Напоминание

"Режим дня в детском саду"


Автор: Гайфуллова Айзада Качаубаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: "МДОУ детский сад № 93 о.в."
Населённый пункт: город Магнитогорск , Челябинская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Режим дня в детском саду"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Режим дня – это распределение времени на различные видя деятельности в

течение суток. Он призван сбалансировать периоды работы и отдыха, сна и

приемов пищи.

Невропатологи и педиатры в один голос твердят о том, что режим в детском

саду необходим: распорядок, повторяющийся изо дня формирует у ребенка

стабильное психическое и физиологическое здоровье. Среди многих причин

детских

заболеваний,

как

рахит

или

скарлатина,

называется

именно

нарушение

дня

режима,

который

в

свою

очередь

нарушает

обменные

процессы и понижает устойчивость организма к инфекциям.

Прогулять

дневной

сон,

что

обычно

любят

дети,

может

быть

чревато

нервными

расстройствами.

Во

время

сна

клеточки

головного

мозга

восстанавливаются

поэтому

после

пробуждения

ребенок

лучше

воспринимает

новую

информацию.

Если

невыспавшегося

ребенка

«загрузить» (причем, это не обязательно могут быть занятия или уроки, а

просто какое-то яркое эмоциональное событие), то это может спровоцировать

различного рода тики и гиперактивность.

Распорядок дня традиционно является неотъемлемой частью воспитания

детей, поэтому грамотно организованный режим пойдет на пользу не

только малышу, но и его родителям. Соблюдение правильного режима

дисциплинирует детей, повышает их работоспособность, аппетит,

улучшает сон, способствует нормальному физическому и психологическому

развитию, укрепляет здоровье малыша.

Нарушение привычного распорядка приводит к ухудшению настроения

ребенка, его капризам, пониженному эмоциональному фону и, как следствие,

- к ослаблению иммунитета.

Для здоровья и развития ребенка имеет большое значение режим дня. Он

организовывает жизнь и ребенка, и родителей и помогает справиться с

множеством дел спокойно, без суеты. Еда, сон и прогулки в определенное

время дисциплинируют малыша, который привыкает к распорядку и легче

перестраивается с одного занятия на другое. Создание режима дня в

соответствии с рекомендациями детских врачей и педагогов необходимо для

воспитания гармоничной личности.

Организм ребенка приспосабливается к определенному биоритму и к сроку

настраивается на прием пищи или сон, а все органы и системы

функционируют в нем слаженно. Нарушения этого режима являются

причиной не только капризов, но и болезней. Важно поддерживать здоровье

ребенка и создавать условия для его благополучного роста и развития.

Обычно дети, которые привыкли к четкому распорядку дня, отличаются

бодростью, жизнерадостностью и уравновешенностью

ежим дня помогает воспитывать в ребенке самостоятельность. Он знает, что

необходимо мыть руки перед едой, убрать игрушки перед сном, и обычно без

капризов соглашается это сделать. Распределение времени на различные

занятия в течение дня и по дням недели помогает сделать нагрузку

равномерной, в результате чего и ребенок будет менее подвержен

переутомлению, а значит, учебно-игровая деятельность окажется более

успешной.

В первые годы жизни закладывается характер ребенка, а к пяти годам он уже

полностью сформирован, далее он будет только усиливаться, более отчетливо

проявляться. Режим дня помогает выработать организованность, успевать

выполнять действия в срок, способствует учебному процессу, который у

малышей происходит в игровой форме.

У детей первых трех лет режим дня изменяется наиболее часто. Это связано с

изменениями числа приемов пищи, продолжительностью ночного и частотой

дневного сна. Распорядок дня направлен на воспитание и способствует росту,

физическому и психологическому развитию, укреплению здоровья, а также

развитию речи.

Дети дошкольного возраста отличаются повышенной утомляемостью. Для

них характерна неустойчивость нервных процессов и быстрая истощаемость

нервной системы, что является одной из причин капризов. Чередование

различных видов деятельности помогает поддерживать хорошую

работоспособность в течение дня. Смена деятельности приводит к

активизации различных зон коры головного мозга, поэтому у ребенка

поддерживается тонус и не возникает выраженной усталости.

В дошкольном возрасте дети сохраняют бодрость на протяжении не более 5-6

ч, поэтому им необходим дневной сон. Режим дня помогает ребенку засыпать

и просыпаться в одно время. Если есть полноценный ночной сон, а значит и

отдых, то будет и хорошее настроение утром после пробуждения. Только это

помогает избежать множества капризов в связи нежеланием вставать с

постели, одеваться и отправляться в детский сад или школу. Хорошее утро

помогает сохранить настроение на весь день родителям, которым не

пришлось торопить ребенка, в спешке делать все за него, успокаивать плач и

бежать потом на работу. Все происходит мирно, в спокойном ритме. Если

ребенок не посещает детских учреждений и спешить некуда, то можно с ним

позаниматься, поиграть в развивающие игры, приобщить его к домашним

делам. В течение дня можно все успеть без конфликтов, если с утра хорошее

настроение, а ребенок привык соблюдать режим дня. Вечер в таких семьях

обычно тоже проходит в благоприятной обстановке – для детей находятся

спокойные занятия, а родители успевают уделить время друг другу, ребенку и

себе.

