скоординированы, дети
плохо ориентируются в пространстве, с трудом включаются в коллективные
действия. Поэтому музыкально-ритмическая деятельность детей четвертого
года жизни достаточно скромна. Они учатся двигаться в соответствии с ярко
контрастным характером музыки, в медленном и быстром темпе, способны
реагировать
на
начало
и
окончание
звучания
музыки
и
выполнять
простейшие движения.
На пятом году жизни дети уже имеют опыт слушания музыки, могут узнавать
знакомые
мелодии,
различать
самые
яркие
средства
музыкальной
выразительности, определять характер музыки. У них дифференцируются
слуховые ощущения, они двигаются ритмичнее, согласованнее с характером
музыки,
начинают
и
прекращают
движения
в
соответствии
с
началом
и
окончанием звучания музыки, выполняют более разнообразные движения
(прямой галоп, движения парами, притопы одной ногой, выставление ноги на
пятку).
В
пяти-шестилетнем
возрасте
дети
могут
выразительно
и
ритмично
д в и г ат ь с я ,
п р оя вл я я
в
д в и же н и я х
с во ю
и н д и в и д у а л ь н о с т ь .
Они должны уметь ощущать метрическую долю и, сначала в хлопках, а затем
в
движениях,
исполнять
несложный
ритмический
рисунок,
овладеть
разнообразными движениями (от ритмического бега с высоким подъемом
ноги и подскоков с ноги на ногу до шага польки, полуприсядки, неременного
шага и т. д.).
Следовательно,
в
процессе
музыкально-ритмических
движений
осуществляются
как
общие
задачи
музыкального
воспитания,
так
и следующие
специальные
задачи:
развитие
музыкального
восприятия,
музыкально-ритмического чувства и в связи с этим ритмичности движений;
обучение
детей
согласованию
движений
с
характером
музыкального
произведения, наиболее яркими средствами музыкальной выразительности,
развитие
пространственных
и
временных
ориентировок;
обучение
детей
музыкально-ритмическим
умениям
и
навыкам
через
игры,
пляски
и
упражнения;
развитие
художественно-творческих
спо собно стей.
Двигательной
основой
музыкально-ритмических
движений,
которые
проводятся с детьми в виде игр, плясок и упражнений, являются основные
движения-ходьба,
бег
подскоки,
прыжки,
гимнастические
движения
с
предметами
(мячами,
лентами,
обручами,
флажками),
танцевальные
движения, имитационные движения, которые представляют собой сочетания
основных движений с имитацией разнообразных действий и движений птиц,
людей, зверей, транспортных средств и т. д. Все эти движения передаются
детьми
по-разному
и
являются
полезным
материалом
для
развития
воображения и творческой активности.
Виды музыкально-ритмической деятельности.
К наиболее распространенным видам музыкально-ритмической деятельности
относятся игры, пляски и упражнения.
Основное
место
в
разделе
музыкально-ритмических
движений
занимают
игры.
Музыкальная
игра
-
это
активная
деятельность,
направленная
на
выполнение музыкально-ритмических задач. Она вызывает у детей веселое,
бодрое
настроение,
влияет
на
активность
процесса
развития
движений,
формирует музыкальные способности. А.С. Макаренко говорил: «Игра имеет
важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого
имеет деятельность, работа, служба. Какой ребенок в игре, таков во многом
он будет в работе, когда вырастет». Играя, ребенок упражняется в движении,
осваивает
его,
в
процессе
игры
развиваются
положительные
качества
личности ребенка, через игру он познает жизнь.
Вся деятельность ребенка в процессе музыкальных игр представляет собой
активное
слушание
музыки,
требующее
непосредственной
реакции,
обостренное
музыкальное
восприятие,
связанное
с
переживанием,
различением и узнаванием музыкального образа. Выполнение музыкальных
заданий
в
игре
предполагает
определение
характера
музыки,
темпа,
р а з л и ч е н и е
д и н а м и к и ,
о т д е л ь н ы х
ч а с т е й
п р о и з в е д е н и я .
Эффективность музыкального развития ребенка в процессе музыкальных игр
обеспечивается тем, что игру как самую близкую ему форму деятельности
легко объяснить. Кроме того, интерес к игре и эмоциональная приподнятость
в
процессе
ее
исполнения,
доступность
игровых
образов
способствуют
развитию творческой инициативы ребенка.
Музыкальные игры делятся на сюжетные и несюжетные в зависимости от
того,
разыгрывают
дети
определенный
сюжет
или
выполняют
игровые
задания.
В
сюжетных
играх
раскрываются
образы,
показаны
действия,
например в играх «Поездка за город» (музыка В. Герчик), «Звероловы и
звери» (музыка Е. Тиличеевой). Сюжетными бывают и хороводные игры с
пением, например такие, как «Ворон» (русская народная мелодия), «Как на
тоненький ледок» (народная песня в обработке М. Иорданского). В этих
играх сюжетны поэтические тексты, а движения как бы их комментируют.
