Автор: Свистунова Марина Николаевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ Маньковская СОШ
Населённый пункт: с.Маньково-Калитвенское Чертковский р-он Ростовская область
Наименование материала: рабочая программа по алгебре 7 класс Макарычев
Тема: "Алгебра 7 класс"
Раздел: среднее образование
Ростовская область Чертковский район с. Маньково-Калитвенское
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Маньковская средняя общеобразовательная школа
«Утверждаю»
Директор МБОУ Маньковская СОШ
Приказ от 31.08.17 г №
195
Подпись руководителя ______ Морозова Л.И
Печать
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по алгебре
основное общее образование 7 б класс
Количество часов 117
Учитель: Свистунова Марина Николаевна
2017г.
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методического совета
МБОУ Маньковская СОШ
от 29.08.2017 года № 1
подпись руководителя МС_____ Соснова М.А.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
__________Соснова М.А.
29.08.2017 год
I .Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена в соответствии с:
требованиями
федерального
государственного
образовательного
стандарта
основного
общего образования (приказ Минобразования России № 1097 от 17.12.2010);
Примерной программы по математике. «Примерные программы по учебным предметам.
Математика. 5-9 классы - М.: «Просвещение», 2011.
основной образовательной программой школы (приказ № 192 от 31.08.2017);
годовым календарным учебным графиком (приказ от 31.08.2017 № 193);
учебным планом ОУ (приказ от31.08.2017 №194);
Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в
образовательном
процессе
в
образовательных
учреждениях,
реализующих
программы
начального образования (приказ Минобрнауки РФ от31.03.14 № 253);
Приказ № 629 от 05 июля 2017 года «О внесении изменений в Федеральный перечень
учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования»
Приказ № 581 от 20 июня 2017 года «О внесении изменений в Федеральный перечень
учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования»
Приказ № 535 от 08 июня 2017 года «О внесении изменений в Федеральный перечень
учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования»
На основании:
Статья 12. Образовательные программы Федерального закона об образовании (Утверждён
29 декабря 2012 года № 273-Ф3);
Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательного
учреждения Федерального закона об образовании (Утверждён 29 декабря 2012 года № 273-
Ф3);
п.4.4.Устава школы (Постановление Администрации Чертковского района Ростовской
области от 08.11.11. №118);
Положение о рабочей программе по математике (приказ № 174 от 31.08.16)
Место учебного предмета
Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений
Российской Федерации примерной программе основного общего образования по математике на
изучение алгебры в 7 классе в первой четверти отводится 5 часов в неделю, со второй четверти 3
часа в неделю.
Годовой календарный учебный график МБОУ Маньковская СОШ на 2017-2018 учебный
год предусматривает 35 учебных недель в 7 классе. В соответствии с учебным планом школы на
2017-2018 уч. год для основного общего образования на учебный предмет алгебра в 7 классе 123
часа в год.
Так как 23.02, 08.03, 09.03, 01.05, 02.05, 09.05 являются государственными праздниками -
выходными днями, то рабочая программа, рассчитанная на 123 часа, будет выполнена за 117 часов
за счет уплотнения материала.
Данная рабочая программа является гибкой и позволяет вносить изменения в ходе
реализации в соответствии со сложившейся ситуацией:
- дополнительные дни отдыха, связанные с государственными праздниками (годовой календарный
учебный график (приказ от 31.08.2017 г №193);
- прохождение курсов повышения квалификации (на основании приказа РОО);
- отмена учебных занятий по погодным условиям (на основании приказа РОО);
- по болезни учителя.
II. Содержание учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)
№
п/п
Наименован
ие раздела
Кол
ичес
тво
Содерж ание
к а ж д о й
темы
в
соответствии
с
федеральным
Формы
организации
учебных
Основные виды учебной
деятельности
часо
в
компонентом
государственного
образовательного
с т а н д а р т а
о б щ е г о
образования
занятий
1
Выражения,
тождества,
уравнения
18
Числовые
и
буквенные
выражения (выражения с
переменными). Числовое
значение
букве нного
выражения. Допустимые
значения
переменных,
в х о д я щ и х
в
алгебраические
выражения.
Сравнение
значений
выражений.
Свойства
действий
над
ч и с л а м и .
Р а в е н с т в о
буквенных
выражений.
Тождество,
доказательство тождеств.
Тождественные
преобразования
выражений. Уравнение с
од н о й
п е р е м е н н о й .
Ко р е н ь
у р а в н е н и я .
Линейное
уравнение.
Решение текстовых задач
с помощью уравнения.
Уроки,
практикумы,
индивидуальн
ые
групповые,
индивидуально
-групповые,
фронтальные,
к л а с с н ы е
и
внеклассные.
Выполнять
элементарные знаково-
символические действия:
применять буквы для
обозначения чисел, для
записи общих
утверждений;
составлять буквенные
выражения по условиям,
заданным словесно,
рисунком или чертежом;
преобразовывать
алгебраические суммы и
произведения
(выполнять приведение
подобных слагаемых,
раскрытие скобок,
упрощение
произведений).
Вычислять числовое
значение буквенного
выражения; находить
область допустимых
значений переменных в
выражении.
Распознавать линейные
уравнения.
Решать линейные
уравнения.
Решать текстовые
задачи алгебраическим
способом: переходить от
словесной формулировки
условия задачи к
алгебраической модели
путем составления
уравнения; решать
составленное уравнение;
интерпретировать ре-
зультат.
2
Функции
14
П о н я т и е
ф у н к ц и и .
Область
определения
ф у н к ц и и ,
о б л а с т ь
з н ач е н и я
ф у н к ц и и .
С п о с о б ы
з а д а н и я
функции.
Вычисление
значений
функции
по
ф о р м у л е .
Г р а ф и к
ф у н к ц и и .
П р я м а я
пропорциональность,
ее
г р а ф и к .
Л и н е й н а я
функция,
ее
график,
геометрический
смысл
коэффициентов
k
и
b.
Взаимное
расположение
графиков двух линейных
функций.
Уроки,
практикумы,
индивидуальн
ые
групповые,
индивидуально
-групповые,
фронтальные,
к л а с с н ы е
и
внеклассные.
Вычислять значения
функций, заданных
формулами (при
необходимости
использовать
калькулятор); со-
ставлять таблицы
значений функций.
Строить по точкам
графики функций.
Описывать свойства
функции на основе ее
графического представ-
ления.
Моделировать реальные
зависимости формулами
и графиками. Читать
графики реальных
зависимостей.
Использовать
функциональную
символику для записи
разнообразных фактов,
связанных с
рассматриваемыми
функциями, обогащая
опыт выполнения
знаково-символических
действий. Строить
речевые конструкции с
использованием
функциональной
терминологии.
