Автор: Кольцова Лариса Михайловна
Должность: заместитель директора по учебно-воспитательной работе
Учебное заведение: МБУ ДО ЦДТ
Населённый пункт: город Киселёвск, Кемеровской области
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: "Первые занятия начинающего педагога"
Раздел: дополнительное образование
Первые занятия начинающего педагога
(методические рекомендации)
Автор: Л.М. Кольцова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе
МБУ ДО ЦДТ Киселёвского городского округа, Кемеровской области
ВВЕДЕНИЕ
Дидактическая теория - основа профессионально грамотной работы педагога. Основные
дидактические категории: занятие, современное занятие, цель, тип и структура занятия,
проблемный урок (проблемная ситуация, проблема в обучении, проблемный вопрос).
Занятие является элементарной структурообразующей единицей учебно-воспитательного
процесса, на базе которой раскрывается и реализуется известная часть учебной программы и
отражается
конкретный
этап
ее
усвоения.
Это
логически
законченный,
целостный,
ограниченный определенными рамками отрезок учебно-воспитательного процесса. В нем в
сложном взаимодействии находятся основные элементы учебного процесса: цели, задачи,
содержание, формы, методы, средства, взаимосвязанная деятельность учителя и учащихся.
Сущность учебного занятия составляет организация педагогом разнообразной работы
учащихся
по
усвоению
ими
новых
знаний,
умений
и
навыков,
в
ходе,
которой
осуществляется
их
воспитание
и
развитие.
Исходной
идеей
современных
научных
представлений
об
уроке
является
представление,
о
единстве
обучения,
воспитания
и
развития.
Важно
запомнить,
что
учебное
занятие
готовится,
проводится
и
анализиру ется
в
соответствии с поставленными целями и задачами: образовательными, воспитательными,
развивающими,
грани
между
которыми
весьма
относительны.
В
процессе
обучения
в
неразрывном единстве происходит обогащение личности научными знаниями, развитие ее
интеллектуальных способностей, формирование мировоззрения и нравственно-эстетической
культуры.
Дидактическая теория - основа профессионально грамотной работы педагога. На ее
основе
с
учетом
возрастных
и
индивидуальных
особенности
обучающихся
творческого
объединения можно приступать к подготовке своих первых занятий.
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ
Образовательная цель занятия предполагает усвоение научных знаний, формирование
специальных и общеучебных умений и навыков. Научные знания включают в себя факты,
понятия, законы, закономерности, теории и т.д. Специальные умения и навыки включают в
себя специфические только для соответствующего учебного предмета практические умения и
навыки. Общеучебные умения и навыки имеют отношение ко всем предметам (навыки
работы с книгой, справочниками, умение читать и писать в быстром темпе и т.д.).
Образовательная
(дидактическая,
познавательная)
цель
занятия
ставится
к
каждому
занятию.
Следует
помнить,
что
она
должна
быть
предельно
конкретной
и
четко
сформулированной. Например, «решение задач» не может быть грамотной формулировкой
дидактической цели урока. Правильная формулировка раскрывает, какие конкретные умения,
и навыки должны быть сформированы у обучающихся при решении определенного типа
задач.
Слишком общей будет и формулировка развивающей
цели
-
«развитие
мышления
учащихся». Умение мыслить складывается из умений анализировать, выделять главное,
сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать, доказывать и опро вергать,
объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы.
Воспитательная
цель
занятия
связана
со
становлением
и
развитием
нравственных,
мировоззренческих
устоев
личности,
формированием
эстетических,
этиче ских
представлений. Решение воспитательных целей и задач урока при правильной организации
тотчас
же
оказывает
положительное
влияние
на
ход
обучения,
так
как
воспитание
дисциплинированности,
организованности,
общественной
активности
и
других
качеств
создает
условия
для
более
активного
и
успешного
обучения.
Воспитательный
аспект
предусматривает использование содержания учебного материала, методов обучения, форм
организации познавательной деятельности, личностных отношений на занятии.
Развивающая и воспитательная цели планируются на тот пери од времени, в течение
которого они реально могут быть достигнуты.
