Автор: Гайфуллова Айзада Качаубаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: "МДОУ детский сад № 93 о.в."
Населённый пункт: город Магнитогорск , Челябинская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Режим дня в детском саду"
Раздел: дошкольное образование
Режим дня – это распределение времени на различные видя деятельности в
течение суток. Он призван сбалансировать периоды работы и отдыха, сна и
приемов пищи.
Невропатологи и педиатры в один голос твердят о том, что режим в детском
саду необходим: распорядок, повторяющийся изо дня формирует у ребенка
стабильное психическое и физиологическое здоровье. Среди многих причин
детских
заболеваний,
как
рахит
или
скарлатина,
называется
именно
нарушение
дня
режима,
который
в
свою
очередь
нарушает
обменные
процессы и понижает устойчивость организма к инфекциям.
Прогулять
дневной
сон,
что
обычно
любят
дети,
может
быть
чревато
нервными
расстройствами.
Во
время
сна
клеточки
головного
мозга
восстанавливаются
–
поэтому
после
пробуждения
ребенок
лучше
воспринимает
новую
информацию.
Если
невыспавшегося
ребенка
«загрузить» (причем, это не обязательно могут быть занятия или уроки, а
просто какое-то яркое эмоциональное событие), то это может спровоцировать
различного рода тики и гиперактивность.
Распорядок дня традиционно является неотъемлемой частью воспитания
детей, поэтому грамотно организованный режим пойдет на пользу не
только малышу, но и его родителям. Соблюдение правильного режима
дисциплинирует детей, повышает их работоспособность, аппетит,
улучшает сон, способствует нормальному физическому и психологическому
развитию, укрепляет здоровье малыша.
Нарушение привычного распорядка приводит к ухудшению настроения
ребенка, его капризам, пониженному эмоциональному фону и, как следствие,
- к ослаблению иммунитета.
Для здоровья и развития ребенка имеет большое значение режим дня. Он
организовывает жизнь и ребенка, и родителей и помогает справиться с
множеством дел спокойно, без суеты. Еда, сон и прогулки в определенное
время дисциплинируют малыша, который привыкает к распорядку и легче
перестраивается с одного занятия на другое. Создание режима дня в
соответствии с рекомендациями детских врачей и педагогов необходимо для
воспитания гармоничной личности.
Организм ребенка приспосабливается к определенному биоритму и к сроку
настраивается на прием пищи или сон, а все органы и системы
функционируют в нем слаженно. Нарушения этого режима являются
причиной не только капризов, но и болезней. Важно поддерживать здоровье
ребенка и создавать условия для его благополучного роста и развития.
Обычно дети, которые привыкли к четкому распорядку дня, отличаются
бодростью, жизнерадостностью и уравновешенностью
ежим дня помогает воспитывать в ребенке самостоятельность. Он знает, что
необходимо мыть руки перед едой, убрать игрушки перед сном, и обычно без
капризов соглашается это сделать. Распределение времени на различные
занятия в течение дня и по дням недели помогает сделать нагрузку
равномерной, в результате чего и ребенок будет менее подвержен
переутомлению, а значит, учебно-игровая деятельность окажется более
успешной.
В первые годы жизни закладывается характер ребенка, а к пяти годам он уже
полностью сформирован, далее он будет только усиливаться, более отчетливо
проявляться. Режим дня помогает выработать организованность, успевать
выполнять действия в срок, способствует учебному процессу, который у
малышей происходит в игровой форме.
У детей первых трех лет режим дня изменяется наиболее часто. Это связано с
изменениями числа приемов пищи, продолжительностью ночного и частотой
дневного сна. Распорядок дня направлен на воспитание и способствует росту,
физическому и психологическому развитию, укреплению здоровья, а также
развитию речи.
Дети дошкольного возраста отличаются повышенной утомляемостью. Для
них характерна неустойчивость нервных процессов и быстрая истощаемость
нервной системы, что является одной из причин капризов. Чередование
различных видов деятельности помогает поддерживать хорошую
работоспособность в течение дня. Смена деятельности приводит к
активизации различных зон коры головного мозга, поэтому у ребенка
поддерживается тонус и не возникает выраженной усталости.
В дошкольном возрасте дети сохраняют бодрость на протяжении не более 5-6
ч, поэтому им необходим дневной сон. Режим дня помогает ребенку засыпать
и просыпаться в одно время. Если есть полноценный ночной сон, а значит и
отдых, то будет и хорошее настроение утром после пробуждения. Только это
помогает избежать множества капризов в связи нежеланием вставать с
постели, одеваться и отправляться в детский сад или школу. Хорошее утро
помогает сохранить настроение на весь день родителям, которым не
пришлось торопить ребенка, в спешке делать все за него, успокаивать плач и
бежать потом на работу. Все происходит мирно, в спокойном ритме. Если
ребенок не посещает детских учреждений и спешить некуда, то можно с ним
позаниматься, поиграть в развивающие игры, приобщить его к домашним
делам. В течение дня можно все успеть без конфликтов, если с утра хорошее
настроение, а ребенок привык соблюдать режим дня. Вечер в таких семьях
обычно тоже проходит в благоприятной обстановке – для детей находятся
спокойные занятия, а родители успевают уделить время друг другу, ребенку и
себе.