Использовать
компьютерные
программы для по-
строения графиков
функций, для
исследования положения
на координатной
плоскости графиков
функций в зависимости
от значений
коэффициентов,
входящих в формулу.
Распознавать
в и д ы
изучаемых
фун к ц и й .
Показывать
схематически положение
н а
к о о р д и н а т н о й
п л о с к о с т и
г р афиков
функций.
3
Степень
и
ее свойства
14
Определение
степени
с
натуральным
показателем.
Действия
с о
с т е п е н я м и :
умножение,
д е л е н и е
степеней,
возведение
в
степень
произведения
и
с т е п е н и .
Ст е п е н ь
с
нулевым
показателем.
О д н о ч л е н
и
е г о
с т а н д а р т н ы й
в и д ,
с т е п е н ь
о д н о ч л е н а .
Умножение
одночленов.
Возведение одночлена в
степень.
Функции у=х
2
,
у=х
3
,
и х
г р а ф и к и ,
свойства этих функций.
Уроки,
практикумы,
индивидуальн
ые
групповые,
индивидуально
-групповые,
фронтальные,
к л а с с н ы е
и
внеклассные.
Описывать множество
целых чисел, множество
рациональных чисел,
соотношение между
этими множествами.
Сравнивать и
упорядочивать
рациональные числа,
выполнять вычисления с
рациональными числами,
вычислять значения
степеней с целым
показателем.
Формулировать
определение квадратного
корня из числа.
Использовать график
функции
у = х
2
для нахождения
квадратных корней.
Вычислять точные и
приближенные значения
корней, используя при
необходимости
калькулятор; проводить
оценку квадратных
корней.
Формулировать
о п р е д е л е н и е
к о р н я
т р е т ь е й
с т е п е н и ;
н а х о д и т ь
з н а ч е н и я
кубических корней
4
Многочлены
20
М н о г о ч л е н
и
е г о
с т а н д а р т н ы й
в и д .
Степень
многочлена.
Сложение
и
вычитание
многочленов. Умножение
одночлена на многочлен.
В ы н е с е н и е
о б щ е г о
множителя
за
скобку.
Уроки,
практикумы,
индивидуальн
ые
групповые,
индивидуально
-групповые,
фронтальные,
Формулировать,
записывать в
символической форме и
обосновывать свойства
степени с натуральным
показателем; применять
свойства степени для
преобразования
Умножение
многочлена
н а
м н о г о ч л е н .
Разложение
многочлена
на множители способом
группировки
к л а с с н ы е
и
внеклассные.
выражений и
вычислений.
Выполнять действия с
многочленами.
Выполнять разложение
многочленов на
множители.
Распознавать
квадратный трехчлен,
выяснять возможность
разложения на
множители,
представлять квадрат-
ный трехчлен в виде
произведения линейных
множителей.
Применять
различные
формы самоконтроля при
выполнении
преобразований.
5
Формулы
сокращенно
го
умножения
20
Квадрат суммы и квадрат
р а з н о с т и
д в у х
выражений. Куб суммы и
к у б
р а з н о с т и
д в у х
выражений.
Разложение
н а
м н о ж и т е л и
с
п о м о щ ь ю
ф о р м у л
к в а д р а т а
с у м м ы
и
квадрата
разности
двух
выражений.
Умножение
р а з н о с т и
д в у х
выражений и их суммы.
Ф о р м у л а
р а з н о с т и
квадратов, разложение на
множители
с
помощью
ф о р м у л ы
р а з н о с т и
квадратов.
Ф о рм ул а
суммы кубов и разности
кубов.
Разложение
на
множители
с
помощью
этих формул.**
Преобразование
целого
выражения в многочлен.
Применение
различных
способов для разложения
м н о г о ч л е н о в
н а
множители.
Возведение
двучлена в степень.
Уроки,
практикумы,
индивидуальн
ые
групповые,
индивидуально
-групповые,
фронтальные,
к л а с с н ы е
и
внеклассные.
Выполнять действия с
многочленами.
Выводить формулы
сокращенного
умножения, применять
их в преобразованиях
выражений и
вычислениях.
Выполнять разложение
многочленов на
множители.
Распознавать
квадратный трехчлен,
выяснять возможность
разложения на
множители,
представлять квадрат-
ный трехчлен в виде
произведения линейных
множителей.
Применять
различные
формы самоконтроля при
выполнении
преобразований
6
Системы
линейных
уравнений
17
Ур а в н е н и е
с
д в у м я
переменными,
решение
у р а в н е н и я
с
д в у м я
переменными.
Система
уравнений,
р е ш е н и е
системы.
Система двух линейных
у р а в н е н и й
с
д в у м я
переменными;
решение
способом подстановки и
спо собом
с л ож е н и я .
П р и м е р ы
р е ш е н и я
у р а в н е н и й
в
ц е л ы х
ч и с л а х .
Г р а ф и к
линейного
уравнения.
Графиче ский
с п о с о б
решения
систем.
Число
решений
системы
двух
линейных
уравнений
с
двумя
неизве стными.
Решение текстовых задач
с помощью систем
Уроки,
практикумы,
индивидуальн
ые
групповые,
индивидуально
-групповые,
фронтальные,
к л а с с н ы е
и
внеклассные.
Определять, является ли
пара чисел решением
данного уравнения с
двумя переменными;
приводить примеры
решения уравнений с
двумя переменными.
Решать задачи,
алгебраической моделью
которых является
уравнение с двумя
переменными; находить
целые решения путем
перебора.
Решать системы двух
уравнений с двумя
переменными, указанные
в содержании.
Решать текстовые
задачи алгебраическим
способом:
переходить от словесной
формулировки условия
задачи к алгебраической
модели путем
составления системы
уравнений; решать
составленную систему
уравнений; ин-
терпретировать
результат.
Строить графики
уравнений с двумя
переменными.
Конструировать
эквивалентные речевые
высказывания с
использованием
алгебраического и
геометрического языков.
Решать
и
исследовать
уравнения
и
системы
уравнений
на
о с н о в е
функционально-
графических представле-
ний уравнений
7
Статисти
ческие
данные
6
Средние
р е з ул ьт а т ы
измерений.
Статистические
Уроки,
практикумы,
индивидуальн
Извлекать информацию
из таблиц и диаграмм,
выполнять вычисления
характеристики:
размах,
м о д а
и
м е д и а н а .
Доказательство.
Определение,
аксиомы,
теоремы;
с л е д с т в и я .
Н е о б х о д и м ы е
и
достаточные
условия.
Контпример.
Д о к а з а т е л ь с т в о
о т
противного.
