Напоминание

Использование метода учебного проекта в логопедической работе.


Автор: Татьяна Витальевна Грищенкова
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: детский сад №36
Населённый пункт: город Кострома, Костромская область
Наименование материала: статья
Тема: Использование метода учебного проекта в логопедической работе.
Раздел: начальное образование





Назад




Использование метода учебного проекта в логопедической работе.

Грищенкова Татьяна Витальевна , учитель-логопед МБОУ детский сад№36, МБОУ СОШ №36

Прежде чем приступить к вопросу о том, что такое метод учебных проектов и как его

использовать, необходимо выяснить, какова его роль в учебно-воспитательном процессе.

Современные дети - это уже не чистый лист, на который наносятся знания. К ним так много

информации поступает отовсюду! Детей необходимо научить правильно усваивать информацию, а

для этого надо научить их ранжировать, выделять главное, находить связи и структурировать её.

Надо научить и целенаправленному поиску информации, поисковой деятельности.

В традиционном обучении мы имеем дело с пассивными учащимися, которых учитель старается

«напичкать» стандартным набором готовых знаний. Мы должны учить не просто запоминать и

воспроизводить знания, а применять их на практике. Проблема выбора необходимого метода

возникала перед учителем всегда. Но в новых условиях учителю необходимы новые ( а может

быть, и хорошо забытые старые) методы, позволяющие по-новому организовать процесс

обучения, взаимоотношения между учителем и учеником. Инновационный поиск новых средств

приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельные , групповые, игровые,

ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы

обучения.

Образованный человек в современном обществе – это не столь человек, вооруженный знаниями,

но и умеющий добывать, приобретать знания, делать это целенаправленно по мере

возникновения у него такой потребности при решении стоящих перед ним проблем, умеющий

применять имеющиеся знания в любой ситуации. Надо оговорить только, что новые условия

использования этого метода предполагают использование его как компонент системы

образования, не разрушая сложившейся системы преподавания.

Применительно к школе образовательный проект рассматривается как совместная учебно-

познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель,

согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата

деятельности. Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то

интересное самостоятельно в группе или самому, максимально используя свои возможности; это

деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания,

принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на

решение интересной проблемы, сформулированной самими обучающимися в виде цели и задачи,

когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический

характер, имеет важное прикладное значение и, весьма важно, интересен и значим

открывателям.

Учителю учебный проект видится не только как увлекательная деятельность для учащихся. С точки

зрения учителя учебный проект – это дидактическое средство, позволяющее обучать

проектированию, т е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения

проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в

определенной ситуации.

Деятельность в учебном проекте подчинена определенной логике, которая реализуется в

последовательности ее этапов. Вслед за предъявлением проекта учителем ( названия, темы и

проблемы) следует самостоятельное для обучающихся формулирование цели и задач,

организация групп, распределение ролей в группах, затем выбор методов, планирование работы и

собственно ее осуществление. Завершается осуществление учебного проекта презентацией

полученных результатов. Поскольку деятельность детей в проекте в основном самостоятельная, то

именно во время презентации мы узнаем (а дети нам это представляют), что было сделано во

время самостоятельной проектной работы. Презентация имеет важное учебно-воспитательное

значение, обусловленное самим методом. Ограничиться только демонстрацией продукта

проектной работы педагогически неверно. Продуктом может быть чертеж, или эскиз, или альбом

всевозможных эссе на тему, спектакль или концерт. Каким способом будет предъявлен замысел

решения проблемы или продукт, не столь важно – важен сам факт презентации результатов

работы над проектом, которая является неотъемлемой частью учебного проекта. Презентуя

продукт своей деятельности, дети должны рассказать о своих идеях, их обсуждении, какие идеи

были отвергнуты, какие приняты и почему, каким был ход работы, какие трудности

преодолевались и как это называемая «рефлексия деятельности».

Таким образом, учебный проект с точки зрения учителя – это интегративное дидактическое

средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать

специфические умения и навыки проектирования, а именно учить:

Проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем,

формулированию ведущей проблемы и постановке задачи, вытекающей из этой

проблемы);

Целеполаганию и планированию деятельности;

Самоанализу и рефлексии;

Презентации (самопредъявлению) хода своей деятельности и результатов;

Умению готовить материал для проведения презентации в наглядной форме, используя

для этого специально подготовленный продукт проектирования;

Поиску нужной информации, вычленению и усвоению необходимых знаний из

информационного поля;

Практическому применению знаний, умений и навыков в различных, в том числе и

нетиповых, ситуациях;

Выбору, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта

проектирования;

Проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и

обобщению).

