Автор: Доровских Наталья Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ детский сад
Населённый пункт: село Крутиха, Алтайский край
Наименование материала: НОД
Тема: Бумажные приключения зимой
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Берёзка»
Конспект интегрированной
непосредственно образовательной деятельности
в подготовительной группе
на тему «Бумажные приключения зимой»
воспитатель:
Доровских Н.В.
Образовательные области: «Познавательное развитие», «Художественно-
эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»
Цель:формирование внимательного отношения к окружающему миру
Задачи:
Образовательные: познакомить с зимующей птицей сойкой, научить делать
кормушку и корм из бумаги
Развивающие:
развивать
умение
детей
строить
простые
конструкции;
обогащать словарный запас: «изморозь», «наст», «оттепель», «волонтер» и
слуховой багаж
Воспитательные:
воспитывать
любовь
к
природе,
радоваться
результату,
уметь
сопереживать,
способствовать
развитию
желания
детей
помогать
птицам
Методы и приемы:
Словесный (беседа, рассказ, художественное слово)
Демонстрационный(видеофильм,
слайды,
дидактические
картинки,
предметы, демонстрация образца и способа выполнения действий, слушание
звуков)
Игровой
(чудесное
появление
объектов,
организация
игровой
ситуации,
выполнение педагогом игровых действий)
Материалы
и
оборудование:
ТСО,
дидактический
материал
(герои
мультфильма: лось, дятел, сойка, птицы), гофрированный картон 28х19см,
бумажные салфетки, бумажная лента по количеству воспитанников
План-модель НОД
Этап деятельности
Содержание
Мотивация
Узнать удивительную историю
Постановка цели
Ключевые вопросы: Какая история произошла с
Ари и Тюком? Кто такая птица сойка? Нужна ли
птицам помощь зимой?
Цель: помочь зимующим птицам
Совместная деятельность
с детьми
Рассказ о сойке, слушание ее голоса;
Презентация о зимних явлениях природы;
Создание поисковой ситуации
Самостоятельная
деятельность детей
Изготовление кормушки и корма из бумаги;
Деятельность
воспитателя
–
демонстрация
способа
выполнения
действий,
художественное
слово
Рефлексия
Ключевые вопросы: Кому мы сегодня помогли?
Вам понравилось помогать другим?
Перспектива детской деятельности
Ход занятия
I
Вводная часть
1.Организационный момент
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Наталья Викторовна. Сегодня
я пришла к вам не одна. Со мной пришли мои друзья.(Показывает героев
мультфильма, сделанных из бумаги.) Вы узнали их? Кто это?
Дети: Да, это герои мультика, Аристотель и Тюк-тюк.
Воспитатель: Правильно, это герои мультфильма «Бумажки», лось по имени
Аристотель и дятел по имени Тюк-тюк. А вас ребята, как зовут? ( Дети
называют свои имена.)
2.Мотивация
Воспитатель:
Вы
знаете,
мне
очень
нравится
этот
мультфильм,
и
я
с
удовольствием его смотрю. А вам нравится этот мультфильм? Кто из вас
смотрит его? Почему он вам нравится?
Дети высказывают свое мнение о мультфильме.
Воспитатель: Ребята, мои друзья Ари и Тюк рассказали, что недавно с ними
произошла удивительная история. Вы хотели бы узнать какая?
Дети: Да!
II Основная часть
1.Создание проблемной ситуации
Воспитатель: Тогда я вам предлагаю посмотреть на экран и узнать, какая
история произошла с Ари и Тюком.
видеофрагмент
В одной, довольно бумажной местности жили лось по имениАристотель и
дятел по имени Тюк-тюк. Как обычно утром они пили чай. Тюк: «Ари, что
пишут в газетах? Какая будет погода?» Ари: «Погода будет стабильная, но
переменчивая» Тюк: «Зима самое бумажное время года». Ари: «Посмотри как
красиво вокруг» «Да, Ари» - ответил Тюк, «не могу с тобой не согласиться,
действительно очень бумажно». Ари посмотрел вокруг, затем вверх, а потом
вниз и неожиданно увидел свою знакомую, сойку Аглаю. Ари: «Здравствуй,
Аглая. Не правда ли, прекрасный день?» Но Аглая сказала, что наоборот, день
ужасный и расплакалась от волнения. «Мне нечего есть» - ответила сойка - «я
делала
запасы
на
зиму.
Но
выпало
очень
много
снега,
да
к
тому
же
образовалась твердая корочка льда, из-за которой я не могу достать свои
запасы. А шишки на ели покрылись инеем». И друзья решили убрать весь
снег. Но у них ничего не вышло. «Что же делать, Ари» - сказал Тюк. «Есть
идея, друзья! Отправляемся к нам домой. Мы не оставим вас голодными» -
предложил Аристотель сойке Аглаи. «Бумажно придумано» - ответил Тюк и
они отправились домой, чтобы выпить горячего чая.
Воспитатель:
Ребята,
вам
понравился
мультфильм?
