Автор: Сотникова Татьяна Валерьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "НОШ № 23"
Населённый пункт: г. Ухта
Наименование материала: методические разработки к уроку русского языка
Тема: Мягкий знак"
Раздел: начальное образование
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.3.1.
Технологическая карта изучения темы «Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука».
Тип урока
Урок актуализации знаний и умений
Тема урока
«Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука».
Цель урока
Развивать умение обозначать мягкость согласного звука мягким знаком.
Предметные
писать слова с ь ,обозначать
буквой ь мягкость согласных на
конце и в середине слов, объяснять
лексическое значение слова.
Определять, мягкость каких звуков
обозначена буквой ь.
Объяснять роль буквы ь.
Метапредметные
Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.
Познавательные: рефлексия способов и условий действий;
контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию,
строить монологическое высказывание
Личностные
-сохранять мотивацию к учёбе;
-ориентироваться на понимание
причин успеха в учёбе;
-развивать способность к
самооценке;
- определять правила работы в парах.
1 этап Самоопределение к деятельности
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
Организационный
момент.
Цель:
проверка готовности
обучающихся, их настроя
на работу
Здравствуйте, ребята! Приготовьтесь к работе.
Проверьте на столе наличие тетради и ручки.
Личностные :
- определять общие для всех правила
поведения;
- включение в учебную деятельность
на личностно значимом уровне
Метапредметные:
регулятивные:
- осуществлять самоконтроль;
-овладевать умением прогнозировать
свою деятельность;
коммуникативные:
- слушать и понимать речь других.
Актуализация знаний и мотивация учебной деятельности.
Повторение.
Цели:
1)активизировать
мыслительные операции:
анализ, сравнение,
классификацию,
обобщение.
2) тренировать умения
определять мягкий
согласный в слове, видеть
букву, указывающую на
мягкость согласного
-Посмотрите, пожалуйста, содержание.
- С каким разделом работаем?
-Что такое буквы?
-Что такое звуки?
- Какие бывают звуки?
- Назовите отличительные признаки гласных от
согласных.
- Какие группы согласных знаете?
- -Какой способ обозначения мягкости на письме
уже знаем?
- Назовите гласные, которые обозначают мягкость
предыдущего согласного.
Самооценка – заполните лист достижений.
Предлагаю проверить умение: умею ли обозначать
мягкость или твердость на письме с помощью
гласных. Согласны. С чего начнем?
Запись по диктовку: Вя, зы, ти, пё.
- что записали?
- докажите, в каких слогах согласный мягкий, а в
каких твердый. (показ зеленой точкой)
Самооценка – заполните лист достижений.
- Усложним задание. Запишите слова
Лёд, ряд, рис, люк, лес, конь.
-Какие буквы указывают на мягкость?
Проходя по классу увидела: КОНИ КОНЬ
- могут ли быть оба варианта правильными?
- Как доказать, какой из них верный?
- Сколько слогов в слове кони?
- А в слове конь?
-Только ли гласные буквы указывают на
мягкость?
-Как по другому можно обозначить мягкость?
Анализируют, сравнивают,
классифицируют буквы,
слова. Отвечают на
вопросы учителя.
Звонкие, глухие.
Твердые и мягкие
При помощи гласных
И,Е,Ё, Ю, Я
Со слогов
Слоги - слияния
В, т, п – мягкие звуки, т.к.
буквы я, и, ё обозначают
мягкость предыдущего
согласного.
Л, р, р, л , л – мягкие, т.к.
гласные буквы ё, я, и, ю, е
– обозначают мягкость
Определить количество
слогов
2, т.к. 2 гласные
1
Ь
Предметные:
- правильно группировать звуки,
выделять слоги с мягким согласным
звуком.
Регулятивные:
-высказывать своё предположение;
- осуществлять самоконтроль;
коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и
точностью выражать свои мысли.
