Автор: Гайфуллова Айзада Качаубаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: "МДОУ детский сад № 93 о.в."
Населённый пункт: город Магнитогорск , Челябинская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Особенности адаптации детей в детском саду"
Раздел: дошкольное образование
Поступление ребенка в детский сад является особым периодом жизни для
всей семьи: и для ребенка, и для родителей. Для малыша - это сильное
стрессовое переживание, которое необходимо смягчить. Ему предстоит
приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык
в семье. Четкий режим дня, отсутствие родителей, как правило, иной стиль
общения, необходимость общения со сверстниками, новое помещение - все
эти изменения создают для ребенка стрессовую ситуацию. Эти новые
факторы вызывают у малыша защитную реакцию в виде плача, отказа от еды,
сна, общения с окружающими.
Как проходит адаптация ребенка в детском саду?
Малышей вводят в группу «порциями» - 5-7 человек в неделю, например,
трое - в понедельник, четверо - в среду. Делается это в целях лучшей
адаптации детей к детскому саду, ну и, конечно же, потому, что воспитателям
было бы очень сложно уследить сразу за 15-20 растерянными малышами,
незнакомыми с правилами детского сада, и, откровенно говоря, вообще не
очень понимающими, куда и зачем они попали. Период адаптации ребенка к
детскому саду, первые дни (а может, и неделю) Вы будете приводить малыша
в садик всего на 1-2 часа. Часть этого времени ребенок будет завтракать, а
оставшуюся часть играть. Не кормите ребенка дома, пусть он понемногу
приучается есть в саду. Затем Вы начнете водить ребенка до сна (примерно до
12.00). За это время Ваш малыш успеет позавтракать, погулять и пообедать.
Не переживайте, если ребенок отказывается в детском саду от еды или не
ходит на горшок, ведь ему тоже нужно время, чтобы освоиться,
адаптироваться к новой обстановке. И вот Вы уже оставляете ребенка на сон
(до 16.00). К этому времени малыш не только поспит, но и съест полдник.
Поначалу, Ваш ребенок, скорее всего, будет плохо засыпать в садике и даже
плакать, ведь он не привык спать, когда мамы нет рядом. Всё это нормально и
со временем пройдет.
Адаптация каждого ребенка к детскому саду проходит индивидуально.
Воспитатели сами скажут Вам, когда можно будет оставить ребенка до обеда,
на сон и т.д. Прислушайтесь к их мнению, ведь у них богатейший опыт, через
их руки прошли сотни детей. Конечно же, 90% детей первые недели плачут,
и, конечно же, Вам больно уходить от рыдающего ребенка. Но постарайтесь
не волноваться, ведь дети очень чутко чувствуют настроение взрослых, а
воспитатели сумеют позаботиться о Вашем малыше: и пожалеют, и обнимут,
и на руки возьмут.
«Как родители могут помочь своему ребенку в период адаптации к ДОУ»
1. По возможности расширяйте круг общения ребенка, помогите ему
преодолеть страх перед незнакомыми людьми.
2. Старайтесь не нервничать, не показывать свою тревогу по поводу
адаптации ребенка к детскому саду, он чувствует Ваши переживания.
3. Обязательно придумайте какой-нибудь ритуал прощания (чмокнуть в
щечку, помахать рукой), а также ритуал встречи.
4. По возможности приводить малыша в детский сад должен кто-то один,
будь то мама, папа или бабушка. Так он быстрее привыкнет расставаться.
5. Не обманывайте ребенка, забирайте домой вовремя, как пообещали.
6. Разрешите ребенку брат в детский сад любимые игрушки, предметы,
напоминающие о доме.
7. В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского
сада и его сотрудников.
8. В выходные дни резко не меняйте режим дня ребенка.
9. Не отучайте ребенка от вредных привычек в адаптационный период.
10. Создайте спокойную, бесконфликтную обстановку в семье.
11. На время прекратите посещение с ребенком многолюдных мест.
12. Будьте терпимее к его капризам.
13. «Не пугайте», не наказывайте детским садом.
14. Уделяйте ребенку больше своего времени, играйте вместе, каждый день
читайте малышу.
15. Не скупитесь на похвалу.
16. Учите обращаться к другому человеку, делиться игрушкой, жалеть того,
кто плачет.
17. Приучайте к самообслуживанию, поощряйте попытки самостоятельных
действий.
К моменту поступления в детский сад ребенок должен уметь:
- самостоятельно садиться на стул
- самостоятельно пить из чашки
- пользоваться ложкой
- активно участвовать в одевании, умывании
18. Эмоционально поддерживайте малыша: чаще обнимайте, поглаживайте,
называйте ласковыми именами.