ТИПОЛОГИЯ ЗАНЯТИЙ
Дидактическая целевая установка определяет выбор типа занятия. Проблема типологии
занятий, их систематизации является довольно сложной и не имеет однозначного решения.
Единого подхода к классификации занятий нет. Различные авторы кладут в основу классифи-
кации разные основания деления.
Под
структурой
занятия
понимается
устойчивая
взаимосвязь
его
элементов,
в
которой
определяется примерный порядок и способы действия педагога и обучающихся.
Совершенно очевидно, что не может
быть
раз
и
навсегда
установленного
типа
занятия
с
застывшими
навечно
этапами
и
стандартной последовательностью. Структура занятия варьируется в зависимости от системы
дидактических задач внутри каждого типа занятия.
Рассмотрим типы и примерную
структуру занятий в зависимости от основной дидактической цели.
ЗАНЯТИЯ С УСВОЕНИЕМ НОВЫХ ЗНАНИЙ
1. Повторение опорных знаний.
2.Сообщение цели и темы занятия, самоопределение.
3. Усвоение новых знаний.
4. Упражнения на понимание.
5. Самостоятельная работа.
6. Обобщение и систематизация знаний.
7. Итог занятия.
Тема занятия любого типа записывается на доске. Цель занятия доводится до сведения
учащихся,
трансформируясь
в
соответствии
с
их
возрастом.
Под
самоопределением
понимают
спланированные
действия
педагога
по
включению
учащихся
в
осознанную
деятельность.
Результат
самоопределения
-
определение
учеником
себя
в
деятельности.
Самоопределение усиливает целевую установку занятия. На занятии педагог работает с
акцентом на положительный результат, на ситуацию успеха учащегося.
Для успешного проведения занятия усвоения новых знаний рекомендуется:
предельно конкретно определить цели занятия (предполагаемый результат);
тщательно отобрать материал для повторения опорных знаний, способствующий
усвоению новых знаний;
не затягивать этап повторения опорных знаний;
усилить целевую установку занятия самоопределением;
проводить усвоение новых знаний в соответствии с основными дидактическими
принципами, обратив внимание на принцип «выращивания» знаний там, где это целе-
сообразно, и активность обучаемых при ведущей роли педагога;
закрепить полученные знания материалом;
показать образец выполнения упражнения или решения нового типа задач на доске с
привлечением к рассуждению учащихся;
не забывать о формировании обобщенных умений;
выставлять оценки учащимся за усвоение новых знаний не ниже той, на которую они
учатся, не смешивая с понятием дисциплины на занятие;
создавать ситуацию успеха;
при целесообразности проведения самостоятельной работы не приравнивать ее к
контрольной работе, а рассматривать лишь как информацию об усвоении нового ма -
териала учащимися;
обобщить и систематизировать знания;
подвести итоги занятия.
ЗАНТЯИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
1.Повторение опорных знаний и практического опыта. Предварительные упражнения.
2.Сообщение цели и темы занятия, самоопределение.
3.Изучение нового материала. Вводные упражнения.
4. Применение приобретенных знаний.
5. Пробные упражнения.
6.Тренировочные упражнения по образцу, заданию, конструкции.
7. Творческие упражнения.
8. Итог занятия.
К ряду основных рекомендаций можно отнести:
четкое определение целевых установок занятия;
обращение особого внимания на тщательный подбор упражнений и заданий с посте-
пенным наращиванием степени трудности (вводные, пробные, упражнения по образ-
цу);
соединение теоретических знаний с практическими действиями (повторение теорети-
ческого материала, умение объяснить каждый шаг действия при выполнении практи-
ческих заданий);
усвоение новых знаний;
осуществление дифференцированного подхода к обучающимся;
целесообразное введение творческих упражнений и заданий (для всего коллектива,
для отдельных учеников как элемент домашнего задания).
ЗАНЯТИЕ ПРИМЕНЕНИЯ ЗНАНИЙ УМЕНИЙ НАВЫКОВ
1. Повторение опорных знаний.
2.Сообщение цели и темы занятия, самоопределение.
3. Усвоение новых знаний.
4. Формирование элементарных навыков и применение их в стандартных условиях.
5.Формирование обобщенных умений.