Прямая
и
обратная теоремы.
ые
групповые,
индивидуально
-групповые,
фронтальные,
к л а с с н ы е
и
внеклассные.
по табличным данным.
Определять по
диаграммам наибольшие
и наименьшие данные,
сравнивать величины.
Представлять
информацию в виде
таблиц, столбчатых и
круговых диаграмм, в
том числе с помощью
компьютерных
программ.
Приводить примеры
числовых данных (цена,
рост, время на дорогу и т.
д.), находить среднее
арифметическое, размах
числовых наборов.
Приводить
содержательные
примеры
использования
средних
для
описания
данных (уровень воды в
водоеме,
спортивные
показатели,
определение
границ
климатических
зон).
8
Повторение
Решение
задач
10
Решение различных
задач, где необходимы
вычисление значения
степеней или
преобразование степеней
Уроки,
практикумы,
Индивидуаль-
ные
групповые,
индивидуально
-групповые,
фронтальные,
к л а с с н ы е
и
внеклассные.
Знать материал,
изученный в курсе
математики за 7 класс
Уметь применять
полученные знания на
практике.
Уметь логически
мыслить, отстаивать
свою точку зрения и
выслушивать мнение
других, работать в
команде.
III. Календарно-тематическое планирование
п/п
Тема урока
Коли-
чество
часов
дата
план
Факт
1
Инструктаж по ТБ. Повторение темы «Обыкновенные
дроби»
1
01.09
2
Повторение темы «Положительные и отрицательные числа
»
1
04.09
3
Повторение темы «Отношения и пропорции»
1
05.09
4
Повторение темы «Уравнения»
1
06.09
5
Повторение темы «Координаты на плоскости»
1
07.09
6
Входная контрольная работа
1
08. 09
7
Числовые выражения
1
11.09
8
Выражения с переменными. Допустимые значения
переменных
1
12.09
9
Сравнение значений выражений. Равенство буквенных
выражений
1
13.09
10
Свойства действий над числами
1
14.09
11
Тождество. Доказательство тождеств
1
15.09
12
Тождественные преобразования выражений
1
18.09
13
Выполнение заданий по тождественным преобразованиям
выражений
1
19.09
14
Выполнение заданий по тождественным преобразованиям
выражений
1
20.09
15
Выполнение упражнений по теме «Тождественные
преобразования выражений»
1
21.09
16
Контрольная работа №1 «Выражения и тождества»
1
22.09
17
Уравнение с одной переменной. Корень уравнения
1
25.09
18
Линейное уравнение с одной переменной
1
26.09
19
Решение линейных уравнений с одной переменной.
1
27.09
20
Решение заданий по теме «Линейное уравнение с одной
переменной»
1
28.09
21
Решение задач с помощью уравнений
1
29.09
22
Решение текстовых задач алгебраическим способом
1
02.10
23
Решение упражнений по теме «Уравнение»
1
03.10
24
Контрольная работа №2 «Уравнения»
1
04.10
25
Понятие функции. Область определения функции.
1
05.10
26
Способы задания функции
1
06.10
27
Вычисление значений функции по формуле
1
09.10
28
Нахождение значений функции
1
10.10
29
График функции
1
11.10
30
Выполнение упражнений по теме «График функции»
1
12.10
31
Прямая пропорциональность
1
13.10
32
Прямая пропорциональность и ее график.
1
16.10
33
Линейная функция, ее график
1
17.10
34
Выполнение упражнений по теме « Линейная функция, ее
график»
1
18.10
35
Геометрический смысл коэффициентов
1
19.10
36
Взаимное расположение графиков двух линейных
функций
1
20.10
37
Решение упражнений по теме «Функция»
1
23.10
38
Контрольная работа №3 «Линейная функция»
1
24.10
39
Определение степени с натуральным показателем
1
25.10
40
Степень с натуральным показателем.
1
26.10
41
Умножение степеней
1
27.10
42
Деление степеней.
1
08.11
43
Возведение в степень произведения и степени
1
10.11
44
Выполнение упражнений по теме « Возведение в степень
произведения и степени»
1
13.11
45
Одночлен и его стандартный вид
1
15.11
46
Умножение одночленов.
1
17.11
47
Возведение одночлена в степень.
1
20.11
48
Решение заданий по теме «Умножение и возведение в
степень одночленов »
1
22.11
49
Функции y=x
2
и ее график
1
24.11
50
Функции y=x
3
и ее график
1
27.11
51
Решение упражнений по теме «Степень и её свойства»
1
29.11
52
Контрольная работа №4 «Степень и ее свойства»
1
01.12
53
Многочлен и его стандартный вид. Степень многочлена
1
04.12
54
Сложение многочленов
1
06.12
55
Вычитание многочленов
1
08.12
56
Сложение и вычитание многочленов
1
11.12
57
Умножение одночлена на многочлен
1
13.12
58
Выполнение упражнений по теме «Умножение одночлена
на многочлен»
1
15.12
59
Вынесение общего множителя за скобку
1
18.12
60
Решение упражнений по теме «Вынесение общего
множителя за скобку»
1
20.12
61
Решение упражнений по теме «Многочлены»
1
22.12
62
Контрольная работа №5 «Сумма и разность
многочленов»
1
25.12
63
Нахождение значений выражений
1
27.12
64
Умножение многочленов
1
10.01
65
Выполнение упражнений по теме
«Умножение многочленов»
1
12.01
66
Выполнение упражнений по теме
«Умножение многочленов»
1
15.01
67
Выполнение упражнений по теме
«Умножение многочленов»
1
17.01
68
Разложение многочлена на множители способом
группировки
1
19.01
69
Выполнение упражнений по теме «Разложение
многочлена на множители способом группировки»
1
22.01
70
Выполнение упражнений по теме «Разложение
многочлена на множители способом группировки»
1
24.01
71
Выполнение упражнений по теме «Произведение
многочленов»
1
26.01
72
Контрольная работа №6 «Произведение многочленов»
1
29.01
73
Квадрат суммы двух выражений
1
31.01
74
Квадрат разности двух выражений.