В некоторых семьях в выходные дни ребенок выбивается из ритма, к
которому привык на протяжении недели. Уставшие от трудовой деятельности,
родители утром могут подольше поспать, что затем приводит к сдвигу
привычного режима дня. К тому же часть времени ребенок оказывается
предоставленным сам себе. Это нарушает его психическую стабильность и
приводит к капризам. Родителям следует найти в себе силы и проявить
организованность, чтобы сохранить в доме благоприятный для всех
психологический настрой. Если они могут в выходной день придерживаться
привычного для ребенка распорядка дня, то в понедельник ему проще
влиться в коллектив и справиться с учебными занятиями. Если ребенок
накануне делал, что хотел, неограниченно смотрел телевизор, долго играл в
шумные игры, то к следующему дню у него сохраняется утомленность,
отмечается вялость или возбужденное состояние, что отражается на учебных
занятиях, мешает заснуть в положенный час днем, приводит к конфликтам с
другими детьми.
Полноценному ночному сну уделяется большое внимание и потому, что
ребенок, который не выспался, в первой половине дня отличается вялостью,
плохим настроением, хуже справляется с заданиями, а к вечеру становится
более активным. Он начинает шуметь, бегать, просит не включать телевизор,
не желает готовиться ко сну. Ведь у него сопровождается капризами, а
взрослые прилагают много усилий, чтобы привести все в норму.
Помочь ребенку приспособиться к соответствующему возрасту режиму дня
можно следующим образом. Предупреждайте ребенка за 10-15 мин о том, что
пора заканчивать игру, собирать игрушки и ложиться спать. По истечении
данного времени проверьте, чтобы ребенок все сделал, помогите ему при
необходимости. Не поддавайтесь его просьбам поиграть еще немного. Если
ребенок уже проявляет самостоятельность и сам раздевается, вешает одежду
на стул, чистит зубы, то выполнение этих действий помогает ему настроиться
на сон.
Прием пищи в определенное время вызывает голод и аппетит к положенному
часу, а значит, ребенка легче усадить за стол, а пища хорошо усвоится.
Первый завтрак рекомендуется детям в 7-8 ч утра. До обеда, в 10-11ч, можно
предложить ребенку второй завтрак. После прогулки на свежем воздухе и
подвижных игр, ребенок с аппетитом съест обед.
Вечером играйте с ним только в спокойные игры, обратите внимание на
содержание просматриваемых им мультфильмов и других телепередач (они
не должны приводить ребенка в возбужденное состояние или вызывать
тревожность и страх). Детям не рекомендуется длительно сидеть перед
телевизором, так как это вредно не только пребываем в неподвижной позе, но
и психическим переутомлением, нагрузкой на зрение. Успокаивающе
действует на детей чтение книг, что и рекомендуется делать перед сном. Так
вы побудите наедине с ребенком, уделите ему внимание и поможете заснуть.
Более организованные дети отличаются в детском саду и школе
дисциплинированностью, способностью к обучению, коммуникабельностью
и
реже
болеют.
Конечно, не стоит заставлять ребенка все делать точно по расписанию,
непрерывно следя за часами. Иногда нужно учитывать сложившуюся
ситуацию и позволить ребенку еще 5-10 мин поиграть, договорившись, что
затем он обязательно сложит игрушки в коробку, или перенести прогулку на
другое время из-за дождя, чуть раньше или позже накормить, если ребенок
приболел и у него изменился аппетит. Взрослые могут проявить гибкость и
решить, что важнее в данный момент для воспитания и здоровья ребенка, а
жизненный опыт и мудрость им в этом помогут.
Режим в детском саду можно посмотреть на сайте ДОУ, куда вы собираетесь
отправлять ребенка или же в Программе воспитания в детском саду, которой
придерживается дошкольное учреждение. Типовой режим рассчитан на 12-
часовое
пребывание
в
дошкольном
учреждении.
В
зависимости
от
географического
положения/климата
заведующая
может
вно сить
незначительные
поправки
в
режим,
однако
общие
положения
о
времени
бодрствования,
количестве
и
длительности
занятий
должны
оставаться
неизменными, как прописано в СанПине (Санитарно-эпидемиологические
п р а в и л а
и
н о р м а т и в ы
Во
многом
соблюдение
режима
зависит
от
сотрудников
детского
сада. Работники
пищеблока
должны
успеть
приготовить
еду,
заранее
расставить
тарелочки
с
горячим
супом,
чтобы
он
остывал,
затем
–
без
заминок подать второе и третье. Воспитатели и педагоги накануне занятия
пишут
конспект,
продумывая
деятельность,
чтобы
уложиться
в
четко
установленные временные рамки. Помощники воспитателя должны заранее
подготовить кроватки перед сном, проветрить помещение.
Для теплого и холодного времени года предусмотрены 2 вида режимов. Они
различаются тем, что в теплое время года детей встречают воспитатели на
улице, а также большинство физической активности проводится именно на
свежем воздухе.