Напоминание

"Типы климатов России"


Автор: Фефелова Ольга Алексеевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №5"
Населённый пункт: город Югорск, ХМАО- Югра, Тюменская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Типы климатов России"
Раздел: среднее образование





Назад




Технологическая карта урока географии 8 класс

Разработала: учитель МБОУ «СОШ №5» г. Югорска, Фефелова Ольга Алексеевна

Тема урока:

Типы климатов России.

Цели урока:

Содержательная:

- создать условия для осознания и осмысливания учебной об основных типах климата России.

- выявление и закрепление взаимосвязи между географическим положением России и климатом;

Развивающая:

- закрепить и расширить и углубить знания о климатических поясах, и причинах выделения климатических областей в

умеренном поясе;

-обеспечить условия для развития умений устанавливать причинно-следственные связи ;

Деятельностная:

- научиться называть и показывать на карте климатические пояса и области.

- совершенствовать умение анализировать климатограммы, делать вывод о типе климата данной территории.

Воспитательная: Развивать любознательность, повышать интерес к явлениям, происходящим в окружающем

мире соблюдать правила безопасной жизнедеятельности, профориентация.

формирование чувства сопричастности к проблемам своей Родины.

Тип

урока: изучение

нового материала

Форма организации учебной деятельности: коллективная, индивидуальная, в парах

УУД

Личностные УУД: Ученик должен обладать ответственным отношением к учебе;

Регулятивные УУД: Сформированность умения самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры

действия в новом учебном материале;

Коммуникативные

УУД:

Сформированность

умения

планировать

общие

способы

работы

в

совместной

деятельности под руководством учителя.

Познавательные

УУД:

Сформированность

умения

самостоятельно

осуществлять

поиск

и

выделение

информации

Опорные

понятия,

термины:

Климат, КФ

Новые понятия:

Климатические пояса России, климатические области умеренного пояса

Ресурсы: - основные;

- дополнительные:

УМК “Сферы”: электронный учебник, учебник (авт. В.П. Дронов, Л.Е. Савельева), атлас, Климатическая карта

России, рабочий лист ученика.

презентация

Технология

Проблемное обучение, здоровьесберегающие технологии

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность

ученика

Планируемые результаты

Предметные

УУД

1.

Орг. момент

Приветствие

учащихся,

проверка

готовности уч-ся к уроку.

Приветствие

учителя,

подготовка к уроку.

Л . :

Освоение

социальных

норм,

правил поведения

2. Актуализация

знаний

У доски ученица читает прогноз

погоды на сегодняшний день. Вопрос:

о чем рассказ? (мы изучаем климат)

- Чем «погода» отличается от

«климата»? Как называется

территория с одинаковыми

климатическими показателями? Какие

климатические пояса вы знаете? Как

произошло их название? Что означает

«основной пояс», «переходный пояс»?

Какие из них расположены на

территории нашей страны? Какие

воздушные массы господствуют над

территорией России?

-

Кто

сможет

собрать

карту?

Как

называются эти пояса? Какой из них

самый большой по площади? Какие

климатиче ские

области

в

н е м

выделены?

Почему?

(Уточняют

по

карте.) Цель нашего урока? Составить

характеристику

климата

каждого

пояса и области. Какие сведения нам

для

этого

нужны,

где

их

можно

получить?

Высказывают свои

предположения

Р а б о т а ю т

с

климатической

картой

Повторение

сведений

климате,

факторах,

в л и я ю щ и х

н а

климат

расширение

знаний

о

природе

Земли

П .

: Сформированность

основ

с м ы с л о в о г о

в о с п р и я т и я

художественных

и

познавательных

сообщений, выделения существенной

информации

из

сообщений

разных

видов.

Р.:

участвовать

в

с о в м е с т н о й

деятельности;

3.

Сообщение

т е м ы

и

ц е л и

урока

-Выявить характерные черты климата

каждого пояса и области?

В конце уроке ответите на заданный

вопрос.

-В каком поясе, на ваш взгляд,

сформировались самые

благоприятные климатические

условия?

