Автор: Семёнова Валентина Павловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 87"
Населённый пункт: город Орёл
Наименование материала: статья
Тема: "Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста - первый шаг к здоровью человека"
Раздел: дошкольное образование
«Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей
дошкольного возраста – первый шаг к здоровью человека».
В настоящее время одной из наиболее важных проблем России является
состояние здоровья народонаселения. Здоровье детей – это будущее нашей
страны. В современном дошкольном учреждении важное внимание уделяется
воспитанию
здорового
ребенка
–
дошкольника.
Одним
из
условий
формирования
у
детей
установки
на
здоровый
образ
жизни
является
воспитание культурно – гигиенических навыков. Воспитание у дошкольников
личной
и
общественной
гигиены
играет
важнейшую
роль
в
охране
их
здоровья, способствует правильному поведению в быту и в общественных
местах. Гигиеническая культура столь же важна для человека, как умение
разговаривать, читать, писать. Уход за собой дарит человеку прекрасное
ощущение чистоты и здоровья.
Великий педагог Ян Амос Коменский призывал тщательно заботиться о
здоровье, гигиене и физическом развитии детей. Он писал: «Детям должны
быть созданы условия для физического развития. Не следует без нужды
ограничивать их подвижность, а наоборот развивать у них навыки, держать
голову, сидеть, брать, сгибать, свертывать, складывать и т. п.».
Культурно – гигиенические навыки в значительной степени формируются
именно в дошкольном возрасте, так как центральная нервная система ребенка
в высшей степени пластична, а действия, связанные с принятием пищи,
одеванием, умыванием, повторяются каждый день и неоднократно.
Воспитание культурно – гигиенических навыков включает широкий круг
задач:
1.
Формирование
представления
о
правилах
личной
гигиены,
как
ценности здоровья.
2.
Формирование
простейших
навыков
культуры
еды
и
поведения
за
столом.
3.
Формирование
навыков
самостоятельного
обслуживания,
умения
правильного
пользования
расческой,
носовым
платком,
воспитание
желания выглядеть чистым и опрятным.
4.
Формирование простейших навыков мытья рук и умывания, умения
правильно пользоваться мылом, полотенцем.
5.
Повышение педагогической компетентности родителей в воспитании у
детей
дошкольного
возраста
культурно
–
гигиенических
навыков
и
навыков самообслуживания.
Как же следует решать эти задачи?
В своей работе я использую следующие формы, методы и приемы:
непосредственно
–
образовательная
деятельность;
дидактические
игры
и
упражнения; сюжетно – ролевые игры; моделирование реальных и игровых
действий;
проигрывание
различных
игровых
ситуаций
с
использованием
игрушек, сказочных героев; игры – практикумы; просмотр мультфильмов;
чтение
художественной
литературы,
фольклорных
произведений,
загадывание загадок, разыгрывание сценок и др.
Для более успешного формирования и закрепления навыков гигиены на
протяжении
периода
дошкольного
детства
рекомендую
использовать
педагогические приемы с учетом возраста детей. В младшем возрасте хорошо
использовать
игровые
приёмы:
беседы,
рассматривание
иллюстраций,
объяснение,
показ,
дидактические
игры,
песенки,
поговорки,
прибаутки,
потешки, стихотворения. Младшие дошкольники необходимые навыки лучше
всего
усваивают
в
играх
специально
направленного
содержания.
Важно,
чтобы эти игры были интересны, могли увлечь детей, активизировать их
инициативу и творчество.
Чтобы ускорить формирование культурно – гигиенических навыков
следует в процессе игр напоминать ребенку: «Ты всегда моешь руки перед
едой? Не забыл ли ты помыть руки своей кукле? Таким образом, усвоенные
культурно – гигиенические навыки обогащают содержание детских игр, а
игры
в
свою
очередь
становятся
показателем
усвоения
культурно
–
гигиенических навыков.
