Автор: Акинина Светлана Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "ООШ № 14 для учащихся с ОВЗ"
Населённый пункт: город Губкин, Белгородская область
Наименование материала: доклад
Тема: "Самоуправление в группе дополнительного образования как форма управления воспитательной системой"
Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 14 для учащихся
с ограниченными возможностями здоровья»
города Губкина Белгородской области
ДОКЛАД
На тему:
«
Самоуправление в группе дополнительного образования как
форма управления воспитательной системой
».
Подготовил: Акинина С. Н.
Губкин 2019
Уважаемые коллеги, мне бы хотелось поделиться с Вами своим опытом
воспитательной работы в группе дополнительного образования.
В
сложный
период
масштабных
политических
и
социально-
экономических изменений в Российском государстве и обществе нам крайне
трудно вести целенаправленную и эффективную воспитательную работу с
учащимися.
В
эпоху
перемен
учителям
очень
важно
занять
правильную
гражданскую
и
педагогическую
позицию,
верно
определить
целевые
opиентации в своей жизни и педагогической деятельности, не ошибиться в
выборе
принципов,
направлений,
форм
и
способов
собственного
бытия
и
построения жизнедеятельности в детском сообществе.
Только
системный
подход
может
стать
эффективным
средством
обновления
и
повышения
результативности
воспитательной
деятельности
воспитателя группы дополнительного образования.
В нашем учебном учреждении
для учащихся с ОВЗ уже построена и
успешно
функционирует
воспитательная
система.
Поэтому,
построение
воспитательной системы в группах дополнительного образования является не
только
желанием
воспитателя,
но
и
объективной
необходимостью.
Но
проблема состоит в том, чтобы найти наиболее эффективные формы и методы
создания и развития воспитательной системы коллектива, создать условия для
развития
личности
ребенка
на
каждом
возрастном
этапе
обучения
и
воспитания.
Я
строю
воспитательную
работу
в
группе
дополнительного
образования,
опираясь
на
следующие
виды
деятельности:
познавательную,
игровую, спортивную, творческую, коммуникативную, досуговую.
Важной формой управления воспитательной системой я считаю развития
самоуправления,
т.е.
создание
условий
для
самореализации
и
совместной
деятельности учащихся, развитие у них творческого потенциала, лидерских и
организаторских способностей, взаимопонимания, активной позиции, общей
культуры.
Участие в самоуправлении формирует у учащихся самостоятельность,
инициативность,
ответственность.
Представляя
интересы
всего
коллектива,
школьники могут организовывать и проводить те дела, которые им интересны,
при этом проявляя и развивая свои способности.
В процессе коллективного планирования деятельности, реализации своих
планов,
анализа
проделанной
работы
у
учащихся
вырабатывается
«направленность на других людей», которую В.А. Сухомлинский определил,
как умение чувствовать рядом с собой человека, видеть в его глазах сложный
духовный мир.
Мой опыт работы по развитию самоуправления в группе дополнительного
образования подтверждает, что оно является важным фактором социализации
личности ребенка, поскольку способствует формированию таких качеств, как
самостоятельность, активность, инициативность, ответственность.
В
условиях
продленного
дня
я
нахожу
реальные
возможности
для
упражнения детей в самоуправленческой деятельности, поскольку учащиеся
проводят в школе ежедневно дополнительно к тому времени, которое отведено
на уроки, еще пять-шесть часов во внеурочное время, в течение которого они
гуляют,
выполняют
домашнюю
работу,
отдыхают,
занимаются
любимым
делом, что, естественно требует их активного участия в организации своей
жизни.
В начале учебного года учащиеся общим голосованием выбираем Совет
самоуправления, командира Совета, формируем микрогруппы.
Микрогруппы планируют свою работу на четверть, на неделю, на один
день, обсуждают свои функции и деятельность. Они, например, решают и
вносят свои предложения, какие бы внеклассные мероприятия они хотели бы
провести в этой четверти. Так же они решают и назначают дежурного в
кабинете,
кто
будет
сегодня
поливать
цветы,
проводить
зарядку
или
физминутку и т.д.
Послеобеденная
деятельность
учащихся
на
воздухе:
экскурсионно
–
познавательная, игровая, спортивная, трудовая – дает большой простор для
включения самих детей в определение ее содержания и организацию этой
деятельности. Заранее я подбираю тему прогулки (или экскурсии) на улице,
назначаю
ответственных
за
проведение.
Ребята
тщательно
готовятся,
им
помогают родители.
Детское самоуправление помогает совершенствовать работу и в такой
режимный момент, как самоподготовка. Опыт показывает, что целесообразно
привлекать
учащихся
к
составлению
правил
(памяток)
по
выполнению
самостоятельных
учебных
заданий.
Они
же
осуществляют
контроль
за
соблюдением этих правил внутри группы.
Различные
темпы
работы
и
разная
подготовленность
к
выполнению
домашних
заданий
не
позволяет
всем
одновременно
завершать
самоподготовку. Поэтому всегда требуется не мало усилий, чтобы организовать
содержательную
и
интересную
деятельность
для
тех,
кто
освободился
от
уроков, успел выполнить уроки раньше других, и в тоже время помочь тем
учащимся, которые испытывают затруднения. Вот тогда на помощь приходит
самоуправление.
Мы
выбираем
ответственного
за
проверку
выполнения
работы. Учащимся это очень интересно. Все стремятся быть лидерами.
По
завершении
самоподготовки
я
провожу
занятия
по
интересам,
организую разные формы коллективной работы учащихся. За определенным
днем
недели
закрепляем
тот
или
иной
вид
деятельности.
Например,
в
понедельник - беседы, встречи, информационные часы; во вторник, четверг -
посещение кружков, клубов, как в помещении школы, так и в не ее; в среду-
день
трудовых,
практических,
шефских
дел;
в
пятницу
–
различные
спортивные соревнования, игры.
Традиционным
стало
проведение
таких
мероприятий,
как
«Инсценирование басен», «Конкурс поделок из природного материала», «День
именинника», «Мисс Дюймовочка», «Мальчишки, вперед!» и др. Для удачной
организации этих дел важно детское самоуправление. Ведь каждое дело сами
придумываем, сами выполняем и сами оцениваем. Уберите одно звено - и от
самоуправления
ничего
не
останется.
Самоуправление
нельзя
дать,
нельзя
взять, нельзя ввести. Оно вырабатывалось годами моей деятельности в школе
и отрабатывается по сей день.
В последнее время стало модным проводить Дни самоуправления, которые
помогают учащимся лучше понять работу воспитателя, оказавшись на его
месте, найти контакты со своими одноклассниками, налаживая дисциплину,
стараясь
увлечь
ребят.
Некоторые
ребята,
побывав
в
роли
воспитателя,
пересматривают свое поведение в группе.
Таким образом, успешно функционирующая система самоуправления в
группе
служит
развитию
личности
школьников,
так
как
в
процессе
самоуправленческой деятельности у ребят развиваются лидерские качества,
вырабатываются социально значимые качества (активность, ответственность,
отзывчивость), они осваивают социальные роли, приобретают определенные
навыки
и
знания,
учатся
планировать,
осуществлять
и
анализировать
деятельность.
Пребывание в группе становится интересной, насыщенной, увлекательной.
В связи с этим, я считаю важным создание и развитие самоуправления, как
эффективной формы воспитательной системы, дающей положительные
результаты.