Автор: Руднева Ольга Васильевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МКОУ ООш № 25
Населённый пункт: пос. Бородыновка ,Ставропольский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: интеллектуальная игра
Раздел: среднее образование
Интерактивная ролевая образовательная игра "Время
выбрало нас"
Ролевая игра «Трудный выбор»
Государство и общество формируют социальный заказ образовательному учреждению, исходя
из своих социальных потребностей, анализируя которые можно сделать следующий вывод:
развивающемуся обществу нужны современно образованные люди, которые могут
самостоятельно осуществлять выбор и принимать решения в сложной неопределенной
обстановке, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны.
Сделать свой выбор, осмысленный и обоснованный трудно в любом возрасте, особенно в
юности. Почему бы не предоставить школьнику возможность поучиться делать осознанный
выбор в игре? Игре, где каждый старшеклассник сможет реализовать свои способности,
проявить таланты и приобретет не только учебные ЗУНы, но и научится умело управлять своей
жизнью, присвоит активную гражданскую позицию. Такой игрой является интерактивная
ролевая образовательная игра “Время выбрало нас!”. Игра состоит из нескольких частей, в
каждой из которых школьники в игровом взаимодействии знакомятся с предвыборными
технологиями:
1. “Я-кандидат” (мультимедийные презентации с подробной информацией о ведении
избирательной кампании, агитационной деятельности).
2. “Технология проведения и участия в пресс-конференции кандидатов в депутаты”
3. “Эффективные дебаты”
4. “Митинг” в ней кандидаты импровизируют на заданные темы, осваивают навыки публичного
выступления.
5. “Все на выборы”. Освоение процедуры голосования, подсчет избирательных бюллетеней,
подведение итогов избирательной кампании.
6. Рефлексия игры
Ролевая игра “Время выбрало нас!” успешно апробированная, эффективная технология,
позволяющая сформировать актив класса, школы, учреждения дополнительного образования,
освоить предвыборные технологии и будет интересной школьникам, педагогам, реализующим
программы гражданско-правовой направленности.
Информационная карта интерактивной образовательной ролевой игры “Время выбрало нас!”
Обучающие цели игры:
1.
Формирование активной гражданской позиции старшеклассников.
2.
Формирование актива старшеклассников, имеющих организаторские способности и
лидерский опыт.
Задачи:
1.
Освоение участниками основных демократических процедур гражданского общества.
2.
Овладение избирательными технологиями проведения предвыборной кампании.
3.
Закрепление деловых навыков и приобретение опыта публичных выступлений.
Состав целевой группы: 10 – 30 обучающихся 8-10 классов.
Условия проведения игры: комната или школьный класс с возможностью переставлять мебель;
оборудование: столы, стулья, маркеры, бумага, бэйджи, раздаточный материал, по возможности
мультимедийное оборудование (компьютер, проектор), избирательная урна.
Оформление:
Слайдовая презентация (см. Приложение 1), игровые агитационные материалы: плакаты,
листовки, призывающие сделать свой выбор, быть гражданином; высказывания знаменитых
политиков, историков, граждановедов.
Ход игры
Вся аудитория делится на 4 команды, каждая из которых выбирает одного кандидата в
депутаты школьного органа ученического самоуправления. Команды проходят несколько этапов
предвыборной борьбы: участвуют в подготовке пресс-конференции, готовят агитационный
материал, участвуют в теледебатах, митинге и процедуре выборов. Вся игра сопровождается
мультимедийной презентацией, к каждому игровому заданию разработана игровая
документация. Время работы над каждым игровым заданием строго ограничено.Команда, чей
кандидат наберет по итогам выборов наибольшее количество голосов признается победителем.
В рефлексивной части подводятся общие итоги игры. Общее время – 40 минут.
Сценарий игры “Время выбрало нас!”
Вход в аудиторию.
Участники программы входят в аудиторию, где их встречают ведущие, которые предлагают
ответить на вопросы цветограммы.
Цветограмма: вверху листа ватмана написано: Пожалуйста, прикрепите любой стикер,
соответствующий вашему ответу напротив следующих вопросов:
1.
У вас сегодня хорошее настроение?
2.
Вы считаете себя гражданином?
3.
Вы хотите участвовать в выборах и голосовать?
Снизу ватмата даны значения стикеров: красный – нет; желтый – да; зеленый – не знаю или
иногда.
Здесь же входящие берут жетоны (по цвету, цифре) и делятся на 4 группы.
