Напоминание

Развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности


Автор: Данилова Мария Поликарповна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №73
Населённый пункт: республика Татарстан г. Нижнекамск
Наименование материала: доклад
Тема: Развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Развитие речи детей дошкольного возраста

в игровой деятельности»

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком

разговорного

языка,

становления

и

развития

всех

сторон

речи.

В

работе

затронута проблема развития речи детей в игровой деятельности, так как в

дошкольном возрасте данный вид деятельности является ведущим. Причиной

острой

необходимости

развития

речи

детей

является

потребность

общения

человека с окружающими его людьми, а что бы речь была внятна, понятна и

интересна другим необходимо проводить разнообразные игры, разрабатывать

методики

проведения

игр,

чтобы

дети

были

заинтересованы

в

игровой

деятельности.

Дошкольный

возраст

является

уникальным

и

решающим

периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается

воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество,

общая инициативность. Однако все эти важнейшие качества формируются не в

учебных занятиях, а в ведущей и главной деятельности дошкольника — в игре.

Самое существенное изменение, которое отмечают не только психологи, но и

большинство опытных дошкольных педагогов, заключается в том, что дети в

детских садах стали меньше играть.

Дошкольники практически не знают традиционных детских игр и не умеют

играть.

В качестве

главной

причины

обычно

называют

недостаток

времени

на игру. Действительно, в большинстве детских садов режим дня перегружен

различными занятиями и на свободную игру остаётся менее часа.

Однако и этот час дети, по наблюдениям педагогов, не могут содержательно

и спокойно играть — они возятся, дерутся, толкаются — поэтому воспитатели

стремятся

заполнить

свободное

время

детей

спокойными

занятиями

или

прибегать к дисциплинарным воздействиям. При этом они констатируют, что

дошкольники

не умеют

и не хотят

играть. Это

действительно

так.

Игра

не возникает сама собой, а передается от одного поколения детей другому —

от старших

к младшим.

В настоящее

время

эта

связь

детских

поколений

прервана

(разновозрастные

детские

сообщества —

в семье,

во дворе,

в квартире — встречаются лишь как исключение). Дети растут среди взрослых,

а взрослым

некогда

играть,

да они

и не умеют

этого

делать

и не считают

важным.

Если

они

и занимаются

детьми,

то они

их учат.

В результате

игра

уходит из жизни дошкольников, а вместе с ней уходит и само детство.

Сворачивание игры в дошкольном возрасте весьма печально отражается

на общем психическом и личностном развитии детей. Как известно, именно

в игре

наиболее

интенсивно

развиваются

мышление,

эмоции,

общение,

воображение, сознание ребёнка.

Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью

заключается

в том,

что

в ней

ребёнок

сам,

добровольно

подчиняется

определённым

правилам,

при

чём

именно

выполнение

правил

доставляет

максимальное

удовольствие.

Это

делает

поведение

ребёнка

осмысленным

и осознанным,

превращает

его

из полевого

в волевое.

Поэтому

игра —

это

практически

единственная

область,

где

дошкольник

может

проявить

свою

инициативу

и творческую

активность.

И в то же

время,

именно

в игре

дети

учатся контролировать и оценивать себя, понимать, что они делают, и (наверное

это

главное)

хотеть

действовать

правильно.

Отношение

современных

дошкольников

к игре

(а значит

и сама

игровая

деятельность)

существенно

изменились.

Несмотря

на сохранение

и популярность

некоторых

игровых

сюжетов (прятки, салочки, дочки-матери), дети в большинстве случаев не знают

правил

игры

и не считают

обязательным

их выполнение.

Они

перестают

соотносить своё поведение и свои желания с образом идеального взрослого или

образом правильного поведения.

А ведь

именно

это

самостоятельное

регулирование

своих

действий

превращает

ребёнка

в сознательного

субъекта

своей

жизни,

делает

его

поведение

осознанным

и произвольным.

Конечно,

это

не означает,

что

современные

дети

не овладевают

правилами

поведения —

бытовыми,

учебными, коммуникативными, дорожного движения и пр. Однако, эти правила

исходят

извне,

со стороны

взрослых,

а ребёнок

вынужден

принимать

их и приспосабливаться к ним.

Главное преимущество игровых правил заключается в том, что они

добровольно и ответственно принимаются (или порождаются) самими детьми,

поэтому в них представление о том, что и как надо делать слиты с желаниями

и эмоциями. В развитой форме игры дети сами хотят действовать правильно.

Уход таких правил из игры может свидетельствовать о том, что у современных

детей

игра

перестаёт

быть

«школой

произвольного

поведения»,

но никакая

другая деятельность для ребёнка 3-6 лет выполнить эту функцию не может.

А ведь

произвольность —

это

не только

действия

по правилам,

это

осознанность,

независимость,

ответственность,

самоконтроль,

внутренняя

свобода.

Лишившись

игры,

дети

не приобретают

всего

этого.

В результате

их поведение

остаётся

ситуативным,

непроизвольным,

зависимым

от окружающих взрослых.

Главным показателем эффективности работы детского сада и благополучия

ребёнка считается степень готовности к школе, которая выражается в умении

считать, читать, писать и выполнять инструкции взрослого. Такая «готовность»

не только

не способствует,

но и препятствует

нормальному

школьному

обучению:

пресытившись

принудительными

учебными

занятиями

в детском

саду, дети часто не хотят в школу, или теряют интерес к учёбе уже в младших

классах.

Преимущества раннего обучения сказываются только в первые 2-3 месяца

школьной жизни — таких «готовых» детей уже не надо учить читать и считать.

Но как

только

нужно

проявить

самостоятельность,

любознательность,

способность решать и думать — эти дети пасуют и ждут указаний взрослого.