Кого
Ари
и
Тюк
встретили в лесу? Что за история произошла с ними? Вы знаете, что за птица
сойка? ( Дети отвечают на вопросы.)
2. Ознакомление с новым материалом
Видеопрезентация
Воспитатель: Сойка
красивая и яркая птица. Ее название происходит от
слова «сиять». Она светло-коричневого цвета, хвост и крылья на концах
черные,
хвост
с
внутренней
стороны
белый.
На
крыльях
располагаются
красивые
синие
пятна.
Глаза
выпуклые,
круглые,
лапки
цепкие,
клюв
короткий. Сойка живет почти во всем мире, в смешанных лесах, где есть
лиственные
и
хвойные
деревья.
Это
зимующие
птицы,
на
зиму
они
не
улетают в теплые края. Сойка питается ягодами, семенами, орехами, зернами,
насекомыми,
червями,
мышами
и
лягушками.
Сойка
отличается
запасливостью. Она делает кладовые
под листьями, мхом, под землей в
корнях деревьев. Одна птица может сделать большие запасы. Зимой, из-за
снежного покрова сойке трудно добраться до заветной комнатки. Но все в
природе продумано: почуяв корм, голодные белки раскапывают тайник, тогда
насыщаются все: и животное, и птица. В непогоду сойки прячутся в еловых
ветках. Они очень пугливые, а в случае опасности поднимают свой хохолок,
издавая резкий неприятный звук.
Воспитатель:
Ребята,
давайте
мы
отправимся
с
вами
в
зимний
лес
и
послушаем голос сойки. Пойдемте вместе со мной.
Слушание голоса сойки, с просмотром видеопрезентации
Физкультминутка
Вот
пришли
мы
в
зимний
лес-
Сколько здесь вокруг чудес!
Справа берёзка в шубе стоит,
Слева ёлка на деток глядит.
Снежинки в небе кружатся
И на землю красиво ложатся.
Вот и зайка проскакал,
От лисы он убежал.
А это серый волк рыщет,
Он к лисе дорогу ищет.
Все мы спрячемся сейчас.
Не найдет тогда он нас.
Лишь медведь в берлоге спит.
Очень сильно он храпит.
А на ветки снегири,
словно яблоки красны.
Здесь, в лесу, красота и покой
А нам уже пора домой.
Шагаем.
Поднять руки верх и развести их в
стороны.
Поворот
вправо
с
вытянутой
рукой.
Поворот влево с вытянутой рукой.
Поднять
руки
вверх,
выполнить
«фонарики».
Постепенно
опустить
руки
вниз,
присесть.
Ладони
сжаты
в
кулаки,
руки
прижаты к груди,
Прыжки на двух ногах.
Приложить
ладонь
ко
лбу
как
козырек.
Повороты в стороны.
Приседают,
закрывают
лицо
руками.
С л о ж и т ь
л а д о н и
в м е с т е ,
приложить к щеке –
«спим».
Поворот
головы
из
стороны
в
сторону.
Шаги на месте.
Воспитатель: Ребята, а вы помните, что случилось с сойкой Аглаей? Почему
ей нечего было есть?
Дети: Потому что выпало много снега, и сойка не могла достать свои запасы.
Воспитатель: Правильно, дети.
Слайдовая презентация
Воспитатель: Иногда зимой случаются оттепели. Как вы понимаете слово
«оттепель»? Пригреет солнышко, с юга налетит ветер и принесёт тепло. Снег
подтает,
станет
влажным,
будет
легко
лепиться.
На
крышах
появятся
сосульки. Такое явление называется оттепель. А после оттепели ударит мороз
и на снегу образуется твердая корочка – наст, на дорогах гололедица. На
деревьях
и
проводах
образуется
пушистая
снежная
бахрома
–
изморозь.
Удивительно красивым становится всё вокруг, особенно красивы деревья. И
вот, среди белоснежных хлопьев мы видим яркие пятна: желтые, красные,
синие, коричневые. Это птицы нахохлившись, сидят на ветках.
Воспитатель: Ребята, что самое страшное для птиц зимой?
Дети: Холод и голод.
Воспитатель: Зимой птицам не так страшен холод, как голод. От мороза их
спасает пух, который есть под перьями. Он их греет. Самое страшное это
голод. За короткий зимний день птицы не успевают утолить голод. Ледяные
корки на ветвях деревьев и на снегу затрудняют птицам добывание корма. В
зимнюю стужу, голодные ослабевшие птицы легко замерзают. В суровую
зиму
из
10
птиц
выживает
только
одна.
Поэтому
необходимо
помогать
птицам в это трудное для них время.
3. Поисковая ситуация
Видеофрагмент
Аглая: «Ари, а если вдруг снова случится оттепель, а потом наступят холода и
птицам станет нечего есть. В лесу еще очень много птиц, и вы не сможите
пригласить всех к себе. «Тут нужно бумажно подумать» - ответил Ари –Тюк
«Здесь нужно бумажно действовать». Когда Аристотель думал, он всегда
играл на контрабасе.