Ведущие (далее В:): Прежде чем начать наше занятие давайте положим себе на ладошки
хорошее настроение, доброту и радость и подарим ее друг другу.
В: Здравствуйте! Вашему вниманию мы представляем интерактивную образовательную
программу “Время выбрало нас”, которая знакомит старших школьников с предвыборной
кампанией и процедурой выборов в органы ученического самоуправления класса, школы. Все
процедуры и предвыборные мероприятия максимально приближены к настоящей взрослой
избирательной кампании.
В: За одно занятие мы постараемся вместе с вами повести настоящую избирательную
кампанию, которая закончится процедурой настоящего голосования и выбора лидера
сегодняшней игры. Мы не случайно поделились на 4 группы, каждая группа – это команда,
избирательный штаб вашего кандидата. Задача – выбрать кандидата и выиграть с ним
избирательную кампанию. Каждый из вас должен четко представлять себе свои обязанности и
во время избирательной кампании последовательно их выполнять. Это самый верный способ
выиграть избирательную кампанию, то есть добиться избрания своего кандидата в школьную
Дума, классный актив или другой орган ученического самоуправления.
Алгоритм избирательного процесса
В: Любой организованный процесс должен подчиняться определенному алгоритму, то есть
последовательности действий. Рекомендуемый алгоритм избирательного процесса выглядит
следующим образом:
1.
Выдвижение кандидата
2.
Оформление решения делегации официальным протоколом
3.
Регистрация кандидата в международной избирательной комиссии
4.
Получение удостоверения кандидата
5.
Регистрация доверенных лиц и официального уполномоченного
6.
Разработка стратегии избирательной кампании
7.
Ведение избирательной кампании с использованием разнообразных технологий
8.
Регистрация избирателей с использованием явочного порядка
9.
Проведение процедуры выборов
В: Выдвижение кандидата – первый этап предвыборной кампании. Каждая группа в течение 1
минуты решает вопрос о том, кого выдвинуть кандидатом, заполняет пакет документов – Бланк
№1 и делегирует одно доверенное лицо в избирательную комиссию для регистрации своего
кандидата. (Время – 3 мин)
В: Пока кандидаты проходят регистрацию, каждый штаб готовит предвыборную агитацию,
которая включает в себя: агитационные листы, плакаты, материалы в газетах, на телевидении и
по радио. Мы же приготовим кричалки в поддержку своего кандидата. Обратите внимание на
бланк №2. На нем уже готовые кричалки, которые нужно громко и четко произнести всему
штабу. Начинает команда “_______”.
Все команды кричат кричалки (2 мин на всех)
В: В качестве основных избирательных технологий обычно используются:
1.
Библиографическая справка кандидата, оформленная в виде листовки с фотографией.
Помогает в доступной форме познакомить избирателей с кандидатом. В ней стоит отразить
самые выигрышные моменты, подчеркнуть достоинства кандидата, его достижения,
жизненные планы.
2.
Пресс-конференция. Это способ представить себя, ответить на вопросы СМИ.
3.
Защита или представление своей предвыборной программы. Это наиболее
содержательная часть избирательной кампании. В программе подробно излагаются идеи,
план действий кандидата в случае победы на выборах.
4.
Теледебаты. Эта форма представления своих взглядов в ходе обсуждения с другими
кандидатами какой-либо актуальной темы.
В: Остановимся на пресс-конференции. Каждая команда становится доверенными лицами
кандидата и за 3 минуты должна приготовить небольшое представление своего кандидата в
любой форме, главное чтобы в выступлении были отражены личные качества и достоинства
кандидата. Кандидаты в это время идут в избирательную комиссию и получают новое задание
(темы к теледебатам)
Команды готовятся в пресс-конференции, кандидаты к теледебатам – 3 мин.
В: Дамы и господа! Сегодня у нас пресс-конференция кандидатов в депутаты школьной думы.
Слово доверенным лицам кандидата. время выступления – 1 мин., после выступления каждой
команде и кандидату задают вопросы все присутствующие, журналисты газет и СМИ. В целях
экономии времени мы сократим этот блок и вопросы задавать не будем. Встречаем доверенных
лиц кандидата
Выступления команд – (4 мин.)/ после всех выступлений лицом к аудитории быстро ставятся 5
стульев 4 – кандидаты, один подальше - ведущий
В: Просим кандидатов пройти в импровизированную телестудию для участия в теледебатах.
