Напоминание

Урок -защита проектов по лирике С.Есенина


Автор: Припузова Елена Леонидовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Покровская СОШ №2-ОЦ с УИОП"
Населённый пункт: г.Покровск
Наименование материала: разработка урока
Тема: Урок -защита проектов по лирике С.Есенина
Раздел: среднее образование





Назад




.

Методическая разработка урока

Урок-защита проектов по поэзии С.А.Есенина в 6 классе

Пояснительная записка к уроку.

Проектная деятельность - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и

приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их

дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе.

Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и

учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится

анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого

образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой

жизнью. Необходимость технологии - это объективное требование, и поэтому, как правило, каждый учитель со временем её вырабатывает.

Презентация , или защита проекта, его оценивание- это заключительные этапы деятельности учителя и учащихся в технологии проектного

обучения. Безусловно, этому предшествовала большая подготовительная работа.

На изучение творчества С.Есенина в 6 классе отводится 2 часа, поэтому работа над созданием проектов проводилась во внеурочное время.

.

Каждый ученик, участвующий в проекте, получает “План действий учащихся в проекте”, включающий в себя следующее:

Выбираем тему проекта (исследования).

Ставим цель. (Для чего я это делаю? Какого результата я хочу достичь?) Записать ответы.

Если это исследование, то затем нужно выдвинуть предположение – гипотезу. (Сделай свое предположение о том, какой будет результат и

почему?) Записать ответы.

Выбираем метод. (Что нужно сделать, чтобы получить результат?) Записать план своих действий, время выполнения каждого шага.

Собираем данные ( собираем необходимую информацию, материал, оформляем его, сверяем свои действия по времени, которое определили

для каждого шага).

Получаем результаты. (Если что-то не удалось – это тоже результат).

Анализируем результаты. (Сравниваем полученные результаты с данной гипотезой).

Делаем выводы. (Планируем дальнейшую деятельность). Даем оценку действиям в группе.

Защищаем результат в коллективе. Получаем общую оценку результатов.

Этот алгоритм помогают учащимся успешно двигаться к достижению цели – созданию проекта.

Методическая разработка урока

Урок литературы в 6 классе. Урок проводился после изучения творчества С.Есенина.

Тема: Поэзия Сергея Есенина

Цели:

1.Личностные:

развитие

эстетического

сознания

через

освоение

отечественного

культурного

наследия;

развитие

нравственно-эстетических представлений о связи человека с природой; воспитание любви к малой родине, к родной

природе; формирование готовности и способности к самообразованию; формирование способности к самооценке,

умения вести дискуссию, аргументировать свою позицию, воспитывать уважение к сопернику.

2. Метапредметные:

развитие умения понимать проблему, выдвигать гипотезы, строить логическое рассуждение,

устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, приводить аргументы для подтверждения собственной

позиции; умения определять и классифицировать понятия, проводить аналогии; совершенствование умения использовать

речевые средства в соответствии с задачей коммуникации;. формирование умения организовывать и оценивать свою

деятельность, осуществлять сотрудничество.

3. Предметные: углубить, расширить знания учащихся о жизни и творчестве Сергея Есенина, формировать умение

анализировать стихотворения( определять тему, идею произведения, анализировать образы, находить и объяснять роль

языковых средств и т.д. ) , закрепить знания по теории литературы ( олицетворение, метафора, сравнение и др.).

Тип урока: урок – защита исследовательских проектов.

Формы работы: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, раздаточный материал (лист оценки работы), проекты учащихся

Ход урока

Слайды, комментарии.

Организационный момент.

Слово учителя.

Добрый день! Я очень рада видеть вас! Думаю, у нас с вами сегодня состоится интересный

урок. Ребята, а что нам необходимо для успешной работы на уроке?

Высказывания учащихся.

Создание благоприятного микроклимата.

Учитель высказывает добрые пожелания,

предлагает учащимся подумать , что пригодится

для успешной работы. Учащиеся настраиваются

на работу, высказываются.

Актуализация знаний.

Слово учителя.

Я не буду скрывать, что сегодня я начинаю урок с особым трепетом, потому что нам

предстоит продолжить разговор о жизни и творчестве одного из любимых моих поэтов

Сергее Есенине. Я хочу, чтобы вы открыли свои души для постижения истинной, глубоко

человечной поэзии Сергея Есенина, которая покоряет наши сердца любовью к человеку, к

Родине, ко всему живому. А если вы уйдёте с урока с трепетом и ощущением неповторимых

впечатлений от соприкосновения с творчеством великого художника, я буду считать это своей

маленькой победой.

