Напоминание

"Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста - первый шаг к здоровью человека"


Автор: Семёнова Валентина Павловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 87"
Населённый пункт: город Орёл
Наименование материала: статья
Тема: "Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста - первый шаг к здоровью человека"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей

дошкольного возраста – первый шаг к здоровью человека».

В настоящее время одной из наиболее важных проблем России является

состояние здоровья народонаселения. Здоровье детей – это будущее нашей

страны. В современном дошкольном учреждении важное внимание уделяется

воспитанию

здорового

ребенка

дошкольника.

Одним

из

условий

формирования

у

детей

установки

на

здоровый

образ

жизни

является

воспитание культурно – гигиенических навыков. Воспитание у дошкольников

личной

и

общественной

гигиены

играет

важнейшую

роль

в

охране

их

здоровья, способствует правильному поведению в быту и в общественных

местах. Гигиеническая культура столь же важна для человека, как умение

разговаривать, читать, писать. Уход за собой дарит человеку прекрасное

ощущение чистоты и здоровья.

Великий педагог Ян Амос Коменский призывал тщательно заботиться о

здоровье, гигиене и физическом развитии детей. Он писал: «Детям должны

быть созданы условия для физического развития. Не следует без нужды

ограничивать их подвижность, а наоборот развивать у них навыки, держать

голову, сидеть, брать, сгибать, свертывать, складывать и т. п.».

Культурно – гигиенические навыки в значительной степени формируются

именно в дошкольном возрасте, так как центральная нервная система ребенка

в высшей степени пластична, а действия, связанные с принятием пищи,

одеванием, умыванием, повторяются каждый день и неоднократно.

Воспитание культурно – гигиенических навыков включает широкий круг

задач:

1.

Формирование

представления

о

правилах

личной

гигиены,

как

ценности здоровья.

2.

Формирование

простейших

навыков

культуры

еды

и

поведения

за

столом.

3.

Формирование

навыков

самостоятельного

обслуживания,

умения

правильного

пользования

расческой,

носовым

платком,

воспитание

желания выглядеть чистым и опрятным.

4.

Формирование простейших навыков мытья рук и умывания, умения

правильно пользоваться мылом, полотенцем.

5.

Повышение педагогической компетентности родителей в воспитании у

детей

дошкольного

возраста

культурно

гигиенических

навыков

и

навыков самообслуживания.

Как же следует решать эти задачи?

В своей работе я использую следующие формы, методы и приемы:

непосредственно

образовательная

деятельность;

дидактические

игры

и

упражнения; сюжетно – ролевые игры; моделирование реальных и игровых

действий;

проигрывание

различных

игровых

ситуаций

с

использованием

игрушек, сказочных героев; игры – практикумы; просмотр мультфильмов;

чтение

художественной

литературы,

фольклорных

произведений,

загадывание загадок, разыгрывание сценок и др.

Для более успешного формирования и закрепления навыков гигиены на

протяжении

периода

дошкольного

детства

рекомендую

использовать

педагогические приемы с учетом возраста детей. В младшем возрасте хорошо

использовать

игровые

приёмы:

беседы,

рассматривание

иллюстраций,

объяснение,

показ,

дидактические

игры,

песенки,

поговорки,

прибаутки,

потешки, стихотворения. Младшие дошкольники необходимые навыки лучше

всего

усваивают

в

играх

специально

направленного

содержания.

Важно,

чтобы эти игры были интересны, могли увлечь детей, активизировать их

инициативу и творчество.

Чтобы ускорить формирование культурно – гигиенических навыков

следует в процессе игр напоминать ребенку: «Ты всегда моешь руки перед

едой? Не забыл ли ты помыть руки своей кукле? Таким образом, усвоенные

культурно – гигиенические навыки обогащают содержание детских игр, а

игры

в

свою

очередь

становятся

показателем

усвоения

культурно

гигиенических навыков.