В: Теледебаты – это форма представления своих взглядов в ходе обсуждения с другими
кандидатами какой-либо актуальной темы. Представьте себе, что вы сидите у экранов
телевизора, вы смотрите на кандидатов и по их рассуждениям составляете свое мнение, за кого
же вы пойдете голосовать. Итак, в нашей телестудии собрались кандидаты в депутаты
школьного ученического самоуправления, чтобы поговорить на очень актуальную тему:
“Интернет. Нужен ли он российскому школьнику?”
Пожалуйста, ваши высказывания.
(Кандидаты по очереди высказывают свою точку зрения, задают вопросы друг другу.) 5 мин.
К сожалению время нашего эфира ограничено, спасибо за внимание.
В: Аплодисменты нашим кандидатам. Они получают новое задание.
В: Все предвыборные штабы начинают готовиться в одному из самых важных избирательных
мероприятий – митингу. Митинг – это выход к народным массам, это важное публичное
выступление, которое сопровождается наглядным агитационным материалом: плакатами,
транспарантами, листовками и пр. каждому предвыборному штабу предлагается нарисовать
листовку в поддержку кандидата – 3 мин.
Команды рисуют – (? ватмана, маркер)
В: каждый кандидат занимает место в своей команде, которая высоко поднимает
приготовленную листовку и читает свою предвыборную речь.
Выступление кандидатов
В: По итогам всех предвыборных мероприятий избиратели составляют мнение о кандидатах и в
назначенный день приходят на избирательных участок, где получают избирательный бюллетень,
делают отметку напротив понравившегося кандидата и опускают бюллетень в избирательную
урну!
В: Пришло время делать свой выбор, Вперед! Членов жюри мы так же попросим сделать свой
выбор.
Все голосуют и опускают бюллетень в урну.
В: Пока избирательная комиссия подсчитывает голоса, давайте подведем небольшой итог
нашей встречи. Закончите, пожалуйста, предложение:
Для меня главным было…; Мне на занятиях было…
Во время занятий я думал…; Открытие, которое я сейчас сделал…
Если бы этого не было, то мне…
Я напрасно провел время….
Я не напрасно провел время, потому что…
Что мне иногда по-настоящему хочется, так это …
Особенно меня раздражает то, что …
Участники тянут “незаконченное предложение”, подведение итогов
В: Позвольте избирательной комиссии огласить результаты выборов
Чтение протокола. Аплодисменты участникам и слово победителю (1 мин.)
В: Лидеры – это смелость;
Лидеры – это про нас
В: Быть гражданином России
Время выбрало нас!
В: Трудности нам не помеха
В профиль или анфас
В: В путь от борьбы до успеха
Время выбрало нас
В: Лидерсво – тяжкое бремя
Или лавровый фарс?
В: Лидеров мы выбираем
А время выбрало нас!!!
Спасибо за внимание до новых встреч!
Интеллектуальная игра «Я и закон»
Учитель истории и обществознания МКОУ ООШ № 25 п. Бородыновка
Руднева Ольга Васильевна.
Цели
и
задачи
:
1
) Воспитание
чувства
гражданственности,
формирование
функциональной грамотности через изучение главного законодательного
документа РФ - Конституции - и умение в ней ориентироваться
2) продолжить работу по формированию основ правовой культуры;
3) формировать коммуникативные компетенции.
Участники: 2 команды по 6 человек, 2 команды болельщиков.
План игры:
1.
Условия игры
2.
Представление команд
3.
Разминка (вопросы по отраслям права)
4.
Узнай знаменитых сыщиков
5.
Черный ящик
6.
Конкурс капитанов («Запомни предметы»)
7.
Игра со зрителями (команды болельщиков)
8.
Блиц-турнир
9.
Подведение итогов
Для проведения мероприятия необходимо:
распечатанные пакеты с вопросами для 8-го тура;
цветные карандаши или фломастеры для каждой команды;
фонограмма гимна;
российский флаг;
Конституция для каждой команды;
таблички с номерами команд;
секундомер;
видеомагнитофон, телевизор, видеокассета с сюжетами;
магнитофон, микрофон;
протоколы для жюри;
избирательная листовка с выдуманными кандидатурами;
словарик с наиболее употребляемыми в Конституции понятиями;
призы для победителей;
подготовленные места для команд (столы, стулья).
Чтобы придать данному делу торжественность, мы рекомендуем начинать игру с
гимна РФ и поднятия
Государственного флага. Так же можно зачитать преамбулу к
Конституции.
1.
Вводное слово ведущего.