1
02.02
75
Квадрат суммы и квадрат разности двух выражений
1
05.02
76
Куб суммы и куб разности двух выражений
1
07.02
77
Разложение на множители с помощью формулы квадрата
суммы
1
09.02
78
Разложение на множители с помощью формулы квадрата
разности
1
12.02
79
Формула разности квадратов двух выражений
1
14.02
80
Выполнение упражнений по теме «Формула разности
квадратов двух выражений»
1
16.02
81
Формула суммы кубов и разности кубов двух выражений
1
19.02
82
Решение упражнений по теме «Формулы сокращённого
умножения»
1
21.02
83
Контрольная работа №7«Формулы сокращенного
умножения»
1
26.02
84
Преобразование целого выражения в многочлен
1
28.02
85
Выполнение упражнений по теме
«Преобразование целого выражения в многочлен»
1
02.03
86
Выполнение упражнений по теме
«Преобразование целого выражения в многочлен»
1
05.03
87
Выполнение упражнений по теме
«Преобразование целого выражения в многочлен»
1
07.03
88
Применение различных способов для разложения
многочлена на множители
1
12.03
89
Выполнение упражнений по теме «Применение различных
способов для разложения многочлена на множители»
1
14.03
90
Выполнение упражнений по теме «Преобразование целых
выражений»
1
16.03
91
Контрольная работа №8 «Преобразование целых
выражений»
1
19.03
92
Разные способы для разложения многочлена на
множители
1
21.03
93
Линейное уравнение с двумя переменными.
1
23.03
94
Решение линейного уравнения с двумя переменными
1
02.04
95
График линейного уравнения с двумя переменными
1
04.04
96
Система уравнений с двумя переменными.
1
06.04
97
Решение системы уравнений.
1
09.04
98
Способ подстановки
1
11.04
99
Решение подстановкой системы двух линейных уравнений
с двумя переменными.
1
13.04
100
Решение систем уравнений способом подстановки
1
16.04
101
Решение систем уравнений способом подстановки
1
18.04
102
Способ сложения
1
20.04
103
Решение сложением системы двух линейных уравнений с
двумя переменными.
1
23.04
104
Решение систем уравнений способом сложения
1
25.04
105
Решение систем уравнений способом сложения
1
27.04
106
Решение задач с помощью систем уравнений
1
28.04
107
Решение задач с помощью систем уравнений
1
04.05
108
Решение упражнений по теме «Системы линейных
уравнений»
1
07.05
109
Контрольная работа №9 «Системы линейных
уравнений»
1
11.05
110
Повторение темы «Выражения. Тождества. уравнения»
1
14.05
111
Повторение темы «Функция»
1
16.05
112
Итоговая контрольная работа
1
18.05
113
Повторение темы «Степень с натуральным показателем»
1
21.05
114
Повторение темы «Многочлены»
1
23.05
115
Повторение темы «Формулы сокращённого умножения»
1
25.05
116
Повторение темы «Системы линейных уравнений».
1
28.05
117
Итоговый урок
1
30.05
IV.
Планируемые
предметные
результаты
(в
рамках
ФГОС
общего
образования-
личностные,
метапредметные
и
предметные)
освоения
конкретного
учебного
курса,
предмета, дисциплины (модуля) и системы их оценки
1)
Стандарт
устанавливает
требования
к
результатам
освоения
обучающимися
основной
образовательной программы основного общего образования:
личностным,
включающим
готовность
и
способность
обучающихся
к
саморазвитию
и
личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной
познавательной
деятельности,
системы
значимых
социальных
и
межличностных
отношений,
ценностно-смысловых
установок,
отражающих
личностные
и
гражданские
позиции
в
деятельности,
социальные
компетенции,
правосознание,
способность
ставить
цели
и
строить
жизненные
планы, способность
к
осознанию
российской
идентичности
в
поликультурном
социуме;
метапредметным,
включающим
освоенные
обучающимися
межпредметные
понятия
и
универсальные
учебные
действия
(регулятивные,
познавательные,
коммуникативные),
способность
их
использования
в
учебной,
познавательной
и
социальной
практике,
самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного
сотрудничества
с
педагогами
и
сверстниками,
построение
индивидуальной
образовательной
траектории;
предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета
умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового
знания
в
рамках
учебного
предмета,
его
преобразованию
и
применению в учебных, учебно-
проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных
представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией,
ключевыми понятиями, методами и приемами.
Программа
позволяет
добиваться
следующих
результатов
освоения
образовательной
программы основного общего образования: Личностные результаты освоения образовательной
программы:
1)
воспитание
российской
гражданской
идентичности:
патриотизма,
уважения
к
Отечеству;
осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа на
примере содержания текстовых задач;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному
выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки
в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных
интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта
участия в социально значимом труде;
3) формирование
осознанного,
уважительного
и
доброжелательного
отношения
к
другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории,
культуре, религии, традициям; готовности и способности вести диалог с другими людьми и
достигать в нём взаимопонимания;
4) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и
сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и
общественной жизни в пределах возрастных компетенций;
5) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного
и ответственного отношения к собственным поступкам;
6) формирование
коммуникативной
компетентности
в
общении
и
сотрудничестве
со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
7) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать
смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
8) первоначальное представление о математической науке как сфере человеческой деятельности,
об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
9) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать
гипотезу от факта;
10) креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении арифметических
задач;
11) умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
12) формирование способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач,
решений, рассуждений;
13) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
14) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни,
уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи через участие во внеклассной работе;
15) развитие эстетического сознания, творческой деятельности эстетического характера через
выполнение творческих работ
Метапредметные результаты освоения образовательной программы:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые
задачи
в
учёбе
и
познавательной
деятельности,
развивать
мотивы
и
интересы
своей
познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности
в
процессе
достижения
результата,
определять
способы
действий
в
рамках
предложенных
условий
и
требований,
корректировать
свои
действия
в
соответствии
с
изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и
собственные возможности её решения;
5) владение
основами
самоконтроля,
самооценки,
принятия
решений
и
осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение
определять
понятия,
создавать
обобщения,
устанавливать
а н а л о г и и ,
классифицировать,
самостоятельно
выбирать
основания
и
критерии
для
классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения
учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе:находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать
и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование
и
развитие
компетентности
в
области
использования
информационно-
коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
12) первоначальное представление об идеях и методах математики как об универсальном языке
науки и техники;
13) развитие способности видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей
жизни;
14)
умение
находить
в
различных
источниках
информацию,
необходимую
для
решения
математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях
неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
15) умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи,
схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
16) умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимания необходимости их
проверки;
17) понимание сущности алгоритмических предписаний и умения действовать в соответствии с
предложенным алгоритмом;
18) умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных
математических проблем;
19) способность планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач
исследовательского характера
Предметные результаты освоения образовательной программы:
1)
умение работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой
информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя
математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики
(словесный, символический, графический), развитие способности обосновывать суждения,
проводить классификацию;
2)
владение базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, дроби, процентах,
формирование
представлений
о
статистических
закономерностях
в
реальном
мире
и
различных способах их изучения;
3)
умение выполнять арифметические преобразования рациональных выражений, применять их
для решения учебных математических задач;
4)
правильно употреблять термины, связанные с различными видами чисел и способами их
записи: целое, дробное, переход от одной формы записи к другой (например, проценты в
виде
десятичной
дроби;
выделение
целой
части
из
неправильной
дроби);
решать
три
основные задачи на дроби;
5)
сравнивать
числа,
упорядочивать
наборы
чисел,
понимать
связь
отношений
«больше»,
«меньше»
с
расположением
точек
на
координатной
прямой;
находить
среднее
арифметическое нескольких чисел;
6)
владеть навыками вычисления по формулам, знать основные единицы измерения и уметь
перейти от одних единиц измерения к другим в соответствии с условиями задачи;
7)
находить числовые значения буквенных выражений;
8)
умение применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных
разделов курса.
