Автор: Шавалеева Елена Валентиновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ села Урман
Населённый пункт: Урман Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: Работа ШМО учителей начальных классов
Раздел: начальное образование
Анализ
учебно
-
методической
работы
ШМО
учителей
начальных
классов
МБОУ СОШ с. Урман Иглинского района Республики Башкортостан
за
2018 - 2019
учебный
год
.
Работа МО учителей начальных классов в 2018-2019 г. была направлена на решение
методической темы: «Повышение эффективности и качества образования в начальной
школе в условиях реализации ФГОС НОО».
Цель:
Совершенствование педагогического мастерства в условиях ФГОС, путём внедрения в
учебно-воспитательный процесс современных образовательных технологий.
Направления работы МО учителей начальных классов на 2018 - 2019 учебный год:
Информационная деятельность:
Изучение новинок в методической литературе в целях совершенствования педагогической
деятельности.
Организационная и учебно - воспитательная деятельность:
* Заседания методического совета.
* Изучение нормативной и методической документации по вопросам образования.
* Отбор содержания и составление учебных программ.
* Утверждение индивидуальных программ по предметам.
*
Взаимопосещение
уроков
учителями
с
последующим
самоанализом
достигнутых
результатов.
* Организация открытых уроков по определенной теме с целью обмена опытом.
* Организация и проведение предметных недель в школе.
* Организация и проведение предметных олимпиад, конкурсов, смотров.
*
Выступления
учителей
начальных
классов
на
МО,
практико-ориентированных
семинарах, педагогических советах.
*
Повышение
квалификации
педагогов
на
курсах.
Прохождение
аттестации
педагогических кадров.
*
Развитие
системы
работы
с
детьми,
имеющими
повышенные
интеллектуальные
способности.
* Оказание социально – педагогической поддержки детям группы «особого внимания»,
активизация работу по профилактике безнадзорности и беспризорности, преступлений и
правонарушений среди обучающихся.
* Сохранение и укрепление здоровья обучающихся и педагогов, воспитание потребности
в здоровом образе жизни.
Аналитическая деятельность:
* Анализ методической деятельности за 2017 - 2018 учебный год и планирование на 2018 -
2019 учебный год.
* Изучение направлений деятельности педагогов (тема самообразования).
* Анализ работы педагогов с целью оказания помощи.
Методическая деятельность:
* Методическое сопровождение преподавания по новым
образовательным стандартам
второго поколения в начальной школе.
*
Работа
над
методической
темой,
представляющей
реальную
необходимость
и
профессиональный интерес.
*
Совершенствование
методического
уровня
педагогов
в
овладении
новыми
педагогическими
технологиями, через
систему
повышения
квалификации
и
самообразования каждого учителя. Внедрение в практику работы всех учителей МО
технологий, направленных на формирование компетентностей обучающихся: технологию
развития
критического
мышления,
информационно-коммуникационную
технологию,
игровые
технологии,
технологию
проблемного
обучения,
метод
проектов,
метод
самостоятельной работы
* Организация системной работы с детьми, имеющими повышенные интеллектуальные
способности.
* Поиск, обобщение, анализ и внедрение передового педагогического опыта в различных
формах;
* Пополнение методической копилки необходимым информационным материалом для
оказания помощи учителю в работе;
*
Методическое
сопровождение
самообразования
и
саморазвития
педагогов;
ознакомление с методическими разработками различных авторов.
* Совершенствование форм работы с одарёнными детьми.
Консультативная деятельность:
*
Консультирование
педагогов
по
вопросам
составления
рабочих
программ
и тематического планирования.
*
Консультирование
педагогов
с
целью
ликвидации
затруднений
в
педагогической
деятельности.
*
Консультирование
педагогов
по
вопросам
в
сфере
формирования
универсальных
учебных действий в рамках ФГОС.
Организация учебной деятельности и результативность.
Все
классы
обучаются
по
УМК
«Школа
России».