- Уважаемые друзья! Человек существует на земле миллионы лет,
государства – тысячи лет, столько же лет мечте человечества о справедливом
устройстве общества.
Политики времен Афинской демократии, Римского государства, Древней
Руси и другие начали, а более поздние продолжили величайшую работу над
формированием системы морали и права.
В XVIII веке появились известные сейчас словосочетания «гражданское
общество» и «правовое государство».
Понятие «гражданское общество» означает сейчас освобождение частной
жизни граждан от опеки полицейского государства, на место которого
теперь становится «правовое государство», где чиновник обращается с
гражданами в соответствии со строгим предписанием закона.
«Не люди ради государства, а государство для людей» - вот правило жизни,
к которому стремится современное общество людей, «гражданское
общество».
На пути к гражданскому обществу все человечество должно пройти школу
гражданского воспитания.
Составной частью этого воспитания является изучение и умелое
использование законов.
Сегодня за игровыми столами те, кто осилил первую ступень гражданского
воспитания. Команды учащихся 9 класса, которые изучают начальный курс
права и политики.
Помогать вести игру мне будут помощники и члены жюри.
2.
Представление команд (по 1 минуте)
- название;
- девиз
- представление
- эмблема
- оформление (визитка)
При оценивании учитывается оригинальность. (5 баллов)
Очередность определяется волчком.
Пока жюри подводит итоги первого тура, я задам вопросы командам
болельщиков:
1)
В каком году была принята 1-я конституция в нашей стране? (1918 г.)
2)
В каком году была принята ныне действующая конституция? (1993 г.)
В случае получения правильных ответов команды получают 2 балла.
3.
Разминка команд
Каждая команда по очереди получает вопрос, правильный ответ – 2 балла,
ответ
команды соперника – 1 балл, на обдумывание 15 сек (можно отвечать раньше).
1.
Когда
и
кем
принята
Конституция
РФ? (12
декабря
1993
г.
всенародным
голосованием).
2.
Что является основной обязанностью нашего государства? (ст. 2, гл.1. Человек, его
права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита
прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.)
3.
Как народ РФ осуществляет свою власть? (ст. 3,гл. 1. Народ осуществляет свою
власть непосредственно, а также через органы местного самоуправления).
4.
Из чего состоит Российская Федерация? (ст.5, гл. 1РФ состоит из республик,
краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автоном-
ных округов — равноправных субъектов РФ).
5.
Есть ли у нашего государства единые партия и религия? (ст. 13 и 14, гл. 1. В РФ
признаётся
политическое
многообразие,
многопартийность.
РФ -
светское
государство.
Никакая
религия
не
может
устанавливаться
в
качестве
государственной или обязательной.)
6.
С
какого
возраста
гражданин
РФ
обладает
основными
правами
и
свободами,
закреплёнными в Конституции? (ст. 17, гл. 2. Основные права и свободы человека
неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.)
7.
С какого возраста гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном
объёме
свои
права
и
обязанности? (ст.
60,
гл.
2.
Гражданин
РФ
может
самостоятельно осуществлять в полном объёме свои права и обязанности с 18
лет).
8.
Кто имеет привилегии перед законом и судом? (ст.19, гл. 2. Все равны перед
законом и судом).
9.
Против кого не обязан свидетельствовать гражданин РФ? (ст. 51, гл. 2. Никто не
обязан
свидетельствовать
против
себя
самого,
своего
супруга
и
близких
родственников).
10. В каком случае могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с
указанием пределов и срока их действия? (ст. 56, гл. 2. В условиях чрезвычайного
положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного
строя
в
соответствии
с
федеральным
конституционным
законом
могут
устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и
срока их действия).
Жюри подводит итог разминки.
4.
Узнай знаменитых сыщиков.
Условия:
- команды отвечают по очереди;
- за правильный ответ – 4 балла;
- за ответ группы поддержки – 2 балла.
1 вопрос 1 команды: Национальность – бельгиец. Внешность: яйцевидный череп,
частично покрытый темными волосами, гигантские усы, внимательные глаза. (Эркюль
Пуаро)
1 вопрос 2 команды: Острый пронизывающий взгляд, тонкий орлиный нос, придающий
лицу выражение живой энергии и решимости, квадратный, чуть выступающий вперед
подбородок, руки вечно в чернилах и пятнах от разных химикалий. (Шерлок Холмс)
2 вопрос 1 команды: Средних лет. Щеголевато одет в гражданскую форму 50-х годов.
