Напоминание

Влияние дидактических игр на развитие речи у детей дошкольного возраста


Автор: Гуляева Мария Анатольевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад «Туллукчаана» муниципального района «Нюрбинский район» РС(Я)
Населённый пункт: с.Хорула
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Влияние дидактических игр на развитие речи у детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




ВЛИЯНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ

ИГР НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ У

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА

Подготовила:

воспитатель

Гуляева М.А.

Овладение родным языком, развитие

речи является одним из самых важных

приобретений ребенка в дошкольном

детстве и рассматривается в

современным дошкольном

воспитании как общая основа

воспитания и обучения детей.

В процессе работы со старшими

дошкольниками особое внимание

уделяется развитию у них связной

речи.

Речевое развитие должно проводиться с учетом

ведущей деятельности.

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью

ребенка является игра.

В связной речи реализуется основная функция

языка и речи - коммуникативная.

Для того, чтобы успешно выполнить программу

начального обучения, речь детей, поступающих в

школу, должна отвечать требованиям современной

школы. Среди них можно выделить

содержательность детской речи,

последовательность и опытность, точность и

ясность изложенной мысли, выразительность.

Поэтому развитие связной речи - одна из главных

задач, которую ставит дошкольное образование.

Виды дидактической игры как

игрового метода обучения:

1. игры – образовательная

деятельность

2. дидактические игры

Основные виды игр:

- игры с предметами

(игрушками, природным

материалом),

- настольно-печатные игры

- словесные игры.

Игры с предметами

В играх с предметами используются игрушки и реальные

предметы, Играя с ними, дети учатся сравнивать,

устанавливать сходство и различие предметов. Ценность

этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со

свойствами предметов и их признаками: цветом,

величиной, формой, качеством. В играх решают задачи на

сравнение, классификацию, установления

последовательности в решении задач. По мере овладения

детьми новыми знаниями о предметной среде задания в

играх усложняются: ребята упражняются в определении

предмета по какому-либо одному качеству, объединяют

предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству,

назначению и др.), что очень важно для развития активного

словаря и развития речи дошкольника.

Настольно-печатные игры

Настольно-печатные игры – интересное

занятие для детей. Они разнообразны по

видам: парные картинки, лото, домино.

Различны и развивающие задачи,

которые решаются при их

использовании.

Словесные игры

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В

таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о

предметах, углублять знания о них. Так как в этих играх требуется

использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в

новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают

разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы,

выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию;

находят признаки сходства и различия; группируют предметы по

различным свойствам, признакам. Эти дидактические игры

проводятся во всех возрастных группах, но особенно они важны в

воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста,

так как способствуют подготовке детей к школе. Это развивает

умение внимательно слушать педагога, быстро находить ответ на

поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли,

применять знания в соответствии с поставленной задачей. Все это,

развивает речь ребенка-дошкольника и способствует активизацию

связной речи.

Дидактическая задача

Для выбора дидактической игры необходимо

знать уровень подготовленности воспитанников,

так как в играх они должны оперировать уже

имеющимися знаниями и представлениями.

В каждой дидактической игре своя обучающая

задача, что отличает одну игру от другой.

Следует учитывать, что в дидактической игре

необходимо правильное сочетание наглядности,

слова воспитателя и действий самих детей с

игрушками, игровыми пособиями, предметами и

т.д.

К наглядности относятся:

предметы, которыми играют дети и

которые составляют материальный

центр игры;

картинки, изображающие предметы и

действия с ними, отчётливо выделяющие

назначение, основные признаки

предметов, свойства материалов;

наглядный показ, пояснение словами

игровых действий и выполнение игровых

правил.

Система современных дидактических игр для

развития связной речи - это практическая

деятельность, с помощью которой можно

проверить усвоили ли дети речевые навыки

обстоятельно, или поверхностно и умеют ли они их

применить, когда это нужно. Дети усваивают

грамотно организованную речь тем полнее, чем

шире ее можно применить на практике в различных

условиях. Современная речевая дидактическая игра

является теми условиями, в которых может быть

реализована речевая практика.

Спасибо за внимание!



В раздел образования