Рабочие
программы
были
разработаны
учителями,
работающими
в
этих
классах,
на
основе
Основной
образовательной программы начального общего образования и авторских программ УМК
«Школа России». Программы всех учебных курсов выполнены в полном объеме.
Главными направлениями МО учителей начальных классов в работе стали:
1. Внедрение в практику каждого учителя новых технологий обучения.
2. Исследовательская работа: проведение диагностических работ по русскому
языку и математике, анализ результатов и ошибок, мониторинги уровня и
обученности и качества знаний по этим работам.
З. Обмен опытом по совершенствованию методики преподавания:
• взаимопосещение уроков с целью совершенствования аналитической деятельности
учителей;
• организация круглых столов по обмену опытом;
4. Работа с одарёнными учащимися:
• организация и проведение школьных олимпиад по русскому языку и математике;
• участие школьников в районной олимпиаде;
5. Работа по совершенствованию учебно-методического комплекса и материальной
базы кабинетов; использование ресурсов медиотеки (в том числе и Интернета) в
учебно-образовательных целях.
6.Внеклассная
работа
с
учащимися
по
развитию
познавательного
интереса
у
них
к
изучаемым предметам, по повышению их образовательного уровня (в том числе через
участие в предметной декаде.)
С 25 февраля по 7 марта была проведена декада для начальных классов.
Цель декады: повышение интереса учащихся к изучению предметов, формирование
познавательной активности, расширение кругозора.
Тема декады: «Развитие креативности мышления младшего школьника — условие
формирования личностных, метапредметных и предметных результатов обучения».
Декада была посвящена современным подходам к организации деятельности учащихся на
уроке и во внеурочной деятельности в формате требований ФГОС.
Задачи проведения:
- активизировать познавательную деятельность учащихся (в том числе детей с ОВЗ);
- развивать у учащихся интерес к предметам;
- содействовать развитию творческих способностей;
- выявлять талантливых учащихся;
- формировать ответственность за порученное дело, умение работать в
коллективе; воспитывать нравственно - эстетическое отношение к миру;
- повышение интереса педагогов к современным педагогическим технологиям.
Нами был сформулирован принцип проведения предметной декады: каждый ребёнок
является активным участником всех событий декады. Он может попробовать свои силы в
различных видах деятельности: решать задачи и примеры, сочинять, писать, петь,
мастерить, фантазировать, выдвигать идеи, реализовывать их, рисовать, участвовать в
постановках, загадывать (придумывать) и разгадывать свои и уже существующие задачи и
загадки.
Проведение декады в начальной школе уже на протяжении нескольких лет стали
частью внеклассной и внеурочной деятельности младших школьников. «Декада»
способствует формированию коммуникативных навыков, активизирует познавательную
деятельность учащихся, повышает уровень познавательной мотивации, способствует
формированию навыков работы в коллективе, развивает творческие способности детей и
проводится с учётом возрастных особенностей учащихся.
В «Дни литературного чтения» первоклассники отправились в увлекательное
путешествие по любимым сказкам, где участвовали в викторинах, играх, отгадывали
загадки о сказочных героях, выпустили литературные газеты, а на уроках технологии
изготовили закладки для учебников по литературному чтению.
Среди второклассников прошел конкурс на лучшего скороговорщика. Изготовлены
книжки со скороговорками. Победителями стали:
1.
Хуснутдинов Э. 2 «А»
2.
Хрущева Л. 2 «А»
3.
Тимербаев Д. 2 «А»
4.
Ютина П. 2 «А»
В 3 классах прошел конкурс сочинений «Моя любимая книга» (Галина Р.), а в 4-х
конкурс чтецов «Поэзия доброты
Ребята 1-2 классов посетили школьную и детскую библиотеки, где их познакомили с
новинками детской литературы, повторили правила поведения в библиотеке и вспомнили
о бережном обращении с книгами.
Дни математики «Лакомство для ума»
В 1-х классах учителя провели внеклассное мероприятие «Математику учить - ум
точить». Во 2х классах проведено внеклассное мероприятие «Час математики».
