Напоминание

Детский сад - семья - здоровьесберегающие технологии


Автор: Меркушева Ирина Николаевна
Должность: ВОСПИТАТЕЛЬ
Учебное заведение: МБДОУ№ 1
Населённый пункт: г. Слюдянка
Наименование материала: статья
Тема: Детский сад - семья - здоровьесберегающие технологии
Раздел: дошкольное образование





Назад




Надо непременно встряхивать себя

физически, чтобы быть здоровым нравственно.

Толстой Лев Николаевич

Сбережение здоровья детей – приоритетное направление

деятельности ДОУ. Одной из главных ценностей в жизни человека

было и остается здоровье. Здоровье – это важнейшая предпосылка

правильного формирования характера, развития, инициативы,

сильной воли, дарования, природных способностей.

Известно, что состояние здоровья детей дошкольного возраста

является гарантом благополучия общества. Поэтому необходимо

совершенствование и применение новых методов и приемов,

здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном

процессе ДОУ и семьи. Но, к сожалению, здоровый образ жизни не

занимает пока первого места в иерархии потребностей и ценностей

человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого

раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если

родители будут личным примером демонстрировать здоровый образ

жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет более

здоровым и развитым не только физически, но и личностно,

интеллектуально, духовно. Мы уверены, что ни одна, даже самая

лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать

полноценных результатов, если она не реализуется совместно с

семьей, если в дошкольном учреждении не создано детско-взрослое

сообщество (дети-родители-педагоги), для которого характерно

содействие друг другу, учет возможностей и интересов каждого.

Безусловно, семья должна быть здоровой. Здоровая семья является

признаком сильного государства.

Каким образом привлечь детско-взрослое сообщество к здоровому

образу жизни?

Дальнейший поиск эффективных способов сохранения и укрепления

здоровья дошкольников должен предусматривать повышение роли

родителей в оздоровлении детей, приобщения и взрослых и детей к

здоровому образу жизни. И тут важна преемственность детского сада

и семьи, которая достигается в том случае, если цели и задачи

воспитания здорового ребенка хорошо понятны не только

воспитателям, но и родителям.

Все родители мечтают, чтобы их дети были здоровыми, умными,

добрыми и не для кого, ни секрет, что основной компонент данных

качеств – здоровье.

К сожалению, опрос семей воспитанников показал, то в домашних

условиях отработанная в детском саду система не всегда

поддерживается, рекомендации педагогов и медиков игнорируются. В

выходные и праздничные дни, во время каникул и отпусков многие

родители предпочитают отдых за просмотром компьютера или

телевизора, забывая о духовной близости «родитель – ребенок». Ведь

именно в семье, в кругу близких людей закладываются основы

здоровья, воспитывается интерес

к двигательной активности, склонности к конкретным видам спорта.

Бесспорно, что семья оказывает великое воздействие на маленького

ребенка. Многочисленные исследования показывают, что от

атмосферы общения, складывающейся в семье, от отношения

воспитывающих взрослых к своим детям зависит эмоциональное

благополучие последних, уровень их духовного и физического

развития, здоровья.

С другой стороны, на практике оказалось, что не все задачи

воспитания и развития можно решить в семье. Необходимо найти

пути, которые будут способствовать оказанию реальной помощи

родителям в повышении их педагогических знаний, обучению их

способам взаимодействия со своим ребенком, выработке

родительской позиции; с другой стороны, они помогут воспитателям

овладеть способами общения с родителями, приемами активизации

родителей, выработать единый индивидуальный подход к детям,

наконец, гармонизировать отношения детей, родителей и

воспитателей.

В своем выборе мы остановились на совместной физкультурно-

оздоровительной, или двигательной деятельности, воспитывающей и

взрослого и ребенка и организовали занятия в семейном клубе

«Крепыш», где занятия проходят по ПРОГРАММЕ «ПАРНАЯ

ГИМНАСТИКА» (автор Т.Э. Токаева)

Она включает в себя представления о способах взаимодействия с

детьми по освоению физкультурно-оздоровительной деятельности,

способы совместного с детьми выполнения упражнений, воспитание

ценностного отношения к себе и своему здоровью. Программа

направлена на предупреждение и коррекцию наиболее типичных

ошибок в физическом воспитании детей, обучение родителей

демократическому типу общения, приобщение семей к здоровому

образу жизни. В занятиях могут принимать участие все дети из одной

группы и взрослые (мама, папа, бабушки, дедушки, старшие братья и

сестры). Длительность занятия зависит от возраста детей.

Американский профессор Алан Шор опубликовал результаты своих

исследований по скану мозга ребенка можно определить, как с ним

обращаются родители. Если малыша любят, обнимают целуют, в его

мозгу образуется больше нейронных связей. Нередко даже в самой

любящей семье ребенка обнимают недостаточно по разным причинам

(чаще всего в силу загруженности родителей). И в нашем клубе

родителям такая возможность предоставляется. Существует даже

формула обниманий – не менее 12 раз в день. Это та цифра, после

которой в поведении и состоянии здоровья наступают заметные

сдвиги. Но мы не роботы и считать объятия глупо. Поэтому я советую

родителям обнимать своих детей каждый раз как они могут до них

дотянуться. Это же так приятно! В конце каждого занятия я

практикую такое упражнение как «Доверительная беседа» - родитель

и ребенок лицом друг к другу, ребенок кладет свои ладони на ладони

взрослого. Глядя в глаза друг другу, родители спрашивают детей об

их самочувствии, настроении, что понравилось, во что хотел поиграть

и сами искренне делятся своими чувствами. Эта доверительная

беседа позволяет психологически завершить встречу, получить

взрослому обратную связь от ребенка. А информация о том, что не

понравилось ребенку помогает мне откорректировать следующее

занятие. Эти занятия дают возможность адаптировать родителей к

совместной деятельности с детьми, с воспитателями, повышают их

заинтересованность и эмоциональную включенность. После парных

гимнастических занятий желательно провести свободную дискуссию

родителей, детей и воспитателей за чашечкой чая с настоем из

лекарственных трав. Родители подчеркнули, что в результате

использования приобретенного на занятиях опыта, появились новые

семейные традиции (т.е. прослеживается преемственность в работе

детского сада и семьи). Работа в семейном клубе помогает мне, как

педагогу строить диалогическое общение с детьми и родителями, что

является одним из принципов программы «От рождения до школы»



В раздел образования