Коммуникативные:
- уметь оформлять свои мысли в
устной форме
Регулятивные:
-уметь определять и формулировать
тему урока; проговаривать
последовательность действий на
уроке
Способ обозначения:
1)
Гласными е,ё,и, ю, я
2)
?
Формулировка темы
урока.
Цель:
-создание условий для
формулировки
учащимися темы урока
Самооценка – заполните лист достижений.
Определите тему урока.
Самооценка – заполните лист достижений.
Ь – показатель мягкости
3 этап Постановка учебной задачи
Цель: создание условий
для выявления места и
причины затруднения,
для постановки цели
урока; создание условий
для планирования
достижения целей.
Отталкиваясь от темы и опираясь на
записанные предложения, сформулируйте
задачи нашего урока
- Определим. что мы знаем о мягком знаке.
На доске карточки:
Ь
звук
буква
обозначает твёрдость
согласного звука
обозначает мягкость
согласного звука
не обозначает звука
не обозначает буквы
пишется в конце слога
Самооценка – заполните лист достижений.
Задачи:
Повторить всё, что
мы знаем о ……
Учиться находить
слова с …
Учиться правильно
писать слова с …
Выходят к доске,
выбирают карточки,
выставляют на доске.
Определяют границы
знания/ незнания по теме
урока. Определяют цель
урока.
Личностные:
- устанавливать связь между целью
учебной деятельности и ее мотивом
(зачем?).
Метапредметные:
познавательные:
-ориентироваться в своей системе
знаний (определять границы
знания/незнания);
Регулятивные:
- высказывать свое предположение;
-определять и формулировать цель
деятельности на уроке;
- под руководством учителя
планировать свою деятельность на
уроке;
- определять последовательность
действий на уроке.
Коммуникативные:
- точно и полно выражать свои
мысли.
4 этап «Открытие» детьми нового знания
Организация
познавательной
деятельности.
Цель:
-отработка навыка
правописания слов с
мягким знаком в середине
и на конце слов;
-
развитие умения
определять способы
обозначения мягкости
согласных на письме.
Пень, дверь, цепь, день.
- Определите количество слогов.
Докажите. Покажите красным
кружочком. Покажем внизу дугой начала и
конец слога.
- какой вывод сделаем?
Самооценка – заполните лист достижений.
- прочитайте слова. Какое задание
можете предложить?
- на какие группы можно разделить слова?
Кони, снегирь, конь, лебеди, снегири, лебедь.
- попрошу разделить слова на слоги вертикальной
чертой.
- какое умение проверяем?
- дугой покажите начало и конец слога.
- какое умение проверяем?
- какое задание предложите?
- какой вывод можно сделать?
Самооценка – заполните лист достижений.
1 слог, т.к. одна гласная
Ь пишется на конце слога
Разделить на группы
С ь и без ь
Деление слов на слоги
Умение находить буквы
мягких согласных звуков
Подчеркнуть мягкие
согласные
Способ обозначения:
1)Гласными е,ё,и, ю, я
2) Ь
Обобщение и
Вывод
Выполняют задания, звуко-
Предметные:
систематизация знаний
Ь – буква
- не обозначает звука;
- обозначает мягкость согласного звука;
- ь – стоит в конце СЛОГА
Игра.
- Хлопаем в ладоши, если в слове услышали Ь:
Гость, пирог, гусь, арбуз, дверь, тополь, рысь,
друг, волк, мебель, замок, пень, ладонь..
Самооценка – заполните лист достижений.
Предлагаю проверить умение: искать мягкий
согласный и думать как эти мягкие согласные
обозначить на письме.
-Написание слов с мягким знаком.
Кон? ки, пен?ки, ден? ки, олен?.
- проверка по эталону.
Самооценка – заполните лист достижений.
Диктант «Плюс-минус»(выполняют в
таблице)
Послушайте задание в стихах
«Плюс поставь, когда в словах
Ты напишешь мягкий знак.
Если в слове его нет,
«Минус» напиши в ответ
А теперь выполните его.
