Автор: Громова Евгения Леонидовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Кяхтинская СОШ №4"
Населённый пункт: Республика Бурятия, город Кяхта
Наименование материала: Оценивание учебных достижений учащихся 1 класса по математике
Тема: методические рекомендации
Раздел: начальное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Кяхтинская средняя общеобразовательная школа №4
г.Кяхта
Методические рекомендации
"Оценивание учебных достижений
учащихся 1 класса по математике".
(из практики работы учителя)
Авторы: Филимонова О.М
Громова Е.Л
1
Не все, что измеряется, следует
измерять, и не все, что хотелось бы
измерить, измеряется.
А. Энштейн
Введение
Одним из основных направлений развития общего образования является новый
федеральный
государственный
образовательный
стандарт
общего
образования.
Фундаментальным
центром
начального
общего
образования
является
достижение
качественно новых образовательных результатов. Достигнуть качественных результатов
обучения позволяет система оценивания, которая выстраивается таким образом, чтобы
обучающиеся
включались
в
контрольно-оценочную
деятельность.
Это
является
постоянным
процессом,
естественным
образом
интегрированным
в
образовательную
практику.
Необходимость оценки знаний отмечают все участники образовательного процесса:
учителя,
ученики
и
родители.
И
именно
поэтому
актуальность
изучения
процесса
оценивания отмечалась всегда. Ведь без обратной связи управление любым процессом не
может быть эффективным: чем чаще обратная связь, тем точнее процесс управления.
Современные подходы в оценке качества образования.
Система оценивания знаний- это важнейший элемент образовательного процесса.
Контроль
неотъемлемая
часть
системы
оценивания.Эта
процедура
получения
информации о деятельности и ее результатах, обеспечивающую обратную связь, который
должен осуществляться систематически. Существуют разные виды контроля: устный,
письменный, тестовый, самоконтроль, взаимоконтроль.С 1 класса необходимо проводить
диагностическое
контролирование
на
всех
этапах
дидактического
процесса
-
от
начального восприятия знаний до их практического применения.
Необходимым условием реализации принципа является объявление результатов
срезов,
обсуждение
и
анализ
их
с
участием
заинтересованных
людей,
составление
перспективных планов ликвидации пробелов. Одной из важной и необходимой формы
проведения контроля являются задания в виде тестов.
Тесты позволяют выявить знания по предмету на различных этапах обучения по
всем предметам, в том числе и по математике.
Назначение
тестовой
работы
–
установить
степень
соответствия
подготовки
учащихся 1 класса требованиям федерального государственного стандарта начального
общего образования по математике.
Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующей
цели:
2
— формирование способности к интеллектуальной деятельности (логического и
знаково-символического
мышления),
пространственного
воображения,
математической
речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать обоснованные и
необоснованные суждения.
На
основании
анализа
основных
предметно-деятельностных
линий
курса
математики
определены
планируемые
результаты
:личностные,
метапредметные
и
предметные. Это послужило содержательной и критериальной базой системы контроля и
оценки.
Исходя из определяемых задач, оценочная деятельность учителя должна строиться
на основе следующих общих принципов:
1.Оценивание
является
постоянным
процессом,
интегрированным
в
образовательную практику
2.Оценивание может быть только критериальным
3.Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика
и процесс их формирования.
Оценка предметных результатов по математике предусматривает выявление уровня
достижения обучающимися:
1. Предметных знаний;
2. Действий с предметным содержанием.
Объектом
оценки
предметных
результатов
служит
способность
обучающихся
решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.
Оценка
достижения
предметных
результатов
ведется
в
ходе
текущего
и
промежуточного оценивания фиксируется в оценочных листах.
Оценивание предметных результатов
Лист
оценки
предметных
результатов
представлен
в
виде
таблицы,
где
в
вертикальных колонках внесены все учебные умения, которые первоклассник научится
выполнять в результате изучения математики.
Горизонтальные колонки заполняются фамилией и именем ученика .
