Автор: Герасимова Нина Ивановна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ГКУ СО СРЦ "Наш дом"
Населённый пункт: город Новокуйбышевск, Самарская область
Наименование материала: Cтатья
Тема: "Тревожность у детей младшего школьного возраста"
Раздел: начальное образование
Тревожность у детей младшего школьного возраста.
Психологи
определяют
тревожность
как
склонность
человека
к
переживанию
эмоционального
состояния,
проявляющегося
в
ожидании
неблагоприятного развития событий. Каждому из нас приходилось испытывать
в своей жизни не только тревожность, побуждающую к поиску и конкретизации
возможной опасности, но и тревожность, выматывающую, изнуряющую и как
бы разлитую, проявляющуюся как ощущение беспомощности, неуверенности в
себе и бессилия перед преувеличенно могущественными внешними факторами.
Живя
с
постоянной
оглядкой
на
старших,
тревожные
дети
растут
неуверенными,
пугливыми,
нерешительными,
болезненно
робкими
и
застенчивыми,
склонными
искать
совета
и
поддержки
«на
стороне».
На
опасность такого воспитательного подхода указывал замечательный педагог
Януш Корчак: «Из страха, как бы смерть не отняла у нас ребенка, мы отнимаем
ребенка у жизни. Не желая, чтобы он умер, не даем ему жить»
С выходом в самостоятельную жизнь, когда требуется уверенность и
решительность
действий,
человек
полностью
обнаруживает
свою
характерологическую
несостоятельность:
речь
идет
о
тормозимом
варианте
психопатий (в частности, тревожно-мнительном характере).
Сегодня расширились возможности применения разнообразных форм и
методов влияния на развитие ребенка. Поэтому повышенная активность во
взаимодействии взрослого с ребенком иногда становится настолько же опасной,
насколько
опасно
бывает
и
отсутствие
такой
активности.
Врачи-педиатры
сегодня отличают резкий рост у детей таких болезней, которые ранее были
присущи только взрослым, постоянно находящимся в стрессовых ситуациях.
Для
современного
ребенка
стрессовой
ситуацией
становится
все
то,
что
является обыденной жизнью для взрослого, который не может или не хочет
создавать
специальный
режим
для
развивающегося,
еще
не
окрепшего
организма.
В
практике
работы
психологов
достаточно
много
случаев,
когда
ухудшение и психологического и физического здоровья ребенка связано только
с тем, что взрослые таскают ребенка с собой по местам массового скопления
людей,
где
порог
стрессогенности
обстановки
явно
выше
детской
нормы.
Другие взрослые, не делая различий между собой и ребенком, подавляют его
излишним
обилием
информации,
непосильными
для
него
эмоциональными
нагрузками, которые бывают характерны для их общения. Все это не проходит
бесследно, и у детей появляются такие «взрослые» болезни, как бессонница,
язва, колит, мигрень. Ну, а если в семье нелады и ребенок постоянно включен в
сферу общения родителей, то есть активно вовлекается как участник в их ссоры
и
разбирательства,
то
вряд
ли
кто
будет
удивляться
появлению
у
него
невротических
симптомов
и
других
нарушений
психологического
и
физического развития.
В
основе
профилактики
заболеваний
должна
лежать
забота
о
психологическом
комфорте
ребенка,
который
может
быть
достигнут
следующими средствами:
1.
Спокойное,
уравновешенное
состояние
матери,
ухаживающей
за
младенцем.
2.
Продление
домашнего
периода
дошкольного
детства,
то
есть
максимальная отсрочка определения малыша в детское дошкольное
учреждение.
3.
Подготовка ребенка к школьному обучению.
Для
многих
детей
вступление
в
школу
может
явиться
сложным
испытанием. По-видимому, хотя бы с одной из ниже представленных проблем,
сталкивается каждый ученик:
1)
Режимные трудности (они заключаются в относительно низком уровне
произвольности регуляции поведения, организованности);
2)
Коммуникативные
трудности
(чаще
всего
наблюдаются
у
детей,
имеющих
малый
опыт
общения
со
сверстниками,
проявляются
в
сложности привыкания к классному коллективу, к своему месту в этом
коллективе);
3)
Проблемы взаимоотношений с учителем;
4)
Проблемы, связанные с изменением семейной обстановки.
Изменилось, если можно так выразиться, и «качество» тревожности. В
настоящее время значительно возросла выраженность форм тревоги, имеющих
глубинный
характер,
то
есть
наиболее
тяжелых
и
в
наименьшей
степени
поддающихся преодолению.
Очень
показательна
в
этом
плане,
школьная
тревожность.
Важным
становится статус ребенка в группе сверстников. Степень популярности зависит
от многих причин: от особенности поведения, форм общения с другими детьми,
его знаний, умений, умственного развития. Положение в группе сверстников
реализует или не реализует потребность ребенка в притязании на их признание,
что чрезвычайно значимо для формирования отношения к себе и другим.
Главное в том, что дети чувствуют сегодня себя незащищенными, как в
психологическом, так и чисто физическом смысле.
Ребенок испытывает постоянное внутреннее напряжение и как следствие
у
него
могут
возникнуть
и
закрепиться
устойчивая
тревожность,
сильные
фантастические страхи. Это же подтверждается и в процессе практической
работы с тревожными детьми. Именно своеобразная «смена ролей» детей и
родителей, возникновение у детей чувства повышенной ответственности за
эмоциональное
состояние
родителей,
то,
что
родители
перестают
восприниматься
детьми
как
защитники,
-
все
это,
является
источником
повышенной напряженности, тревожности и частых интенсивных страхов.
Рекомендации.
1.
Обеспечение
реального
успеха
ребенка
в
какой-либо
деятельности
(рисование, игра, помощь по дому и т.д.).
2.
Щадящий оценочный режим в той области, в которой успехи ребенка
не велики.
3.
Отказ
от
физических
наказаний
и
угроз
(отсутствие
наказаний
порождает чувство безопасности, уверенности и доверия к взрослым).
4.
Организовывать соревновательные игры, постоянно отмечая успехи и
достижения детей, повышая уверенность в своих силах, самооценку.
5.
Создание
теплых
эмоциональных
отношений,
доверительного
контакта со взрослыми в семье и в школе.