В сюжетных играх детей младших групп происходит простейшая имитация
движений (воробушек машет крыльями, зайчик прыгает). В средней группе
повышаются
требования
к
сходству
с
образом,
переживанию
его.
В
подготовительной
к
школе
группе
от
детей
требуется
эмоциональная
выразительность движений, осознанное отношение к своей роли и более
высокое качество ее исполнения. У ребенка в процессе переживания своей
роли
формируется
отношение
к
образу.
Конечно,
эмоциональная
выразительность движений детей и их творческая активность неодинаковы в
силу различных свойств нервной системы, но в разной степени проявляются
у всех детей.
Формы музыкальных игр.
Перечислим основные виды игр.
1.
Начальная форма игры - игра под пение и движения под фортепианное
заключение. Например, «Лошадка», музыка А. Филиппенко. Текст -
содержание, а фортепианное заключение - развитие образа.
2.
Следующей
по
степени
т рудно сти
являет ся
игра
п од
инструментальную музыку, например «Летчики, следите за погодой»,
музыка М. Раухвергера.
3.
Более сложными являются игры-инсценировки. Их можно выносить на
праздники,
вечера
досуга.
Желательно,
чтобы
участники
игры
выступали
в
костюмах.
Например,
игра-инсценировка
"Теремок",
музыка М. Красева, слова С. Маршака.
В
играх
необходимо
всячески
способствовать
проявлению
детской
творческой
инициативы,
отмечать
удачно
найденное
ребенком
новое
движение в игровом образе. Развитию творческой инициативы в музыкально-
игровой деятельности способствует также близкое к сюжетным музыкальным
играм
инсценирование
песни,
не
разученной
детьми,
а
исполненной
педагогом. (Педагог поет, а дети изображают в движениях все, о чем поется.)
Полезно
выполнять
с
детьми
несюжетные
и
сюжетные
этюды.
Инсценирование песен можно проводить уже с детьми младшего возраста,
этюды же проводятся с детьми старшего дошкольного возраста, ибо в них
дети должны движениями отразить характер, форму и отдельные средства
музыкальной
выразительности
незнакомого
им
ранее
музыкального
произведения.
Естественно,
что
для
этого
необходим
известный
опыт
музыкального
восприятия,
жизненный
опыт,
умение
выполнять
разнообразные
движения.
Примером
могут
служить
сюжетные
этюды
«Медведь и пчела», музыка Ф. Гершовой, «Считалочка», музыка Т. Ломовой.
Несюжетные игры не имеют определенной тематики. В них присутствуют
различные
игровые
задания,
элементы
пляски,
соревнования,
различные
построения и перестроения. Примерами могут служить игры «Будь ловким»,
музыка Н. Ладухина, «Ищи», музыка Т. Ломовой, «Музыкальные моменты»,
музыка Ф. Гершовой.
Несюжетная игра.
Перед
ее
исполнением
дети
в
ряде
подготовительных
упражнений
разучивают
необходимые
движения,
слушают
музыку
к
игре.
Когда
она
выносится
для
самостоятельного
исполнения,
педагог
называет
игру,
исполняет музыку, предлагая детям вспомнить, какие движения они должны
делать. Уточняет ответы детей. Рассказывает, что и когда надо выполнять -
дает игровое задание, объясняет правила игры. Предлагает детям начинать
игру. Не прерывая хода игры указаниями, уточняет действия детей. В более
сложных играх возможен показ некоторых движений педагогом или кем-либо
из детей (перед вторичным исполнением игры). В основном же педагог
должен до начала игры предусмотреть, какие трудности дети могут в ней
встретить, какие движения, перестроения будут для них новыми, и провести
ряд подготовительных упражнений на предыдущих музыкальных занятиях.
Сюжетная игра.
Перед разучиванием игры (на предыдущих занятиях) педагог проводит ряд
образных
упражнений,
облегчающих
детям
ее
во сприятие
и
воспроизведение, и слушание музыкального произведения с его анализом.
Перед первичным проведением игры рассказывает ее содержание - сюжет. В
образном рассказе он должен точно следовать временному развертыванию
музыкального произведения. Затем исполняет музыкальное произведение и
предлагает
детям
играть.
В
более
развернутых
сюжетных
играх
можно
чередовать образный рассказ и слушание музыки к игре. В старших группах в
играх с пением текст песен разучивается заранее. В процессе игры педагог
наблюдает за исполнением детей, не вмешиваясь с указаниями в ее ход,
чтобы не помешать проявлениям детского творчества. После окончания игры
оценивает
деятельность
детей,
предлагает
поиграть
еще.
Если
в
игре
наблюдалось
много
неудачных
моментов,
например,
несогласованность
движений с музыкой, в дальнейшем проводит ряд образных упражнений,
уточняющих
игровые
действия.
Затем
неоднократно
повторяет
игру.
