Автор: Яндакова Татьяна Ширниновна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ СОШ №5
Населённый пункт: г. Гусиноозерск, Республика Бурятия
Наименование материала: cтатья
Тема: Приемы и инструменты формирующего оценивания на уроках английского языка
Раздел: полное образование
Приемы и инструменты формирующего оценивания на уроках
английского языка.
Яндакова Т.Ш.
учитель английского языка
МБОУ СОШ №5
г. Гусиноозерск
В последнее время в содержании образования происходят качественные изменения:
акцент с предметных знаний умений и навыков как основной цели обучения переносится
на
формирование общеучебных компетенций учащихся. В связи с этим изменился и
подход к оцениванию.
Традиционная методика оценивания дающая ответ только на вопрос, знает или не знает
учащийся
изучаемый
материал,
является
малоинформативной.
Она
не
фиксирует
реальные
достижения
ученика,
а
также
не
дает
полноценной
возможности
для
формирования у учащегося самостоятельности в оценивании. Чаще всего такая система
оценивания
способствует
появлению учеников, которые
после первой же неудачи,
теряют интерес к учению.
Согласно
новой
парадигме
образовательных
стандартов
оценивание
призвано
стимулировать учение, а не тормозить его. Таким образом, на первый план выходит поиск
такого подхода к оцениванию достижений учащихся, который позволил бы устранить
негативные
моменты
в
обучении,
способствовал
бы
индивидуализации
процесса
обучения, повышению учебной мотивации и самостоятельности учащихся.
Поэтому
основным
объектом
оценки
в
условиях
ФГОС
выступают
планируемые
результаты: личностные (самоопределение, моральная ориентация, смыслообразование),
метапредметные
(регулятивные,
познавательные,
коммуникативные)
и
предметные
(система опорных знаний и система предметных действий).
Цель оценки
–
это
оценивание
как
достигаемых
результатов,
так
и
процесса
их
формирования.
Федеральные
государственные
образовательные
стандарты
предусматривают
комплексный
подход
к
оценке
и
использованию
разнообразных
методов
и
форм
оценивания.
Основной
акцент
делается
на
оценку
динамики
индивидуальных достижений обучающихся в процессе освоения программы.
Одним из таких подходов к оцениванию является формирующее оценивание, или
оценивание для обучения. При таком подходе меняется роль учителя, учебный процесс
строится
на
основе
сотрудничества
между его
участниками.
Оценка
осуществляется
непрерывно,
оценивается
сам
процесс
движения
к
качественному
результату.
Часть
полномочий переходит к ученику, таким образом, трансформируясь в самоконтроль и
самооценку, делая учащихся ответственными за обучение и повышая познавательную
мотивацию.
Существуют разные приемы и инструменты формирующего оценивания предметных
и метапредметных результатов. В УМК Spotlight в рамках формирования учебно -
познавательной компетенции учащихся и внедрения в практику критериального подхода к
оцениванию
знаний
и
умений
учащихся,
уровня
овладения
новыми
способами
деятельности
учителю
предлагается
специальный
банк
материалов,
посвященных
самооценке и оценке.
Специальные таблицы предназначены для организации систематического анализа и
самоанализа приобретенных знаний и умений в процессе обучения: “Formative Evaluation
Chart” — таблица текущего контроля. Она заполняться учителем на всю группу учащихся
на
любом
этапе
работы,
когда
он
посчитает
необходимым
оценить
выполнение
учащимися того или иного упражнения или задания. Учитель делает копию таблицы для
каждого вида работы и заполняет соответствующие графы напротив ФИ учащихся.
Предлагается следующая система оценок:
“C“(competence) — «хорошо»: учащиеся понимают и правильно употребляют изучаемый
лексико - грамматический материал.
“W“(working on)
—
«удовлетворительно»:
учащиеся
понимают
изучаемый
лексико-
грамматический материал, но еще не умеют употреблять его правильно.
“N“
(noncompetence) —
«неудовлетворительно»:
учащиеся
не
понимают
изучаемый
лексико - грамматический материал.
Вместо оценок учитель может использовать цветовой код: «хорошо» — зеленый цвет,
«удовлетворительно» — желтый цвет, «неудовлетворительно» — красный цвет.
Для
самооценки
учащимися своих
достижений
по
каждому
изученному
модулю
таблица
“Students’
Self-Assessment Form”.
Она
заполняется
каждым
учащимся
индивидуально — по завершении работы над разделом Now I Can….
Для мотивации учащихся работу с модулем начинаем с вводной страницы - знакомства
с рубриками, охватывающими содержание и учебные задачи, которые предстоит решать и
то, чему они должны научиться. В
конце изучения модуля на обобщающем уроке,
предусмотрена рефлексия учебных достижений учащихся. Ученики высказываются по
пунктам таблицы,
либо отвечают на вопросы учителя и оценивают свою работу,
заполняя лист самооценки.