Уточняют вопрос

П.:

Сформированность

умения

самостоятельно

осуществлять

поиск

и выделение информации

К.:

аргументировать

свою

точку

зрения

4. Этап

изучения нового

материала.

Практическая

работа.

По климатической карте определить

климатические показатели.(работают

в группах по 4 человека)

Задание: Определить по

климатической карте климатические

показатели для каждого пояса и

климатической области, внести

данные в таблицу.

1группа: Арктический пояс

2 группа: Субарктический пояс

3 группа: Умеренный пояс: область

умеренно- континентального климата

4 группа: область континентального

климата

5 группа: область резко-

континетального климата

6 группа: область муссонного

климата Дальнего Востока

Индивидуальное задание: описание

субтропиков.

Выполняют

поставленную

задачу

Определяют по

климатической

карте

климатические

показатели для

каждого пояса и

климатической

области, вносят

данные в таблицу.

Совершенствуют

навык

заполнения

таблицы

Умение

р а б о т а т ь

с о

с х е м а м и

и

таблицами,

выявлять

закономерности,

анализировать,

сравнивать

осадки

п о

р а з л и ч н ы м

показателям.

П.: выбор наиболее эффективных

способов решения задач в

зависимости от конкретных условий;

Р.: Умеют работать в соответствии

с поставленной учебной задачей;

Л . :

Ф о р м и р о в а н и е

у м е н и я

осуществлять контроль и самооценку

своей деятельности в соответствии с

выработанными критериями

5. Проверка

выполнения

практической

- Почему в умеренном поясе

выделены 4 климатические области?

(удаление от Атлантического океана).

- представитель

каждой группы

Л.: ориентацию в социальных ролях

К.: осуществлять контроль,

коррекцию, оценку действий

работы.

Сравнить показания.

- Где самая холодная зима?

- Где самое холодное лето?

- Где наибольшая амплитуда?

- Где зима холодная и малоснежная, а

лето дождливое?

- В каком поясе и области мы живем?

Вывод: Самые благоприятные условия

в европейской части России, юг

Русской равнины.

называет

показатели для

каждого пояса и

области;

партнёра, уметь убеждать П.: поиск и

выделение необходимой информации

Р.Сформированность умения

самостоятельно учитывать

выделенные учителем ориентиры

действия в новом учебном материале;

Умеют выделять главное,

существенные признаки понятий;

участвовать в совместной

деятельности;

Этап

закрепления

полученных

знаний.

По данному описанию определить

тип климата.

1. В этом поясе самая суровая зима,

средние температуры около -40° С,

лето прохладное.

2.Зима очень морозная и

продолжительная. Полярная ночь.

Лето холодное, средняя температура

около 0°С. Осадков немного, но

увлажнение избыточное.

3. Преобладает западный перенос

ветров и циклональная деятельность.

Зима не очень холодная, лето теплое.

От +12°-14° С на севере, до +22° на

юге.

4. Зима холодная и сухая. Снега

почти нет. Летом приходит морской

воздух, приносит дожди

Запоняют

рабочий

лист

Высказывают свои

предположения

Умение

работать

с о

с х е м а м и

и

таблицами,

выявлять

закономерности,

анализировать,

сравнивать

п л а н е т ы

п о

различным

показателям.

Р.:

Сформированно сть

ум е н и я

с а м о с т о я т е л ь н о

у ч и т ы в а т ь

выделенные

учителем

ориентиры

действия в новом учебном материале;

Л . :

О б л а д а ю т

о с о з н а н н ы м ,

уважительным

и

доброжелательным

отношением к другому человеку, его

мнению;

Л . :

Ф о р м и р о в а н и е

у м е н и я

осуществлять контроль и самооценку

своей деятельности в соответствии с

выработанными критериями

Диагностика.

1 уровень:

Дополнить предложение.

1). Западные ветры формируют

климат _______________пояса.

2). Под воздействием муссона

образовалась

область____________________

климата.

3). Полюс холода Северного

полушария – Оймякон находится в

_____________поясе.

2 уровень:

Почему на востоке субарктического

пояса холоднее, чем в арктическом

поясе?