В некоторых семьях в выходные дни ребенок выбивается из ритма, к

которому привык на протяжении недели. Уставшие от трудовой деятельности,

родители утром могут подольше поспать, что затем приводит к сдвигу

привычного режима дня. К тому же часть времени ребенок оказывается

предоставленным сам себе. Это нарушает его психическую стабильность и

приводит к капризам. Родителям следует найти в себе силы и проявить

организованность, чтобы сохранить в доме благоприятный для всех

психологический настрой. Если они могут в выходной день придерживаться

привычного для ребенка распорядка дня, то в понедельник ему проще

влиться в коллектив и справиться с учебными занятиями. Если ребенок

накануне делал, что хотел, неограниченно смотрел телевизор, долго играл в

шумные игры, то к следующему дню у него сохраняется утомленность,

отмечается вялость или возбужденное состояние, что отражается на учебных

занятиях, мешает заснуть в положенный час днем, приводит к конфликтам с

другими детьми.

Полноценному ночному сну уделяется большое внимание и потому, что

ребенок, который не выспался, в первой половине дня отличается вялостью,

плохим настроением, хуже справляется с заданиями, а к вечеру становится

более активным. Он начинает шуметь, бегать, просит не включать телевизор,

не желает готовиться ко сну. Ведь у него сопровождается капризами, а

взрослые прилагают много усилий, чтобы привести все в норму.

Помочь ребенку приспособиться к соответствующему возрасту режиму дня

можно следующим образом. Предупреждайте ребенка за 10-15 мин о том, что

пора заканчивать игру, собирать игрушки и ложиться спать. По истечении

данного времени проверьте, чтобы ребенок все сделал, помогите ему при

необходимости. Не поддавайтесь его просьбам поиграть еще немного. Если

ребенок уже проявляет самостоятельность и сам раздевается, вешает одежду

на стул, чистит зубы, то выполнение этих действий помогает ему настроиться

на сон.

Прием пищи в определенное время вызывает голод и аппетит к положенному

часу, а значит, ребенка легче усадить за стол, а пища хорошо усвоится.

Первый завтрак рекомендуется детям в 7-8 ч утра. До обеда, в 10-11ч, можно

предложить ребенку второй завтрак. После прогулки на свежем воздухе и

подвижных игр, ребенок с аппетитом съест обед.

Вечером играйте с ним только в спокойные игры, обратите внимание на

содержание просматриваемых им мультфильмов и других телепередач (они

не должны приводить ребенка в возбужденное состояние или вызывать

тревожность и страх). Детям не рекомендуется длительно сидеть перед

телевизором, так как это вредно не только пребываем в неподвижной позе, но

и психическим переутомлением, нагрузкой на зрение. Успокаивающе

действует на детей чтение книг, что и рекомендуется делать перед сном. Так

вы побудите наедине с ребенком, уделите ему внимание и поможете заснуть.

Более организованные дети отличаются в детском саду и школе

дисциплинированностью, способностью к обучению, коммуникабельностью

и

реже

болеют.

Конечно, не стоит заставлять ребенка все делать точно по расписанию,

непрерывно следя за часами. Иногда нужно учитывать сложившуюся

ситуацию и позволить ребенку еще 5-10 мин поиграть, договорившись, что

затем он обязательно сложит игрушки в коробку, или перенести прогулку на

другое время из-за дождя, чуть раньше или позже накормить, если ребенок

приболел и у него изменился аппетит. Взрослые могут проявить гибкость и

решить, что важнее в данный момент для воспитания и здоровья ребенка, а

жизненный опыт и мудрость им в этом помогут.

Режим в детском саду можно посмотреть на сайте ДОУ, куда вы собираетесь

отправлять ребенка или же в Программе воспитания в детском саду, которой

придерживается дошкольное учреждение. Типовой режим рассчитан на 12-

часовое

пребывание

в

дошкольном

учреждении.

В

зависимости

от

географического

положения/климата

заведующая

может

вно сить

незначительные

поправки

в

режим,

однако

общие

положения

о

времени

бодрствования,

количестве

и

длительности

занятий

должны

оставаться

неизменными, как прописано в СанПине (Санитарно-эпидемиологические

п р а в и л а

и

н о р м а т и в ы

Во

многом

соблюдение

режима

зависит

от

сотрудников

детского

сада. Работники

пищеблока

должны

успеть

приготовить

еду,

заранее

расставить

тарелочки

с

горячим

супом,

чтобы

он

остывал,

затем

без

заминок подать второе и третье. Воспитатели и педагоги накануне занятия

пишут

конспект,

продумывая

деятельность,

чтобы

уложиться

в

четко

установленные временные рамки. Помощники воспитателя должны заранее

подготовить кроватки перед сном, проветрить помещение.

Для теплого и холодного времени года предусмотрены 2 вида режимов. Они

различаются тем, что в теплое время года детей встречают воспитатели на

улице, а также большинство физической активности проводится именно на

свежем воздухе.



В раздел образования