По результатам теста заполняется определенная ячейка знаком, представленным в
виде баллов:
0 б. – не научился (не проявил данное умение)
1 б. – частично научился (допускаются ошибки при демонстрации умений)
2 б. – в полной мере научился (ярко демонстрирует в работе данное умение)
Для того, чтобы результаты были объективны и видна динамика формирования
предметных умений, контроль проводится постоянно. Это дает возможность учителю
3
своевременно устранить пробел в знаниях или практических умениях ученика и выявить
уровень усвоения учеником учебного материала.
В результате, по данному предмету (в том числе и отдельно по разделу этого
предмета) можно судить о наличии у обучающегося предметных знаний и действий с
предметным содержанием. Данные методические рекомендации предназначены учителям
начальных классов по отслеживанию динамики в освоении предметных умений.
Оценочный лист ( образец)
№
п\
п
Фамил
ия,
имя
Умение
правиль
но
изобрази
ть
треуголь
ник
Умение
правиль
но
изобраз
ить
круг
Умение
правиль
но
изобраз
ить
квадрат
Умение
соотнос
ить
количес
тво
предмет
ов
Умение
сравнив
ать
предмет
ы
Знан
ие
циф
р
Количес
тво
баллов
Урове
нь
усвоен
ия
темы
2б
2б
2б
2 б
2 б
2 б
10 б
1
Иванов
1
1
1
2
2
1
10
в
2
Петров
0
1
1
0
2
1
5
с
3
Крылов
0
1
1
0
0
0
2
н
По результатам проведенного теста определяется уровень усвоения программного
материала ученика (высокий , выше среднего, средний , низкий).
Условные
обозначен
ия
Уровень
Критерии оценки
Н
Низкий
достижение результатов менее чем 50 % планируемых
С
Средний
достижение планируемых результатов как минимум на 50 % (с
оценкой «зачтено»/«нормально»)
ВС
Выше
среднего
достижение планируемых результатов более 50 % с оценкой
«хорошо» или «отлично»
В
Высокий
в материалах по этим действиям преобладают оценки (самого
ученика и педагога-эксперта) «хорошо» и «отлично»
В данных методических рекомендациях приведены материалы для контроля знаний
учащихся 1 класса по математике. Тесты
соответствуют программным требованиям.
Представленный материал, поможет учителю не только организовать и проводить входной,
промежуточный,
итоговый
контроль,
но
и
отследить
уровень
усвоения
материала
учащихся по следующим параметрам:
Раздел
содержания
Объект оценки (умения)
Числа и величины
Предметные умения
Читать, записывать, сравнивать числа от 0 до 20.
Общеучебные умения
Классифицировать числа по одному или нескольким основаниям,
объяснять свои действия.
Работа с
Предметные умении
4
текстовыми
задачами
Решать текстовые задачи.
Общеучебные умения
Решать учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью,
используя жизненный опыт, анализировать информацию,
устанавливать взаимосвязь между условием и вопросом задачи,
определять количество и порядок действий для решения задачи,
выбирать и объяснять выбор действий представленную в текстовой
форме арифметическим способом.
Арифметические
действия
Предметные умения
Читать, сравнивать и обобщать информацию, представленную в виде
компонентов арифметического действия.
Общеучебные умения
Интерпретировать (распознавать) информацию, представленную в виде
компонентов арифметического действия.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Входной тест № 1
1. Нарисуй круг ……………………………
2. Нарисуй треугольник …………………………….
3. Нарисуй квадрат …………………………….
4. Нарисуй столько синих овалов, сколько пальцев на одной руке.
………………………………………………………………………
5.Нарисуй 4 зеленых квадрата.Желтым карандашом нарисуй над квадратами столько
кругов, чтобы их было больше, чем квадратов.
………………………………………………
………………………………………………
6. Напиши цифры, которые ты знаешь и можешь написать.
цифры
Оценочный лист входного теста
№
п\
п
Фамил
ия,
имя
Умение
правиль
но
изобрази
ть
треуголь
ник
Умение
правиль
но
изобраз
ить
круг
Умение
правиль
но
изобраз
ить
квадрат
Умение
соотнос
ить
количес
тво
предмет
ов
Умение
сравнив
ать
предмет
ы
Знан
ие
циф
р
Количес
тво
баллов
Урове
нь
усвоен
ия
темы
2б
2б
2б
2 б
2 б
2б
12 б
1
Итого:
Тест №2, 1 четверть «Пространственные и временные представления»
Вариант I.
