Автор: Данилова Мария Поликарповна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №73
Населённый пункт: республика Татарстан г. Нижнекамск
Наименование материала: доклад
Тема: Развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности
Раздел: дошкольное образование
«Развитие речи детей дошкольного возраста
в игровой деятельности»
Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком
разговорного
языка,
становления
и
развития
всех
сторон
речи.
В
работе
затронута проблема развития речи детей в игровой деятельности, так как в
дошкольном возрасте данный вид деятельности является ведущим. Причиной
острой
необходимости
развития
речи
детей
является
потребность
общения
человека с окружающими его людьми, а что бы речь была внятна, понятна и
интересна другим необходимо проводить разнообразные игры, разрабатывать
методики
проведения
игр,
чтобы
дети
были
заинтересованы
в
игровой
деятельности.
Дошкольный
возраст
является
уникальным
и
решающим
периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается
воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество,
общая инициативность. Однако все эти важнейшие качества формируются не в
учебных занятиях, а в ведущей и главной деятельности дошкольника — в игре.
Самое существенное изменение, которое отмечают не только психологи, но и
большинство опытных дошкольных педагогов, заключается в том, что дети в
детских садах стали меньше играть.
Дошкольники практически не знают традиционных детских игр и не умеют
играть.
В качестве
главной
причины
обычно
называют
недостаток
времени
на игру. Действительно, в большинстве детских садов режим дня перегружен
различными занятиями и на свободную игру остаётся менее часа.
Однако и этот час дети, по наблюдениям педагогов, не могут содержательно
и спокойно играть — они возятся, дерутся, толкаются — поэтому воспитатели
стремятся
заполнить
свободное
время
детей
спокойными
занятиями
или
прибегать к дисциплинарным воздействиям. При этом они констатируют, что
дошкольники
не умеют
и не хотят
играть. Это
действительно
так.
Игра
не возникает сама собой, а передается от одного поколения детей другому —
от старших
к младшим.
В настоящее
время
эта
связь
детских
поколений
прервана
(разновозрастные
детские
сообщества —
в семье,
во дворе,
в квартире — встречаются лишь как исключение). Дети растут среди взрослых,
а взрослым
некогда
играть,
да они
и не умеют
этого
делать
и не считают
важным.
Если
они
и занимаются
детьми,
то они
их учат.
В результате
игра
уходит из жизни дошкольников, а вместе с ней уходит и само детство.
Сворачивание игры в дошкольном возрасте весьма печально отражается
на общем психическом и личностном развитии детей. Как известно, именно
в игре
наиболее
интенсивно
развиваются
мышление,
эмоции,
общение,
воображение, сознание ребёнка.
Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью
заключается
в том,
что
в ней
ребёнок
сам,
добровольно
подчиняется
определённым
правилам,
при
чём
именно
выполнение
правил
доставляет
максимальное
удовольствие.
Это
делает
поведение
ребёнка
осмысленным
и осознанным,
превращает
его
из полевого
в волевое.
Поэтому
игра —
это
практически
единственная
область,
где
дошкольник
может
проявить
свою
инициативу
и творческую
активность.
И в то же
время,
именно
в игре
дети
учатся контролировать и оценивать себя, понимать, что они делают, и (наверное
это
главное)
хотеть
действовать
правильно.
Отношение
современных
дошкольников
к игре
(а значит
и сама
игровая
деятельность)
существенно
изменились.
Несмотря
на сохранение
и популярность
некоторых
игровых
сюжетов (прятки, салочки, дочки-матери), дети в большинстве случаев не знают
правил
игры
и не считают
обязательным
их выполнение.
Они
перестают
соотносить своё поведение и свои желания с образом идеального взрослого или
образом правильного поведения.
А ведь
именно
это
самостоятельное
регулирование
своих
действий
превращает
ребёнка
в сознательного
субъекта
своей
жизни,
делает
его
поведение
осознанным
и произвольным.
Конечно,
это
не означает,
что
современные
дети
не овладевают
правилами
поведения —
бытовыми,
учебными, коммуникативными, дорожного движения и пр. Однако, эти правила
исходят
извне,
со стороны
взрослых,
а ребёнок
вынужден
принимать
их и приспосабливаться к ним.
Главное преимущество игровых правил заключается в том, что они
добровольно и ответственно принимаются (или порождаются) самими детьми,
поэтому в них представление о том, что и как надо делать слиты с желаниями
и эмоциями. В развитой форме игры дети сами хотят действовать правильно.
Уход таких правил из игры может свидетельствовать о том, что у современных
детей
игра
перестаёт
быть
«школой
произвольного
поведения»,
но никакая
другая деятельность для ребёнка 3-6 лет выполнить эту функцию не может.
А ведь
произвольность —
это
не только
действия
по правилам,
это
осознанность,
независимость,
ответственность,
самоконтроль,
внутренняя
свобода.
Лишившись
игры,
дети
не приобретают
всего
этого.
В результате
их поведение
остаётся
ситуативным,
непроизвольным,
зависимым
от окружающих взрослых.
Главным показателем эффективности работы детского сада и благополучия
ребёнка считается степень готовности к школе, которая выражается в умении
считать, читать, писать и выполнять инструкции взрослого. Такая «готовность»
не только
не способствует,
но и препятствует
нормальному
школьному
обучению:
пресытившись
принудительными
учебными
занятиями
в детском
саду, дети часто не хотят в школу, или теряют интерес к учёбе уже в младших
классах.
Преимущества раннего обучения сказываются только в первые 2-3 месяца
школьной жизни — таких «готовых» детей уже не надо учить читать и считать.
Но как
только
нужно
проявить
самостоятельность,
любознательность,
способность решать и думать — эти дети пасуют и ждут указаний взрослого.