Сюжетные игры хорошо проводить как спектакль: часть детей играет, они
-артисты, другая часть оценивает, они - зрители, и наоборот.
Работа с младшей группой.
У младших дошкольников наблюдается большая потребность в двигательной
деятельности, но ребенок двух-трехлетнего возраста устает от длительного
нахождения
в
одном
положении
или
от
однообразных
движений.
Детям
трудно
реагировать
и
на
частую
смену
движений.
Поэтому
в
младших
группах
необходимо
чередовать
движение
с
отдыхом.
Для
детей
этого
возраста
характерно
также
отсутствие
выдержки,
устойчивого
внимания,
свойственно
непроизвольное
поведение.
В
большинстве
случаев
малыши
недостаточно развиты в двигательном отношении. У некоторых детей плохая
осанка: они ходят переваливаясь, волоча ноги, голову держат опущенной, не
координируют движения рук и ног, бегают и прыгают, тяжело опускаясь на
всю ступню; при подъеме рук в стороны или вверх напрягают не только
мышцы рук, но и шеи, поднимают плечи, отчего нарушается гибкость в
суставах.
Музыкальное развитие большинства детей также недостаточно. Несмотря на
это малыши относятся к музыке с интересом, слушают ее внимательно,
просят повторить. Как только появляется понимание, что музыка является
главной
на
занятиях,
начинают
проявлять
трогательное
внимание
к
ней.
Например, если педагог просит тихо хлопать в ладоши в такт музыке, дети
хлопают предельно тихо. На первых занятиях некоторым детям младших
групп
свойственна
замедленная
реакция
на
сигнал
-
и
музыкальный,
и
словесный.
Так,
если
дается
указание
начинать
ходьбу
одновременно
с
музыкой,
дети
несколько
запаздывают.
То
же
происходит,
когда
педагог
просит остановиться с прекращением звучания музыки. Останавливаются
немногие
дети,
большинство
продолжают
движение
и
после
окончания
музыки. Сходным образом они реагируют на словесные сигналы. Например,
если договориться с детьми, что на слово «вниз» они быстро присядут на
корточки, а на слово «вверх» - быстро встанут, то точно среагируют на
сигналы только несколько детей.
В процессе занятий дети развиваются очень быстро. Уже в первой половине
года они легко различают контрастные части произведения. Если в начале
процесса
обучения
они
с
трудом
справляются
с
задачей
остановиться
с
окончанием музыки, то к моменту перехода в среднюю группу с легкостью
выполняют
двигательные
задания,
связанные
с
чередованием
частей
музыкального произведения. Заметно улучшается координация рук и ног,
движения становятся свободными. Дети обращают внимание на быстроту
двигательной реакции, например, начинают интересоваться, кто первым упал
на спину в упражнении «Жуки» (венгерская народная мелодия в обработке Л.
Вишкарева),
кто
первым
остановился
с
окончанием
звучания
марша.
Основные
программные
требования
по
разделу
музыкально-ритмических
движений
заключаются
в
следующем:
через
музыкально-ритмические
упражнения и музыкальные игры повысить интерес детей к музыке, развить
их
музыкальные
способности,
помочь
им
целостно,
эмоционально
воспринимать музыку.
Дети
должны
овладеть
следующими
умениями:
начинать
и
оканчивать
движения
одновременно
с
музыкой;
согласовывать
свои
движения
с
характером
музыки
(бодрый,
спокойный),
регистровыми
изменениями
(высоко,
низко),
темпом
(быстро,
медленно),
динамикой
(громко,
тихо),
формой
музыкальных
произведений
(двухчастной);
выполнять
основные
движения (ходьба, бег, прыжки); выполнять гимнастические упражнения (с
флажками,
платочками,
погремушками
и
т.
д.),
перестроения;
выполнять
образные и танцевальные движения.
Этими
умениями
дети
овладевают
в
упражнениях
и
сюжетных
играх.
Например, в игре «Воробушки и автомобиль», музыка М. Раухвергера и А.
Руббаха, и упражнении «Птенчики и мама-птица» отрабатывается различение
звучаний
по
регистру
высоко
-
низко.
В
«Игре
с
куклой»,
музыка
В.
Карасевой, дети должны на 1-ю часть произведения баюкать куклы, а на
вторую, в связи со сменой характера музыки, весело плясать. На повторение I
части дети снова баюкают кукол. Образная форма игры, четкое задание
помогают детям легко освоить музыкальную композицию произведения. В
играх
совершенствуются
и
основные
движения.
Например,
движения
зайчиков
помогают
улучшить
навыки
прыжков.
Ходьба
высоким
шагом
помогает детям на занятиях по гимнастике перешагивать через предметы.
Совершенствуются навыки ориентировки в пространстве и в коллективных
действиях.
Основное
место
в
репертуаре
данного
раздела
программы
занимают
музыкальные
игры,
разнообразные
по
тематике,
музыке
и
построению.
