Автор: Окатьева Ирина Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ № 33
Населённый пункт: город Первоуральск
Наименование материала: статья
Тема: Вовлечение родителей в образовательную деятельность в детском саду
Раздел: дошкольное образование
Окатьева Ирина Юрьевна
Воспитатель высшая квалификационная категория
Филиал Муниципального автономного дошкольного образовательного
учреждения
«Детский сад №3 комбинированного вида» - «Детский сад № 33»,
юридический адрес:623100, ул. Советская 6, Свердловская область, г.
Первоуральск
Вовлечение родителей в образовательную деятельность в детском
саду
Цель консультативно-просветительской деятельности:
Апробация
инновационных
форм
работы и
адаптация
традиционных
форм
к
современным
условиям
для
повышения
уровня
эмоциональных
контактов во взаимоотношениях ребенка с родителями.
Задачи консультативно-просветительской деятельности:
Сформировать у родителей знания, умения и навыки конструктивного
взаимодействия
с
детьми
на
межличностном
уровне.
Создать
условия
для
повышения
уровня
компетентности
родителей
в
плане
установления
положительных эмоциональных контактов с детьми.
Клуб для семьи с ребенком раннего возраста «Будущий дошколенок»
открывает свои двери для семей с детьми раннего возраста на 4 месяца (за
полгода до начала нового учебного года). Заседания проходят 1 раз в месяц. Они
имеют
следующую
структуру:
1.
Общая
лекция
об
особенностях
ребёнка
соответствующего
возраста
с
общими
рекомендациями
по
созданию
дома
развивающей
среды.2.
Выдача
каждой
семье
печатной
памятки,
в
которой
содержится краткое резюме положений лекции.
3. подбор и размещение соответствующего справочного материала на стенде
для родителей. Последующие заседания могут проходить в форме семинара-
практикума, мастер- класса, дискуссионного клуба, круглого стола.
Дискуссионные клубы
Провожу дискуссионные клубы, на которых родители могут задать ин-
тересующие их вопросы, высказать своё мнение. На заседаниях дискуссионных
клубов мы касались тем: «Какую музыку мы слушаем с ребёнком», «Телевизор,
кино, компьютер», «Есть ли Дед Мороз».
Круглые столы
Темы круглых столов: «Игры детей раннего возраста», «Бабушка лучшая
подружка», «Здоровье бережем с раннего детства», «Сказка в жизни ребёнка»,
«Игрушка в жизни ребёнка», «Песенки и пляски в жизни ребенка раннего воз-
раста», «Познавательная активность и информационное пространство ребёнка»,
«Игры рядом», «Успешная адаптация детей раннего возраста», «Эмоциональное
благополучие ребенка раннего возраста в семье».
Ролевые игры
1
В системе организую с родителями ролевые игры, направленные на по-
иск нестандартных и эффективных способов воздействия на ребёнка в различ-
ных ситуациях. Мы разыгрывали с родителями ситуации: «Мы в магазине игру-
шек», «Как избежать детских капризов», «Как помочь ребёнку преодолеть дет-
ские страхи».
Кукольные спектакли
Периодически осуществляем постановки кукольных спектаклей, в кото-
рых роли исполняют родители, и показываем их детям. Тематика охватывает ка-
тегорию детей раннего возраста «Колобок», «Теремок», «Козлятки и волк»,
«Лиса и заяц». В этих постановках происходит реализация творческого потен-
циала семьи.
Семинары и консультации.
Консультации и семинары провожу фронтально для родителей группы,
которых заинтересовал тот или иной вопрос, или индивидуально. Я использую
разные варианты привлечения родительского внимания к вопросам воспитания
детей.
Семинары-практикумы
«Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста», «Общение
с ребенком в семье как диалог. Для чего?», «Песочные игры с детьми раннего
возраста», «Формирование и развитие эмоционально-чувственной сферы детей
раннего возраста», «Чем занять ребенка в выходной день».
Аудиопередачи
Тематика включает в себя знакомство со сказкой, приобщение к народным
песенкам; роль потешки в режиме дня; перечень книг для чтения на ночь,
сонные сказки: «Расскажи мне сказочку», «Спой мне, мама, песенку», «Роль
бабашек и дедушек в воспитании».
Семейный клуб
В семейном клубе я использую такие формы ведения заседаний:
круглый
стол,
тематические
выставки,
устный
журнал
для
родителей,
семинары-практикумы,
родительская
гостиная,
конкурс
семейных
талантов,
аукцион секретов воспитания.
Справочное бюро
В
специальную
коробку
с
прорезью
родители
помещают
вопросы
(анонимно), предложения, советы по разнообразным аспектам воспитания,
обучения, развития детей.
Альбом – эстафета
Родители по очереди оформляют в альбом странички о детском досуге.
Акции
Интересно проходят акции: «Наш детский сад-второй дом для ребят»,
«Окно в Новый год», «Подари игрушке жизнь», «Игрушки своими руками».
