Напоминание

Мягкий знак"


Автор: Сотникова Татьяна Валерьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "НОШ № 23"
Населённый пункт: г. Ухта
Наименование материала: методические разработки к уроку русского языка
Тема: Мягкий знак"
Раздел: начальное образование





Назад




ПРИЛОЖЕНИЕ 3.3.1.

Технологическая карта изучения темы «Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука».

Тип урока

Урок актуализации знаний и умений

Тема урока

«Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука».

Цель урока

Развивать умение обозначать мягкость согласного звука мягким знаком.

Предметные

писать слова с ь ,обозначать

буквой ь мягкость согласных на

конце и в середине слов, объяснять

лексическое значение слова.

Определять, мягкость каких звуков

обозначена буквой ь.

Объяснять роль буквы ь.

Метапредметные

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.

Познавательные: рефлексия способов и условий действий;

контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию,

строить монологическое высказывание

Личностные

-сохранять мотивацию к учёбе;

-ориентироваться на понимание

причин успеха в учёбе;

-развивать способность к

самооценке;

- определять правила работы в парах.

1 этап Самоопределение к деятельности

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный

момент.

Цель:

проверка готовности

обучающихся, их настроя

на работу

Здравствуйте, ребята! Приготовьтесь к работе.

Проверьте на столе наличие тетради и ручки.

Личностные :

- определять общие для всех правила

поведения;

- включение в учебную деятельность

на личностно значимом уровне

Метапредметные:

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

-овладевать умением прогнозировать

свою деятельность;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других.

Актуализация знаний и мотивация учебной деятельности.

Повторение.

Цели:

1)активизировать

мыслительные операции:

анализ, сравнение,

классификацию,

обобщение.

2) тренировать умения

определять мягкий

согласный в слове, видеть

букву, указывающую на

мягкость согласного

-Посмотрите, пожалуйста, содержание.

- С каким разделом работаем?

-Что такое буквы?

-Что такое звуки?

- Какие бывают звуки?

- Назовите отличительные признаки гласных от

согласных.

- Какие группы согласных знаете?

- -Какой способ обозначения мягкости на письме

уже знаем?

- Назовите гласные, которые обозначают мягкость

предыдущего согласного.

Самооценка – заполните лист достижений.

Предлагаю проверить умение: умею ли обозначать

мягкость или твердость на письме с помощью

гласных. Согласны. С чего начнем?

Запись по диктовку: Вя, зы, ти, пё.

- что записали?

- докажите, в каких слогах согласный мягкий, а в

каких твердый. (показ зеленой точкой)

Самооценка – заполните лист достижений.

- Усложним задание. Запишите слова

Лёд, ряд, рис, люк, лес, конь.

-Какие буквы указывают на мягкость?

Проходя по классу увидела: КОНИ КОНЬ

- могут ли быть оба варианта правильными?

- Как доказать, какой из них верный?

- Сколько слогов в слове кони?

- А в слове конь?

-Только ли гласные буквы указывают на

мягкость?

-Как по другому можно обозначить мягкость?

Анализируют, сравнивают,

классифицируют буквы,

слова. Отвечают на

вопросы учителя.

Звонкие, глухие.

Твердые и мягкие

При помощи гласных

И,Е,Ё, Ю, Я

Со слогов

Слоги - слияния

В, т, п – мягкие звуки, т.к.

буквы я, и, ё обозначают

мягкость предыдущего

согласного.

Л, р, р, л , л – мягкие, т.к.

гласные буквы ё, я, и, ю, е

– обозначают мягкость

Определить количество

слогов

2, т.к. 2 гласные

1

Ь

Предметные:

- правильно группировать звуки,

выделять слоги с мягким согласным

звуком.

Регулятивные:

-высказывать своё предположение;

- осуществлять самоконтроль;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и

точностью выражать свои мысли.