1. Сколько треугольников на картинке? Сколько квадратов на картинке? Выбери
правильный ответ.
5
2. Сколько яблок на картинке? Выбери правильный ответ.
1
0
3
2
3. Что находится слева: огурец или помидор? Обведи правильный ответ желтым
карандашом.
Помидор Огурец
4. Реши пример.
3 - 3 =
2
1
3
0
5. Поставь знак: больше, меньше или равно.
3 ...
3
>
=
<
Вариант II.
1. Сколько кругов на картинке? Сколько прямоугольников на картинке? Выбери
правильный ответ.
2. Сколько яблок на картинке? Выбери правильный ответ.
1
0
3
2
3. Что находится справа: ягоды малины или вишни? Обведи правильный ответ
карандашом цвета малины.
Вишня Малина
4. Реши пример.
3 - 0 =
2
1
3
0
5. Поставь знак: больше, меньше или равно.
2 ... 3
>
=
<
Ключ
1вариант 2 вариант
6
1. 2 треугольника и 3 квадрата. 1.3 круга,2 прямоугольника
2. Два яблока. 2.Одно яблоко
3. Огурец. 3.Ягоды вишни
4. 0 4.3
5. = 5. <.
Оценочный лист № 2 по теме «Пространственные и временные представления
».
№
п\
п
Фамили
я, имя
Умение
считать
предме
ты
Знан
ие
цифр
Умение
ориентироват
ься вверху,
внизу, слева,
справа,
спереди,
сзади.
Умение
выполня
ть
сложени
е и
вычитан
ие
Умение
сравнива
ть числа
Количест
во
баллов
Уровен
ь
усвоен
ия
темы
2б
2б
2б
2 б
2 б
10 б
1
Итого:
Тест №3 (1 четверть) Тема Числа от 0 до 10
Вариант I.
1. Сколько квадратов на рисунке? Выбери правильный ответ.
2
4
5
0
2. Сколько нужно добавить яблок, чтобы их стало 5 ? Выбери правильный ответ.
2
4
3
0
3. Реши пример.
5 - 1 =
2
0
4
5
4. Поставь знак: больше, меньше или равно.
5 ... 4 + 1
>
=
<
Вариант II.
1. Сколько треугольников на рисунке? Выбери правильный ответ.
2
4
5
0
2. Сколько нужно убрать помидор, чтобы их стало 2? Выбери правильный ответ.
7
2
4
5
3
3. Реши пример.
1+ 4 =
2
0
4
5
4. Поставь знак: больше, меньше, равно.
0 ... 4 - 1
>
=
<
Ключ
1 вариант 2 вариант
1.4 1.5
2.3 2. 3
3.4 3.5
4.= 4. . <
Оценочный лист
теста № 3 по теме «Числа от 1 до 10».
№
п\
п
Фамилия
, имя
Умение
считать
предмет
ы
Умение
уменьшать
и
увеличиват
ь числа
Умение
увеличиват
ь и
уменьшать
числа на 1
Умение
сравниват
ь число и
выражени
е
Количеств
о
баллов
Уровень
усвоени
я темы
2б
2 б
2 б
2 б
8 б
1
Итого:
Тест №4 за 2 четверть «Сложение и вычитание»
Вариант I.
1. Реши задачу.
В корзине лежали 7 апельсинов. Дети съели 3 апельсина. Сколько апельсинов осталось в
корзине?
2
0
4
1
2. Реши задачу.
На ветке сидели 3 воробья, к ним присоединились 3 синицы. Сколько птиц оказалось на
ветке?
0
5
6
3
3. Реши пример.
7 - 3 =
2
0
4
1
4. Поставь знак: больше, меньше или равно.
7 ... 3 + 4
>
=
<
5. Сколько надо добавить треугольников, чтобы на рисунке их стало СЕМЬ.
8
2
3
4
1
Вариант II.
1. Реши задачу.
В ведре лежало 6 картофелин. 3 картофелины взяли из ведра, чтобы приготовить суп.