В результате изучения алгебры ученик должен
знать/понимать
существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
как
используются
математические
формулы,
уравнения
и
неравенства;
примеры
их
применения для решения математических и практических задач;
как
математически
определенные
функции
могут
описывать
реальные
зависимости;
приводить примеры такого описания;
как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения
понятия числа;
вероятностный
характер
многих
закономерностей
окружающего
мира;
примеры
статистических закономерностей и выводов;
смысл
идеализации,
позволяющей
решать
задачи
реальной
действительности
математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации.
* Помимо указанных в данном разделе знаний, в требования к уровню подготовки включаются
также знания, необходимые для освоения перечисленных ниже умений.
АЛГЕБРА
уметь
выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы, применение
вычислительных
устройств;
находить
значения
степени
с
натуральным
показателем;
пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;
проводить по известным формулам и правилам преобразования буквенных выражений;
вычислять
значения
числовых
и
буквенных
выражений,
осуществляя
необходимые
подстановки и преобразования;
использовать
приобретенные
знания
и
умения
в
практической
деятельности
и
повседневной жизни для:
практических расчетов по формулам, используя при необходимости справочные материалы и
простейшие вычислительные устройства;
ФУНКЦИИ И ГРАФИКИ
уметь
определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания
функции;
строить графики изученных функций;
описывать по графику и в простейших случаях по формуле поведение и свойства функций,
находить по графику функции наибольшие и наименьшие значения;
решать уравнения, простейшие системы уравнений;
использовать
приобретенные
знания
и
умения
в
практической
деятельности
и
повседневной жизни для:
описания
с
помощью
функций
различных
зависимостей,
представления
их
графически,
интерпретации графиков;
УРАВНЕНИЯ И НЕРАВЕНСТВА
уметь
решать простейшие уравнения и неравенства, и их системы;
составлять уравнения и неравенства по условию задачи;
использовать для приближенного решения уравнений и неравенств графический метод;
изображать на координатной плоскости множества решений простейших уравнений и их
систем;
использовать
приобретенные
знания
и
умения
в
практической
деятельности
и
повседневной жизни для:
построения и исследования простейших математических моделей;
ЭЛЕМЕНТЫ КОМБИНАТОРИКИ, СТАТИСТИКИ И ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ
уметь
решать простейшие задачи;
вычислять в простейших случаях вероятности событий на основе подсчета числа исходов;
использовать
приобретенные
знания
и
умения
в
практической
деятельности
и
повседневной жизни для:
анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков;
анализа информации статистического характера.
Формируемые универсальные учебные действия
Личностные УУД
1) осознают необходимость изучения;
2)
формирование
адекватного
положительного
отношения
к
школе
и
к
процессу
учебной
деятельности
Регулятивные УУД
1) сличают свой способ действия с эталоном;
2) сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и
отличия от эталона;
3) вносят коррективы и дополнения в составленные планы;
4) вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона,
реального действия и его продукта
5) выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению
6) осознают качество и уровень усвоения
7) оценивают достигнутый результат
8) определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата
9) составляют план и последовательность действий
10) предвосхищают временные характеристики результата (когда будет результат?)
11) предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат?)
12) ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще
не известно
13)
принимают
познавательную
цель,
сохраняют
ее
при
выполнении
учебных
действий,
регулируют весь процесс их выполнения и четко выполняют требования познавательной задачи
14) самостоятельно формируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней
Познавательные УУД
1) умеют выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними
2) создают структуру взаимосвязей смысловых единиц текста
3) выделяют количественные характеристики объектов, заданных словами
4) восстанавливают предметную ситуацию, описанную в задаче, путем переформулирования,
упрощенного
пересказа
текста,
с
выделением
только
существенной
для
решения
задачи
информации
5) выделяют обобщенный смысл и формальную структуру задачи
6) умеют заменять термины определениями
7) умеют выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных
8) выделяют формальную структуру задачи
9) выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей
10) анализируют условия и требования задачи
11) выбирают вид графической модели, адекватной выделенным смысловым единицам
12) выбирают знаково-символические средства для построения модели
13) выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки)
14) выражают структуру задачи разными средствами
15) выполняют операции со знаками и символами
16) выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи
17) проводят анализ способов решения задачи с точки зрения их рациональности и экономичности
18) умеют выбирать обобщенные стратегии решения задачи
19) выделяют и формулируют познавательную цель
20) осуществляют поиск и выделение необходимой информации
21) применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств
Коммуникативные УУД
1)
общаются
и
взаимодействуют
с
партнерами
по
совместной
деятельности
или
обмену
информации
а) умеют слушать и слышать друг друга
б) с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и
условиями коммуникации
в) адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции
г) умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме
д) интересуются чужим мнением и высказывают свое
е)
вступают
в
диалог,
участвуют
в
коллективном
обсуждении
проблем,
учатся
владеть
монологической
и
диалогической
формами
речи
в
соответствии
с
грамматическими
и
синтаксическими нормами родного языка
2) учатся действовать с учетом позиции другого и согласовывать свои действия
а)понимают возможность различных точек зрения, не совпадающих с собственной
б)
проявляют
готовность
к
обсуждению
различных
точек
зрения
и
выработке
общей
(групповой) позиции
в) учатся устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и
делать выбор
г) учатся аргументировать свою точку зрения, спорить, отстаивать позицию невраждебным
для оппонентов образом
3) учатся организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками
а) определяют цели и функции участников, способы взаимодействия
б) планируют общие способы работы
в) обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных
решений
г) умеют (или развивают способность) брать на себя инициативу в организации совместного
действия
д)
умеют
(или
развивают
способность)
с
помощью
вопросов
добывать
недостающую
информацию
е) учатся разрешать конфликты – выявлять, идентифицировать проблемы, искать и оценивать
альтернативные способы разрешения конфликта, принимать решение и реализовывать его
ж) учатся управлять поведением партнера – убеждать его, контролировать и оценивать его
действия
4) работают в группе
а) устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать
продуктивной кооперации
б)
развивают
умение
интегрироваться
в
группу
сверстников
и
строить
продуктивное
взаимодействие со сверстниками и взрослыми
в) учатся переводить конфликтную ситуацию в логический план и разрешать ее как задачу
через анализ условий
5) придерживаются морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества
а)
проявляют
уважительное
отношение
к
партнерам,
внимание
к
личности
другого,
адекватное межличностное восприятие
б) стремление устанавливать доверительные отношения
в)
проявляю
готовность
адекватно
реагировать
на
нужды
других,
оказывать
помощь
и
эмоциональную поддержку партнерам
6) регулируют собственную деятельность посредством речевых действий
а) используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и
побуждений
б)
описывают
содержание
совершаемых
действий
с
целью
ориентировки
предметно-
практической или иной деятельности
3) Критерии и нормы оценок.
1. Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике.
Ответ оценивается отметкой «5», если:
работа выполнена полностью;
в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не
является следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится в следующих случаях:
работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если
умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах
или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах
или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
допущены
существенные
ошибки,
показавшие,
что
обучающийся
не
обладает
обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Учитель
может
повысить
отметку
за
оригинальный
ответ
на
вопрос
или
оригинальное
решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за
решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся
дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.
2.Оценка устных ответов обучающихся по математике
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
полно
раскрыл
содержание
материала
в
объеме,
предусмотренном
программой
и
учебником;
изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию
и символику, в определенной логической последовательности;
правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в
новой ситуации при выполнении практического задания;
продемонстрировал
знание
теории
ранее
изученных
сопутствующих
тем,
сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
возможны одна – две
неточности при освещение второстепенных вопросов или в
выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но
при этом имеет один из недостатков:
в
изложении
допущены
небольшие
пробелы,
не
исказившее
математическое
содержание ответа;
допущены
один
–
два
недочета
при
освещении
основного
содержания
ответа,
исправленные после замечания учителя;
допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов
или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
неполно
раскрыто
содержание
материала
(содержание
изложено
фрагментарно,
не
всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения,
достаточные
для
усвоения
программного
материала
(определены
«Требованиями
к
математической подготовке обучающихся» в настоящей программе по математике);
имелись
затруднения
или
допущены
ошибки
в
определении
математической
терминологии,
чертежах,
выкладках,
исправленные
после
нескольких
наводящих
вопросов
учителя;
ученик
не
справился
с
применением
теории
в
новой
ситуации
при
выполнении
практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
при
достаточном
знании
теоретического
материала
выявлена
недостаточная
сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
не раскрыто основное содержание учебного материала;
обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
допущены
ошибки
в
определении
понятий,
при
использовании
математической
терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после
нескольких наводящих вопросов учителя.
Общая классификация ошибок.
При оценке знаний, умений и навыков обучающихся следует учитывать все ошибки (грубые и
негрубые) и недочёты.
3.1. Грубыми считаются ошибки:
-
незнание
определения
основных
понятий,
законов,
правил,
основных
положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их
измерения;
-
незнание наименований единиц измерения;
-
неумение выделить в ответе главное;
-
неумение применять знания, алгоритмы для решения задач;
-
неумение делать выводы и обобщения;
-
неумение читать и строить графики;
-
неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;
-
потеря корня или сохранение постороннего корня;
-
отбрасывание без объяснений одного из них;
-
равнозначные им ошибки;
-
вычислительные ошибки, если они не являются опиской;
-
логические ошибки.
3.2. К негрубым ошибкам следует отнести:
-
неточность
формулировок,
определений,
понятий,
теорий,
вызванная
неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного - двух из этих
признаков второстепенными;
-
неточность графика;
-
нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный
план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
-
нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;
-
неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.
3.3. Недочетами являются:
-
нерациональные приемы вычислений и преобразований;
-
небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков
3)Контрольно-измерительные материалы
Контрольная работа №1 по теме «Выражения и тождества»
Вариант 1
• 1. Найдите значение выражения 6x - 8y, при x =
3
2
, у =
8
5
.
• 2. Сравните значения выражений -0,8x - 1 и 0,8x - 1 при x = 6.
• 3. Упростите выражение:
а) 2x - Зy - 11х + 8у; б) 5(2а + 1) - 3; в) 14x - (x - 1) + (2х + 6).
4. Упростите выражение и найдите его значение:
-4 (2,5а - 1,5) + 5,5а – 8, при а = -
9
2
.
5. Из двух городов, расстояние между которыми s км, одновременно навстречу друг другу
выехали легковой автомобиль и грузовик и встретились через t ч. Скорость легкового автомобиля v
км/ч. Найдите скорость грузовика. Ответьте на вопрос задачи, еcли s = 200, t = 2, v = 60.
6. Раскройте скобки: Зx - (5x - (3x - 1)).
Вариант 2
• 1. Найдите значение выражения 16а + 2y, при а =
8
1
, у = -
6
1
.
• 2. Сравните значения выражений 2 + 0,3а и 2 - 0,3а, при а = - 9.
• 3. Упростите выражение:
а) 5а + 7b - 2а - 8b; б) 3 (4x + 2) - 5; в) 20b - (b - 3) + (Зb - 10).
4. Упростите выражение и найдите его значение:
-6 (0,5x - 1,5) - 4,5x – 8, при x =
3
2
.
5. Из двух городов одновременно навстречу друг другу выехали автомобиль и мотоцикл и
встретились через t ч. Найдите расстояние между городами, если скорость автомобиля v
1
км/ч, а
скорость мотоцикла v
2
км/ч. Ответьте на вопрос задачи, если: t = 3, v
1
= 80, v
2
= 60.
6. Раскройте скобки: 2р - (3р - (2р - с)).
Контрольная работа №2 по теме
«Уравнения »
Вариант 1
• 1. Решите уравнение:
а)
3
1
x = 12;
б) 6x - 10,2 = 0;
в) 5x - 4,5 = 3x + 2,5;
г) 2x - (6x - 5) = 45.
• 2. Таня в школу сначала едет на автобусе, а потом идет пешком. Вся дорога у нее занимает
26 мин. Идет она на 6 мин дольше, чем едет на автобусе. Сколько минут она едет на автобусе?
3. В двух сараях сложено сено, причем в первом сарае сена в 3 раза больше, чем во втором.
