Напоминание

Живописные средства художественной выразительности в искусстве и детском рисунке.


Автор: Шарифуллина Альбина Ильгизяровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад№3 с.Кандры
Населённый пункт: с.Кандры муниципального района Туймазинский района Республики Башкортостан
Наименование материала: Изобразительное искусство в детском саду
Тема: Живописные средства художественной выразительности в искусстве и детском рисунке.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Живописные средства художественной выразительности в искусстве и

детском рисунке.

Художественные средства живописи

К художественно – выразительным средствам живописи относятся цвет,

мазок, линия, пятно, цветовой и световой контраст,колорит, форма,

композиция, фактура.

Цвет. Каждый живой и неживой предмет имеет свой цвет. Также как и цвет,

огромную роль играет освещенность. Воздействия цветовой окраски,

расположение в пространстве, состояние воздуха влияет на цвет. Красота,

которой мы восхищаемся и которую мы любим – красочное богатство

действительности, или иначе цвета. Художник передает с помощью цвета,

цветовых ощущений, цветовых сочетаний, гармонии холодных и теплых

цветов все разнообразие настроения, чувства. А к ним относиться – радость,

ожидание, тревога, грусть, нежность.

Мазок в живописи – след кисти с краской, оставленный художником на

холсте, бумаги, картоне. Техника зависит от индивидуальной манеры

художника, она очень разнообразна.

Линия и пятно – четкое очертание краской конкретного предмета на полотне.

Пятно – тональное, силуэтное изображение объекта. Например, чтобы лучше

понять это выражение, разберем пятно – снежную ель на фоне дальнего

неба. Или холм в темном ночном небе. Линию легче представить, посмотрев

на любую картину. Четкие линии очертания тени того или другого предмета,

усиливающие чувства грусти или радости. Цветовой и световой контраст в

живописи, примером может служить резко выделяющие светлые и темные

отношения пятен, участков картины.

Колорит - система цветовых тонов, их сочетаний и взаимоотношений в

произведении искусства.

Фактура - поверхность красочного слоя произведения живописи: глянцевитая

или матовая, слитная или прерывистая, гладкая или неровная.

Композиция – расположение всех предметов, элементов и частей

произведения в определенной системе и последовательности для лучшего

раскрытия художественного образа.

Здесь же мы рассмотрим форму и конструкцию (строение) предмета, увидим

художественно-выразительные средства – тон, штрих, линия.

Форма предметов определяется очертаниями, контуром, силуэтом. В

упрощенном виде – квадрат, треугольник, круг, прямоугольник. Каждый

предмет в упрощенном виде похож на геометрическую фигуру. Например,

мяч – круглую форму, телевизор – прямоугольник, карнавальная шапочка

клоуна – треугольник.

Конструкция (строение) предметов – основа форы, каркас строения

предметов. Конструкция каждого предмета является то или иное

геометрическое тело. Геометрические тела – цилиндр, шар, конус,

параллелепипед, куб, пирамида. Очень часто рассматривая предмет, мы

видим, что он имеет несколько геометрических тел. В рисовании имеет место

метода прорисовки, или его чаще называют «сквозняк», когда рисуешь его

строение, конструкцию, которые не видны нашему глазу.

Силуэт в изобразительном искусстве (графическая техника) – это вид

графического изображения предмета. Это однотонное, плоскостное

изображение предмета. Обычно силуэты рисуют тушью на светлом фоне, ил

на черном фоне белилами, либо вырезают из темной или светлой бумаге

фигуру, и приклеивают на лист другого тона.

Композиция в изобразительной графике – расположение всех предметов,

элементов и частей произведения в определенной системе и

последовательности для лучшего раскрытия художественного образа.

Композицию представляют в круге, в квадрате, овале, в прямоугольнике.

Выразительные средства живописи, последовательность выполнения

тематической композиции, художник, предварительно делает эскизы, этюды,

рисунки, наброски, создает тем самым картину.