Коммуникативные:

- уметь оформлять свои мысли в

устной форме

Регулятивные:

-уметь определять и формулировать

тему урока; проговаривать

последовательность действий на

уроке

Способ обозначения:

1)

Гласными е,ё,и, ю, я

2)

?

Формулировка темы

урока.

Цель:

-создание условий для

формулировки

учащимися темы урока

Самооценка – заполните лист достижений.

Определите тему урока.

Самооценка – заполните лист достижений.

Ь – показатель мягкости

3 этап Постановка учебной задачи

Цель: создание условий

для выявления места и

причины затруднения,

для постановки цели

урока; создание условий

для планирования

достижения целей.

Отталкиваясь от темы и опираясь на

записанные предложения, сформулируйте

задачи нашего урока

- Определим. что мы знаем о мягком знаке.

На доске карточки:

Ь

звук

буква

обозначает твёрдость

согласного звука

обозначает мягкость

согласного звука

не обозначает звука

не обозначает буквы

пишется в конце слога

Самооценка – заполните лист достижений.

Задачи:

Повторить всё, что

мы знаем о ……

Учиться находить

слова с …

Учиться правильно

писать слова с …

Выходят к доске,

выбирают карточки,

выставляют на доске.

Определяют границы

знания/ незнания по теме

урока. Определяют цель

урока.

Личностные:

- устанавливать связь между целью

учебной деятельности и ее мотивом

(зачем?).

Метапредметные:

познавательные:

-ориентироваться в своей системе

знаний (определять границы

знания/незнания);

Регулятивные:

- высказывать свое предположение;

-определять и формулировать цель

деятельности на уроке;

- под руководством учителя

планировать свою деятельность на

уроке;

- определять последовательность

действий на уроке.

Коммуникативные:

- точно и полно выражать свои

мысли.

4 этап «Открытие» детьми нового знания

Организация

познавательной

деятельности.

Цель:

-отработка навыка

правописания слов с

мягким знаком в середине

и на конце слов;

-

развитие умения

определять способы

обозначения мягкости

согласных на письме.

Пень, дверь, цепь, день.

- Определите количество слогов.

Докажите. Покажите красным

кружочком. Покажем внизу дугой начала и

конец слога.

- какой вывод сделаем?

Самооценка – заполните лист достижений.

- прочитайте слова. Какое задание

можете предложить?

- на какие группы можно разделить слова?

Кони, снегирь, конь, лебеди, снегири, лебедь.

- попрошу разделить слова на слоги вертикальной

чертой.

- какое умение проверяем?

- дугой покажите начало и конец слога.

- какое умение проверяем?

- какое задание предложите?

- какой вывод можно сделать?

Самооценка – заполните лист достижений.

1 слог, т.к. одна гласная

Ь пишется на конце слога

Разделить на группы

С ь и без ь

Деление слов на слоги

Умение находить буквы

мягких согласных звуков

Подчеркнуть мягкие

согласные

Способ обозначения:

1)Гласными е,ё,и, ю, я

2) Ь

Обобщение и

Вывод

Выполняют задания, звуко-

Предметные:

систематизация знаний

Ь – буква

- не обозначает звука;

- обозначает мягкость согласного звука;

- ь – стоит в конце СЛОГА

Игра.

- Хлопаем в ладоши, если в слове услышали Ь:

Гость, пирог, гусь, арбуз, дверь, тополь, рысь,

друг, волк, мебель, замок, пень, ладонь..

Самооценка – заполните лист достижений.

Предлагаю проверить умение: искать мягкий

согласный и думать как эти мягкие согласные

обозначить на письме.

-Написание слов с мягким знаком.

Кон? ки, пен?ки, ден? ки, олен?.

- проверка по эталону.

Самооценка – заполните лист достижений.

Диктант «Плюс-минус»(выполняют в

таблице)

Послушайте задание в стихах

«Плюс поставь, когда в словах

Ты напишешь мягкий знак.

Если в слове его нет,

«Минус» напиши в ответ

А теперь выполните его.