В старшем дошкольном возрасте рекомендую использовать следующие
педагогические приемы: прямое обучение, беседы, пояснение, поощрение,
упражнения с выполнением действий в процессе дидактических сюжетно –
ролевых
игр,
систематическое
напоминание
детям
о
необходимости
соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним.
Целесообразно сочетать словесный и наглядный способы, используя
специальные наборы материалов по гигиеническому воспитанию в детском
саду,
разнообразные
сюжетные
картинки,
символы,
мнемотаблицы.
Интересны детям литературные сюжеты, чтение художественной литературы.
На их основе можно разыгрывать маленькие сценки, распределив роли между
детьми.
С
помощью
бесед,
игр,
рассматривания
иллюстраций,
чтения
художественной
литературы,
выполнения
практических
упражнений
дети
усваивают, зачем нужно соблюдать правила гигиены (чтобы быть здоровым,
чистым, красивым); когда нужно умываться? (после сна, перед едой, после
прогулки, посещения туалета, после общения с домашними животными).
Постепенно дети осваивают, что навыки мытья рук и личной гигиены
включают
умение
мыть
лицо,
уши,
руки,
правильное
пользование
полотенцем. В результате дети запоминают алгоритм умывания: закатать
рукава, открыть кран с водой, смочить руки, взять мыло, намыливать до
появления
пены;
потереть
руки
друг
о
друга
с
внутренней
и
внешней
стороны, между пальцами, каждый пальчик, запястья, смыть хорошо водой,
умыть лицо, отжать руки, насухо вытереться полотенцем, аккуратно повесить
полотенце в свою ячейку, пользоваться только своим полотенцем.
Навыки опрятной еды включают умение: правильно пользоваться
столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб; класть в
рот достаточное количество пищи; пережевывать пищу с закрытым ртом; не
разговаривать во время еды; тихо выходить по окончании еды из – за стола;
благодарить; пользоваться только свои прибором.
Навыки пользования носовым платком включают: знать назначение
носового платка; спокойно относиться к процедуре использования платка по
назначению; не использовать его как предмет игры; находить носовой платок
в кармане, самостоятельно доставать платок из кармана и использовать (в
случае необходимости обращаться за помощью); умение разворачивать и
сворачивать платок, аккуратно убирать его в карман; обращать внимание на
чистоту
носового
платка;
при
пользовании
одноразовым
платком
своевременно удалять его , пользоваться только своим платком.
Навыки пользования расческой: знать свою расческу и место, где она
лежит; показать функциональное назначение расчёски и формировать навык
ее использования; учить спокойно относиться к процедуре причесывания,
повторять
ее
по
мере
надобности
(после
сна,
после
прогулки,
после
пользования
головным
убором
и
т.
п.);
позволять
ребенку
проявлять
самостоятельность
исходя
из
его
желания
(«Я
сам!»);
переносить
навык
использования
расчески
в
игровую
ситуацию
(с
куклой);
исключить
возможность пользования чужой расческой.
Работа по формированию у детей культурно – гигиенических навыков
должна проводиться в тесном контакте с родителями. Необходимо объяснять
родителям
о
том,
насколько
важно
воспитывать
у
детей
культурно
–
гигиенические
навыки.
Обязательным
условием
для
успешного
гигиенического
воспитания
является
единство
требований
со
стороны
взрослых.
Обязанность
родителей
–
постоянно
закреплять
культурно
–
гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду. Важно,
чтобы взрослые подавали ребенку пример, сами всегда его соблюдали.
Рекомендую использовать следующие формы работы с родителями:
индивидуальные беседы, консультации, стендовая информация, родительские
собрания,
«круглые
столы»,
«школа
для
родителей»,
выставки
художественной литературы.
Необходимо знать, что воспитание культурно – гигиенических навыков у
ребенка
-
первый
шаг
к
здоровью
человека.
Это
первооснова
всей
дальнейшей работы и основа для развития физически крепких и здоровых
детей.
«Здоровье – не все, но без здоровья ничто». (Сократ).