Как описать учебный проект для следующего его использования. Методический анализ учебно-

воспитательной ценности учебного проекта, а также его методическое описание можно сделать по

единой схеме, которая позволит проводить сравнение учебных проектов и их классификацию,

поможет учителю правильно оценивать свои силы до начала работы над проектом. Такой схемой

может стать методический паспорт (см. Приложение). Попытаемся выяснить: как учитель должен

организовать работу над проектом; что происходит с обучающимися во время осуществления

проекта; какова роль учителя в этой работе. В самом общем виде при осуществлении проекта

можно выделить следующие этапы:

1.

Погружение в проект;

2.

Организация деятельности;

3.

Осуществление деятельности;

4.

Презентация результатов.

Итак, проследим весь ход осуществления учебного проекта от момента его предъявления

учащимся до завершения самоанализа проделанной работы обучающимися и подведения итогов

учителем.

1- ый этап – погружение в проект.

На этом этапе учитель пробуждает в обучающихся интерес к теме проекта, очерчивает

проблемное поле, расставляя акценты значимости, предлагая тот или иной ракурс рассмотрения

темы, формулирует проблему проекта.

2-ой этап – организация деятельности.

На этом этапе организуется деятельность детей. Если проект групповой, то необходимо

организовать детей в группы, определить цели и задачи каждой группы. Если это необходимо,

определить роль каждого члена группы. Объединение в группы учитель может поручить ученикам

– им лучше известны все симпатии и антипатии в детском коллективе. Однако, если в классе есть

«изгои», требуется вмешательство учителя. Как показывает опыт, всегда найдется ученик, который

предпочёл бы индивидуальную работу. Не будем настаивать а чем- либо против его желания –

найдем ему работу в проекте, которую он может выполнить один. И всё-таки, хотя работа

контролируется учителем, это самостоятельное дело детей. На

Том же этапе происходит и планирование работы по решению задачи проекта.

3-ий этап – осуществление деятельности.

Здесь учитель вообще может «потеряться», т.е. стать так называемым «малюсеньким

наблюдателем». Ребята все делают сами. Безусловно, степень самостоятельности зависит от того,

как мы их подготовили. Когда детям не хватает знаний, каких-то умений, наступает благоприятный

момент для подачи нового материала. Учитель постоянно «держит руку на пульсе»: нормально ли

идёт ход деятельности, каков уровень самостоятельности. Пускать всё на самотёк, стихийную

самостоятельность нельзя.

4 этап – презентация.

Этап презентации как одна из целей проектной деятельности и с точки зрения ученика, и с точки

зрения учителя бесспорно обязателен. Он необходим для завершения работы, для анализа

проделанного, самооценки со стороны, демонстрации результатов.

Интересующий нас результат проектной деятельности – это, прежде всего ход самой

деятельности. Нас интересует, как работали дети, реализуя себя, как проявляли свою

самостоятельность. Что приобрели в смысле новых знаний и умений. Для учеников момент

презентации – предъявление роста своей компетентности, самоанализа.

Результатом работы над проектом является найденный способ решения его проблемы. О нём и

надо рассказать, прежде всего, но не просто рассказать, а доказательно, поясняя, как была

представлена проблема, какими были вытекающие из неё цель и задачи проекта, кратко

охарактеризовать возникавшие и отвергнутые, побочные способы её решения и показать

преимущество выбранного способа. Нелишним будет пояснить, а если возможно, то и показать,

как необходимо осуществлять предлагаемый способ решения.

Учебный проект тем и отличается от просто коллективно подготовленного мероприятия или

групповой работы с предъявлением наглядных результатов, что демонстрируется главный

результат работы над проектом – анализ деятельности и предъявление способа решения

проблемы проекта.

Почему необходимо использовать метод учебного проекта в логопедической работе?

В связи с нарастанием количества детей, страдающих школьной дезодаптацией, возникает

необходимость введения в систему коррекционного обучения детей с дефектами речи системы

специальных методов, формирующих произвольность деятельности, произвольность в общении,

произвольное поведение, т.е. тех базовых компонентов развития личности ребёнка, которые

лежат в основе формирования полноценной речевой и учебной деятельности.

Одно из принципиальных требований, соблюдение которого способствует оптимизации

корригирующего обучения, - коммуникативная направленность всего комплекса коррекционно-

воспитательного воздействия на логопедических занятиях. И хотя данное требование является

обязательным при организации коррекции любой речевой аномалии, в практике логопедической

работы оно реализуется относительно. По- прежнему в структуре логопедических занятий

наиболее активная роль в плане вербализации различных моментов коррекционного обучения

принадлежит и практически сводится либо к отдельным речевым действиям, либо к

манипулированию различными сигнальными средствами (буквы, разнообразные знаки и т.д.).