Тематика музыкальных игр для детей младшего возраста отражает наиболее
близкие и понятные им образы и действия - полет птички, езду автомобиля,
прыжки зайчика, движения с куклой и т. д. Музыкальные произведения,
предназначенные для музыкальных игр малышей, должны быть образными, с
ясно выраженным характером и средствами выразительности. Чаще всего на
протяжении
всей
игры
сохраняется
один
и
тот
же
характер
музыки.
В
некоторых
играх,
отдыхая
после
действий,
дети
слушают
вокальную
и
инструментальную музыку. Иногда дети слушают музыку, глядя, как действие
выполняет воспитатель или ребенок старше их по возрасту. Ход игры, ее
построение
определяются
тематикой,
а
также
характером
и
формой
музыкального произведения. Большое место в репертуаре младших групп
занимают игры с пением, так как они наиболее доступны детям. В них слова
подсказывают детям последовательность выполнения движений. Помимо игр
дети исполняют пляски, чаще под народные плясовые мелодии, для которых
характерно наличие запева и припева. Эти пляски особенно близки детям,
хорошо
ими
запоминаются.
Строятся
пляски
на
простейших
элементах
плясовых
движений,
которые
являются
наиболее
удобными
для
детей
данного возраста (хлопки, притопывание ногами, вращение кистями рук и т.
д.).
В младших группах используются три вида плясок: с участием взрослого,
детский
танец,
хороводы
с
пением.
Преимущественно
все
виды
плясок
исполняются
с
активным
участием
воспитателя,
В
отдельных
случаях
выполняются
несложные
упражнения,
помогающие
детям
усвоить
программные требования. Они отличаются игровым характером и чаще всего
связаны с определенным образом. Например, упражнение «Птички летают»,
музыка Г. Фрида.
Сюжетная
игра
с
пением
«Ходит
Ваня»,
русская
народная
песня
в
обработке М. Раухвергера.
Программное
содержание. Учить
детей
двигаться
по
кругу
спокойным
шагом, держась за руки, в соответствии с характером музыки и содержанием
песни;
на
плясовую
музыку
исполнять
простейшие
плясовые
движения.
Задачи. Воспитывать умение активно включаться в общую игру, действовать
в коллективе.
Описание игры.
1.Ходит Ваня, ходит Ваня,
Посреди кружочка.
Посреди кружочка.
Дети сидят или стоят по кругу. Поет воспитатель. Названный в песне ребенок
ходит перед детьми.
2. Ищет Ваня, ищет Ваня
Для себя дружочка,
Для себя дружочка.
Ребенок
выбирает
кого-нибудь
из
детей
и
подходит
к
н е м у.
3. Нашел Ваня, нашел Ваня
Для себя дружочка,
Для себя дружочка.
«Ваня»
и
его
«дружочек»,
взявшись
за
руки,
неторопливо
кружатся.
Остальные дети хлопают в ладоши. Затем игра повторяется с новым «Ваней».
Методика проведения игры. Песня к игре заранее не учится. Обычно дети
ее
запоминают
в
ходе
игры.
Малышам
трудно
петь
и
одновременно
выполнять
движения,
при
этом
страдает
либо
то,
либо
другое.
Дети
в
процессе игры подпевают. Перед игрой дается образный рассказ: «Жил-был
Ваня, веселый мальчик. Захотел он найти себе дружочка, с которым можно
было бы весело плясать. Отправился он в путь и скоро дружочка нашел. Оба
обрадовались и стали весело плясать».
Первый раз воспитатель берет роль Вани, на себя. Он и дети идут по кругу.
Воспитатель поет 1-й куплет. Перед вторым куплетом объясняет: «А теперь
все дети остановятся, чтобы я всех видела, надо выбрать Ване дружочка»
(Воспитатель ходит по кругу и поет 2-й куплет, разглядывая детей). После 2-
го куплета говорит: «Вот я и выбрала себе дружочка» - и под пение 3-го
куплета
торжественно
проводит
его
по
кругу.
Потом
воспитатель
с
дружочком пляшут, а дети хлопают. Воспитатель говорит: «Теперь "Ваней"
будет Леночка, она будет искать себе дружочка». В текст песни не стоит
подставлять настоящие имена, дабы не нарушать народный колорит игры.
Игра
повторяется
без
объяснений
педагога.
Можно
предложить
разные
варианты этой игры, например, искать цветы или платочки.
Работа в средней группе.
К
детям
средней
группы
в
процессе
занятий
музыкально-ритмическими
движениями предъявляются гораздо большие требования. Их учат точнее
исполнять
задания,
самим
исправлять
ошибки,
осознанно
относиться
к
качеству
движений.
Развивают
наблюдательность,
инициативу
и
самостоятельность
детей
при
выполнении
заданий,
будят
воображение.
Обучая детей играм, углубляют их представления об окружающем, так как в
них дети передают повадки зверей, действия людей, имитируют движение
транспортных
средств.