В старшем дошкольном возрасте рекомендую использовать следующие

педагогические приемы: прямое обучение, беседы, пояснение, поощрение,

упражнения с выполнением действий в процессе дидактических сюжетно –

ролевых

игр,

систематическое

напоминание

детям

о

необходимости

соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним.

Целесообразно сочетать словесный и наглядный способы, используя

специальные наборы материалов по гигиеническому воспитанию в детском

саду,

разнообразные

сюжетные

картинки,

символы,

мнемотаблицы.

Интересны детям литературные сюжеты, чтение художественной литературы.

На их основе можно разыгрывать маленькие сценки, распределив роли между

детьми.

С

помощью

бесед,

игр,

рассматривания

иллюстраций,

чтения

художественной

литературы,

выполнения

практических

упражнений

дети

усваивают, зачем нужно соблюдать правила гигиены (чтобы быть здоровым,

чистым, красивым); когда нужно умываться? (после сна, перед едой, после

прогулки, посещения туалета, после общения с домашними животными).

Постепенно дети осваивают, что навыки мытья рук и личной гигиены

включают

умение

мыть

лицо,

уши,

руки,

правильное

пользование

полотенцем. В результате дети запоминают алгоритм умывания: закатать

рукава, открыть кран с водой, смочить руки, взять мыло, намыливать до

появления

пены;

потереть

руки

друг

о

друга

с

внутренней

и

внешней

стороны, между пальцами, каждый пальчик, запястья, смыть хорошо водой,

умыть лицо, отжать руки, насухо вытереться полотенцем, аккуратно повесить

полотенце в свою ячейку, пользоваться только своим полотенцем.

Навыки опрятной еды включают умение: правильно пользоваться

столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб; класть в

рот достаточное количество пищи; пережевывать пищу с закрытым ртом; не

разговаривать во время еды; тихо выходить по окончании еды из – за стола;

благодарить; пользоваться только свои прибором.

Навыки пользования носовым платком включают: знать назначение

носового платка; спокойно относиться к процедуре использования платка по

назначению; не использовать его как предмет игры; находить носовой платок

в кармане, самостоятельно доставать платок из кармана и использовать (в

случае необходимости обращаться за помощью); умение разворачивать и

сворачивать платок, аккуратно убирать его в карман; обращать внимание на

чистоту

носового

платка;

при

пользовании

одноразовым

платком

своевременно удалять его , пользоваться только своим платком.

Навыки пользования расческой: знать свою расческу и место, где она

лежит; показать функциональное назначение расчёски и формировать навык

ее использования; учить спокойно относиться к процедуре причесывания,

повторять

ее

по

мере

надобности

(после

сна,

после

прогулки,

после

пользования

головным

убором

и

т.

п.);

позволять

ребенку

проявлять

самостоятельность

исходя

из

его

желания

(«Я

сам!»);

переносить

навык

использования

расчески

в

игровую

ситуацию

куклой);

исключить

возможность пользования чужой расческой.

Работа по формированию у детей культурно – гигиенических навыков

должна проводиться в тесном контакте с родителями. Необходимо объяснять

родителям

о

том,

насколько

важно

воспитывать

у

детей

культурно

гигиенические

навыки.

Обязательным

условием

для

успешного

гигиенического

воспитания

является

единство

требований

со

стороны

взрослых.

Обязанность

родителей

постоянно

закреплять

культурно

гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду. Важно,

чтобы взрослые подавали ребенку пример, сами всегда его соблюдали.

Рекомендую использовать следующие формы работы с родителями:

индивидуальные беседы, консультации, стендовая информация, родительские

собрания,

«круглые

столы»,

«школа

для

родителей»,

выставки

художественной литературы.

Необходимо знать, что воспитание культурно – гигиенических навыков у

ребенка

-

первый

шаг

к

здоровью

человека.

Это

первооснова

всей

дальнейшей работы и основа для развития физически крепких и здоровых

детей.

«Здоровье – не все, но без здоровья ничто». (Сократ).



В раздел образования