Сегодня у нас необычный урок. Сегодня мы представляем результаты своей работы.

На этом занятии Вам предстоит итоговая защита своей исследовательской работы по

творчеству С.А.Есенина.

Попробуйте самостоятельно сформулировать цели нашего урока.

Формирование мотивации. Побуждение к

самостоятельной формулировки целей урока.

Проговаривание учащимися целей урока.

лайд открывается после проговаривания

учениками целей урока.

Демонстрация усвоения ранее изученного учебного материала.

1)

Какие факты из биографии С.Есенина вам известны?

2)

Как назывался первый сборник стихов Есенина?

3)

Назовите темы, ставшие основными в творчестве поэта.

4)

Какие средства выразительности часто использовал С.Есенин?

Проверка знаний учащихся с помощью

постановки вопросов друг другу.

5)

Какие стихотворения Есенина вы знаете? Какова их основная идея?

Формирование знаний (защита работ).

Слово учителя.

Учитель:

Защита работы – это, прежде всего,

демонстрация результатов вашей работы . В

ходе защиты вы учитесь излагать полученную информацию, сталкиваетесь с другими

взглядами на проблему, учитесь доказывать свою точку зрения и отвечать на вопросы.

О выполненной работе надо не просто рассказать, её, как и всякое настоящее

исследование, надо защитить.

(Все выступления учащихся должны представлять собой

выполненные

задания

с

элементами

исследовательской

деятельности.

Выполняются

заранее индивидуально или по группам ( по желанию)).

Вспомним правила выступления:(см.слайд)

Защита проводится в соответствии с определенным порядком:

Выступление – презентация работы.

Обсуждение.

Подведение итогов.

Выступления — презентация работ :

1)

«Берёза-любимое дерево Сергея Есенина»

Тема моего исследования: «Берёза- любимое дерево Сергея Есенина.»

Цель работы: выяснить, как раскрывается образ берёзы в лирике Сергея Есенина.

Задачи:

1 прочитать стихотворения, посвящённые берёзе;

2 проанализировать образ берёзы;

3 создать презентацию по данной теме.

Объект исследования: стихотворения Сергея Есенина.

Предмет исследования: образ берёзы в лирике Сергея Есенина.

Выводы:

Образ березы- любимый образ Сергея Есенина. Береза для поэта

1)

символ Родины, которую он любит ,

2)

символ тоски по уходящей жизни.

Есенинская береза красива , величава , похожа на прекрасную девушку, задушевную подругу .

«Образ луны в лирике Сергея Есенина»

Тема исследования: «Образ луны в лирике Сергея Есенина.»

Цель исследования: выяснить , как раскрывается образ луны в лирике Сергея Есенина.

Задачи:

1) прочитать и проанализировать стихотворения С.Есенина, где встречается образ луны;

2) проанализировать образ луны;

3) создать презентацию по данной теме.

Предмет исследования: стихотворения С.Есенина.

Объект исследования: образ луны в лирике С.Есенина.

Выводы:

Цветовая гамма луны Есенина.

Чаще всего луна в лирике С.Есенина желтого цвета. Но помимо желтого мы наблюдаем ещё и

золотой, рыжий , лимонный , янтарный и синий.

Поэт употребляет чистые , естественные краски.

Есенинская луна всегда в движении. Это не просто шар на небе , а что-то живое , одухотворённое .

Часто С .Есенин уподобляет луну , месяц животным, птицам .

В лирике С.Есенина один и тот же образ луны часто приобретает множество новых значений . Для

простого крестьянского мальчика луна – « коврига хлеба», для собаки – это «один из её щенков», для

лирического героя, прощающегося со старой деревней, луна – это часы, которые «скоро прохрипят

двенадцатый час».

Изображая луну , поэт описывает свет , который она излучает.

Чаще всего луна , свет луны вносят в душу лирического героя печаль , душевную боль , тоску

.

2)

« Дом как художественный образ в поэзии С.Есенина»

Тема работы: «Дом как художественный образ в лирике Сергея Есенина.»

Цель работы: выявить, каким предстаёт дом в лирике Сергея Есенина, как создаётся

художественный образ дома.

Задачи:

1)изучить литературу о жизни и творчестве С.Есенина;

2)прочитать стихотворения С.Есенина , выбрать для анализа те , где упоминается слово «дом»;

3)проанализировать стихотворения , сделать выводы;

4)создать презентацию по данной теме.