В
процессе
игр,
плясок,
упражнений
у
детей
воспитываются
интерес
и
любовь
к
музыке,
развиваются
музыкальная
память и музыкально-ритмическое чувство. В средней группе закрепляются
навыки, полученные в младшей, и вводятся новые, более сложные. Так,
например,
дети
средней
группы
должны
уметь
изменять
движения
в
соответствии с чередованием менее контрастных музыкальных фрагментов;
динамическими
изменениями
(громко,
умеренно
громко,
тихо;
громче
-
тише); с регистрами (высокий, средний, низкий) и т. д. Также происходят
изменения и в основных видах движений, гимнастических упражнениях,
перестроениях, образных и танцевальных движениях. Детей учат выполнять
движения с предметами, Перестраиваться из круга врассыпную и обратно,
инсценировать
песни
в
соответствии
с
характером
и
средствами
выразительности
музыкальных
произведений,
выразительно
воплощать
игровые образы (гордого петушка, хлопотливой курицы, хитрой лисы и др.).
Дети учатся ходить бесшумно, мягко ступая под спокойную, тихую музыку,
высоко поднимать ноги под энергичный марш, бегать легко на носках под
музыку, звучащую в высоком регистре, мягко полуприседать под плясовую
музыку, делать подскоки с ноги на ногу, поднимать и опускать руки быстро,
медленно и плавно.
Тематика
игр
в
средней
группе
более
разнообразна,
их
содержание
достаточно развернутое, сложнее музыкальные задания. Пляски усложняются
с точки зрения движений и построения, музыкальный материал становится
более
разнообразным
по
форме
и
содержанию.
Вводятся
игры
с
индивидуальными
ролями.
(«Огородная-хороводная»,
музыка
Б.
Можжавелова;
«Дед
Мороз
и
дети»,
музыка
И.
Кишко),
с
элементами
соревнования.
Кроме
игр
с
пением
используются
игры
под
инструментальную
музыку,
например,
«Жмурка»,
музыка
Ф.
Флотова,
«Летчики»,
музыка
М.
Раухвергера.
Они
воспитывают
волю
ребенка,
развивают
его
память,
воображение, внимание, прививают навыки поведения в коллективе, умение
считаться с интересами товарищей.
В
средней
группе
используется
много
плясок
с
зафиксированными
движениями,
вводится
самый
простой
вид
пляски-импровизации
-
типа
«Зеркало». Пляски становятся более разнообразными как по своей музыке,
так и по построению. Движения в них более детально отражают изменения
характера музыки.
Дети работают со всеми видами упражнений, хотя упражнения-композиции
даются очень простые, состоящие из 2-3 элементов движений. Меняется и
роль
воспитателя.
Он
предоставляет
детям
все
больше
и
больше
самостоятельности, чаще объясняет, дает указания, чем показывает. В играх с
индивидуальными ролями их исполнение уже со второго занятия поручается
ребенку.
Учитывая
особенности
возраста,
педагог
стремится
выработать
у
детей
умение играть и плясать без участия взрослого. Знакомя детей с новой игрой
или пляской, педагог привлекает их к простейшему анализу музыки. В этом
возрасте дети должны уметь в движениях передавать образы программной
музыки.
Обучая
детей,
педагог
напоминает
им
о
событиях
и
явлениях
повседневной жизни. В отдельных случаях используется иллюстративный
материал
-
игрушки,
картинки.
Поскольку
на
занятиях
особенно
важное
значение приобретают упражнения, от педагога требуется продуманный и
точный показ образцов движений. Они должны помогать детям правильно
выполнять задания.
В процессе обучения все большее место начинает занимать индивидуальная
работа
-
вызовы
для
демонстрации
движения
одного,
двух,
трех
детей.
Причем
вызываются
не
только
дети,
хорошо
усвоившие
способ
его
выполнения, но и не справляющиеся с ним. Такие вызовы активизируют
детей,
помогают
сосредоточить
их
внимание.
С
детьми,
отстающими
в
усвоении материала, проводится индивидуальная работа вне музыкальных
занятий.
На каждом занятии при разучивании игры или пляски перед детьми ставятся
новые
задачи.
Разученные
игры
и
пляски
повторятся
неоднократно,
используются
различные
варианты
игр,
сочетание
их
с
пляской.
Раньше, чем показать детям игру или пляску, необходимо дать им послушать
музыку,
привлечь
их
внимание
к
характеру,
форме
средствам
выразительности музыкального произведения.
Игры и пляски для средней группы.
«Пляска парами», латвийская народная мелодия
в обработке Т, Попатенко,
автор движений Ф. Теплиикая
Программное содержание. Учить детей узнавать двухчастную форму
музыкального произведения, реагировать на смену частей сменой движений;
исполнять притопы, хлопки, кружения, легкий бег парами.
Задачи. Воспитывать умение согласовывать свои движения сдвижениями
товарища, развивать внимание.
Описание пляски. Дети стоят парами по кругу лицом друг к другу.
