Напоминание

ВЫСТУПЛЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ


Автор: Минакова Татьяна Витальевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДЕТСКИЙ САД №236"
Населённый пункт: ГОРОД БАРНАУЛ
Наименование материала: «Духовно нравственное воспитание средствами художественной литературы алтайских авторов»
Тема: ВЫСТУПЛЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 236» общеразвивающего вида

Выступление из опыта работы

«Духовно нравственное воспитание средствами художественной литературы

алтайских авторов»

Подготовила: Минакова Т.В.,

воспитатель

г. Барнаул.

Проблема духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста

достаточно актуальна в современном обществе. Возникший ценностный

вакуум, бездуховность, обусловленные отчуждением человека от культуры

как способа сохранения и передаче ценностей, ведут к трансформации

понимания добра и зла подрастающего поколения и ставят общество перед

опасностью моральной деградации.

Художественная литература – это источник, который благотворно влияет

на развитие духовно-нравственной стороны личности ребёнка. Слушая

чтение книг, он видит перед собой определённую ситуацию, поступок, образ,

которые не могут не затронуть его эмоций. В одно мгновение ребёнок

переживает какой-то отрезок жизни, и, чем сильнее переживания, тем богаче

его представления о действительности.

Именно книга, с её простотой и чистотой, формирует у детей,

нравственные качества, такие как милосердие, сострадание, уважение к

старшим и т.п. Эти качества позволяют им в дальнейшем самостоятельно

принимать решения в той или иной жизненной ситуации, приспосабливать

свои возможности к потребностям общества.

Анализ программ воспитания, образования и развития детей дошкольного

возраста в условиях детского сада показал, что в них не уделено должного

внимания национально – региональному компоненту. При разработке

основных программ согласно ФГОС ДО (ПРИКАЗ № 1155 ОТ 17.10.2013)

40% образовательной программы должно быть посвящено «… развитию

детей в одной из нескольких образовательных областях, видах деятельности и

или культурных практиках (далее – парциальные образовательные

программы)…» учитывать, в том числе и региональный компонент.

Важной задачей дошкольной педагогики на современном этапе является

приобщение подрастающего поколения к истокам культуры той местности, на

которой он проживает. Ознакомление детей дошкольного возраста с

литературным пространством Алтайского края и города Барнаула,

недостаточно исследован, нет в свободном доступе детской литературы

Алтайских писателей и поэтов, невозможно найти тексты произведений даже

в сети интернет, нет подборки литературы с учётом возраста детей и

методических пособий по данному направлению.

В связи с этим, а так же в рамках реализации программы опытно –

экспериментальной деятельности, подготовки материалов для методического

пособия нашей творческой группой проведена работа по изучению

творчества писателей и поэтов Алтайского края. Нами произведён отбор и

разбивка по возрастным группам произведений пригодных для изучения

дошкольниками. А так же подготовлен демонстрационный и наглядный

материал, налажены связи с некоторыми авторами В. Новичихиной, О. Кан.

Немаловажную роль в морально-нравственном воспитании дошкольников

играют произведения, написанные для детей в стихах и прозе алтайскими

авторами. Так, нельзя не упомянуть рассказы Виталия Бианки, Владимира

Синцова, Марка Юдалевича, сказки Нины Родионовой, а также стихи,

побуждающие детей, раскрывать свои этические соображения Василия

Нечунаева, Валентины Новичихиной. Эти литературные произведения

правдивым доступным для детей языком раскрывают перед воспитанниками

содержание хороших поступков, полезных дел, приносят удовлетворения

после знакомства с ними и подводят к пониманию того, что такое хорошо и

что такое плохо. Через приобщение детей к творчеству алтайских авторов у

детей возрастает интерес к художественному слову, развивается

представление о духовно-нравственных ценностях (таких, как доброта,

отзывчивость, справедливость, милосердие, трудолюбие), о взаимодействии

со сверстниками и взрослыми, о культуре поведения.

Донести до сознания ребёнка основной смысл рассказа или сказки, помочь

ему определить своё отношение к героям, к событиям, о которых идёт речь,

призваны этические беседы по художественным произведениям. Такие

беседы побуждают воспитанников соотносить полученные представления с

опытом своей жизни, сравнивать, сопоставлять различные поступки

окружающих людей и героев художественных произведений, а также

побуждают их к нравственным поступкам.

Вопросы к беседе направляются не только и не столько на припоминание

детьми сюжетной линии, содержания произведения, сколько на анализ

поступков героев, понимание его идеи, для чего необходимо поставить перед

ребёнком вопрос «почему?». Так литературное произведение помогает

развивать у детей способность к анализу своего собственного поведения.

Доминирующее значение на данной ступени развития имеет, конечно,

работа по развитию речи и формированию активного словаря. Активное

пополнение словарного запаса идёт не только за счет освоения значения имён

собственных, встречающихся в литературных произведениях, но и новых

слов, словосочетаний и фразеологизмов.

Следующим шагом по наполнению содержанием данной темы является

разработка конспектов НОД по развитию речи и ознакомлению с

художественной литературой по произведениям алтайских авторов,

образовательной деятельности в ходе режимных моментов (например, такой

формы работы с детьми как «кресло гостя»), бесед, дидактических игр,

оформление альбомов, картотек стихов, применение ИКТ технологий –

картотека мультфильмов по произведениям В.Бианки.



В раздел образования