6.Формирование
творческого
применения
знаний,
навыков,
уме ний
в
постоянно
изменяющихся условиях.
7.Итоги занятия.
К ряду основных рекомендаций можно отнести:
четкое определение целевых установок занятия;
допустимость нестандартного творческого характера занятия;
практическая работа на основе теоретических знаний;
внесение элемента усвоения новых знаний;
разнохарактерность упражнений и заданий - от формирования элементарных навы-
ков, умений и применения их в стандартных условиях до формирования творческого
применения знаний, умений, навыков в постоянно изменяющихся условиях;
обращение внимания на формирование обобщенных умений;
дифференцированный подход к обучающимся, накопление отметок.
ЗАНЯТИЕ ОБОБЩЕНИЯ И СИСТЕМА ТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ
1.Сообщение цели и темы занятия, самоопределение.
2.Повторение и обобщение отдельных фактов, событий, явлений.
3.Повторение и обобщение понятий и усвоение соответствующей системы знаний.
4. Повторение и систематизация основных теоретических положений и ведущих идей науки.
5. Итоги занятия.
К ряду основных рекомендаций можно отнести:
четкое определение целевых установок занятия;
нестандартный творческий характер занятия;
целесообразное использование наглядности (таблицы, картины, плакаты), техниче-
ских средств обучения;
подбор заданий и упражнений - от обобщения отдельных фактов, событий, явлений до
систематизации основных теоретических положений и ведущих идей науки;
дифференцированный подход к обучающимся, накопление отметок.
ЗАНЯТИЕ КОНТРОЛЯ И КОРРЕКЦИИ ЗНАНИЙ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
1.Сообщение цели и темы занятия, самоопределение.
2.Показ использования приобретенных знаний, навыков, умений в жизненных ситуациях.
3.Проверка знаний фактического материала. Фронтальная беседа. Индивидуальный опрос.
4.Проверка
знаний
основных
понятий,
законов
и
умения
объяснить
их
сущность.
Практическая работа.
5.Проверка
глубины
осмысления
знаний
и
степени
их
обобщения.
Самостоятельное
составление обобщенных таблиц. Письменный опрос.
6.Применение учащимися знаний. Практические задания.
7.Выполнение комплексных творческих работ.
8. Итог занятия.
К ряду основных рекомендаций можно отнести: четкое определение целевых установок
занятия;
проверку усвоения теоретических знаний, формирования умений, выработку навы-
ков проводить через охватывающий весь материал подбор заданий с нарастающей
степенью сложности;
сочетание устных и письменных форм работ; v уплотненный опрос, накопление от-
меток. Письменные контрольные задания проверяются к следующему уроку, на ко -
тором выполненные работы анализируются.
|
КОМБИНИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ
1.
Проверка ранее усвоенных знаний.
2.
Сообщение цели и темы занятия, самоопределение.
3.
Восприятие и осмысливание знаний.
4.
Обобщение и систематизация знаний.
5.
Итог занятия.
Следует помнить, что на комбинированном уроке решаются две или несколько равноценных
дидактических задач.
В комбинированном занятии должны быть представлены все звенья процесса усвоения:
мотивация обучения;
подготовка к восприятию нового материала;
осмысление и формирование понятий;
закрепление и совершенствование знаний;
применение знаний, умений и навыков в стандартной и поисковой деятельности;
анализ достижений и коррекция деятельности.
Современное
занятие
-
это
активная
познавательная
деятельность
обучающегося,
специально подобранными педагогом методами и приемами обучения на основе научной
организации
труда
и
с
применением
современных
средств
обучения,
обеспечиваю щих
эффективность
и
качество
учебно-воспитательного
процесса
и
закладывающих
основы
формирования
творческой
личности.
С
учетом
сказанного
рассмотрим
структуру
проблемного занятия.
ПРОБЛЕМНОН ЗАНЯТИЕ
1.
Подготовка учащихся к работе.
2.
Создание проблемной ситуации и формулирование обучающимися главной проблемы
или вопроса, связанного с ней.
3.
Определение плана работы и в процессе его реализации формулирование вариантов
решения.
4.