Надо ли

говорить,

что

такая

пассивность,

отсутствие

инте р е с о в

и самостоятельности,

внутренняя

пустота

будет

иметь

весьма

печальные

результаты не только в школе.

Игра — один из тех видов детской деятельности, которые используются

взрослыми

в целях

воспитания

дошкольников,

обучения

их различным

действиям с предметами, способами и средствами общения.

Теоретические представления о сущности

детской

игры,

развитые

в отечественной психологии, в основном сводятся к следующему:

игра занимает

свое место в ряду других воспроизводящих деятельностей, являясь ведущей

в дошкольном возрасте. Именно в процессе игры как ведущей деятельности

возникают

основные

психические

новообразования

данного

возраста;

игра

является

особой,

социальной

по происхождению,

содержанию

и структуре

деятельностью; развитие игры происходит не спонтанно, а зависит от условий

воспитания

ребенка,

т. е.

социальных

явлений.

Общественность

в жизни

ребенка — это тот коллектив детей, в котором он живет и развивается. Основной

вид его деятельности — это игра.

Значительный опыт накапливается ребенком

в игре.

Из своего

игрового

опыта

ребенок

черпает

представления,

которые

он связывает со словом. Игра и труд являются сильнейшими стимулами для

проявления

детской

самодеятельности

в области

языка;

они

должны

быть

в первую

очередь

использованы

в интересах

развития

речи

детей.

С предметами, представленными в игре, ребенок приходит в частое повторное

общение,

вследствие

чего

они

легко

воспринимаются,

запечатлеваются

в памяти. Каждый предмет имеет свое имя, каждому действию присущ свой

глагол.

Слово является для ребенка частью действительности. Из этого вытекает,

как важно в интересах стимулирования деятельности детей и развития их языка

продуманно

организовать

их игровую

обстановку,

предо ст авлять

им в соответствующем отборе предметы, игрушки, которые будут питать эту

деятельность и на основе ею обогащаемого запаса конкретных представлений

развивать их язык.

Мы знаем, какую большую роль в развитии языка детей играют взрослые.

Участие

воспитательницы

в свободных

играх

детей

не может

ограничиться

организацией обстановки, подбором игрового материала. Она должна проявлять

интерес к самому процессу игры, давать детям новые, с новыми ситуациями

связанные слова и выражения; разговаривая с ними по существу их игр, влиять

на обогащение

их языка.

Руководя

наблюдениями

детей

при

ознакомлении

их с окружающей средой, воспитательница должна содействовать тому, чтобы

наблюдаемая детьми жизнь стимулировала их к воспроизведению в игре, а стало

б ы т ь

и в я з ы к е ,

с в о и х

п о л о ж и т е л ь н ы х ,

л у ч ш и х

с т о р о н .

Таким образом, педагогические мероприятия в организации свободной игры

детей сводятся к следующему:

1.Организовать место для игры, соответствующее возрасту и числу играющих

на н е м

д е т е й .

2.Продумать

подбор

игрушек,

материалов,

пособий

и неуклонно

следить

за их обновлением соответственно запросам развивающегося игрового процесса

и о б щ е г о

р а з в и т и я

д е т е й .

3.Руководя

наблюдениями

детей,

содействовать

отображению

в игре

п о л о ж и т е л ь н ы х

с т о р о н

с о ц и а л ь н о й ,

т р у д о в о й

ж и з н и .

4. Содействовать тому, чтобы группировка детей в игре (по возрасту, развитию,

речевым

навыкам)

способствовала

росту

и развитию

языка

более

слабых

и отстающих. Очень рекомендуем включать в игру малышей старших детей.

5.Проявлять интерес к играм детей беседами, обусловленными их содержанием,

руководить игрой и в процессе такого руководства упражнять язык детей.

Играющий ребенок непрерывно говорит; он говорит и в том случае, если

он играет один, манипулирует предметами, не стимулирующими к разговору

.

Особое

значение

для

развития

языка

имеют

игры,

в которые

включен

литературный текст, стишок, предписывающий то или другое игровое действие

(«Совушка», «Кони», «Лохматый пес» и др.). Вначале, предлагая новую игру,

воспитательница сама четко и выразительно прочитывает относящийся к ней

стишок. В течение игры стихи прочитываются несколько раз, а любимые детьми

игры

вообще

повторяются

много

раз.

Не удивительно,

что

дети

скоро

запоминают

текст

стиха;

тогда

они

могут

во время

игры

читать

его

сами.

К стихам этого рода, как и к фигурирующим в игре считалочкам, предъявляются

те же требования, что к стихам вообще.

Для развития речи детей в детском саду

проводятся различные игры как на занятиях, так и в свободной деятельности

детей

.

Список литературы:

1. Алексеева М. М. Яшина В. И. Речевое развитие дошкольников. — М.: Академия,

1 9 9 9 .

— 159с.

2.

Белоус

Е.

Развитие

речи

и фонематического

слуха

в театрально-игровой

деятельности

//

Дошкольное

воспитание.

— 2009.

— № 7 .

— С.66-70.

3. Бондаренко А. К., Матусик А. И. Воспитание детей в игре. — М.: Просвещение,

1996.

4. Развитие речи у детей дошкольного возраста / Под ред. Ф. А. Сохина. — М.:

П р о с в е щ е н и е ,

1 9 9 5 .

5.

Тихеева

Е. И.

Развитие

речи

детей.

— М.:

Просвещение,

1990.

6. Ушакова О. С. Развитие речи детей 4-7 лет // Дошкольное воспитание. — 1995.

— № 1 .

— С.59-66.

7. Швайко Г. С. Игры и упражнения для развития речи / Под ред. В. В. Гербовой.

— М.: Просвещение, 1991.



В раздел образования