Изобразительное искусство обладает своим языком, который помогает

художнику выразить мысли, чувства, свое отношение к действительности.

Посредством языка искусства жизнь отражается художником во всем

многообразии. Язык? Восприятие художественного образа в картине,

графике, скульптуре способствует уточнению многих понятий,

специфических для изобразительного искусства. В процессе приобщения

детей к разным видам изобразительного искусства происходит развитие

познавательных способностей, уточняются знания об окружающем:

общественных явлениях, природе и т. д. Их знание делает процесс

восприятия более осмысленным, интересным, так как ребенок различает

выразительные средства каждого вида изобразительного искусства. В

работах , установлено, что дошкольники способны в процессе предметно-

чувственной деятельности выделять существенные свойства предметов и

явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и

отражать их в образной форме. Язык изобразительного искусства

многообразен. С младшего дошкольного возраста надо формировать у детей

эмоциональную отзывчивость на произведения искусства (какие чувства

передает художник в картине, скульптуре) затем обратить внимание детей на

средства образной выразительности. Раннее приобщение детей к настоящему

высокому искусству способствует зарождению в детской душе поистине

эстетического восприятия действительности. Почему-то бытует мнение, что

маленькому ребенку недоступно понимание произведений великих

художников, что для детей должно быть особое, упрощенное «искусство». А

вот 4-летняя девочка идет по залам Третьяковской галереи и вдруг сама, без

единого намека со стороны взрослых останавливается у картины «Княжна

Тараканова». Она поражена, задает массу вопросов, возвращается к картине

снова и снова. Что это? Ведь К, Д,Флавицкий писал свое произведение не для

детей. Впечатлительный ребенок заметил страх и муку . Очень сильное

впечатление. Сила искусства пробудила в девочке лучшие человеческие

чувства – сострадание, сочувствие. Художник находит острое решение

сюжета, что дает возможность передать впечатление динамики. В этом плане

характерно полотно В. Сурикова «Утро стрелецкой казни»: последние

минуты жизни перед казнью, а по существу раскрыта эпоха в жизни народа.

Или выбирает такое событие, когда особенно ярко выявляются человеческие

характеры. Картина «Мир Конец войне» Ее содержание – возвращение

матери с войны, измученное лицо вошедшего, устремленная к нему фигура

матери, радостная улыбка сына. Какая глубина чувств и отношений!

Живопись воссоздает все богатство и многообразие мира. Яркие зрительные

образы картин эмоционально воспринимаются детьми. Живопись как вид

изобразительного искусства соответствует возрастным особенностям

дошкольников и доступна их восприятию. Дети учатся видеть в картине

главное, точно и живо описывать изображенное, излагать свои мысли в

логической последовательности и не только описывать содержание картины,

но и придумывать предшествующие и последующие события. Портрет это не

просто воспроизведение черт конкретного человека. Ни один другой жанр

живописи не раскрывает человека так, как это делает портрет.

Художественными средствами он подчеркивает самое существенное в

человеке, многообразие его качеств: физических, нравственных,

эмоциональных, интеллектуальных. Способами передачи эмоционального

состояния человека являются выразительные движения: мимика, жест, поза.

Художник раскрывает внутренний мир человека, дает психологическую

характеристику переживаний, используя изобразительный «язык

человеческих чувств». При ознакомлении с портретом ребенок имеет

возможность почувствовать себя и крестьянским мальчиком и неунывающим

веселым солдатом, и озорной девчонкой… Способность поставить себя на

место другого, испытать радость, удивление, или огорчение порождает

чувство заинтересованности, сопричастности, ответственности, освобождает

ребенка от замкнутости. Благодаря знакомству с портретом ребенок

приобщается к истории и культуре общества, приобретает знания об

известных деятелях науки и искусства, о сословных и национальных

отношениях в обществе, о профессиях, быте и облике людей разного

времени, их взаимоотношениях, моральных нормах и правилах. Художники

всего мира со свойственной каждому манерой изображения стремились

передать на холсте все многообразие природы, свою любовь к ней.

