Авторы: Дьячковская Татьяна Константиновна, Максимова Марта Захаровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №70 д/c "Кэрэчээнэ"
Населённый пункт: город Якутск, с.Хатассы
Наименование материала: доклад
Тема: "Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста".
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №70 «Кэрэчээнэ» городского округа «город Якутск»
Доклад на тему:
«Актуальность проблемы речевого
развития детей дошкольного возраста».
Подготовили воспитатели: Дьячковская Т.К
Максимова М.З
Актуальность проблемы речевого развития детей
дошкольного возраста.
Речь – удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы
пользоваться им. Гегель Георг Фридрих
Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас.
Разговаривая с другими, мы пользуемся речью как средством передачи своих
мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций
человека. Именно речь отличает человека от других представителей живого мира.
Именно через общение с другими людьми человек реализовывает себя как
личность.
Цель работы: развивать у детей основы речевой моторики на основе пальчиковых
игр и упражнений.
Задачи: Совершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игры; Повысить
компетентность родителей.
Ожидаемый результат: Развитие мелкой моторики у детей среднего возраста,
интеллектуальное развитие детей; обогащение родительского опыта в воспитании
детей;
Судить о начале развития личности ребёнка дошкольного возраста без оценки
его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребёнка речь имеет
исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности
в целом, так и всех основных психических процессов. Поэтому определение
направлений и условия развития речи у детей относится к числу важнейших
педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных .
Основная задача речевого развития ребёнка дошкольного возраста - это
владение нормами и правилами языка, определяемыми для каждого возрастного
этапа, и развитие их коммуникативных способностей.
Желание ребенка вступать в диалог, уметь высказывать свое мнение,
поддерживать эмоциональный тон- всему этому ребенок должен научиться в
дошкольном возрасте. Речь является непременным условием и необходимым
компонентом осуществления любой деятельности. С помощью речи дети
приобретают сведения об окружающей действительности, понимают друг друга,
обмениваются накопленным опытом и знаниями, своими впечатлениями,
интересами. Неполноценная речевая активность накладывает отпечаток на
формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и волевой сферы. Даже у
детей с нормальным интеллектом, часто наблюдается простая конструкция
предложений, односложность ответов, нежелание отвечать, т. е. снижена его
речевая активность.
Развитие речевой активности может проходить не только на специально-
подготовленных занятиях, но и в другие режимные моменты, на протяжении всего
времени пребывания дошкольника в детском саду. Утром, когда ребенок приходит
в группу, можно побеседовать с ним на разные бытовые темы. Дети охотнее
сообщают о тех событиях, в которых сами участвовали.
Беседуя с ребенком, можно не только спросить с кем он живет, как зовут, где
работают, но и уточнить степень родства его к другим членам семьи: сын, дочь,
внук, брат, сестра, племянник, дядя.
Непринужденный разговор поможет закрепить знание ребенка и о своем
домашнем адресе. Ведь очень часто дети запоминают домашний адрес
механически, не понимая, что конкретно обозначают слова, что обозначают
цифры в его адресе. Многие дети из моей группы знают свой адрес.
После выходных дней интересуюсь у ребенка, чем их родные и близкие
занимались в выходные дни, кто приходил к ним в гости, как отдыхали; прошу
рассказать о своих играх, занятиях и развлечениях. Такие индивидуальные
беседы хорошо использовать для развития произносительных и грамматических
навыков (склонение существительных, согласование прилагательных с
существительными, употребление глаголов, причастий, наречий, деепричастий).
На занятиях по аппликации, рисованию, эффективно использование приема
комментирования, который заключается в речевом сопровождении ребенком своих
действий. Детям, которые затрудняются, я задаю наводящие вопросы: «Что сейчас
делаешь?», «Что будешь делать потом?», «Что тебе для этого необходимо взять?»,
«Зачем?», «Как можно исправить?»; а также учит грамотно формулировать свой
вопрос к товарищу, взрослому, словесно оформить просьбу.
Речевую активность у дошкольников также развивает и занятие по
конструированию, которое не только развивает мелкую моторику, но и
способствует развитию планирующей функции речи, дает возможность
познавать цвет, форму, величину предметов, усваивать многие правильные
названия, совершенствовать восприятие пространственных отношений.
Работая над данной проблемой, целесообразно использовать и детское
дежурство (по столовой, в уголке природы, при подготовке к занятиям). Мы со
второго полугодия начали дежурство. Во время сервировки стола можно уточнить
названия столовых приборов, для чего они нужны, из чего сделаны. Дети
называют обобщающее слово «посуда», вспомнить с ними профессии «повар»,
«кондитер».