Пример листа самооценки к Module 5 “Feasts” Spotlight 6
I can / know
Very Well
Well
Not so well
Talk
about
British
/
Russian
/
Local
festivals &
preparations for them
Talk about actions happening now
Write an invitation card
Ask for and express my opinion
Advertise an interesting event
Для
самодиагностики
достижений
в
течение
урока
применяю «Progress List».
Учащиеся начинают заполнять таблицу в начале урока и завершают после изучения
материала в конце урока.
Пример к Module 2 b – My place Spotlight 6
In the beginning of the lesson
In the end of the lesson
I know the names of the rooms and
furniture
I can talk about where things are
I can describe a room using its plan
Так, перед знакомством с новой лексикой по теме «Мой дом» ученики записывают в
таблицу известные им названия разных комнат и мебели в них, предлоги места. По мере
работы с материалом урока дополняют таблицу и, используя ее либо на уроке, либо дома
готовят сообщения по теме.
Для формирования умений находить нужную информацию часто использую прием
«Fact
file».
Этот
прием
также
способствует
развитию
критического
мышления,
формированию умения работать с учебным материалом, умения выделять главное для
решения учебной задачи. После заполнения, учащиеся обмениваются своими таблицами и
проводят взаимопроверку и комментируют их, отмечая положительное и высказывая
пожелания. Информация из таблицы в дальнейшем может использоваться как опора для
монологического и диалогического высказывания.
Пример к Module 5c The Highland Games, Spotlight 6
Where
When
Events/ Competitions
Other activities
The most popular event
Would you like to watch these events? Which
one and why?
На уроках в старших классах часто использую прием «Brief Report», который
заключается в высказывании своего отношения к изученной теме, материалу урока. Он
может проводиться в качестве рефлексии на уроке в форме ответов на вопросы: «What
was the most interesting/difficult/easiest
for you at the lesson?, «What have you learned to
do?», «Was it easy or difficult to understand» understand?
Для формирования навыков самооценивания в первую очередь следует выработать
умение понимать задание, что и как необходимо делать, чтобы выполнить его правильно.
Учащиеся знакомятся с критериями оценки разных видов работы в устной и письменной
формах:
тестов,
письма
личного
характера, эссе,
устных высказываний
в
форме
монолога и диалога, а также проектных заданий.
Хорошим
приемом,
способствующим
формированию
навыков
самооценки
и
самоконтроля, считаю прием «Comparing with а model» (сравнение с образцом). Я
использую его после проверки эссе в старших классах. Учащимся, получившим хорошие
оценки, предлагаю прочитать свое эссе перед классом. А затем обсуждаем с учащимися,
почему эти работы признаны лучшими, по каким критериям.
В качестве проектов для внеурочной работы в УМК «Spotlight» имеется широкий
спектр
творческих,
проектных
заданий:
написать
рассказ
о
каком
–
либо
событии,
провести
опрос
по
определенной
тематике
среди
одноклассников
и
представить
полученную информацию в виде диаграммы, начертить план своей комнаты, расстановку
мебели в ней и представить его своему соседу по парте или в микро – группе и т. д.
Творческие
работы,
получившие
оценку
учителя
и
учащихся,
накапливаются
в
языковом портфеле (My Language Portfolio). Задания из раздела Speaking на составление и
драматизацию диалогов, некоторые ученики, в основном испытывающие волнение при
выступлении
перед
классом,
представляют
в
аудиозаписи.
При
оценивании
работ
творческого
характера, вместе
с
учащимися обсуждаем критерии оценивания самой
работы: раскрытие всех аспектов задания, качество выполнения, оригинальность, а также
критерии представления ее классу.
Вот, некоторые из приемов и инструментов формирующего оценивания, которые я
использую на практике. Основная цель введения элементов формирующего оценивания -
это трансформация того, как учатся дети: это максимальная включенность учеников в
учебную деятельность, изменение их роли в учебном процессе, осознанность учебных
действий, повышение учебной мотивации и самостоятельности. Формирующая оценка
образовательных результатов – важный компонент личностно-ориентированного и
дифференцированного обучения.
Список литературы
1.
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
основного
общего
образования;
2. Книга для учителя УМК «Spotlight» авторов: Ваулиной Ю.Е., Дули Дж., Подоляко
О.Е., В.Эванс для 5-9 классов;
3. Крылова О.Н., Бойцова Е.Г. Приемы формирующего оценивания: методическое
пособие.- М.: ООО «Русское слово-учебник», 2016г
4. Пинская. М.А. Оценивание в условиях введения требований нового Федерального
государственного образовательного стандарта.
Педагогический университет
«Первое
сентября», 2013 г.
5.
Фишман
И.С.,
Голуб
Г.Б.
Формирующая
оценка
образовательных
результатов
учащихся: Методическое пособие.