Пейзажист рассказывает о знакомых нам много раз виденных лесах, реках,

полях, но вносит свое отношение, свое видение, создает поэтический образ

природы. И. Левитан, И. Шишкин, К. Коровин - певцы русской природы. Они

внесли в свои пейзажи большое человеческое содержание, показали природу

как источник прекрасного в жизни человекаОсобые чувства (покоя,

торжественности, таинственности и т. п.) способны выразить пейзажи и

натюрморты. Они передают красоту природы, эстетические представления о

ее красоте, возникшие у художника. Натюрморты вызывают у ребят чувство

удивления, интерес к красоте простых окружающих предметов. Портреты

помогают детям увидеть черты прекрасного в близких людях. В процессе

знакомства с произведениями живописи и графики дети узнают некоторые

термины: картина, живопись, графика, линия, композиция, динамика (или

движение), изображение, мазки, холст и т. п. Не все эти термины дети будут

использовать в активной речи, но они должны слышать правильный,

образный язык искусства.

Таким образом, главная цель изобразительного искусства как вида

деятельности в детском саду - духовно обогатить ребенка, научить

проникновению в эстетическую сущность произведения искусства. В

процессе общения ребенка с явлениями изобразительного искусства,

накапливается масса разнообразных, в том числе и эстетических,

впечатлений. Занимаясь изобразительным искусством, старший дошкольник

не только замечает общий колорит, распределение цвета, гармонию тонов, их

взаимную уравновешенность, но следит за композицией, расположением

фигур, точностью и выразительностью рисунка. Все это вместе дает ему

реальную возможность приблизиться к постижению смысла картины,

творческому сопереживанию. Обучая детей восприятию произведений

искусства, мы тем самым делаем выразительнее их изобразительную

деятельность, хотя совершенно очевидно, что в этом процессе нет

механического переноса способов деятельности взрослого художника в

деятельность ребенка. Рассмотрим, какие устанавливаются взаимосвязи и как

надо воздействовать, чтобы помочь детям в создании выразительного образа

в рисунке, лепке. Характерным изобразительно-выразительным средством

живописи мы считаем цвет, благодаря которому художник имеет возможность

передавать все многообразие окружающего мира (богатство цветовых

оттенков, эмоциональное воздействие цвета на зрителя). В то же время в

картине имеет значение композиция, ритм цветовых пятен, рисунок. Ребенок

может пользоваться всеми этими средствами, усиливая или ослабляя их

воздействие на зрителя. Цвет в рисунке - наиболее яркое выразительное

средство, привлекающее внимание детей, эмоционально воздействующее на

их чувства (Леонтьева Е И )

Другое выразительное средство - характер линии, контура, передача

движения в рисунке дошкольника - является наиболее специфическим.

Характер линий у взрослого художника определяется уровнем его мастерства,

способностью обобщения. Рисунок бывает чаще всего лаконичным, имеет

вид наброска. Рисунки могут быть штриховые, цветные.

Рисованием натуры помогает развивать чувство композиции при передаче

пространства. Дети очень быстро овладевают умением располагать предметы

на большом пространстве вблизи и вдали при рисовании с натуры

окружающей природы Картина как средство обогащения представлений и

знаний детей широко используется в подготовительной группе в

предварительной работе перед началом рисования.

Например, такая сложная композиционная задача, как расположение на

широкой полосе, становится понятнее детям при рассматривании картины.

Воспитатель обращает их внимание на то, как художник разделил ее на две

части - землю и небо; как изображены предметы в нижней части; почему

отдаленные предметы рисуются выше, почти без деталей. Дети видят, что

деревья могут быть нарисованы по всей земле, а не только на одной линии.

Можно рассмотреть несколько картин на одну тему, где использован один и

тот же прием расположения, чтобы дети лучше усвоили его. При рисовании

воспитатель, напомнив о виденном на картине, предлагает детям подумать,

сколько места займут небо, земля. Затем, разделив их тонкой линией, ребята

начинают рисовать.