После того как из первого сарая увезли 20 т сена, а во второй привезли 10 т, в обоих сараях сена
стало поровну. Сколько всего тонн сена было в двух сараях первоначально?
4. Решите уравнение 7х - (х + 3) = 3 (2х - 1).
Вариант 2
• 1. Решите уравнение:
а)
6
1
х = 18;
б) 7x + 11,9 = 0;
в) 6х - 0,8 = 3х + 2,2;
г) 5х - (7х + 7) = 9.
• 2. Часть пути в 600 км турист пролетел на самолете, а часть проехал на автобусе. На
самолете он проделал путь, в 9 раз больший, чем на автобусе. Сколько километров турист проехал
на автобусе?
3. На одном участке было в 5 раз больше саженцев смородины, чем на другом. После того
как с первого участка увезли 50 саженцев, а на второй посадили еще 90, на обоих участках
саженцев стало поровну. Сколько всего саженцев было на двух участках первоначально?
4. Решите уравнение 6х - (2х - 5) = 2 (2х + 4).
Контрольная работа №3
по теме «Линейная функция»
Вариант 1
• 1. Функция задана формулой у = 6х + 19. Определите: а) значение у , если х = 0,5; б)
значение х, при котором у = 1; в) проходит ли график функции через точку А (-2; 7).
• 2. а) Постройте график функции у = 2х - 4.
б) Укажите с помощью графика, чему равно значение у, при х = 1,5.
• 3. В одной и той же системе координат постройте графики функций: а) у = -2х; б) у = 3.
4. Найдите координаты точки пересечения графиков функций у= 47х - 37 и у = -13х + 23.
5. Задайте формулой линейную функцию, график которой параллелен прямой у = 3х - 7 и
проходит через начало координат.
Вариант 2
• 1. Функция задана формулой у = 4х - 30. Определите:
а)
значение у , если х = -2,5; б) значение х, при котором у = -6; в) проходит ли график
функции через точку В (7; -3).
• 2. а) Постройте график функции у = -3х + 3.
б) Укажите с помощью графика, при каком значении х значение у равно 6.
• 3. В одной и той же системе координат постройте графики функций: а) у = 0,5х; б) у = -4.
4. Найдите координаты точки пересечения графиков функций у= -38х + 15 и у = -21х - 36.
5. Задайте формулой линейную функцию, график которой параллелен прямой у = -5х + 8 и
проходит через начало координат.
Контрольная работа №4
по теме «Степень и её свойства»
Вариант 1
• 1. Найдите значение выражения 1 - 5х
2
, при х = -4.
• 2. Выполните действия:
а) y
7
• y
12
; б) y
20
:
y
5
; в) (y
2
)
8
; г) (2у)
4
.
• 3. Упростите выражение: а) -2аb
3
• 3а
2
• b
4
; б) (- 2а
5
b
2
)
3
.
• 4. Постройте график функции у = х
2
. С помощью графика определите значение у при х =
1,5; х = -1,5.
5. Вычислите:
7
5
2
5
5
25
.
6. Упростите выражение: a) 2
8
2
3
2
y
x
•
4
3
2
1
1
xy
; б) x
n – 2
• x
3 – n
• x.
Вариант 2
• 1. Найдите значение выражения -9р
3
, при р = -
3
1
.
• 2. Выполните действия: а) с
3
• с
22
; б) с
18
:
с
6
; в) (с
4
)
6
; г) (3с)
5
.
• 3. Упростите выражение: а) -4х
5
у
2
• Зху
4
; б) (Зх
2
y
3
)
2
.
• 4. Постройте график функции у = х
2
. С помощью графика функции определите, при каких
значениях х значение y равно 4.
5. Вычислите:
2
6
81
27
3
.
6. Упростите выражение: a) 3
6
5
7
3
y
x
•
2
5
3
1
2
y
x
; б) (a
n + 1
)
2
:
a
2n
.
Контрольная работа №5
по теме «Сумма, разность многочленов»
Вариант 1
• 1. Выполните действия: а) (За - 4ах + 2) - (11а - 14ах); б) 3у
2
(у
3
+ 1).
• 2. Вынесите общий множитель за скобки: а) 10аb - 15b
2
; б) 18а
3
+ 6а
2
.
• 3. Решите уравнение 9х - 6 (х - 1) = 5 (х + 2).
• 4. Пассажирский поезд за 4 ч прошел такое же расстояние, какое товарный за 6 ч. Найдите
скорость пассажирского поезда, если известно, что скорость товарного на 20 км/ч меньше.
5. Решите уравнение
9
5
3
6
1
3
x
x
x
.
6. Упростите выражение 2а (а + b - с) – 2b (а - b - с) + 2с (а - b + с).
Вариант 2
• 1. Выполните действия: а) (2а
2
- За + 1) - (7а
2
- 5а); б) 3х (4х
2
- х).
• 2. Вынесите общий множитель за скобки: а) 2ху - 3ху
2
; б) 8b
4
+ 2b
3
.
• 3. Решите уравнение 7 - 4 (3х - 1) = 5 (1 - 2х).
• 4. В трех шестых классах 91 ученик. В 6 «А» на 2 ученика меньше, чем в 6 «Б», а в 6 «В»
на 3 ученика больше, чем в 6 «Б». Сколько учащихся в каждом классе?
5. Решите уравнение
4
3
2
5
5
1
x
x
x
.
6. Упростите выражение 3х (х + у + с) - 3у (х - у - с) - 3с (х + у - с).
Контрольная работа №6
по теме «Произведение многочленов»
Вариант 1
• 1. Выполните умножение:
а) (с + 2) (с - 3); б) (2а - 1) (За + 4); в) (5х - 2у) (4х - у); г) (а - 2) (а
2
- 3а + 6).
• 2. Разложите на множители: а) а (а + 3) - 2 (а + 3); б) ах - ау + 5х - 5у.
3. Упростите выражение -0,1x (2х
2
+ 6) (5 - 4х
2
).
4. Представьте многочлен в виде произведения:
а) х
2
- ху - 4х + 4у; б) ab - ас - bх + сх + с - 6.
5. Из прямоугольного листа фанеры вырезали квадратную пластинку, для чего с одной
стороны листа фанеры отрезали полосу шириной 2 см, а с другой, соседней, - 3 см. Найдите
сторону получившегося квадрата, если известно, что его площадь на 51 см
2
меньше площади
прямоугольника.
Вариант 2
• 1. Выполните умножение: а) (а - 5) (а - 3); б) (5х + 4) (2х - 1);
в) (3р + 2с) (2р + 4с); г) (6 - 2) (b
2
+ 2b - 3).
• 2. Разложите на множители: а) х (х - у) + а (х - у); б) 2а - 2b + са - сb.