Такты 1-4. Бег по кругу.
Такты 5-12. Притопывание ногами.
Такты 13—16. Бег по кругу.
Такты 17—24. Хлопки в ладоши.
Такты 25-28. Дети берутся за руки и бегут по кругу парами.
Такты 29-36. Дети кружатся, взявшись за руки.
Методика разучивания. Вначале дети слушают музыку к пляске. Педагог
проводит с ними беседу, в ходе которой привлекает их внимание к характеру
и
форме
музыкального
произведения.
Перед
разучиванием
пляски
музыкальный
руководитель
вместе
с
воспитателем
показывают
детям
движения пляски, напевая мелодию. Педагог объясняет последовательность
движений. Далее ставит детей по кругу с воспитателем. Проводит пляску,
используя указания и пояснения (воспитатель пляшет только тогда, когда у
кого-либо из детей не оказалось пары). Можно вызвать для исполнения
пляски одну, две пары, побеседовать с детьми об их исполнении. В процессе
разучивания пляски педагог делает необходимые пояснения, замечания, дает
указания.
Работа в старшей и подготовительной группе.
Усложнение программы в старшей и подготовительной группах обусловлено
уже приобретенным детьми жизненным и музыкальным опытом, а также
уровнем их физического и психического развития: окрепла нервная система,
движения
стали
более
скоординированными,
развились
ориентировка
в
пространстве и воображение, внимание стало более сконцентрированным.
У
детей
данного
возраста
в
достаточной
степени
развиты
музыкальные
способности
-
чувство
ритма,
музыкальный
слух.
В
старшей
и
подготовительной группах воспитатель закрепляет все ранее приобретенные
детьми навыки, знания и умения. Объем их музыкальных и двигательных
навыков возрастает. К выполнению задания дети подходят осознанно, умеют
давать оценки своей деятельности и стремятся все выполнить правильно.
Если в младшей группе ребенок имитирует образ, в средней группе точно
выполняет его, то в старшей и подготовительной группах ребенок воплощает
образ
эмоционально,
выразительно.
Часто
даются
индивидуальные
и
групповые
задания,
каждому
из
детей.
Предлагается
выполнить
роль
ведущего
в
построениях,
плясках,
играх.
Дети,
освоившие
способ
выполнения
задания,
помогают
друг
другу.
В
связи
с
этим
у
них
развивается
чувство
коллективизма,
товарищества.
Особое
внимание
уделяется
развитию
детского
творчества.
От
детей
требуется
умение
двигаться в различных построениях и направлениях (звездочка, воротца;
ходьба вперед, назад, врассыпную, змейкой и т. д.). В ряде игр, плясок и
упражнений проводится работа над поочередными действиями групп и пар
детей, над своевременным началом и окончанием ими действий. В этих
группах
проводятся
все
виды
игр,
плясок,
упражнений,
импровизаций;
инсценировки, этюды. Дети старшего дошкольного возраста должны уметь:
ритмично
двигаться
в
соответствии
с
характером
музыкального
произведения,
его
частями
и
динамикой
звучания,
темпом
и
метром,
ритмическим рисунком.
В играх с пением дети должны передавать содержание текста и характер
мелодии. Исполнять пляски, построенные на плясовых движениях - шаг
галопа, польки, выставление ног на носок и пятку. Исполнять элементы
русской
народной
пляски
-
плавный
шаг,
переменный
шаг,
шаг
с
притопыванием,
полуприсядка,
троекратное
притопывание
в
конце
музыкальных фраз; хлопки в разном темпе и ритме и т. д. Правильно сочетать
основные движения с гимнастическими, имитационными. Играть под пение
детей
и
воспитателя,
под
инструментальное
сопровождение,
уметь
инсценировать содержание песни.
В музыкальных играх детей учат действовать согласованно, самостоятельно
искать выразительные движения, не подражая друг другу. В плясках они
должны
творчески
использовать
знакомые
им
элементы
движений,
комбинировать
их,
составлять
несложные
композиции.
Дети
должны
не
только
овладеть
различными
движениями,
но
и
знать
их
названия.
В
старшей
и
подготовительной
группах
игра
остается
основным
видом
деятельности,
но
пляски
и
упражнения
занимают
большее
место.
Игры для старшего дошкольного возраста очень разнообразны. За последнее
время композиторами и педагогами создано много новых игр, отвечающих
программным требованиям. Их также необходимо использовать в работе с
детьми.
В
каждой
из
игр
воспитатель
обучает
детей
музыкальным
навыкам
и
одновременно разучивает с ними движения. В играх дети могут имитировать
различные движения трудовых процессов, некоторых животных, передавать
образы окружающей жизни. Часто в игры включаются пляска, маршировка,
различные построения, перестроения, элементы соревнования. Некоторые
пляски
имеют
определенную
тематику.
В
пляски
нередко
включаются
различные
перестроения:
круги,
шеренги,
звездочки
и
т.
д.