Конкурс аппликаций из геометрических фигур прошел в 3 классе. Все ребята приняли
активное участие.
Лучшие математики из 4 классов представляли свои команды на «Турнир эрудитов».
Выпустили газеты «Математический калейдоскоп».
«Умники и умницы» дни русского языка.
С целью расширения знаний учащихся по русскому языку, формирования интереса к
этому предмету были проведены внеклассные мероприятия по русскому языку во всех
классах.
Первоклассники участвовали в конкурсе «Золотое письмо». Здесь отметили лучших в
каллиграфии:
1место – Хисматова К.1а, Нигмадьянова А. 1а,Юсупова М. 1а,2 место- Губин В. 1 б,
Королева С. 1а, 3 место- Шаронова Е.1б, Корытова Д.1а.
Обучающиеся 2-х классов приняли участие в викторине «Эти интересные слова».
Ребята отвечали на весёлые вопросы, разгадывали ребусы, показывали своё знание
русского языка в блиц – опросе, участвовали в совместном выпуске газеты «Веселая
грамматика».
В конкурсе лучших тетрадей определились победители из 2 классов: 1 место Хуснутдинов
Э. ,2 место Ютина П., Хрущева Л., 3место – Будаева П.
Третьеклассники сразилась в турнире знатоков русского языка «Раз словечко, два
словечко…», который провела Нигаманова Ф.М. Знатоками словарных слов стали
третьеклассники: Пстыго У., Зайнашев А., Галина Р.
А в « Волшебный мир фразеологизмов» отправились ребята четвертых классов.
В дни « Краеведения» был проведен конкурс рисунков «Мой поселок». В 1х классах в
данном конкурсе приняли участие все обучающиеся. Во 2х классах определились
победители:
1место- Будаева П., 2 место- Киушкина А., 3 место Хрущева Л.
Конкурс стихов о родном крае среди 1-2х классов: 1место- Насырова В.1а, 2место-
Кашкина Т.1б, Палатова А.1а, 3место- Арасланов И.1б, Коврижникова К. 2б.
Также была организована выставка фотографий 3-4 кл. по теме: «Мой родной край».
Ребята составили кроссворды «Моя Башкирия».
Дни Окружающего мира на тему «Птицы нашего края». Первоклассники
Провели операцию «Помогите птицам перезимовать». И сделали фотоотчет.
Конкурс рисунков «Зимующие птицы» охватил 2 е классы , здесь отличились Сайбаталова
М. и Ютина П.
Выпуском газеты «Зеленая планета» занялись 3 классники, а так же изготовили проекты:
«Пословицы, поговорки, загадки о птицах». Книжки малышки.
Проекты «Перелетные птицы» изготовили 4 классники.
В завершении декады состоялся районный семинар учителей начальных классов.
Учителя начальных классов провели открытые уроки. Все уроки соответствовали
требованиям нового стандарта. Интересные задания, поисковая деятельность, яркая
наглядность и доброжелательная обстановка способствовали активизации деятельности
учащихся.
Декада начальных классов позволила учащимся раскрыть свой творческий потенциал.
Все учителя проявили хорошие организаторские способности, создали праздничную
творческую атмосферу. Учащиеся показали хорошие знания по предметам, умение
применять знания в разных ситуациях, взаимовыручку, неординарное решение трудных
вопросов.
Обучающиеся принимали участие в дистанционных конкурсах и олимпиадах. 2А класс
приняли участие в международном конкурсе «Умка»:
Насырова В. 2 место (окр.мир), Хрущева Л. 1 место (математика), Хуснутдинов Э. 3 место
(рус.язык), Сайбаталова М. 1 место (лит.чтение). А так же в дистанционном конкурсе
«Пазл» - Хуснутдинов Э. 1 место, Хрущева Л. – 2 место, Киушкина А. 3 место – учитель
Юнга В.В.