3. Упростите выражение 0,5х (4х
2
- 1) (5х
2
+ 2).
4. Представьте многочлен в виде произведения:
а) 2а - ас - 2с + с
2
; 6) bx + by - х - у - ах - ау.
5. Бассейн имеет прямоугольную форму. Одна из его сторон на 6 м больше другой. Он
окружен дорожкой, ширина которой 0,5 м. Найдите стороны бассейна, если площадь окружающей
его дорожки 15 м
2
.
Контрольная работа №7
по теме «Формулы сокращенного умножения»
Вариант 1
• 1. Преобразуйте в многочлен:
а) (у - 4)
2
; б) (7х + а)
2
; в) (5с - 1) (5с + 1); г) (3а + 2b) (3а - 2b).
• 2. Упростите выражение (а - 9)
2
- (81 + 2а).
• 3. Разложите на множители: а) х
2
- 49; б) 25х
2
- 10ху + у
2
.
4. Решите уравнение (2 - х)
2
- х (х + 1,5) = 4.
5. Выполните действия: а) (у
2
- 2а) (2а + у
2
); б) (3х
2
+ х)
2
; в) (2 + т)
2
(2 - т)
2
.
6. Разложите на множители: а) 4х
2
y
2
- 9а
4
; б) 25а
2
- (а + 3)
2
; в) 27т
3
+ п
3
.
Вариант 2
• 1. Преобразуйте в многочлен:
а) (3а + 4)
2
; б) (2х - b)
2
; в) (b + 3) (b - 3); г) (5у - 2х) (5у + 2х).
• 2. Упростите выражение (с + b) (с - b) - (5с
2
- b
2
).
• 3. Разложите на множители: а) 25у
2
- а
2
; б) с
2
+ 4bс + 4b
2
.
4. Решите уравнение 12 - (4 - х)
2
= х (3 - х).
5. Выполните действия: а) (3х + у
2
) (3х - у
2
); б) (а
3
- 6а)
2
; в) (а - х)
2
(х + а)
2
.
6. Разложите на множители: а) 100а
4
-
9
1
b
2
; б) 9х
2
- (х - 1)
2
; в) х
3
+ у
6
Контрольная работа №8
по теме «Преобразование целых выражений»
Вариант 1
• 1. Упростите выражение:
а) (х - 3) (х - 7) - 2х (3х - 5); б) 4а (а - 2) - (а - 4)
2
; в) 2 (т + 1)
2
- 4m.
• 2. Разложите на множители: а) х
3
- 9х; б) -5а
2
- 10аb - 5b
2
.
3. Упростите выражение (у
2
- 2у)
2
- у
2
(у + 3) (у - 3) + 2у (2у
2
+ 5).
4. Разложите на множители: а) 16х
4
- 81; б) х
2
- х - у
2
- у.
5. Докажите, что выражение х
2
- 4х + 9, при любых значениях х принимает положительные
значения.
Вариант 2
• 1. Упростите выражение:
а) 2х (х - 3) - 3х (х + 5); б) (а + 7) (а - 1) + (а - 3)
2
; в) 3 (у + 5)
2
- 3у
2
.
• 2. Разложите на множители: а) с
2
- 16с; б) 3а
2
- 6аb + 3b
2
.
3. Упростите выражение (За - а
2
)
2
- а
2
(а - 2) (а + 2) + 2а (7 + 3а
2
).
4. Разложите на множители: а) 81а
4
- 1; б) у
2
- х
2
- 6х - 9.
5. Докажите, что выражение -а
2
+ 4а - 9 может принимать лишь отрицательные значения.
Контрольная работа №9
по теме «Системы линейных уравнений»
Вариант 1
• 1. Решите систему уравнений
4х + у = 3,
6х - 2у = 1.
•2. Банк продал предпринимателю г-ну Разину 8 облигаций по 2000 р. и 3000 р. Сколько
облигаций каждого номинала купил г-н Разин, если за все облигации было заплачено 19000 р.?
3. Решите систему уравнений
2 (3х + 2у) + 9 = 4х + 21,
4. Прямая у = кх + b проходит через
точки А (3; 8) и В (-4; 1). Напишите уравнение
2х + 10 = 3 - (6х + 5у).
этой прямой.
5. Выясните, имеет ли решение система
3x - 2y = 7,
6х - 4y = 1.
Вариант 2
• 1. Решите систему уравнений
3х - у = 7,
2х + 3у = 1.
• 2. Велосипедист ехал 2 ч по лесной дороге и 1 ч по шоссе, всего он проехал 40 км. Скорость его на
шоссе была на 4 км/ч больше, чем скорость на лесной дороге. С какой скоростью велосипедист ехал по
шоссе, и с какой по лесной дороге?
3. Решите систему уравнений
2(3х - у) - 5 = 2х - 3у,
5 - (х - 2у) = 4у + 16.
4.
Прямая у = kx
+ b проходит через
точ к и А
( 5 ;
0 )
и В (-2;
21).
Напишите
уравнение этой прямой.
5. Выясните, имеет ли решения система и сколько:
5х - у = 11,
-10х + 2у = -22.
Итоговая контрольная работа по алгебре в 7 классе
Вариант 1
• 1. Упростите выражение: а) 3а
2
b • (-5а
3
b); б) (2х
2
у)
3
.
• 2. Решите уравнение 3х - 5 (2х + 1) = 3 (3 - 2х).
• 3. Разложите на множители: а) 2ху - 6y
2
; б) а
3
- 4а.
• 4. Периметр треугольника ABC равен 50 см. Сторона АВ на 2 см больше стороны ВС, а
сторона АС в 2 раза больше стороны ВС. Найдите стороны треугольника.
5. Докажите, что верно равенство
(а + с) (а - с) - b (2а - b) - (а - b + с) (а - b - с) = 0.
6. На графике функции у
= 5х
- 8 найдите точку, абсцисс которой противоположна ее
ординате.
Вариант 2
• 1. Упростите выражение: а) -2ху
2
• Зх
3
у
5
; б) (-4аb
3
)
2
.
• 2. Решите уравнение 4 (1 - 5х) = 9 - 3 (6x - 5).
• 3. Разложите на множители: а) а
2
b - аb
2
; б) 9х - х
3
.
• 4. Турист прошел 50 км за 3 дня. Во второй день он прошел на 10 км меньше, чем в
первый день, и на 5 км больше, чем в третий. Сколько километров проходил турист каждый день?
5. Докажите, что при любых значениях переменных верно равенство
(х - у) (х + у) - (а - х + у) (а - х - у) - а (2х - а) = 0.
6. На графике функции у = 3х + 8 найдите точку, абсцисса которой равна ее ординате.