День, динь, сон, тень,

Сыр, сок, лось, лень,

Нос, нёс, рыть, ныть,

Кон, конь, шум, шить

Самопроверка, сверка с образцом,

самооценка.

буквенный анализ слова.

Работ в парах записывают

слова

Выполняют упражнение.

Отвечают на вопросы,

делают самостоятельный

вывод.

Записывают отгадки в

тетрадь

-производить звуко-буквенный

анализ слова.

Личностные :

- определять общие для всех правила

поведения;

- оценивать усваиваемое содержание

Метапредметные:

регулятивные:

- работать по предложенному

плану;

- выдвигать свои гипотезы на основе

учебного материала;

- отличать верно выполненное

задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

познавательные:

- ориентироваться в своей системе

знаний (определять границы

знания/незнания);

- уметь находить и выделять

необходимую информацию;

- уметь сравнивать, называя критерий

для сравнения;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и

точностью выражать свои мысли ;

- владеть диалогической формой

речи в соответствии с

грамматическими и синтаксическими

нормами родного языка.

Предметные:

- уметь выделять слова с ь через

коммуникативное взаимодействие с

опорой на вербальную и знаковую

фиксацию

Самооценка – заполните лист достижений.

Сделайте вывод

Ь – пишется на конце слога,

если звук произносится

мягко.

Личностные :

- определять общие для всех правила

поведения;

- определять правила работы в парах;

- оценивать усваиваемое содержание

(исходя из личностных ценностей).

Применение знаний и

умений .

Самостоятельная работа

Вставьте нужные по смыслу слова:

Корабль сел на ______. ель

Ваня взял___________. ел

В лесу растёт _______ . мель

Юра_______сливу. мел

Самооценка – заполните лист достижений.

Организует закрепление

знаний.

Организует взаимопроверку

по эталону.

Организует оценочные

высказывания учащихся.

Предметные:

-овладевать умением самостоятельно

печатать слова с ь, определять

количество букв и звуков в словах с

ь.

Метапредметные

регулятивные:

- работать самостоятельно;

- отличать верно выполненное

задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

познавательные:

- ориентироваться в своей системе

знаний (определять границы

знания/незнания);

- уметь находить и выделять

необходимую информацию;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь выражать свои мысли.

Рефлексия деятельности

Я – понял

Я – научился

Я - смог

По схеме рассказывают, что

узнали, знают, смогли.

Отвечают на вопросы

учителя. Формулируют

конечный результат своей

работы на уроке.

Личностные :

- устанавливать связь между целью

деятельности и ее результатом.

Метапредметные:

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

- давать оценку деятельности на

уроке совместно с учителем и

одноклассниками;

- выделять и осознавать то, что уже

усвоено и что нужно еще усвоить;

коммуникативные:

- уметь с достаточной полнотой и

точностью выражать свои мысли.

Карточка ученика

Этап урока

Выполненная работа

Самооценка

1.Повторение.

1.___________________________________

___________________________________

Без ошибок - 3

С 1 ошибкой – 2

С 2 ошибками - 1

2.___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

Без ошибок - 3

С 1 ошибкой – 2

С 2 ошибками - 1

4.Применение знаний и

умений.

Работа в паре.

1.___________________________________

___________________________________________________________

_____________

___________________________________________________________

_____________

Без ошибок - 3

С 1 ошибкой – 2

С 2 и более ошибками - 1

2.

кон

,

- _______________________

л

,

эска - _____________________

гус

,

- _______________________

м

,

асной

,

- ____________________

пал

,

то - _____________________

Без ошибок - 3

С 1 ошибкой – 2

С 2 и более ошибками - 1

5.Самостоятельная работа.

На снегу виднелся сл…д мален…кого звер…ка.

Рыжен…кая б…лочка скрылас… в густом ел…нике.

Мал…чик вз…л м…л.

сделал сам

сделал с помощью



В раздел образования