Авторы: Андреева Наталья Григорьевна, Андреев Александр Николаевич
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ лицей №35
Населённый пункт: г. Ставрополь
Наименование материала: урок
Тема: Использование ИКТ в соответствие с ФГОС
Раздел: начальное образование
УРОК МАТЕМАТИКИ
со здоровьесберегающими
технологиями
в 1 «Б» классе
«Школа 2000...»
Автор:
Андреева Наталья Григорьевна
учитель начальных классов
МБОУ лицея №35
г.Ставрополя
Тема
Дециметр
Цель
Познакомиться с укрупненной единицей измерения длины – дециметром;
-научиться преобразовывать длины, выраженные в дециметрах и
сантиметрах, сравнивать, складывать и вычитать их.
Планируемые результаты
Предметные УУД
Знать
Связь между сантиметром и укрупненной единицей длины - дециметром
Уметь
Преобразовывать единицы длины, выраженные в дециметрах и сантиметрах, скла-
дывать, вычитать и сравнивать их.
Метапредметные УУД
Познавательные:
Определение дециметра и его обозначение на письме («дм»); построение отрезка
длиной 1дм, измерения с использованием новой единицы длины;
Регулятивные
Формировать способность к фиксации затруднения и постановке индивидуальной
цели по его преодолению. Проявление волевых усилий при решении поставлен-
ной учебной задачи. Закреплять умение пользоваться инструментами (линейкой,
полосками определенной длины для измерения), работать со схемами.
Коммуникативные
Совершенствовать умение слушать и понимать партнера, планировать и согласо-
ванно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контро-
лировать действия друг друга и уметь договариваться.
Личностные УУД
Проявление интереса к математике, формирование позитивной учебной мотива-
ции, бережного отношения к природе, к собственному здоровью.
Оборудование
Компьютер, проектор, чертеж синичника, карточки для самостоятельной
работы, две полоски (1см и 1дм)
Ход урока.
1. Организационный. момент
Здравствуйте, ребята и уважаемые гости. Замечательно, что сегодня такой
приятный солнечный день. Совсем недавно мы слышали за окном пение...
(синички). А это значит, что весна пришла. Начнем поскорее наш урок, ведь у
каждого из вас появятся новые знания, а также, я думаю, захочется сделать что-то
очень хорошее, что - вы узнаете позже.
2. Актуализация знаний
- Ритмичный счет десятками – прямой (хором)
- ритмичный счет десятками – обратный (хором)
Назовите пропущенные числа (восстанови ряд, слайд 2)
-Как изменяется каждое следующее число? (увеличивается на 10)
-Как узнать, на сколько одно число больше или меньше другого? (Правило)
Работа с числовым рядом на слайде:
-на сколько 20 меньше 50?
- на сколько 80 больше 40? И т.д.
еще 2-3 примера.
-Ребята, давайте вспомним, с
какими величинами мы уже знакомы?
Слайд 3 (мы знакомы с величинами:
масса, объем, длина)
-Найдем пары, назвав единицы
измерения данных величин.
Единица измерения массы - …
(килограмм)
Единица измерения объема - …(
литр)
Единица измерения длины - …
(сантиметр)
- Что мы знаем о величинах? (Их
можно измерить, сравнивать,
складывать, вычитать) СЛАЙД 4
3. Постановка проблемы
- Посмотрите на СЛАЙД 5. Узнаете
этих ребят? (Это Лена и Миша)
-Что они делают? Мастерят домики
для птиц. Они всю зиму кормили синичек
и те хотят поселиться рядом, но не найдут
подходящего дупла.
-А зачем люди делают домики для птиц? СЛАЙД 6, 7 (Приятно слышать
пение птиц рядом со своим домом, интересно наблюдать за птицами, кроме того
птицы спасают деревья от вредителей. Синица делает около тысячи вылетов за
день, охотясь на личинок и других насекомых для своих птенцов) СЛАЙД 8.
Проведем, друзья, сейчас
Упражнение для глаз.
Вправо, влево посмотрели,
Глазки все повеселели.
Снизу вверх и сверху вниз.
Ты, хрусталик, не сердись,
Посмотри на потолок,
Отыщи там уголок.
Чтобы мышцы крепче стали,
Смотрим по диагоналям.
Мы не будем циркуль брать,
Будем взглядом круг писать.
Вдаль теперь ты посмотри.
Что ты видишь там в дали?
А теперь на кончик носа.
Повтори так восемь раз –
Лучше будет видеть глаз.