Тематические выставки
Иногда выставка предваряет или завершает мероприятия, которые провожу с
родителями: родительские собрания, конференции, консультации, работу круж-
ков и семейного клуба.
2
Школа молодой семьи
3аседания проходят в адаптационный период. Тематика охватывает все
направления воспитания и обучения детей.
Дни открытых дверей
Родители
знакомятся
со
службами
детского
сада,
программой
его
развития
и
образовательной
программой,
наблюдают
специально
организованные
мероприятия,
а
также
включаются
(при
поддержке
воспитателя) в разнообразную совместную с детьми деятельность.
Семейная книга
В течение многих лет поддерживаем групповую традицию «Семейная
книга».
Для Вас, молодые родители
Одна из актуальных форм работы с категорией молодых семей, у которых
первый ребенок- страничка «Для Вас, молодые родители».
Праздники
Семейный праздник в нашей группе - это день, объединяющий семьи
детей и педагогов по случаю какого- либо события.
Служба игровой поддержки ребёнка в ДОУ, консультационный центр
«Дошколёнок
В
центре
«Дошколенок»
родители
получают
информационно-
консультативную
помощь
по
вопросам
воспитания
детей
и
поддержку
образовательных
инициатив
семьи
для
дальнейшей
успешной
адаптации
в
коллективе сверстников.
Особенностью
Службы
игровой
поддержки
ребенка
является
то,
что
ребенок находится на игровых упражнениях вместе с родителями. Педагогам
отводится
роль
консультанта,
снабжающего
родителя
необходимыми
сведениями,
обучающего
его
специальным
приемам
взаимодействия
с
ребенком.
Родительские собрания
Примерно за две недели до собрания вывешиваю в раздевалке объявление с
указанием темы, даты, времени его проведения. Готовлю для родителей буклеты
с кратким содержанием собрания. Продумываю организационные моменты.
Некоторые собрания провожу в интерактивных формах так, чтобы сами
родители прожили некоторые учебные ситуации.
Наглядный материал
Информационные стенды
Для наглядного информирования оформила: центр «Для вас, молодые
родители»,
стенд
«Все
о
наших
детях»;
справочное
бюро:
«Хочу
знать»,
рекламные буклеты детского сада.
Стенгазета
Оформляю стенгазету по результатам анализа заболеваемости в группе
под названием «Малыши-крепыши!». Такая форма работы привлекает внимание
родителей к вопросам здоровья и закаливания.
Памятки
3
Мои памятки ориентированы не на конкретные действия, они призывают
взрослых к взаимодействию с детьми.
Справочник
Он
вручается
при
поступлении
каждой
семье
как
библиотечная
книга
и
находится в семье до того момента, когда в нем отпадает необходимость-
ребенок заканчивает детский сад.
Благодарственные письма
Всегда пишу благодарственные письма родителям с благодарностью
за
помощь
в
организации
и
проведении
мероприятий,
а
также
за
сотрудничество в воспитании детей.
Буклеты
Периодически оформляю буклеты для
родителей. Это прекрасное
средство информирования родителей о достижениях детского сада и группы.
Медиатека.
Она
включает:
мультимедийные
материалы
к
занятиям
с
детьми
и
взрослыми; развивающие и обучающие программы; собрание медиа - объектов
(аудио-. Видео-, мультимедиа- ресурсы); коллекцию итоговых мультимедийных
презентаций, выполненных мною и родителями.
Вывод:
Таким
образом,
процесс
взаимодействия
с
родителями
детей
раннего
возраста повысил ответственность родителей за воспитание детей в семье,
развил
эмоционально-педагогиче скую
активно сть
–
п о к а з ат е л ь
заинтересованного
отношения
к
воспитанию
малышей.
Создалась
благоприятная
атмосфера
в
отношениях
между
родителями
и
детьми,
родителями и педагогами, что обеспечило совместный успех в деле воспитания,
развития и социализации детей раннего возраста.
Список методических материалов:
«Концепция модернизации Российского образования».
Аввакумова Л.А. Инновационные формы работы с детьми по адаптации детей к
детскому саду / Л.А. Аввакумова // Дошкольник. Журнал для педагогов. Тема
номера:
Реализация
инновационных
педагогических
практик
в
дошкольном
учреждении. – Томск: РЦРО 2009 - № 2. - 122 с
Аввакумова, Л.А. Современная семья – компетентные родители / Л.А.
Взаимодействие ДОУ и семьи / И.О. Пастухова. – М.: ТЦ сфера, 2009. – 48с.
Евдокимова Е.С., Н.В. Додокина, Е.А. Кудрявцева. Детский сад и семья» М,
2011.
Метенова. Н.М. Взрослым о детях. Ярославль, 2013.
Метенова. Н.М. Родительское собрание, Ярославль, 2013.
Метенова. Н.М. Родителям о детях, Ярославль, 2011.
4