Автор: Абидулина Ляйля Хайдеровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ школа № 1324
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Конспект по опытно-исследовательской деятельности
Тема: «Жидкости. Растворы».
Раздел: дошкольное образование
ГБОУ Школа № 1324
ДОШКОЛЬНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ 4
Конспект
по опытно-исследовательской деятельности
в подготовительной группе
Тема: «Жидкости. Растворы».
Опыт - забава «Волшебный шарик»
Москва 2016
Подготовила воспитатель :
Абидулина Ляйля Хайдеровна
Ход эксперимента.
Воспитатель:
Ребята! Я приглашаю вас в экспериментальную лабораторию.
Собрались мы снова вместе,
Чтобы было интересней!
Много нового узнаем,
Что ж, ребята, начинаем!
Опыт № 1.Ребята, многие материалы производятся путем смешивания разных
компонентов. В ходе опыта вы сможете определить, какие жидкости смешиваются
хорошо, а какие не смешиваются совсем. Скажите, растительное масло - это
жидкость или сыпучий материал?
Дети: Жидкость.
Воспитатель:
Нам понадобится вода и растительное масло. Налейте немного воды и масла в
емкость и размешайте их ложкой. Что вы наблюдаете? Смешалась ли вода и масло?
Дети: ответы детей, вывод делают самостоятельно: как бы не смешивали масло с
водой, даже после перемешивания они снова разделяются.
Воспитатель: (дополняет вывод детей)
Слой масла находится на поверхности воды. Это происходит потому, что частицы
масла и частицы воды отталкиваются друг от друга. Смесь жидкостей, которые не
смешиваются, называется - эмульсия.
Опыт №2.
Воспитатель:
__
Возьмите тарелочку с сахаром. А вы знаете, как называется такой сахар?
Дети: ответы детей.
Воспитатель:
Правильно - рафинад. Для опыта нам понадобится вода и сахар-рафинад. Теперь по
одному кусочку положите в банку с водой. Посмотрите, что с ним происходит?
Дети: (ответы).
Воспитатель:
Положите весь сахар и размешайте ложкой. Смешивается ли сахар с водой?
Дети: (ответы) Сахар исчезает, растворяется в воде.
Воспитатель дополняет: сахар разделяется на маленькие частички, которые
смешиваются с водой. Такая смесь называется раствором.
Опыт №3.
Для этого опыта нам понадобятся вода и мука. Скажите мука - это жидкость или
сыпучий материал?
Дети: Сыпучий.
Воспитатель: Возьмите ёмкость с водой и добавьте полную ложку муки.
Перемешайте ложкой и скажите, что у вас получилось? Перемешалась ли вода с
мукой?
Дети. Ответы детей. Вывод: все перемешалось, получилась непрозрачная, липкая
жидкость.
Воспитатель:
Да, мука и вода перемешиваются. В отличие от масла мука смешивается с водой и
образует густую массу.
Опыт №4.
Скажите соль: это жидкость или сыпучий материал?
Дети: Сыпучий.
Воспитатель:
Нам понадобится поваренная соль и вода. Наполните чистую емкость водой
наполовину, затем добавьте пять полных ложек соли и размешайте ее. Что
происходит?
Дети : Соль растворилась.
Воспитатель:
Добавь еще пять полных ложек и продолжай размешивать. Добавляй соль, пока она
не перестанет растворяться. Много ли соли растворилось в воде?
Дети: Много, не хватает воды, чтобы растворить всю соль Воспитатель (дополняет
выводы детей): Сколько бы ни размешивали, вы не сможете заставить соль
раствориться в воде полностью. В банке просто не осталось свободных частиц
воды, чтобы разделить кристаллы соли.
Физкультминутка: (под музыку).
Опыт № 5. Как вы думаете, можно ли рисовать на жидких материалах: например на
воде, на молоке?
Дети: (ответы)
Воспитатель: Давайте проверим до1ЦИ^1редполо;кепня.
Нам понадобится: молоко, пищевые красители, ватная палочка, средство для мытья
посуды.
Ход опыта: В молоко поместим немного пищевого красителя. Как вы думаете, что
будет происходить? (выслушивает предположения детей, вместе с детьми
наблюдают за изменениями, происходящими с молоком: молоко начинает
двигаться, получаются узоры, полоски, закрученные линии). Попробуйте добавить
другой цвет и подуть на молоко (дети комментируют свои наблюдения, делают
выводы). А теперь попробуйте ватную палочку обмакнуть в средство для мытья
посуды и опустить в центр тарелки. Что мы видим? (Объяснения детей: красители
начинают быстро двигаться, перемешиваться, образуют круги. В тарелке
образуются различные узоры, спирали, круги, пятна).
Воспитатель:
Как вы думаете, почему так получается?
Дети: (ответы, предположения детей)
Воспитатель: (дополняет)
Молоко состоит из молекул жира. При появлении моющего средства молекулы
разрываются, что приводит к их быстрому движению. Поэтому и перемешиваются
красители.
Задачи:
Образовательная область «Познавательное развитие»
•
Развивать интерес к экспериментированию с разным материалом.
•
Уточнить и закрепить представления о свойствах жидких и сыпучих веществ
(вода, растительное масло, молоко, пищевые красители, поваренная соль, сахар,
мука).
•
Закрепить способы распознающего наблюдения: умение выявить свойства и
качества предложенных материалов через проведение опытов.
•
Упражнять в умении анализировать результаты собственных экспериментов.
•
Расширение
кругозора
детей
в
части
элементарных
представлений
об
окружающем мире.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:
•
Создать условия для самостоятельного поиска сведений об окружающем мире.
•
Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать
выводы.
•
Вызвать радость от открытий, полученных во время проведения опытов.
•
Воспитывать желание сотрудничать, договариваться в ходе совместной
деятельности.
•
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми.
•
Воспитывать дружеские взаимоотношения, взаимовыручку и аккуратность.
•
Создать у детей радостное настроение.
•
Вызвать желание помочь, активизировать детей па разрешение проблемной
ситуации.
•
Продолжать учить детей во время опытов соблюдать правила безопасности.
Образовательная область «Речевое развитие»:
•
Пополнить словарный запас детей за счет слов: эмульсия, раствор, молекула,
частица, кристаллы, рафинад.
•
Подбирать прилагательные к существительному, использовать сравнительные
обороты речи.
Материал и оборудование для опытов:
Для демонстрации: бутылка, воронка, воздушный шарик, сода, уксус; тарелка,
молоко, пищевые красители, 3 пипетки, ватные палочки, средство для мытья
посуды.
На каждого ребёнка: поднос, 5 емкостей, $ ложек, растительное масло, вода,
поваренная соль, мука, сахар.
Ребята, вы сегодня провели опыты и эксперименты, узнали много нового и
интересного. Я приготовила для вас опыт - фокус с воздушным шариком и
бутылкой.
Опыт демонстрируется без объяснения детям.
Вставляю воронку в горлышко шарика. Аккуратно насыпаю две столовые ложки
соды в воронку и стряхиваю ее в шарик. Наливаю в бутылку уксус около 2 см, затем
аккуратно закрепляю шарик на горлышко бутылки. Поднимаю шарик и встряхиваю
его так, чтобы сода попала в бутылку. Что будет происходить с шариком?
Дети: (ответы)
Воспитатель:
Прозвучало много ответов и правильных и неправильных. Давайте сделаем так.
Вы сегодня придете домой и расскажите родителям о нашем опыте-фокусе и
попытаетесь вместе с ними найти ответ на вопрос, как же так получилось, что шар
надулся? А завтра нам расскажите. Интересно, кто первым найдет ответ.