Сколько картофелин осталось в ведре?
2
3
4
1
2. Реши задачу.
У Вали было 2 пирожка. Бабушка дала ей ещё 5 пирожка. Сколько пирожков стало у Вали?
2
7
4
1
3. Реши пример.
7 - 5 =
2
0
4
1
4. Поставь знак: больше, меньше или равно.
7 ... 6 + 1
>
=
<
5. Сколько надо убрать квадратов, чтобы на рисунке их стало ПЯТЬ?
2
5
4
1
Ключ
1 вариант 2 вариант
1.4 1.3
2.6 2.7
3.4 3.2
4.= 4.=
5.3 5.2
Оценочный лист
№ 4 по теме «Сложение и вычитание».
№
п\
п
Фамили
я, имя
Умение
решать
задачи на
увеличен
ие и
уменьшен
ие числа
Умени
е
решат
ь
прост
ые
задачи
Умение
выполня
ть
сложени
е и
вычитан
ие в
предела
х 10
Умение
сравнива
ть число
и
числовое
выражен
ие
Умение
применять
навык
прибавлен
ия и
вычитани
я
Количест
во
баллов
Уровен
ь
усвоен
ия
темы
2 б
2 б
2 б
2 б
2 б
10 б
1
Итого:
Тест №5, 2 четверть«Сложение и вычитание».
Вариант I
1. Реши задачу.
9
Папа купил Саше 5 мандаринок, мама купила 4 груши, а бабушка купила 1 арбуз. Сколько
фруктов и ягод подарили Саше?
5
4
10
1
2. Реши пример.
9 - 6 =
3
7
0
1
3. Поставь знак: больше, меньше или равно.
7 ... 7 - 7
>
=
<
4. Реши задачу.
У Пети было 9 конфет. 2 конфеты он съел. Сколько конфет осталось у Пети?
3
7
0
1
Вариант II.
1. Реши задачу.
В школу привезли 2 стола в столовую, 3 стола в учительскую и 4 стола в библиотеку.
Сколько всего столов привезли в школу?
5
4
10
9
2. Реши пример.
9 - 5 =
3
7
0
1
3. Поставь знак: больше, меньше или равно.
6 ... 7 - 7
>
=
<
4. Реши задачу.
В вазе лежало 8 яблок. Оля съела 3 яблока. Сколько яблок осталось в вазе?
7
6
5
4
Ключ
1 вариант 2 вариант
1.10 1. 9
2. 3 2. 4
3. > 3. >
4. 7 4. 5
Оценочный лист
теста № 5 по теме «Сложение и вычитание».
№
п\п
Фамилия,
имя
Умение
решать
составную
задачу
Умение
выполнять
сложение
и
вычитание
в пределах
10
Умение
сравнивать
число и
числовое
выражение
Умение
решать
простые
задачи
Количество
баллов
Уровень
усвоения
темы
2 б
2 б
2 б
2 б
8 б
1
Итого:
10
Тест №6, 3 четверть «Сложение и вычитание»
Вариант I.
1. Реши пример.
6 + 4 =
8
7
10
9
2. Реши пример.
9 - 1 =
8
7
10
9
3. Реши пример.
7 - 3 + 0 =
8
7
4
9
4. Реши задачу.
В магазин привезли 9 ящиков с яблоками, а ящиков с грушами на 4 ящика меньше, чем
ящиков с яблоками. Сколько ящиков с грушами привезли в магазин?
4
5
6
7
5. Поставь вместо многоточия ... число.
8 - 1 + 2 = …
8
7
9
5
Вариант II
1. Реши пример.
4 + 5 =
8
7
10
9
2. Реши пример.
10 - 9 =
1
7
0
9
3. Реши пример.
7 - 5 + 0 =
8
2
4
0
4. Реши задачу.
Во втором классе учится 9 мальчиков, а в третьем классе на 3 мальчика меньше, чем во
втором классе. Сколько мальчиков учится в третьем классе?
9
7
8
6
5. Поставь вместо многоточия ... число.
10 - 2 + 1 = …
8
7
9
5
Ключ
1 вариант 2 вариант
1. 10 1. 9
2. 8 2. 1
3. 4 3. 2
4. 5 4. 6
5. 9 5. 9
Оценочный лист
теста № 6 по теме «Сложение и вычитание».