Младший дошкольный возраст

Подводить детей к восприятию произведений искусства. Знакомить с

элементарными средствами выразительности в разных видах искусства (цвет,

звук, форма, движение, жесты), подводить к различению разных видов

искусства через художественный образ. Готовить к посещению кукольного

театра, выставке детских работ и т. д. Развивать умение ритмично наносить

линии, штрихи, пятна, мазки (опадают с деревьев листочки, идет дождь,

«снег, снег кружится, белая вся улица», «дождик, дождик, кап, кап, кап...»).

Предлагать детям изображать простые предметы, рисовать прямые линии

(короткие, длинные) в разных направлениях, перекрещивать их (полоски,

ленточки, дорожки, заборчик, клетчатый платочек и др.). Подводить детей к

изображению предметов разной формы (округлая, прямоугольная) и

предметов, состоящих из комбинаций разных форм и линий (неваляшка,

снеговик, цыпленок, тележка, вагончик и др.). Исследования изобразительной

деятельности детей младшего дошкольного возраста показали, что у ребенка

движения, производимые при рисовании, совпадают с общим ритмом

движений, которые интенсивно развиваются в этом возрасте. Однако они в

большей мере еще непроизвольны и проведение линий не контролируется

зрением.

Освоение изобразительных умений начинается с проведения прямых,

вертикальных и горизонтальных линий сначала при дорисовывании рисунка,

начатого воспитателем (ниточки к шарам, стеблей к цветам и т. д.).

Нарисованная часть предмета определяет направление линии, длина которой

может быть различной. Затем детям предлагается самостоятельно проводить

линии в указанных направлениях на основе восприятия различных

предметов.

Более сложным является овладение рисованием округлых линий и замкнутых

форм, что требует умения подчинять руку точному движению и контролю

зрения, так как окончание линии должно привести к соединению ее с

началом. В изображении округлых форм от детей не требуется передача

правильного круга, хотя они и рисуют мячи, шары. Под округлой формой в

данном случае понимается изображение, приближающееся к кругу

(например, овалы или более неопределенные формы, образованные

замкнутой линией, не имеющей углов). Создавать несложные сюжетные

композиции, повторяя изображение одного предмета (елочки на нашем

участке, неваляшки гуляют) или изображая разнообразные предметы,

насекомых и т. п. в траве ползают жучки и червячки; колобок катится по

дорожке и др.). Развивать умение располагать изображения по всему листу.

Средняя группа

Помогать детям при передаче сюжета располагать изображения на всем листе

в соответствии с содержанием действия и включенными в действие

объектами. Направлять внимание детей на передачу соотношения предметов

по величине: дерево высокое, куст ниже дерева, цветы ниже куста.

Формировать умение правильно передавать расположение частей сложных

предметов (кукла, зайчик и др.) и соотносить их по величине.

Формировать умение выделять и называть основные средства вырази-

тельности (цвет, форма, величина, ритм, движение, жест, звук) и создавать

свои художественные образы в изобразительной, музыкальной,

конструктивной деятельности.

Дети этого возраста передают несложный сюжет, объединяя в рисунке

несколько предметов. Понимают уже смысл рисования, хотя более или менее

правильно изобразить предмет они пока не могут. Одновременно с

усложнением формы усложняется и использование цвета, который начинает

выделяться как один из основных признаков предмета. В этом возрасте

развивается способность сравнивать и выделять особенности форм,

имеющих округлые очертания, но отличных друг от друга по длине и

ширине.

Новым в обучении детей изображению предметов является передача

строения с ритмично расположенными частями (вверху - внизу, с одной

стороны - с другой стороны), а также некоторых пропорциональных

соотношений частей. Это дает возможность анализировать и сравнивать

отдельные части между собой. Обращают внимание дети на передачу

соотношения предметов по величине: дерево высокое, куст ниже дерева,

цветы ниже куста. Правильно передают расположение частей сложных

предметов (кукла, зайчик и др.) и соотносят их по величине.