День, динь, сон, тень,
Сыр, сок, лось, лень,
Нос, нёс, рыть, ныть,
Кон, конь, шум, шить
Самопроверка, сверка с образцом,
самооценка.
буквенный анализ слова.
Работ в парах записывают
слова
Выполняют упражнение.
Отвечают на вопросы,
делают самостоятельный
вывод.
Записывают отгадки в
тетрадь
-производить звуко-буквенный
анализ слова.
Личностные :
- определять общие для всех правила
поведения;
- оценивать усваиваемое содержание
Метапредметные:
регулятивные:
- работать по предложенному
плану;
- выдвигать свои гипотезы на основе
учебного материала;
- отличать верно выполненное
задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
познавательные:
- ориентироваться в своей системе
знаний (определять границы
знания/незнания);
- уметь находить и выделять
необходимую информацию;
- уметь сравнивать, называя критерий
для сравнения;
коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и
точностью выражать свои мысли ;
- владеть диалогической формой
речи в соответствии с
грамматическими и синтаксическими
нормами родного языка.
Предметные:
- уметь выделять слова с ь через
коммуникативное взаимодействие с
опорой на вербальную и знаковую
фиксацию
Самооценка – заполните лист достижений.
Сделайте вывод
Ь – пишется на конце слога,
если звук произносится
мягко.
Личностные :
- определять общие для всех правила
поведения;
- определять правила работы в парах;
- оценивать усваиваемое содержание
(исходя из личностных ценностей).
Применение знаний и
умений .
Самостоятельная работа
Вставьте нужные по смыслу слова:
Корабль сел на ______. ель
Ваня взял___________. ел
В лесу растёт _______ . мель
Юра_______сливу. мел
Самооценка – заполните лист достижений.
Организует закрепление
знаний.
Организует взаимопроверку
по эталону.
Организует оценочные
высказывания учащихся.
Предметные:
-овладевать умением самостоятельно
печатать слова с ь, определять
количество букв и звуков в словах с
ь.
Метапредметные
регулятивные:
- работать самостоятельно;
- отличать верно выполненное
задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
познавательные:
- ориентироваться в своей системе
знаний (определять границы
знания/незнания);
- уметь находить и выделять
необходимую информацию;
коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- уметь выражать свои мысли.
Рефлексия деятельности
Я – понял
Я – научился
Я - смог
По схеме рассказывают, что
узнали, знают, смогли.
Отвечают на вопросы
учителя. Формулируют
конечный результат своей
работы на уроке.
Личностные :
- устанавливать связь между целью
деятельности и ее результатом.
Метапредметные:
регулятивные:
- осуществлять самоконтроль;
- давать оценку деятельности на
уроке совместно с учителем и
одноклассниками;
- выделять и осознавать то, что уже
усвоено и что нужно еще усвоить;
коммуникативные:
- уметь с достаточной полнотой и
точностью выражать свои мысли.
Карточка ученика
Этап урока
Выполненная работа
Самооценка
1.Повторение.
1.___________________________________
___________________________________
Без ошибок - 3
С 1 ошибкой – 2
С 2 ошибками - 1
2.___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
Без ошибок - 3
С 1 ошибкой – 2
С 2 ошибками - 1
4.Применение знаний и
умений.
Работа в паре.
1.___________________________________
___________________________________________________________
_____________
___________________________________________________________
_____________
Без ошибок - 3
С 1 ошибкой – 2
С 2 и более ошибками - 1
2.
кон
,
- _______________________
л
,
эска - _____________________
гус
,
- _______________________
м
,
асной
,
- ____________________
пал
,
то - _____________________
Без ошибок - 3
С 1 ошибкой – 2
С 2 и более ошибками - 1
5.Самостоятельная работа.
На снегу виднелся сл…д мален…кого звер…ка.
Рыжен…кая б…лочка скрылас… в густом ел…нике.
Мал…чик вз…л м…л.
сделал сам
сделал с помощью