Надо ли
говорить,
что
такая
пассивность,
отсутствие
инте р е с о в
и самостоятельности,
внутренняя
пустота
будет
иметь
весьма
печальные
результаты не только в школе.
Игра — один из тех видов детской деятельности, которые используются
взрослыми
в целях
воспитания
дошкольников,
обучения
их различным
действиям с предметами, способами и средствами общения.
Теоретические представления о сущности
детской
игры,
развитые
в отечественной психологии, в основном сводятся к следующему:
игра занимает
свое место в ряду других воспроизводящих деятельностей, являясь ведущей
в дошкольном возрасте. Именно в процессе игры как ведущей деятельности
возникают
основные
психические
новообразования
данного
возраста;
игра
является
особой,
социальной
по происхождению,
содержанию
и структуре
деятельностью; развитие игры происходит не спонтанно, а зависит от условий
воспитания
ребенка,
т. е.
социальных
явлений.
Общественность
в жизни
ребенка — это тот коллектив детей, в котором он живет и развивается. Основной
вид его деятельности — это игра.
Значительный опыт накапливается ребенком
в игре.
Из своего
игрового
опыта
ребенок
черпает
представления,
которые
он связывает со словом. Игра и труд являются сильнейшими стимулами для
проявления
детской
самодеятельности
в области
языка;
они
должны
быть
в первую
очередь
использованы
в интересах
развития
речи
детей.
С предметами, представленными в игре, ребенок приходит в частое повторное
общение,
вследствие
чего
они
легко
воспринимаются,
запечатлеваются
в памяти. Каждый предмет имеет свое имя, каждому действию присущ свой
глагол.
Слово является для ребенка частью действительности. Из этого вытекает,
как важно в интересах стимулирования деятельности детей и развития их языка
продуманно
организовать
их игровую
обстановку,
предо ст авлять
им в соответствующем отборе предметы, игрушки, которые будут питать эту
деятельность и на основе ею обогащаемого запаса конкретных представлений
развивать их язык.
Мы знаем, какую большую роль в развитии языка детей играют взрослые.
Участие
воспитательницы
в свободных
играх
детей
не может
ограничиться
организацией обстановки, подбором игрового материала. Она должна проявлять
интерес к самому процессу игры, давать детям новые, с новыми ситуациями
связанные слова и выражения; разговаривая с ними по существу их игр, влиять
на обогащение
их языка.
Руководя
наблюдениями
детей
при
ознакомлении
их с окружающей средой, воспитательница должна содействовать тому, чтобы
наблюдаемая детьми жизнь стимулировала их к воспроизведению в игре, а стало
б ы т ь
и в я з ы к е ,
с в о и х
п о л о ж и т е л ь н ы х ,
л у ч ш и х
с т о р о н .
Таким образом, педагогические мероприятия в организации свободной игры
детей сводятся к следующему:
1.Организовать место для игры, соответствующее возрасту и числу играющих
на н е м
д е т е й .
2.Продумать
подбор
игрушек,
материалов,
пособий
и неуклонно
следить
за их обновлением соответственно запросам развивающегося игрового процесса
и о б щ е г о
р а з в и т и я
д е т е й .
3.Руководя
наблюдениями
детей,
содействовать
отображению
в игре
п о л о ж и т е л ь н ы х
с т о р о н
с о ц и а л ь н о й ,
т р у д о в о й
ж и з н и .
4. Содействовать тому, чтобы группировка детей в игре (по возрасту, развитию,
речевым
навыкам)
способствовала
росту
и развитию
языка
более
слабых
и отстающих. Очень рекомендуем включать в игру малышей старших детей.
5.Проявлять интерес к играм детей беседами, обусловленными их содержанием,
руководить игрой и в процессе такого руководства упражнять язык детей.
Играющий ребенок непрерывно говорит; он говорит и в том случае, если
он играет один, манипулирует предметами, не стимулирующими к разговору
.
Особое
значение
для
развития
языка
имеют
игры,
в которые
включен
литературный текст, стишок, предписывающий то или другое игровое действие
(«Совушка», «Кони», «Лохматый пес» и др.). Вначале, предлагая новую игру,
воспитательница сама четко и выразительно прочитывает относящийся к ней
стишок. В течение игры стихи прочитываются несколько раз, а любимые детьми
игры
вообще
повторяются
много
раз.
Не удивительно,
что
дети
скоро
запоминают
текст
стиха;
тогда
они
могут
во время
игры
читать
его
сами.
К стихам этого рода, как и к фигурирующим в игре считалочкам, предъявляются
те же требования, что к стихам вообще.
Для развития речи детей в детском саду
проводятся различные игры как на занятиях, так и в свободной деятельности
детей
.
Список литературы:
1. Алексеева М. М. Яшина В. И. Речевое развитие дошкольников. — М.: Академия,
1 9 9 9 .
— 159с.
2.
Белоус
Е.
Развитие
речи
и фонематического
слуха
в театрально-игровой
деятельности
//
Дошкольное
воспитание.
— 2009.
— № 7 .
— С.66-70.
3. Бондаренко А. К., Матусик А. И. Воспитание детей в игре. — М.: Просвещение,
1996.
4. Развитие речи у детей дошкольного возраста / Под ред. Ф. А. Сохина. — М.:
П р о с в е щ е н и е ,
1 9 9 5 .
5.
Тихеева
Е. И.
Развитие
речи
детей.
— М.:
Просвещение,
1990.
6. Ушакова О. С. Развитие речи детей 4-7 лет // Дошкольное воспитание. — 1995.
— № 1 .
— С.59-66.
7. Швайко Г. С. Игры и упражнения для развития речи / Под ред. В. В. Гербовой.
— М.: Просвещение, 1991.