3 уровень:

Как изменился бы климат России,

если бы не было Уральских гор?

Учащиеся

выполняют

работу по

карточкам

заданиями

разного уровня.

Отвечают на

поставленные

вопросы,

рассуждают,

оценивают.

Знают

особенности

к л и м а т а

о т

дельных

районов

России

Л . :

О б л а д а ю т

о с о з н а н н ы м ,

уважительным

и

доброжелательным

отношением к другому человеку, его

мнению;

Л . :

Ф о р м и р о в а н и е

у м е н и я

осуществлять контроль и самооценку

своей деятельности в соответствии с

выработанными критериями

6. Рефлексия

Тренажер: тест –опрос (электронное

приложение к учебнику)

Какова

была

тема

урока?

Какую цель вы ставили перед

собой? Что научились делать?

Н а д

ч е м

е щ е

п р е д с т о и т

работать?

Оцените свою работу.

Сегодня на уроке:

Я научился…

Мне было интересно…

Мне было трудно…

Мне показалось важным…

Я понял, что…

демонстрируют

з н а н и я

п о

изученной

теме ,

у м е н и е

и х

п р и м е н я т ь

в

условиях

Л.:

Обладают

осознанным,

у в а ж и т е л ь н ы м

и

доброжелательным

о т н о ш е н и е м

к

д р у г о м у

человеку, его мнению;

Л.:

Формирование

умения

осуществлять

контроль

и

с а м о о ц е н к у

с в о е й

деятельности в соответствии с

выработанными критериями

Урок:

Привлек меня тем, что…

Заставил задуматься…

Своей работой на уроке я:

Доволен, потому что…

Не

совсем

доволен,

потому

что…

7 .

Д о м а ш н е е

задание:

§ 23, подготовить сообщение о

неблагоприятных климатических

условиях.

Отметить границы климатических

поясов и областей на контурной карте.

стр. 66-67

Индивидуальное домашнее задание:

Подготовить сообщение о

неблагоприятных климатических

условиях.

Записывают

домашнее

задание

в дневник.

Рабочий лист.

Дата заполнения:_________класс 8 Фамилия, имя ученика____________________

Тема урока: Типы климатов России.

Цель урока: Формирование представления об основных типах климата России.

Этап урока

Содержание работы

Оценка

1. Этап

подготовки к

сознательному

усвоению

материала.

Ответить на вопросы?

- Чем «погода» отличается от «климата»? Как

называется территория с одинаковыми

климатическими показателями? Какие климатические

пояса вы знаете? Какие из них расположены на

территории нашей страны.

2.Практическая

работа

Заполнить таблицу.

Название пояса

Количество

осадков

t

0

С

января

t

0

С

июля

Амплитуда

колебания

температур

1.Арктический

2.Субарктический

3.Умеренный

а) область

умеренно-

континетального

климата

б) область

континентального

климата

в) область резко-

континентального

климата

г) область

муссонного

климата Дальнего

Востока

4.

Субтропический

3.Закрепление.

Задание1.

Определить, какому типу климата соответствует описание:

1. В этом поясе самая суровая зима, средние температуры около -40°

С, лето прохладное._____________________

2.Зима очень морозная и продолжительная. Полярная ночь. Лето

холодное, средняя температура около 0°С. Осадков немного, но

увлажнение избыточное.

3. Преобладает западный перенос ветров и циклональная

деятельность. Зима не очень холодная, лето теплое. От +12°-14° С на

севере, до +22° на юге.

4. Зима холодная и сухая. Снега почти нет. Летом приходит морской

воздух, приносит дожди.

Задание 2.

1 уровень:

Дополнить предложение.

1). Западные ветры формируют

климат__________________________пояса.

2). Под воздействием муссона образовалась

область_______________________климата.

3). Полюс холода Северного полушария – Оймякон находится в

___________________поясе.

2 уровень:

Почему на востоке субарктического пояса холоднее, чем в

арктическом поясе?

3 уровень:

Как изменился бы климат России, если бы не было Уральских гор?

Ответ на вопрос:

__________________________________________

__________________________________________

Рефлексия

Дополнить предложение:



В раздел образования