Автор: Гуляева Мария Анатольевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад «Туллукчаана» муниципального района «Нюрбинский район» РС(Я)
Населённый пункт: с.Хорула
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Влияние дидактических игр на развитие речи у детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
ВЛИЯНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ
ИГР НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ У
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА
Подготовила:
воспитатель
Гуляева М.А.
Овладение родным языком, развитие
речи является одним из самых важных
приобретений ребенка в дошкольном
детстве и рассматривается в
современным дошкольном
воспитании как общая основа
воспитания и обучения детей.
В процессе работы со старшими
дошкольниками особое внимание
уделяется развитию у них связной
речи.
Речевое развитие должно проводиться с учетом
ведущей деятельности.
В дошкольном возрасте ведущей деятельностью
ребенка является игра.
В связной речи реализуется основная функция
языка и речи - коммуникативная.
Для того, чтобы успешно выполнить программу
начального обучения, речь детей, поступающих в
школу, должна отвечать требованиям современной
школы. Среди них можно выделить
содержательность детской речи,
последовательность и опытность, точность и
ясность изложенной мысли, выразительность.
Поэтому развитие связной речи - одна из главных
задач, которую ставит дошкольное образование.
Виды дидактической игры как
игрового метода обучения:
1. игры – образовательная
деятельность
2. дидактические игры
Основные виды игр:
- игры с предметами
(игрушками, природным
материалом),
- настольно-печатные игры
- словесные игры.
Игры с предметами
В играх с предметами используются игрушки и реальные
предметы, Играя с ними, дети учатся сравнивать,
устанавливать сходство и различие предметов. Ценность
этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со
свойствами предметов и их признаками: цветом,
величиной, формой, качеством. В играх решают задачи на
сравнение, классификацию, установления
последовательности в решении задач. По мере овладения
детьми новыми знаниями о предметной среде задания в
играх усложняются: ребята упражняются в определении
предмета по какому-либо одному качеству, объединяют
предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству,
назначению и др.), что очень важно для развития активного
словаря и развития речи дошкольника.
Настольно-печатные игры
Настольно-печатные игры – интересное
занятие для детей. Они разнообразны по
видам: парные картинки, лото, домино.
Различны и развивающие задачи,
которые решаются при их
использовании.
Словесные игры
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В
таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о
предметах, углублять знания о них. Так как в этих играх требуется
использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в
новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают
разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы,
выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию;
находят признаки сходства и различия; группируют предметы по
различным свойствам, признакам. Эти дидактические игры
проводятся во всех возрастных группах, но особенно они важны в
воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста,
так как способствуют подготовке детей к школе. Это развивает
умение внимательно слушать педагога, быстро находить ответ на
поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли,
применять знания в соответствии с поставленной задачей. Все это,
развивает речь ребенка-дошкольника и способствует активизацию
связной речи.
Дидактическая задача
Для выбора дидактической игры необходимо
знать уровень подготовленности воспитанников,
так как в играх они должны оперировать уже
имеющимися знаниями и представлениями.
В каждой дидактической игре своя обучающая
задача, что отличает одну игру от другой.
Следует учитывать, что в дидактической игре
необходимо правильное сочетание наглядности,
слова воспитателя и действий самих детей с
игрушками, игровыми пособиями, предметами и
т.д.
К наглядности относятся:
предметы, которыми играют дети и
которые составляют материальный
центр игры;
картинки, изображающие предметы и
действия с ними, отчётливо выделяющие
назначение, основные признаки
предметов, свойства материалов;
наглядный показ, пояснение словами
игровых действий и выполнение игровых
правил.
Система современных дидактических игр для
развития связной речи - это практическая
деятельность, с помощью которой можно
проверить усвоили ли дети речевые навыки
обстоятельно, или поверхностно и умеют ли они их
применить, когда это нужно. Дети усваивают
грамотно организованную речь тем полнее, чем
шире ее можно применить на практике в различных
условиях. Современная речевая дидактическая игра
является теми условиями, в которых может быть
реализована речевая практика.
Спасибо за внимание!