Воспитатель: Ребята, давайте мы тоже подумаем, как мы можем помочь
птицам прокормиться зимой.
Видеофрагмент - Аристотель думает.
Ари: «Я придумал!»
Воспитатель: А вы, ребята, придумали? Знаете, что нужно делать, чтобы
помочь птицам прокормиться зимой?
Дети: Покормить их. Сделать кормушку.
Воспитатель: Правильно, ребята. Узнаем, что придумал Аристотель?
Видеофрагмент
Ари:
«Мы
сделаем
бумажную
кормушку»
Тюк:
«Да,
Ари,
бумажно
придумано!»
4. Самостоятельная деятельность детей
Оригами «Кормушка», «Корм»
Воспитатель: Ребята, давайте сделаем бумажные кормушки для бумажных
птиц. Послушайте и посмотрите, как это нужно сделать.
(Демонстрация способа выполнения действий.)
Воспитатель:
Возьмем
лист
картона,
свернем
его
по
двум
намеченным
линиям, хорошо прогладим место сгиба от середины к краям. Проденем один
конец ленты через отверстия. Затем проденем второй конец ленты через
отверстия. Завяжем на узел. Наша кормушка готова.
Изготовление из картона кормушек
Воспитатель: Давайте развесим наши кормушки на ветки дерева.
На дворе морозище –
Градусов под сорок.
Плачут наши птенчики,
Что весна не скоро.
Что в морозы лютые
Плохо греют шубки…
Принесли мы птичкам
Бумажные кормушки.
Воспитатель:
Ребята,
укрепляя
кормушку,
нельзя
обламывать
ветки
и
повреждать стволы деревьев. Нужно начинать подкармливать птиц поздней
осенью и продолжать делать это до весны. Необходимо следить, чтобы корм в
кормушке был постоянно. Нельзя бросать возле кормушки пакеты и банки, в
которых приносите корм! В кормушке не должно быть снега. Помните, что
птицы не едят макароны, баранки, корочки апельсинов. Им нужны семечки
подсолнечника, семена арбуза, тыквы, кусочки не соленого сала, крошки
хлеба.
Изготовление из бумажных салфеток корма для птиц
Воспитатель: Ребята, а теперь я предлагаю вам сделать корм для птиц - яркие
ягоды.
Возьмите бумажную салфетку, оторвите от нее небольшой кусочек. Сожмите
и скатайте из него шарик. Снова оторвите кусочек салфетки и снова скатайте
из него шарик. Повторите это много раз, пока у вас не закончится салфетка.
Эти
маленькие
шарики
напоминают
ягоды.
Давайте
положим
корм
в
кормушки для наших бумажных птиц.
Сойка Аглая благодарит вас за помощь.
У вас получились замечательные кормушки и ягоды. К ним сразу же захотят
прилететь птицы. Давайте вместе позовем бумажных птиц.
Физкультминутка
Птички раз!
Птички два!
Скок-скок-скок!
Птички раз!
Птички два!
Хлоп-хлоп хлоп!
Ставят одну руку на пояс.
Ставят другую руку на пояс.
Скачут на обеих ногах.
Выдвигают вперед одну ногу.
Выдвигают вперед другую ногу.
Хлопают в ладоши.
Воспитатель:
Посмотрите! Вот и птички прилетели. Посадим бумажных
птиц на дерево.
Избушка новая
Для всех столовая.
Зовет обедать
Ягод отведать.
(Звучат голоса птиц.)
III Заключительная часть
1.Рефлексия
Воспитатель: Слышите? У птиц поднялось настроение. А у вас? От чего? От
того, что мы кому-то помогли. Кому мы сегодня помогли?
Дети: Птицам.
Воспитатель: А кому помогли Ари и Тюк?
Дети: Сойке Аглаи.
Воспитатель: Кто такая сойка? Где она живет? Чем питается? Почему птицы
нуждаются в помощи зимой? Чем люди могут помочь птицам? Чем можно
кормить птиц, а чем нельзя?
Воспитатель: Ребята, вам нравится помогать другим?
Дети: Да!
2. Оценка и перспектива деятельности детей
Воспитатель:
А
вы
знаете,
ребята,
что
такая
бескорыстная
помощь
называется волонтерство. Волонтеры - это люди, которые помогают другим
просто
так.
Ребята,
вы
тоже
можете
быть
волонтерами,
хотя
вы
еще
и
маленькие. Сегодня в нашей бумажной истории мы помогли птицам. Пусть
это будет началом ваших добрых дел. Я дарю вам значок волонтера, который
будет напоминать о нашей встрече и о том, что нужно быть внимательными к
окружающим людям, птицам, животным и вовремя приходить на помощь.
Ребята, мне было приятно с вами общаться. Как бумажно закончилась наша
история. Аристотель и Тюк-тюк говорят вам до свидания. До свидания, дети.