Объект исследования: стихотворения С.Есенина , биография поэта.

Предмет исследования: образ дома в лирике С.Есенина.

Выводы:

1) Всю жизнь С.Есенин хранил в сердце своём память о родном доме , близких людях , об отчем крае.

Много раз поэт в своих стихах

признавался в любви к дому.

2)Дом у Есенина становится символом Родины .

3)Слово «дом»в лирике Сергея Есенина употреблено в широком значении: жилище – семья - Родина.

3)

« Образы животных в лирике С.Есенина»

Тема работы: «Образы животных в лирике С.Есенина»

Цель исследования: выявить, какими изображает Сергей Есенин животных в своих

произведениях.

Задачи:

1)

прочитать и проанализировать стихотворения С.Есенина , где встречаются образы животных;

2)

выявить авторское отношение к братьям нашим меньшим;

3)

сделать презентацию по данной теме.

Объект исследования: стихотворения С.Есенина.

Предмет исследования: образы животных в лирике С.Есенина.

Выводы:

Рассмотрев образы животных в поэзии С.Есенина, я могу сделать следующие выводы.

1) Животное для человека- верный и надёжный друг, оно помогает человеку справиться с тоской,

вылечить израненную душу. Но мир людей, к сожалению, бывает враждебен миру животных.

2) Читая стихотворения С.Есенина о животных , мы легко можем представить атмосферу их

существования. В небольших поэтических творениях перед нами проходит целая судьба животного,

раскрывается его глубокий внутренний мир.

3) Есенинские стихотворения о животных напоминают нам, людям, что человек неразрывно связан с

природой.

4) « Образ Матери в лирике Сергея Есенина»

Тема работы: «Образ матери в лирике Сергея Есенина.»

Цель работы: выяснить, каким предстаёт образ матери в лирике Сергея Есенина.

Задачи:

1)изучить биографию поэта;

2)найти и проанализировать стихотворения С.Есенина, где встречается образ матери;

3) рассмотреть образ матери, выяснить, с помощью каких языковых средств создается этот образ;

4) создать презентацию по данной теме.

Объект исследования: стихотворения Сергея Есенина.

Предмет исследования :образ матери в лирике Сергея Есенина.

Выводы:

1) Есенинская мать- седоволосая старушка, простая крестьянская женщина. Она всегда дома: то ждёт

сына, то занимается домашней работой.

2) Мать в лирике Сергея Есенина- любящая, умеющая переживать, терпеливая. Мы видим, как она

раскрывается в отношениях к сыну ( ходит на дорогу и ждёт его, молится о нём, плачет по нему).

3) Поэт очень сильно любит свою маму, тоже переживает за неё и не представляет своей жизни без

мамы.

4)

«Анализ стихотворения С.А.Есенина «Песнь о собаке»

Цели работы:

Научится читать стихотворения выразительно и внимательно.

Познакомиться с историей создания стихотворения.

Провести анализ стихотворения. Выявить его основную идею.

Объект исследования: стихотворение Сергея Есенина «Песнь о собаке»

Вывод:

Есенин написал стихотворение, чтобы мы, люди, понимали, что животное , как и человек,

также может переживать, чувствовать, страдать. Поэт призывает нас бережно относиться к

животным, любить их, понимать их душу.

По ходу выступления докладчиков учащиеся записывают в тетради то, что они считают

для себя новым, интересным. Во время обсуждения и оценивания проектов ученики

пользуются своими записями.

Обсуждение работ.

Обсуждение ведется сразу после каждого выступления. В обсуждении

принимают участие учащиеся класса, а также приглашенные старшеклассники,

имеющие опыт выступления на НПК.

Примерные вопросы:

Где брали информацию?

Долго ли пришлось работать?

Трудно ли было выступать? Почему?

Какие трудности возникали во время работы?

Вопросы по содержанию работы…

Обсуждение по критериям ( по листу оценки).

Подведение итогов.

Рефлексия деятельности.

1.

Понравился ли урок?

2.

Узнали что – либо новое?

3.

Какое настроение у вас в конце урока?

4.

Довольны или нет своим результатом?

5.

Хотели бы продолжить такую деятельность или нет?

Учащиеся зачитывают записи, сделанные во

время прослушивания докладов.

Домашнее задание: написать сочинение- миниатюру «Мой Есенин»



В раздел образования