Любимое изречение: «Я так сказал». Прямой начальник инспектора угрозыска Шарапова.
Играет В. Высоцкий. (Глеб Жеглов)
2 вопрос 2 команды: Пожилой. Даже старый. Живет в деревне. Участковый инспектор.
Гроза нарушителей дисциплины. Мудрый советчик для всех. Молодежь про него сочиняет
частушки. Играет А. Жаров (Анискин)
Жюри подводит итог III тура.
5.
Конкурс капитанов «Запомни предметы»
Условия:
на столе 15 предметов, капитанам необходимо запомнить как можно
больше и записать на листке за 1 минуту
1 предмет – 1 балл
6.
«Черный ящик»
Условия - командам задается вопрос – что в черном ящике.
За правильный ответ – 2 балла, за ответ на вопрос противника – 1 балл.
1 команда:
1. Международный документ. 54 статьи. (Конвенция о правах
ребенка)
2. Закон жизни Калужской области. (Устав Калужской области)
2 команда:
1. Международный документ. 30 статей (Всеобщая декларация прав
человека)
2. Закон жизни нашей страны (Конституция РФ)
Жюри подводит итоги тура.
7.
Игра со зрителями (команды болельщиков).
Условия
- вопросы задаются для двух групп
- цена ответа – 1 балл за каждый
- 2 команда также имеет право ответить на вопрос, если неправильно
ответила 1-я (1 балл).
Вопросы:
1)
С какого возраста гражданин РФ может быть принят на работу по общему
правилу? (15 лет)
2)
Автор текста гимна РФ? (С. Михалков)
3)
С какого минимального возраста наступает в РФ уголовная ответственность?
(14 лет)
4)
Автор музыки гимна РФ (Александров)
5)
Назовите главный город субъекта РФ, на территории которого находится наш
город? (Калуга)
6)
Название улицы нашего микрорайона, которое посвящено юбилею Октябрьской
революции? (70 лет. В. Октября)
Жюри подводит итоги тура.
8.
Блиц-турнир.
«Ты — мне, я — тебе»
В этом туре команды задают друг другу заранее подготовленные вопросы. Команды
должны заранее (за 1 день) сообщить свои вопросы организаторам игры, чтобы можно
было проверить правильность ответа. За правильный ответ команда зарабатывает 1
балл.
Условия:
- команда отвечает на вопросы (не более 3-х минут)
- всего дается 12 вопросов
- 1 ответ – 1 балл.
Вопросы 1 команды:
1)
Переведите термин «конституция» на русский язык. (установление)
2)
Когда была принята последняя Конституция СССР? (1977 г.)
3)
Гражданство скольких стран может иметь одновременно гражданин РФ? (2)
4)
Назовите 2 города федерального значения в нашей стране. (Москва, Санкт-
Петербург)
5)
Каким органом власти принимаются законы в РФ? (Государственная Дума)
6)
Кто является высшим должностным лицом в школе? (Директор)
7)
Сколько человек представляют нашу область в Совете Федерации? (2)
8)
С какого возраста гражданин может быть избран Президентом России? (35 лет)
9)
Как называется голосование граждан по важнейшим вопросам государственной
жизни? (референдум)
10) С какого возраста в России наступает избирательное право? (18 лет)
11) Какой суд в РФ толкует законы, затрагивающие конституционные основы жизни
государства? (Конституционный суд)
12) С какого возраста наступает правоспособность гражданина? (с рождения)
Вопросы 2 команды:
1)
В какой стране была принята первая в мире конституция? (США)
2)
В каком году была принята последняя конституция РСФСР? (1978 г.)
3)
Сколько субъектов в РФ? (83)
4)
Кто является главой государства в РФ (Президент)
5)
Сколько депутатов в Государственной Думе? (450)
6)
Какой государственный орган осуществляет надзор за исполнением законов в
РФ? (Прокуратура)
7)
Единственная автономная область в составе РФ? (Еврейская АО)
8)
Какой номер имеет школа, в которой вы учитесь? (3)
9)
Имеют ли право государственные школы в РФ давать детям религиозное
воспитание? (нет)
10) С какого возраста наступает полная дееспособность? (18 лет)
11) Сколько лет максимально одно и то же лицо может быть Президентом РФ? (8)
12) С какого возраста гражданин РФ получает паспорт? (14 лет)
Жюри подводит итоги тура.
9.
Подведение итогов. Поздравление победителей.
10. Рефлексия.
Участникам предлагается закончить предложение «Мне игра понравилась,
потому что…»