Проверка вариантов решения эмпирическим путем или теоретически.
5.
Систематизация и закрепление нового материала.
6.
Применение полученных знаний в новой ситуации (на практике или в теории) на уро-
ке или в ходе восполнения домашнего задания. Представим наглядно суть проблем-
ного урока.
Проблемная ситуация – проблема – гипотеза -основная гипотеза-деятельность
Проблемная ситуация - это явно или смутно осознанное личностью затруднение, пути,
преодоления которого ей неизвестны.
Проблема в обучении - проблемная ситуация, принятая субъектом к решению на основе
имеющихся у него знаний, фактов, опыта.
Логической формой выражения проблемы является проблемный вопрос.
Проблемный вопрос предполагает различные точки зрения, альтернативное решение.
Строение занятия может подвергаться модификации. Например, решение на занятии более
одной проблемы.
Важнейший результат занятия - создание такой атмосферы, чтобы каждый ученик поверил в
свои возможности и в ходе индивидуального или группового решения проблемы с желанием
принимался за творческую работу.
НЕСТАНДАРНТНЫЕ ЗАНЯТИЯ
К нестандартным занятиям относятся.
соревнования и игры (эстафета, дуэль, ролевая и деловая игры, КВН, турнир, кон-
курс);
занятия, основанные на известных в общественной практике методах работ («мозговая
атака», интервью, репортаж и др.);
занятия, напоминающие публичные формы общения (пресс-конференция, аукцион,
регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, «живая газета» и др.);
занятия, опирающиеся на фантазию (урок-сказка, урок-сюрприз и т.д.);
s уроки, осно-
ванные на имитации деятельности учреждений (суд, следствие, патентное бюро, уче -
ный совет и т.д.);
интегрированные занятия, использующие формы внеклассной работы (КВН, «Поле
чудес», «Посиделки», «Счастливый случай», «Умники и умницы» и т.д.);
занятия взаимного обучения;
занятия - зачет и др.
Используемая литература
1. Авершин, В. И. Пути повышения учительского мастерства в современных условиях.
[Текст] /В.И. Авершин // Педагогика. - 1998. - № 3 - С. 66.
2.
Баландин, Н. И. Педагогические кадры региональной системы образования. [Текст]
/Н.И. Баландин - Вологда, 2001. - 64 с.
3.
Бублик, Н. В., Панина Т. С. Структура базового блока педагогического образования и
технология его диагностики. [Текст] /Н.В. Бублик Методическое пособие. - Кемеро-во:
Изд-во ОблИУУ, 1993. - 76 с.
4.
Бублик, Н. В. Программа психологической подготовленности учителя [Текст] / Н. В.
Бублик, Т. С. Панина, Е. Л. Касаткина. - Кемерово: Изд-во ОблИУУ, 1993.-40 с.
5.
Вульфов, Б. 3., Харькин В. Д. Педагогика рефлексии: Взгляд на профессио нальную
подготовку учителя. [Текст] /Б.З. Вульфов - М.: Магистр, 1999. - 112 с.
6.
Границкая, А. С. Научить думать и действовать: Адаптивная система обу чения в шко-
ле: Кн. для учителя. [Текст] /А.С. Границкая- М.: Просвещение, 1991. -173 с.
7.
Диагностика успешности учителя: Сборник методического материала для руководи-
телей школ / Составитель Т. В. Морозова. - М: Образовательный центр «Педагогиче-
ский поиск», 1997. - С. 94.
8.
Закон Российской Федерации «Об образовании» // Официальные документы в образо-
вании. - 2000. - № 14. - С. 2-59.
9.
Закон Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном об-
разовании» (с изменениями на 10 июля 2000 г.) // Официальные документы в образо-
вании. - 2000. - № 14. - С. 60-103.
10. Маркова, А. К. Психология труда учителя. [Текст] /А.К. Макарова Кн. для учителя. -
М.: Просвещение, 1993. - 163 с.
11. Об аттестации работников образования и образовательных учреждений: Советы мини-
стра образования В. М. Филиппова // Межведомственный информационный бюлле-
тень. - 2003. - № 13. - С. 6-19; 2003. - № 14. - С. 9-16.