Глазки нас благодарят,
Поморгать нам всем велят.
Плавно глазками моргаем,
Потом глазки закрываем.
Чтобы больше было силы,
К ним ладошки приложили.
(Дети закрывают глаза ладонями, держат так их до тех пор, пока не
почувствуют глазами тепло от рук.)
Раз, два, три, четыре, пять,
Можно глазки открывать.
-Вы тоже можете смастерить домик для синичек. Рассмотрите чертеж. Но
здесь указана незнакомая единица измерения. Как выяснить размеры домика?
Предложение ребят – измерить с помощью линейки верхнюю часть стенки.
-Сделаем это и выясним как связана новая единица измерения со знакомым
нам сантиметром.
4. «Открытие» нового знания
- Чему же равна длина верхней части передней стенки домика? (20 см)
-20 см, но всего 2 дм. Ребята, сегодня мы знакомимся с новой единицей
измерения длины – дециметром. Существует общепринятая сокращенная запись
этого слова. Вы видите ее на чертежах. Точка не ставится. Поставьте знак «=».
Сколько это сантиметров? Допишите. Прочитайте полученное равенство.
(2дм=20см)
-Тогда чему будет равен 1 дм? (1дм=10см). На доске – опорный сигнал.
5. Закрепление
Начертим в тетради отрезок длиной 1дм. Чему будет равна его длина в
сантиметрах?
Задача.
-На урок труда Оля принесла 9 дм тесьмы, а Катя – 80 см. Кто принес
больше тесьмы, Оля или Катя? (СЛАЙД 9)
-Можем сразу ответить на этот
вопрос? (Нет, сравнивать можно
только величины, выраженные в
одинаковых единицах измерения)
-Такие задачи будут встречаться
нам часто, поэтому сначала надо
научиться преобразовывать длины:
дециметры переводить в сантиметры и
наоборот. Посмотрите, какие задания нам помогут научиться преобразовывать
дециметры в сантиметры и сантиметры в дециметры? (№1, 2 работа по цепочке -
первичное закрепление с комментированием во внешней речи)
-Какой цели вы достигли справившись с этим заданием? (Научились
переводить дециметры в сантиметры и сантиметры в дециметры)
-Вернемся к вопросу «Кто принес
тесьмы больше?». Прежде что нужно
сделать? (Привести к одинаковой
единице измерения). Например:
9дм=90см
-90см > 80см, значит Катя
принесла тесьмы больше. (СЛАЙДЫ
10-11)
6. Физминутка
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки,
Плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем –
Крылья сложим назад.
Тишина стоит вокруг,
Вышли косари на луг.
Взмах косой туда-сюда,
Делай «раз» и делай «два».
-Что еще можно делать с величинами? (Сравнивать, складывать и вычитать)
-Какие задания помогут нам потренироваться в этом? (№4, 5 учебника;
работа по цепочке - первичное закрепление с комментированием во внешней
речи).
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
- Как вы думаете, зачем нужна укрупненная единица измерения длины? (Для
измерения больших расстояний)
У вас на столах две полоски. Покажите полоску длиной 1см, теперь 1дм.
Какую выберете, чтобы измерить высоту стула или стола? (Полоску длиной 1дм)
Почему? Ее нужно прикладывать меньшее количество раз.
Чем больше единица измерения, тем меньшее количество раз она
содержится в измеряемой величине .
-Давайте измерим. Первый
вариант – высоту парты, второй
вариант – высоту стула.
Обменяйтесь информацией в
парах, заполните схему. (СЛАЙД
13)
- Узнайте, на сколько парта
выше стула. Запишите решение.
Переведите результат в
сантиметры. Напишите ответ.
(Проверка по эталону СЛАЙД 14)
8. Итог урока
-Подведем итог. Достигли мы поставленной цели? Что еще можете сказать об
уроке? Мне было легко…, мне было трудно…, я задумался…, мне понравилось…
СЛАЙД 15
- Я думаю, вы не забыли о
домиках для птиц. Если у вас на
даче или рядом с домом поселятся
синички, то деревья не будут
выглядеть такими несчастными,
как эта яблонька, на которую
напали гусеницы. СЛАЙД 16
А в лесах будет много обитателей, чистого воздуха и света. СЛАЙД 17
-У вас получатся
замечательные проекты, а
результаты своей работы вы
отразите в ПОРТФОЛИО.
Поторопитесь, потому что в
апреле у синичек первая кладка.
Спасибо.