Автор: Меркушева Ирина Николаевна
Должность: ВОСПИТАТЕЛЬ
Учебное заведение: МБДОУ№ 1
Населённый пункт: г. Слюдянка
Наименование материала: статья
Тема: Детский сад - семья - здоровьесберегающие технологии
Раздел: дошкольное образование
Надо непременно встряхивать себя
физически, чтобы быть здоровым нравственно.
Толстой Лев Николаевич
Сбережение здоровья детей – приоритетное направление
деятельности ДОУ. Одной из главных ценностей в жизни человека
было и остается здоровье. Здоровье – это важнейшая предпосылка
правильного формирования характера, развития, инициативы,
сильной воли, дарования, природных способностей.
Известно, что состояние здоровья детей дошкольного возраста
является гарантом благополучия общества. Поэтому необходимо
совершенствование и применение новых методов и приемов,
здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном
процессе ДОУ и семьи. Но, к сожалению, здоровый образ жизни не
занимает пока первого места в иерархии потребностей и ценностей
человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого
раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если
родители будут личным примером демонстрировать здоровый образ
жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет более
здоровым и развитым не только физически, но и личностно,
интеллектуально, духовно. Мы уверены, что ни одна, даже самая
лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать
полноценных результатов, если она не реализуется совместно с
семьей, если в дошкольном учреждении не создано детско-взрослое
сообщество (дети-родители-педагоги), для которого характерно
содействие друг другу, учет возможностей и интересов каждого.
Безусловно, семья должна быть здоровой. Здоровая семья является
признаком сильного государства.
Каким образом привлечь детско-взрослое сообщество к здоровому
образу жизни?
Дальнейший поиск эффективных способов сохранения и укрепления
здоровья дошкольников должен предусматривать повышение роли
родителей в оздоровлении детей, приобщения и взрослых и детей к
здоровому образу жизни. И тут важна преемственность детского сада
и семьи, которая достигается в том случае, если цели и задачи
воспитания здорового ребенка хорошо понятны не только
воспитателям, но и родителям.
Все родители мечтают, чтобы их дети были здоровыми, умными,
добрыми и не для кого, ни секрет, что основной компонент данных
качеств – здоровье.
К сожалению, опрос семей воспитанников показал, то в домашних
условиях отработанная в детском саду система не всегда
поддерживается, рекомендации педагогов и медиков игнорируются. В
выходные и праздничные дни, во время каникул и отпусков многие
родители предпочитают отдых за просмотром компьютера или
телевизора, забывая о духовной близости «родитель – ребенок». Ведь
именно в семье, в кругу близких людей закладываются основы
здоровья, воспитывается интерес
к двигательной активности, склонности к конкретным видам спорта.
Бесспорно, что семья оказывает великое воздействие на маленького
ребенка. Многочисленные исследования показывают, что от
атмосферы общения, складывающейся в семье, от отношения
воспитывающих взрослых к своим детям зависит эмоциональное
благополучие последних, уровень их духовного и физического
развития, здоровья.
С другой стороны, на практике оказалось, что не все задачи
воспитания и развития можно решить в семье. Необходимо найти
пути, которые будут способствовать оказанию реальной помощи
родителям в повышении их педагогических знаний, обучению их
способам взаимодействия со своим ребенком, выработке
родительской позиции; с другой стороны, они помогут воспитателям
овладеть способами общения с родителями, приемами активизации
родителей, выработать единый индивидуальный подход к детям,
наконец, гармонизировать отношения детей, родителей и
воспитателей.
В своем выборе мы остановились на совместной физкультурно-
оздоровительной, или двигательной деятельности, воспитывающей и
взрослого и ребенка и организовали занятия в семейном клубе
«Крепыш», где занятия проходят по ПРОГРАММЕ «ПАРНАЯ
ГИМНАСТИКА» (автор Т.Э. Токаева)
Она включает в себя представления о способах взаимодействия с
детьми по освоению физкультурно-оздоровительной деятельности,
способы совместного с детьми выполнения упражнений, воспитание
ценностного отношения к себе и своему здоровью. Программа
направлена на предупреждение и коррекцию наиболее типичных
ошибок в физическом воспитании детей, обучение родителей
демократическому типу общения, приобщение семей к здоровому
образу жизни. В занятиях могут принимать участие все дети из одной
группы и взрослые (мама, папа, бабушки, дедушки, старшие братья и
сестры). Длительность занятия зависит от возраста детей.
Американский профессор Алан Шор опубликовал результаты своих
исследований по скану мозга ребенка можно определить, как с ним
обращаются родители. Если малыша любят, обнимают целуют, в его
мозгу образуется больше нейронных связей. Нередко даже в самой
любящей семье ребенка обнимают недостаточно по разным причинам
(чаще всего в силу загруженности родителей). И в нашем клубе
родителям такая возможность предоставляется. Существует даже
формула обниманий – не менее 12 раз в день. Это та цифра, после
которой в поведении и состоянии здоровья наступают заметные
сдвиги. Но мы не роботы и считать объятия глупо. Поэтому я советую
родителям обнимать своих детей каждый раз как они могут до них
дотянуться. Это же так приятно! В конце каждого занятия я
практикую такое упражнение как «Доверительная беседа» - родитель
и ребенок лицом друг к другу, ребенок кладет свои ладони на ладони
взрослого. Глядя в глаза друг другу, родители спрашивают детей об
их самочувствии, настроении, что понравилось, во что хотел поиграть
и сами искренне делятся своими чувствами. Эта доверительная
беседа позволяет психологически завершить встречу, получить
взрослому обратную связь от ребенка. А информация о том, что не
понравилось ребенку помогает мне откорректировать следующее
занятие. Эти занятия дают возможность адаптировать родителей к
совместной деятельности с детьми, с воспитателями, повышают их
заинтересованность и эмоциональную включенность. После парных
гимнастических занятий желательно провести свободную дискуссию
родителей, детей и воспитателей за чашечкой чая с настоем из
лекарственных трав. Родители подчеркнули, что в результате
использования приобретенного на занятиях опыта, появились новые
семейные традиции (т.е. прослеживается преемственность в работе
детского сада и семьи). Работа в семейном клубе помогает мне, как
педагогу строить диалогическое общение с детьми и родителями, что
является одним из принципов программы «От рождения до школы»