Регулярно
проводимые упражнения помогают детям овладеть программными умениями
и совершенствовать их. Большое воспитательное значение имеет совместное
участие
детей
старшей
и
подготовительной
групп
в
упражнениях-
композициях.
Обычно
они
выполняются
на
праздничных
утренниках
и
вызывают особо радостное настроение.
В
играх
педагог
добивается
осознанного
отношения
детей
к
музыке
и
движениям.
Для
этого
он
иногда
объясняет
детям
новое
движение,
показывает,
как
оно
выполняется,
а
иногда
предлагает
одним
детям
выполнить хорошо знакомые им движения, а другим внимательно посмотреть
и внести свои поправки и замечания, порой предлагает детям придумать
новые движения самостоятельно, а потом вместе с детьми составляет из
наиболее
интересных
движений
новую
пляску
или
упражнение.
В несюжетных играх от детей требуется очень четкая реакция на музыку, на
более сложные игровые задания. Перед детьми в такой игре стоит задача
двигаться
ритмично
в
соответствии
с
характером
музыки,
быстро
ориентироваться при переходе от одного движения к другому со сменой
частей музыкального произведения. Педагог учит детей воспринимать более
тонкие темповые и динамические нюансы музыки, которые диктуют те или
иные изменения в движениях, действиях. При разучивании несюжетной игры
сначала дается слушание музыки, затем детей спрашивают, какая это музыка,
сколько в ней частей, какие движения можно выполнить под эту музыку?
Педагог стремится научить детей самостоятельно разбираться в характере
музыки
и
форме
музыкального
произведения.
Затем
педагог,
если
это
необходимо,
объясняет
и
показывает
игру.
Не
всегда
следует
начинать
разучивание с показа движений, иногда допустимо только дать указания.
Отдельные детали игры предварительно разучиваются в подготовительных
упражнениях.
Сюжетные игры подбираются более развернутые, с большим количеством
персонажей.
От
ребенка
требуется
умение
«войти
в
образ»,
проявить
воображение,
свои
творческие
потенции.
Развивая
у
детей
более
точное
восприятие
характера
музыки,
педагог
по-прежнему
вначале
дает
им
образный рассказ, который настраивает на игру, направляет их внимание на
характер музыки, помогает в воплощении образов, и только потом играет
музыкальное произведение. После этого педагог предлагает детям поиграть
самостоятельно,
распределив
роли
и
обозначив
место
действия.
В
тех
случаях,
когда
образ
игры
детям
недостаточно
знаком,
или
если
они
неправильно
его
передают,
неточно
выполняют
движения,
педагог
на
последующих занятиях еще раз выразительно исполняет музыку, обращает
внимание
на
ее
характер,
нюансы.
Сам
показывает
примерные
образцы
движений
или
предлагает
показать
их
тем
детям,
которые
хорошо
и
выразительно
их
исполняют.
Игры
систематически
повторяются
и
варьируются.
С
каждым
таким
повторением
детям
полнее
раскрывается
музыкальное содержание игры. Во время проведения сюжетных игр педагог
следит, чтобы все дети проявляли активность, не выпускает из поля зрения
застенчивых,
малоактивных,
ненаблюдательных
детей,
помогает
им
наводящими вопросами.
Обучение играм, пляскам и упражнениям-композициям проходит по трем
этапам:
первоначального
ознакомления,
разучивания
и
закрепления.
В группах детей старшего дошкольного возраста проводятся все виды плясок
и упражнений. Пляска с участием взрослого обычно фигурирует лишь на
праздниках,
когда
прибывшие
гости
(Дед
Мороз,
Петрушка,
Снегурочка,
Весна, Осень и т. д.) танцуют вместе с детьми или когда ведущий организует
детей в хоровод и проводит с ними пляску, ранее не разученную. Все пляски
и упражнения-композиции требуют предварительного слушания и анализа
детьми
музыкальных
произведений
к
ним,
выполнения
с ерии
подготовительных
упражнений
и
проведения
целостного
показа,
а
упражнения-композиции также - объяснения способа выполнения на первом
этапе обучения. На втором этапе пляски разучиваются по частям, на третьем
э т а п е
о б у ч е н и я
-
с а м о с т о я т е л ь н о
и с п о л н я ю т с я
д е т ь м и .
П л я с к и - и м п р о в и з а ц и и
п р о вод я т с я
во
в с ех
т р ех
в а р и а н т а х .
Предлагаем
примерные
образцы
методики
разучивания
музыкально-
ритмического материала с детьми старшего дошкольного возраста.
Несюжетная
игра
«Будь
ловким»,
музыка
Н.
Ладухина,
авторы
движений Е. Зархина и М. Кремянская.
Программное содержание. Учить детей двигаться в соответствии с бодрым
характером
музыки;
отмечать
в
движениях
метрические
акценты,
своевременно
изменять
движения,
начинать
и
оканчивать
и х .