Многие ребята участвовали в олимпиаде на Кубок Гагарина: Егошина К.-4б,
Нигмадьянова А., Галиахметов Т., Юсупова М, Корытова Д., Насырова В.,-1а кл. Вышли
на муниципальный уровень: Галина Р, Шаронова А., Поколов Б., Сафиулина В. 3 кл., а
Хисматова К. из 1а кл стала победителем на муниципальном уровне.
Обучающиеся 4 классов приняли участие в районной олимпиаде школьников и тоже
заняли призовые места.
В
течение
года
проходил
контроль
4
классов.
Были
проведены
Всероссийские
проверочные работы. В конце учебного года прошёл обобщающий контроль 1-4-х классов,
контрольно-диагностические работы по математике, русскому языку, проверку техники
чтения,
Организация внеклассной работы
Одним из средств достижений образовательных и воспитательных целей является
внеклассная работа. Внеклассная работа способствует более разностороннему раскрытию
индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удается рассмотреть на уроке;
обогащает личный опыт ребенка, его знания о разнообразии человеческой деятельности,
ребенок приобретает необходимые практические умения и навыки; способствует развитию
у
детей
интереса
к
различным
видам
деятельности,
желания
активно
участвовать
в
продуктивной,
одобряемой
обществом
деятельности,
дети
не
только
проявляют
свои
индивидуальные особенности, но и учатся жить в коллективе, т.е. сотрудничать друг с
другом, заботиться о своих товарищах, ставить себя на место другого человека и пр.
Формы организации внеклассной работы самые разнообразные. Это олимпиады,
праздники, соревнования, конкурсы и т.д.
Наши школьники принимали участие в районных конкурсах : конкурс фотографий
«Сделай мир ярче» - Тюнегова Е. 1 место, Хуснутдинова М. 2 место 3 класс, учитель
Нигаманова
Ф.М.,
в
конкурсе
«Новогодняя
феерия»
победили
ученики
1а
класса
и
получили диплом Гран При за коллективную работу, учитель Шавалеева Е.В.
В целом по всем указанным направлениям велась большая продуктивная работа.
Все
вышеперечисленные задачи полностью согласуются с теми задачами, которые стояли
перед
педагогическим
коллективом
всей
нашей
школы
в
прошедшем
учебном
году.
Некоторые
из
них
остаются
основополагающими
и
на
следующий
учебный
год:
обеспечение успешной адаптации ребенка при переходе из детского сада в начальную
школу и со ступени начального общего образования на основную.
Выводы, цели, задачи и направления работы на следующий учебный год
Тематика
заседаний
МО
отражала
основные
проблемные
вопросы,
которые
стремится решать педагогический коллектив школы. Поставленные задачи на 2018-2019
учебный год были выполнены.
Повышается
профессиональный
образовательный
уровень
педагогов.
В
ходе
проведения открытых мероприятий, конкурсов, декады начальных классов
педагоги
проявили хорошие организаторские и профессиональные способности; разнообразные
формы проведения мероприятий вызвали интерес у учащихся.
Наряду
с
имеющимися
положительными
результатами
в
работе
имеются
недостатки:
- некоторые педагоги не вовремя заполняют электронный журнал, не всегда соблюдается
единый орфографический режим при ведении тетрадей;
-
учителям
выпускных
классов
необходимо
совершенствовать
формы
работы
по
подготовке учащихся к олимпиадам, систематически готовить учеников к ВПР.
Программный материал учителями начальной школы выполнен. Отставания были
ликвидированы за счет резервных уроков, объединения тем.
В
2019
-
2020
учебном
году
МО
учителей
начальных
классов
планирует
продолжить изучение новых программ и технологий и внедрение их в работу, продолжить
работу по проведению олимпиад, предметных недель, запланировать открытые уроки и
внеклассные мероприятия. Особое внимание уделить подготовке учеников 4 классов к
выполнению ВПР.
Предложения:
Продолжить
работу
над
проблемой
успешного
применения
эффективных
форм
и
приемов обучения, инновационных технологий.
23.05.2019
Руководитель ШМО учителей начальных классов:
___________/Е.В.Шавалеева