Старшая группа

. Усложнение учебных заданий обосновано дальнейшим развитием детей.

Значительно расширяется их опыт; они приобретают много новых знаний

благодаря наблюдению окружающей жизни, чтению художественной

литературы, рассказам взрослых и т. д. Для них становится возможным

рисование на темы, не связанные с непосредственными восприятиями

(сказочные герои), изображение объектов, которых они не видели (например,

животных жарких стран и т. д.).

В этом возрасте дети учатся находить и передавать в рисунке сходство и

различие однородных предметов. Так они рисуют с натуры фрукты, овощи,

цветы, передавая их характерные особенности

Старшему дошкольнику доступны понимание и передача в рисунке

изменений положения некоторых частей тела человека: поднятые руки,

согнутые в коленях ноги (темы «Дети занимаются физкультурой», «Петрушка

пляшет» и др.). Выразительность образа в этих темах достигается за счет

изображения некоторых характерных деталей (одежда Петрушки, Красной

Шапочки, Деда Мороза) или черт лица (длинного носа у Буратино, бороды у

Деда Мороза и т. д.).

Умение создавать выразительный образ связано с развитием способности

замечать характерные черты предметов (например, при рисовании с натуры

веток с почками, листьями, подснежников, а в летний период грибов разных

видов, ягод, цветов, бабочек). Продолжать совершенствовать умение переда-

вать в рисунке образы предметов, объектов, персонажей сказок, литера-

турных произведений. Обращать внимание детей на отличия предметов по

форме, величине, пропорциям частей; побуждать их передавать эти отличия в

рисунках

Закреплять умение передавать положение предметов в пространстве на листе

бумаги, обращать внимание детей на то, что предметы могут по- разному

располагаться на плоскости (стоять, лежать, менять положение: живые

существа могут двигаться, менять позы, дерево в ветреный день —

наклоняться и т. д.); передавать движения фигур.

Способствовать овладению композиционными умениями: учить располагать

изображение на листе с учетом его пропорций (если предмет вытянут в

высоту, располагать его на листе по вертикали; если он вытянут в ширину,

например, не очень высокий, но длинный дом, располагать его по

горизонтали). Закреплять способы и приемы рисования различными

изобразительными материалами (цветные карандаши, гуашь, акварель,

цветные мелки, пастель, сангина, угольный карандаш, фломастеры,

разнообразные кисти и т. п).

Обращать внимание на передачу в изображении не только основных свойств

предметов (форма, величина, цвет), но и характерных деталей, соотношение

предметов и их частей по величине, высоте, расположению относительно

друг друга. Замечать и выделять выразительные решения изображений.

Развивать эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетическое

восприятие, интерес к искусству. Формировать умение соотносить

художественный образ и средства выразительности, характеризующие его в

разных видах искусства, подбирать материал и пособия для самостоятельной

художественной деятельности. Различает произведения изобразительного

искусства (живопись, книжная графика, народное декоративное искусство,

скульптура). Выделяет выразительные средства в разных видах искусства

(форма, цвет, колорит, композиция). Знает особенности изобразительных

материалов. Создает изображения предметов (с натуры, по представлению);

сюжетные изображения. Использует разнообразные композиционные

решения, изобразительные материалы. Использует различные цвета и

оттенки для создания выразительных образов. Выполняет узоры по мотивам

народного декоративно-прикладного искусства.

Подготовительная группа

У детей шести лет довольно хорошо развито аналитическое мышление. Они

могут выделять как общие признаки, присущие предметам одного вида, так и

индивидуальные особенности, отличающие один предмет от другого.