Задачи. Воспитывать
внимание,
выдержку,
развивать
быстроту
реакции.
Описание игры. Спинками наружу по широкому кругу расставлены стулья.
Каждый
ребенок
становится
позади
стула.
В
центре
присаживается
на
корточки ведущий.
Такт 1. Все дети садятся на стулья, а ведущий встает.
Такт 2. Все дети встают, а ведущий садится.
Такты 3-4. Повторяются движения тактов 1—2.
Такты 5—12. Дети бегут вместе с ведущим по кругу в одном направлении.
В момент окончания звучания музыки все дети вбегают внутрь круга, и
каждый садится на любой свободный стул (вариант — останавливается и
кладет ладони рук на спинку ближайшего стула). Один ребенок остается без
места. Его не следует выбирать ведущим, так как он в таком случае как бы
награждается за свою неловкость. При повторном проведении игры ведущим
следует выбрать наиболее ловкого ребенка. При завершении игры во время
бега детей рекомендуется поставить еще один стул, чтобы все дети оказались
ловкими. Искать свободный стул следует, пробегая по внешней стороне круга
(за стульями).
Методика
разучивания. На
1-м
этапе
дети
слушают
музыку
к
игре,
анализируют ее вместе с педагогом, определяют, какие движения можно под
нее
выполнять.
В
ряде
подготовительных
упражнений
обучаются
попеременному вставанию и приседанию под музыку. В ходе упражнений
п е д а г о г
п о к а з ы в а е т
и м
т о ч н ы е
о б р а з ц ы
д в и ж е н и й .
В начале 2-го этапа обучения педагог дает детям послушать музыку к игре,
объясняет ее ход и предлагает детям начинать игру. В ходе игры помогает
указаниями. При первом исполнении игры роль ведущего может взять на себя
воспитатель. Если кому-либо из детей не удается то или иное движение, с
ним проводится индивидуальная работа. В конце 2-го этапа и на 3-м этапе
обучения дети играют в игру самостоятельно.
Сюжетная
игра
«Звероловы
и
звери»,
музыка
Е.
Тиличеевой,
автор
движений С. Руднева.
Программное
содержание. Учить
детей
согласовывать
движения
с
характером
и
формой
программных
музыкальных
произведений;
выразительно воплощать образы игры.
Задачи. Совершенствовать
навыки
восприятия
музыки;
воспитывать
внимание, выдержку, ориентировку в пространстве, развивать творческую
активность.
Содержание игры. Выражается в образном рассказе: «В глухом дремучем
лесу жило много зверей: медведей, волков, лисиц, зайцев. Было им там
хорошо и привольно. Ничто не нарушало лесной тишины, редко приходили в
дремучий лес люди. Звери никого не боялись, бродили по лесу, ели спелые
ягоды, резвились на полянках. Но однажды приехали в лес звероловы, чтобы
поймать зверей для зоопарка. Устроили звероловы свой лагерь на опушке и
осторожно вошли в лес. Идут они по лесу, останавливаются, к шорохам
лесным прислушиваются. Зашли в самую чащу и залегли в кустах. А в лесу
тихо-тихо. Лишь кукушка кукует, да птицы щебечут. Но вот вышли из берлог
своих медведи. Идут они по лесу, переваливаются. К кустам подошли...
выскочили тут ловкие звероловы из кустов, накинули на медведей большие
сети и всех их поймали. Отправили медведей в свой лагерь, а сами опять
спрятались. Вновь тишина наступила. Вдруг выскочили из чащи волки. Они
большими прыжками пересекали поляну, останавливались и протяжно выли.
Выбежали звероловы из кустов и волков всех поймали. Их тоже отправили в
лагерь, а сами вновь в кустах затаились около красивой поляны. Долго они
ждали. В лесу было тихо-тихо. Но вот на поляну выпрыгнули зайчики. Они
кружились
на
зеленой
траве
и
оказались
совсем
близко
от
кустов.
А
звероловы уже тут как тут. Всех зайчиков поймали и привели в свой лагерь.
Там звероловы посадили всех зверей в клетки, погрузили клетки на большой
грузовик и повезли в зоопарк».
Методика разучивания. На первом занятии дети слушают образный рассказ
и музыку к игре. Проводится распределение ролей по желанию детей (все
движения
персонажей
разучиваются
предварительно
в
образных
упражнениях). Педагог следит за ходом игры, не останавливая ее. После
завершения игры дает пояснения и вновь проводит игру. Если в действиях
детей
имеются
неточности,
на
последующих
занятиях
педагог
вновь
проводит ряд образных упражнений. В дальнейшем, при совершенствовании
игры,
можно
перемежать
образный
рассказ
со
слушанием
музыки,
использовать
музыкальные
загадки,
рассказ
сюжета
одним
из
детей,
исполнение игры по подгруппам (артисты - зрители) с оценкой движений
товарищами. Разученную игру рекомендуется использовать как спектакль,
включив ее в сценарий вечера досуга или праздника.