Активность детских высказываний возрастет, если задавать им вопросы,
требующие рассуждений, развернутых предложений: «Что произойдет, если не
поливать растения? Почему?», «Можно ли поливать растения чаем, молоком?»,
«Что произойдет, если все растения исчезнут?», «Чем одно растение отличается от
другого?» и т.д.
Взаимодействие ребенка с другими людьми требует от него особых
социально-речевых умений: правильное понимание мысли собеседника, грамотно
сформулированное собственное суждение, уместное употребление слов,
выражений, умение быть доброжелательным собеседником, всё это, в свою
очередь, послужит хорошей базой для его успешного развития.
Для речевого развития надо так же приобщать детей к культуре чтения
художественной литературы. Дети с удовольствием слушают сказки и разбирают
ее по вопросам.
Не последняя роль в речевом развитии отводится и родителям. Работа с
родителями: мы проводили родительское собрание вместе с логопедом. По
ватсапу создали логопедическая группа и там работаем вместе с родителями, там
даем задания, чтобы они вместе с детьми занимались, повторяли пройденные
темы. Родители вместе с детьми сделали альбомы, где разделяется фрукты, овощи,
мебель и одежды.
Совместная деятельность логопеда и воспитателя
Эффективность коррекционно-развивающей работы в логопедической группе
во многом зависит от преемственности в работе логопеда и других специалистов,
и прежде всего логопеда и воспитателей.
Взаимодействие с воспитателями логопед осуществляет в разных формах. Это
совместное составление перспективного планирования работы на текущий период
по всем направлениям; обсуждение и выбор форм, методов и приемов
коррекционно-развивающей работы; оснащение развивающего предметного
пространства в групповом помещении; взаимопосещение занятий и совместное
про ведение интегрированных комплексных занятий; а также еженедельные
задания. В календарных планах воспитателей в начале каждого месяца логопед
указывает лексические темы на месяц, примерный лексикон по каждой изучаемой
теме, основные цели и задачи коррекционной работы; перечисляет фамилии
детей, которым воспитатели должны уделить особое внимание в первую очередь.
Еженедельные задания логопеда воспитателю включают в себя следующие
разделы:
• логопедические пятиминутки;
• подвижные игры и пальчиковая гимнастика;
• индивидуальная работа;
• рекомендации по подбору художественной литературы и иллюстративного
материала.
Методы развития речи: Наглядные, словесные и практические.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, словесное творчество возникает и развивается там, где
существует целенаправленное руководство этой деятельностью, где созданы для
этой деятельности все условия. Особенно велика его роль в развитии речи и
речевой активности детей.
Актуальность проблемы обучения детей дошкольного возраста развитию речи
и творческому рассказыванию раскрывается в развитии логического , творческого
мышления, расширении словаря и грамматического строя речи.
Речь
не
только
одна
из
важных
средств
развития
личности
ребенка,
но
она
необходима в любом педагогическом процессе, в любой деятельности ребенка:
игровой, учебной, трудовой и бытовой.
Наше исследование базировалось на значимости развития речи ребенка в ходе
обучения
творческому
рассказыванию,
как
одно
из
необходимых
условий
подготовки ребенка к школе, на необходимости воспитания любви к родной речи
и фольклору, умения слушать и рассказывать.
1.
Существенно обогатился словарный запас детей.
2.
Появился интерес к словесному и художественному творчеству.
Эффективными
педагогическими
условиями
успешного
внедрения
проблемы
стали:
Итак, исходя из вышеуказанных результатов видно, что мы доказали
актуальность проблемы обучения детей дошкольного возраста в развитии речи
как средство творческому рассказыванию.
Мы считаем, что если в системе использовать предложенную работу то
можно
сформировать
у
детей
связную
речь,
словесное
творчество
и
развить
воображение.
Список литературы.
1.Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников.
Воронеж, Изд-во НПО «МОДЭК», 2002 Ушакова О.С.
2.Теория и практика развития речи дошкольников. – М., ТЦ «Сфера».2008
Шахнарович А.М. Общая психолингвистика. М., 1995
3. Большова Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с
помощью мнемотехники. СПб.,2005.
4. Волковская, Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам
с общим недоразвитием речи. М., 2004. Малетина Н.С.,
5. Пономарева Л.В. Моделирование в описательной речи детей с ОНР.
Дошкольное воспитание.2004.№6. С.64-68.