Такая организация логопедических занятий не только замедляет процесс коррекции, снижает его

эффективность, но и блокирует формирование у детей с дефектами речи таких умений и навыков

общения, которые необходимы для успешного обучения в классе, т.е. полноценного

осуществления учебной деятельности в условиях дидактической коммуникации. Тенденция

современного обучения состоит в побуждении детей к речемыслительной активности в различных

видах индивидуальной и коллективной учебной деятельности.

Ребёнок с речевыми нарушениями в процессе обучения испытывает трудности:

Овладения учебными понятиями; терминами;

Формирования; формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы;

Планирования предстоящей работы, определять пути и средства достижения учебной

цели, контролировать деятельность, работать в определённом темпе.

Связные самостоятельные высказывания в процессе учебной деятельности вызывают

определённые трудности и характеризуются фрагментарностью, недостаточной связостью,

логичностью.

У детей недостаточно развито:

Словесно-логическое мышление;

Недостаточная способность к запоминанию преимущественно словесного материала.

Замедленно и с большими трудностями они овладевают такой формой высказывания, как

рассуждение, которое требует продуманности, аргументированности, выражения своего

отношения к высказываемому, отстаивания своей точки зрения. Чтобы овладеть

рассуждением ученик должен научиться вскрывать причинно-следственные отношения

между явлениями и фактами действительности.

Что даёт метод учебного проекта? Какие решает задачи?

Развитие и совершенствование речемыслительной деятельности детей;

Актуализация лексико-грамматических средств языка;

Формирование навыка свободно и адекватно использовать учебную терминологию;

Формирование связной речи, прежде всего такой формы связных высказываний, которые

наиболее адекватны условиям учебной деятельности детей (словесный отчёт, вывод,

доказательство, рассуждение);

Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной

деятельности;

1.

Отвечать на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной

терминологии;

2.

Применять инструкции (схемы) при подготовке развёрнутого высказывания по хлду и

итогам учебной работы;

3.

Производить развернутый отчёт о последовательности выполнения учебной работы;

4.

Проводить дифференцированный опрос и давать оценку ответам своих товарищей (в роли

руководителя различных видов учебной работы);

5.

Соблюдать речевой этикет при общении.

Формирование полноценных учебных умений:

1.

Планировать предстоящую деятельность, выделять главное, существенное в учебном

материале; определять пути и средства достижения учебной цели,

2.

Работать в определённом темпе,

3.

Применять знания в новых ситуациях,

4.

Анализировать, давать оценку продуктивности собственной деятельности.

Таким образом, методу учебных проектов отводится важное место в работе не только учителей ,

но и логопедов.

Приложение.

Методический паспорт учебного проекта.

Адресация.

1.

Тема учебно-тематического плана предмета.

2.

Цели: образовательные, воспитательные, развивающие.

3.

Задачи: учебно-педагогические (класса, группы, каждого обучающегося).

4.

Возраст учащихся (класс).

5.

Время работы над проектом.

6.

Режим работы.

Обеспечение.

7.

Материально-техническое и учебно-методическое оснащение, информационное

обеспечение.

8.

Дополнительно привлекаемые (участники, специалисты, информационные и материально-

технические ресурсы).

9.

ЗУН и общеучебные навыки, необходимые учащимся для самостоятельной работы.

10.

Специфические умения и навыки , необходимые учащимся для самостоятельной работы.

11.

Мотивация к работе.

Предлагаемые приращения.

12.

Новон содержание по каждой теме.

13.

Новые практические приёмы.

14.

Обобщающие понятия, представления, знания, на получение которых нацелен результат

проекта.

Развитие навыков:

15.

Самостоятельные работы с источниками информации

16.

Самостоятельное принятие решений

17.

Коммуникативности

18.

Мыслительной деятельности при:

19.

Проектировании

20.

Планировании

21.

Анализе

22.

Синтезе

23.

Структурировании

24.

Самоанализа и рефлексии

25.

Воспитание толерантности

26.

Развитие кругозора

Статус учебного проекта

27.

Автор-разработчик

28.

Опыт использования (апробация)

29.

Степень распространения: № школ.

Литература:

Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. Изд. «Аркти» М., 2003г.

Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов

общеобразовательных учреждений. Изд. «Аркти» 1999г.



В раздел образования