№
п\
п
Фамили
я, имя
Умение
выполня
ть
сложени
е в
пределах
10
Умение
выполня
ть
вычитан
ие в
пределах
10
Умение
решать
выражен
ия в 2
действия
Умение
решать
задачу на
увеличени
е и
уменьшен
ие числа
Умение
решать
пример
ы в 2
действ
ия
Количест
во
баллов
Уровен
ь
усвоен
ия
темы
2 б
2 б
2 б
2 б
2 б
10 б
1
11
Итого:
Тест № 7, 3 четверть «Сложение и вычитание».
Вариант I.
1. Реши задачу.
На кухне стояло 8 стульев. 4 стула унесли в столовую. Сколько стульев осталось стоять на
кухне?
8
7
4
10
2. Реши пример.
10 - 4 - 4 =
8
7
2
6
3. Поставь знак: больше, меньше или равно.
6 ... 7 - 2
>
=
<
4. Вставь вместо многоточия ... число.
8 - 2 - ... = 4
8
7
2
6
Вариант II.
1. Реши задачу.
У Саши было 4 книжки. Он взял в библиотеке ещё 4 книги. Сколько всего книг стало у
Саши?
8
10
4
6
2. Реши пример.
10 - 4 - 3 =
3
7
4
6
3. Поставь знак: больше, меньше или равно.
6 ... 7 - 7
>
=
<
4. Вставь вместо многоточия ... число.
8 + 1 - ... = 7
2
7
4
6
Ключ
1 вариант 2 вариант
1. 4 1.8
2.2 2.3
3. > 3. >
4. 2 4. 2
Оценочный лист
теста № 7 по теме «Сложение и вычитание».
№
п\п
Фамилия,
имя
Умение
решать
простые
задачи
Умение
решать
примеры
в 2
действия
Умение
сравнивать
число и
выражение
Умение
вставлять
число
Количество
баллов
Уровень
усвоения
темы
2 б
2 б
2 б
2 б
8 б
1
Итого:
Тест №8 за 4 четверть «Сложение и вычитание»
Вариант I
12
1.Реши задачу.
На первой полке 11 книг, а на второй – на 2 меньше. Сколько книг на второй полке
10
9
4
8
2. Реши пример.
10 - 9 =
8
7
4
1
3. Реши задачу.
У Вали есть 4 карандашей, а у Оли 3 карандаша. Сколько всего карандашей у девочек?
0
7
4
1
4. Поставь знак: больше, меньше или равно.
4 + 5 ... 8
>
=
<
Вариант II.
1. Реши задачу.
У Коли было 9 карандашей, а у Тани на 2 больше. Сколько карандашей у Тани?
10
11
7
6
2. Реши пример.
10 - 9 - 1 =
0
7
4
1
3. Реши задачу.
В магазине было 9 телевизоров. За день продали 6 телевизоров. Сколько телевизоров
осталось?
0
7
4
1
4. Поставь знак: больше, меньше или равно.
10 ... 7 + 3
>
=
<
Ключ
1 вариант 2 вариант
1. 9 1. 11
2. 1 2. 0
3. 7 3.3
4 . > 4.=
Оценочный лист
теста № 8 по теме «Сложение и вычитание».
№
п\п
Фамилия
, имя
Умение
решать
задачи на
увеличение
и
уменьшение
числа
Умение
решать
выражения
в 2
действия
Умение
решать
просты
е задачи
Умение
сравнивать
число и
выражение
Количество
баллов
Уровень
усвоения
темы
2 б
2 б
2 б
2 б
8 б
1
Иванов
Итого:
Тест №9, 4 четверть « Числа от 11 до 20»
Вариант I
1. Поставь знак: больше, меньше или равно.
20 ... 19
>
=
<
2. Реши задачу.
13
В кафе стояло 12 столов. Утром увезли 6 столов. Сколько столов осталось в кафе?
17
18
12
11
3. Реши пример.
12 - 2 + 5=
7
15
9
11
4. Реши пример.