Например, в изображении разнообразных деревьев. Каждое дерево имеет

вертикально направленный ствол, толстые и тонкие ветви, на них листья,

образующие крону. Эти признаки передаются и детьми старшей группы. В

подготовительной группе их учат видеть и рисовать деревья разных пород,

где все эти общие признаки несколько своеобразны: у елки ствол постепенно

суживается кверху и заканчивается тонкой острой верхушкой, а у лиственных

тоже суживается, но вверху разветвляется и заканчивается множеством

мелких ветвей; у березки толстые ветки идут вверх, а тонкие длинные

свисают вниз, а у липы тонкие веточки расположены параллельно земле.

Есть деревья согнутые, с раздвоенными стволами, молодые и старые. Умение

увидеть это разнообразие и передать в рисунке развивает у детей способность

создавать выразительные образы природы.

Такое же многообразие в передаче особенностей предмета закрепляется в

темах по изображению овощей, фруктов и т. д. Для этого дети знакомятся с

получением оттенков цвета и составлением новых цветов.

Умение передавать характерные особенности строения и формы предметов

дошкольники осваивают при рисовании с натуры разнообразных предметов,

вначале простых по форме и строению: веток елки и сосны, рыбок, птиц,

кукол.

В подготовительной группе дети начинают рисовать с предварительного

наброска, в котором намечаются сначала основные части, а затем уточняются

детали. Использование наброска заставляет ребенка внимательно

анализировать натуру, выделять главное в ней, согласовывать детали,

планировать свою работу.

Совершенствовать умение изображать предметы по памяти и с натуры.

Развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности

предметов и передавать их средствами рисунка (форма, пропорции,

расположение на листе бумаги).

Совершенствовать технику изображения. Продолжать развивать свободу и

одновременно точность движений руки под контролем зрения, их плавность,

ритмичность. Продолжать формировать умение свободно владеть

карандашом при выполнении линейного рисунка, упражнять в плавных

поворотах руки при рисовании округлых линии, завитков в разном

направлении (от веточки и от конца завитка к веточке, вертикально и

горизонтально), учить осуществлять движение всей рукой при рисовании

длинных линий, крупных форм, одними пальцами — при рисовании

небольших форм и мелких деталей, коротких линий, штрихов, травки

(хохлома), оживок (городец) и др. Развивать умение видеть красоту

созданного изображения и в передаче формы, плавности, слитности линий

или их тонкости, изящности, ритмичности расположения линий и пятен,

равномерности закрашивания рисунка; чувствовать плавные переходы

оттенков цвета, получившиеся при равномерном закрашивании и

регулировании нажима на карандаш. Формировать умение строить

композицию рисунка; передавать движения людей и животных, растений,

склоняющихся от ветра. Продолжать формировать умение передавать в

рисунках как сюжеты народных сказок, так и авторских произведений

(стихотворений, сказок, рассказов); проявлять самостоятельность в выборе

темы, композиционного и цветового решения. Совершенствовать умение

изображать предметы, передавая их форму, величину строение, пропорции,

цвет, композицию.

Приобщение к изобразительному искусству

Формировать основы художественной культуры. Продолжать развивать

интерес к искусству. Закреплять знания об искусстве как виде творческой

деятельности людей., о видах искусства (декоративно-прикладное,

изобразительное искусство, литература, музыка, архитектура, театр, танец,

кино, цирк). Расширять знания детей об изобразительном искусстве,

развивать художественное восприятие произведений изобразительного

искусства. Продолжать знакомить детей с произведениями живописи; И.

Шишкин («Рожь», «Утро в сосновом лесу»), И. Левитан («Золотая осень»,

«Март» «Весна. Большая вода»), А. Саврасов («Грачи прилетели»), А.

Пластов («Полдень», «Летом», «Сенокос»), В. Васнецов («Аленушка»,

«Богатыри». «Иван-царевич на Сером волке») и др. Знакомить с

возможностями детского сада, а также близлежащих учреждений

дополнительного образования и культуры в художественном воспитании

детей. Организовывать семейные посещения музея изобразительных

искусств, выставочных залов, детской художественной галереи, мастерских

художников и скульпторов.



В раздел образования