Напоминание

«Жидкости. Растворы».


Автор: Абидулина Ляйля Хайдеровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ школа № 1324
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Конспект по опытно-исследовательской деятельности
Тема: «Жидкости. Растворы».
Раздел: дошкольное образование





Назад




ГБОУ Школа № 1324

ДОШКОЛЬНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ 4

Конспект

по опытно-исследовательской деятельности

в подготовительной группе

Тема: «Жидкости. Растворы».

Опыт - забава «Волшебный шарик»

Москва 2016

Подготовила воспитатель :

Абидулина Ляйля Хайдеровна

Ход эксперимента.

Воспитатель:

Ребята! Я приглашаю вас в экспериментальную лабораторию.

Собрались мы снова вместе,

Чтобы было интересней!

Много нового узнаем,

Что ж, ребята, начинаем!

Опыт № 1.Ребята, многие материалы производятся путем смешивания разных

компонентов. В ходе опыта вы сможете определить, какие жидкости смешиваются

хорошо, а какие не смешиваются совсем. Скажите, растительное масло - это

жидкость или сыпучий материал?

Дети: Жидкость.

Воспитатель:

Нам понадобится вода и растительное масло. Налейте немного воды и масла в

емкость и размешайте их ложкой. Что вы наблюдаете? Смешалась ли вода и масло?

Дети: ответы детей, вывод делают самостоятельно: как бы не смешивали масло с

водой, даже после перемешивания они снова разделяются.

Воспитатель: (дополняет вывод детей)

Слой масла находится на поверхности воды. Это происходит потому, что частицы

масла и частицы воды отталкиваются друг от друга. Смесь жидкостей, которые не

смешиваются, называется - эмульсия.

Опыт №2.

Воспитатель:

__

Возьмите тарелочку с сахаром. А вы знаете, как называется такой сахар?

Дети: ответы детей.

Воспитатель:

Правильно - рафинад. Для опыта нам понадобится вода и сахар-рафинад. Теперь по

одному кусочку положите в банку с водой. Посмотрите, что с ним происходит?

Дети: (ответы).

Воспитатель:

Положите весь сахар и размешайте ложкой. Смешивается ли сахар с водой?

Дети: (ответы) Сахар исчезает, растворяется в воде.

Воспитатель дополняет: сахар разделяется на маленькие частички, которые

смешиваются с водой. Такая смесь называется раствором.

Опыт №3.

Для этого опыта нам понадобятся вода и мука. Скажите мука - это жидкость или

сыпучий материал?

Дети: Сыпучий.

Воспитатель: Возьмите ёмкость с водой и добавьте полную ложку муки.

Перемешайте ложкой и скажите, что у вас получилось? Перемешалась ли вода с

мукой?

Дети. Ответы детей. Вывод: все перемешалось, получилась непрозрачная, липкая

жидкость.

Воспитатель:

Да, мука и вода перемешиваются. В отличие от масла мука смешивается с водой и

образует густую массу.

Опыт №4.

Скажите соль: это жидкость или сыпучий материал?

Дети: Сыпучий.

Воспитатель:

Нам понадобится поваренная соль и вода. Наполните чистую емкость водой

наполовину, затем добавьте пять полных ложек соли и размешайте ее. Что

происходит?

Дети : Соль растворилась.

Воспитатель:

Добавь еще пять полных ложек и продолжай размешивать. Добавляй соль, пока она

не перестанет растворяться. Много ли соли растворилось в воде?

Дети: Много, не хватает воды, чтобы растворить всю соль Воспитатель (дополняет

выводы детей): Сколько бы ни размешивали, вы не сможете заставить соль

раствориться в воде полностью. В банке просто не осталось свободных частиц

воды, чтобы разделить кристаллы соли.

Физкультминутка: (под музыку).

Опыт № 5. Как вы думаете, можно ли рисовать на жидких материалах: например на

воде, на молоке?

Дети: (ответы)

Воспитатель: Давайте проверим до1ЦИ^1редполо;кепня.

Нам понадобится: молоко, пищевые красители, ватная палочка, средство для мытья

посуды.

Ход опыта: В молоко поместим немного пищевого красителя. Как вы думаете, что

будет происходить? (выслушивает предположения детей, вместе с детьми

наблюдают за изменениями, происходящими с молоком: молоко начинает

двигаться, получаются узоры, полоски, закрученные линии). Попробуйте добавить

другой цвет и подуть на молоко (дети комментируют свои наблюдения, делают

выводы). А теперь попробуйте ватную палочку обмакнуть в средство для мытья

посуды и опустить в центр тарелки. Что мы видим? (Объяснения детей: красители

начинают быстро двигаться, перемешиваться, образуют круги. В тарелке

образуются различные узоры, спирали, круги, пятна).

Воспитатель:

Как вы думаете, почему так получается?

Дети: (ответы, предположения детей)

Воспитатель: (дополняет)

Молоко состоит из молекул жира. При появлении моющего средства молекулы

разрываются, что приводит к их быстрому движению. Поэтому и перемешиваются

красители.

Задачи:

Образовательная область «Познавательное развитие»

Развивать интерес к экспериментированию с разным материалом.

Уточнить и закрепить представления о свойствах жидких и сыпучих веществ

(вода, растительное масло, молоко, пищевые красители, поваренная соль, сахар,

мука).

Закрепить способы распознающего наблюдения: умение выявить свойства и

качества предложенных материалов через проведение опытов.

Упражнять в умении анализировать результаты собственных экспериментов.

Расширение

кругозора

детей

в

части

элементарных

представлений

об

окружающем мире.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:

Создать условия для самостоятельного поиска сведений об окружающем мире.

Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать

выводы.

Вызвать радость от открытий, полученных во время проведения опытов.

Воспитывать желание сотрудничать, договариваться в ходе совместной

деятельности.

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми.

Воспитывать дружеские взаимоотношения, взаимовыручку и аккуратность.

Создать у детей радостное настроение.

Вызвать желание помочь, активизировать детей па разрешение проблемной

ситуации.

Продолжать учить детей во время опытов соблюдать правила безопасности.

Образовательная область «Речевое развитие»:

Пополнить словарный запас детей за счет слов: эмульсия, раствор, молекула,

частица, кристаллы, рафинад.

Подбирать прилагательные к существительному, использовать сравнительные

обороты речи.

Материал и оборудование для опытов:

Для демонстрации: бутылка, воронка, воздушный шарик, сода, уксус; тарелка,

молоко, пищевые красители, 3 пипетки, ватные палочки, средство для мытья

посуды.

На каждого ребёнка: поднос, 5 емкостей, $ ложек, растительное масло, вода,

поваренная соль, мука, сахар.

Ребята, вы сегодня провели опыты и эксперименты, узнали много нового и

интересного. Я приготовила для вас опыт - фокус с воздушным шариком и

бутылкой.

Опыт демонстрируется без объяснения детям.

Вставляю воронку в горлышко шарика. Аккуратно насыпаю две столовые ложки

соды в воронку и стряхиваю ее в шарик. Наливаю в бутылку уксус около 2 см, затем

аккуратно закрепляю шарик на горлышко бутылки. Поднимаю шарик и встряхиваю

его так, чтобы сода попала в бутылку. Что будет происходить с шариком?

Дети: (ответы)

Воспитатель:

Прозвучало много ответов и правильных и неправильных. Давайте сделаем так.

Вы сегодня придете домой и расскажите родителям о нашем опыте-фокусе и

попытаетесь вместе с ними найти ответ на вопрос, как же так получилось, что шар

надулся? А завтра нам расскажите. Интересно, кто первым найдет ответ.



В раздел образования