18 - 9 =
7
4
9
11
Вариант II.
1. Поставь знак: больше, меньше или равно.
16 ... 19
>
=
<
2. Реши задачу.
В гараже стояло 12 машин. Утром 5 машин выехали. Сколько машин осталось в гараже?
10
5
7
15
3. Реши пример.
13 - 3 + 5=
7
15
9
11
4. Реши пример.
15 - 7 =
17
8
15
18
Ключ
1 вариант 2 вариант
1. > 1. <
2. 6 2.7
3. 15 3.13
4. 9 4.8
Оценочный лист
теста № 9 по теме «Числа от 10 до 20»».
№
п\п
Фамилия,
имя
Умение
сравнивать
двузначные
числа
Умение
решать
простые
задачи
Умение
решать
выражения
в 2
действия
Умение
выполнять
сложение
и
вычитание
с
переходом
через 10
Количество
баллов
Уровень
усвоения
темы
2 б
2 б
2 б
2 б
8 б
1
Итого:
Тест за 1 класс
Выбери и отметь правильный ответ V .
14
1. Укажи верную запись чисел в порядке убывания.
11, 2, 7, 18, 19 19, 18, 2, 11, 7
19, 18, 11, 7, 2 19, 18, 11, 2, 7
2. Укажи, между какими числами стоит число 14.
14 и 17 10 и 14
15 и 18 13 и 15
3. Отметь верное решение задачи.
У Карлсона 8 банок мёда , а варенья на6 банок больше. Сколько всего банок варенья у
Карлсона?
8 – 6 (б.) 6 + 8 (б.)
8 + 6 (б.) 8 - 4 (б.)
4. Изменяется ли сумма при перестановке слагаемых?
Часто Да Редко Нет
5. Какую запись можно назвать неравенством?
15 – 10 = 5 15 - 5
15 – 6 > 3 7- 4 = 3
6. Отметь верный ответ задачи.
В сумке было несколько лимонов. Когда положили ещё 3 лимона, их стало 6. Сколько
лимонов было в сумке сначала?
2 3 4 1
7. Представь число в виде суммы разрядных слагаемых: 15= …+ …
7 + 8 10 + 5
10 + 6 11 + 4
8. Переведи: 18 см = …дм…см.
1 дм 8 см 2 дм 8 см
8 дм 1 см 3 дм 3 см
9. Сравни выражения и отметь нужный знак: 9 + 6 … 8 + 8
= > < +
10. Отметь, где ответ такой же, как в примере 14 – 8 + 6.
7 + 7 8 + 8 – 5
13 – 8 + 7 7 + 3 + 3
Ключ
1. 19, 18, 11, 7, 2 4. Нет 7. 10 + 5 10. 13 – 8 + 7
2.13 и 15 5. 15 – 6 > 3 8. 1 дм 8 см
3. 6 + 8 (б.) 6. 3 9. <
Оценочный лист теста № 10
.
№
п\п
Фамили
я, имя
Знание последовательности чисел
Умение определять места числа
Умение решать
простые задачи на+
Знание математических терминов
умение находить неравенство
Умение решать
простые задачи на_
Умение представлять число
Умение преобразовывать велвеличин
Умение сравнивать выражения
Умение находить значение выражения
Количест
во
баллов
Уровен
ь
усвоени
я темы
2
б
2
б
2 б
2
б
2
б
2 б
2
б
2
б
2
б
2
б
20 б
15
№
задани
я
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
1
Итого:
Сводная таблица результатов
№
п\
п
Фамили
я, имя
Тест№
1
Тес
т
№2
Тес
т
№3
Тес
т №
4
Тес
т №
5
Тес
т
№ 6
Тес
т
№ 7
Тес
т
№ 8
Тес
т
№ 9
Тес
т №
10
Уровень
усвоения
материал
а
уровень
1
Иванов
в
с
в
с
в
с
с
в
с
с
с
2
Петров
в
в/с
в
с
в
в
в/с
в
в
в
в
Итого:
Предлагаемые методические рекомендации позволяют учителю организовать процесс
отбора продуктов образовательной деятельности первоклассника и ориентированы на
улучшение результатов в освоении предмета.
16