Напоминание

Методы арт-терапии в работе с детьми ЗПР старшего дошкольного возраста


Автор: Сорока Жанна Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ школа 2114, д/с
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: статья
Тема: Методы арт-терапии в работе с детьми ЗПР старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Методы арт-терапии в работе с детьми ЗПР старшего дошкольного

возраста

Арт-терапия

в

учреждениях

образования

это

метод

коррекции

развития

детей

по средством

художе ственного

творче ства.

Ее

привлекательность для психологов можно объяснить тем, что, в отличие от

основных

направлений

коррекционно-развивающей

работы,

в

которых

используются в основном вербальные каналы коммуникации, арт-терапия

использует «язык» визуальной и пластической экспрессии. Это особенно

актуально при работе с детьми c задержкой психического развития и делает

ее незаменимым инструментом для исследования и гармонизации развития в

тех случаях, когда ребенок не может выразить словами свое эмоциональное

состояние.

Дети с ЗПР в большинстве случаев затрудняются в вербализации своих

проблем

и

переживаний.

Невербальная

экспрессия

для

них

более

естественна.

Многие арт-терапевтические технологии уже давно используются при

работе

с

детьми

с

ЗПР.

У

таких

детей

могут

наблюдаться

сложности

в

осмыслении заданий, возникает тревога при попытках работы с новыми

материалами, появляются реакции протеста.

Как правило, у таких детей слабо развито рефлексивное Я, в связи с

чем им очень сложно вербализовать происходящее с ними. Для большинства

из

них

характерно

наличие

негативной

Я-концепции,

которую

можно

корректировать, используя богатый ресурс арт-технологий.

По мнению С. Г. Рыбаковой, процесс художественного самовыражения

напрямую связан с укреплением психического здоровья ребенка и может

рассматриваться

как

значимый

психопрофилактический

фактор.

Использование арт-терапевтических технологий позволяет психологу помочь

ребенку справиться со своими проблемами, восстановить его эмоциональное

равновесие или устранить имеющиеся у него нарушения поведения, помочь

интеллектуальному развитию.

Понятие «Арт-терапия» возникло в контексте идей 3. Фрейда и К. Юнга

и рассматривалось в психотерапевтической практике как один из методов

терапевтического

воздействия,

который

посредством

изобразительного

творчества помогал психически больным людям выразить в картинах свои

скрытые психотравмирующие переживания и тем самым освободиться от

них.

Л. Д. Лебедева отмечает, что в настоящее время понятие «арт-терапия»

имеет несколько значений: совокупность видов искусства, используемых в

лечении и коррекции; комплекс арт-терапевтических методик; направление

психотерапевтической и психокоррекционной практики.

Современная арт-терапия включает в себя следующие направления:

• изотерапия — лечебное воздействие средствами изобразительного

искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством и т. д.;

имаготерапия

воздействие

через

образ,

театрализацию,

драматизацию;

• музыкотерапия — воздействие через восприятие музыки;

• сказкотерапия — воздействие посредством сказки, притчи, легенды.

В

психокоррекционной

практике

арт-терапия

психологами

рассматривается

как

совокупность

методик,

построенных

на

применении

разных

видов

искусства

в

своеобразной

символической

форме,

которые

позволяют с помощью стимулирования креативных проявлений детей с ЗПР

осуществить

коррекцию

психоэмоциональных,

поведенческих

и

других

нарушений личностного развития.

Сущность арт-терапии состоит в терапевтическом и коррекционном

воздействии искусства на субъект, которое проявляется в реконструировании

психотравмирующей

ситуации

с

помощью

художественно-творческой

деятельности;

актуализации

переживаний

и

выведении

их

во

внешнюю

форму

через

продукт

художественной

деятельности;

создании

новых,

эмоционально

позитивных

переживаний,

их

накоплении;

актуализации

креативных потребностей и их творческом самовыражении.

Функциями арт-терапии являются:

1.

Катарсическая

очищающая,

освобождающая

от

негативных

состояний.

2. Регулятивная — снятие нервно-психического напряжения, регуляция

психосоматических

процессов,

моделирование

положительного

психоэмоционального состояния.

3.

Коммуникативно-рефлексивная,

обеспечивающая

коррекцию

нарушений общения, формирование адекватного межличностного поведения,

самооценки.

В арт-терапии не делается акцент на целенаправленное обучение и

овладение

навыками

и

умениями

в

каком-либо

виде

художественной

деятельности.

Основываясь

на

гуманистическом

подходе,

арт-терапия

преследует единую цель — гармоническое развитие ребенка с проблемами,

расширение возможностей его социальной адаптации посредством искусства.

В старшем дошкольном возрасте у детей с ЗПР происходит бурное

развитие всех познавательных процессов. Ребенок приобретает чувственный

опыт,

развивается

его

ощущение

и

восприятие.

Через

манипуляцию

с

предметами

практические

действия

переносятся

во

внутренний

план.

Посредством

рисования,

конструирования,

лепки,

аппликации,

ребенок

производит продукт, отображая в нем свои впечатления и жизненный опыт.

Как отмечает О. А. Матвеева, особое значение арт-технологий для

развития детей с ЗПР младшего школьного возраста заключается в том, что

они

позволяют

прямо

ставить

перед

детьми

творческую

задачу,

давать

ребенку задание придумать, сочинить, сделать что-то самостоятельно. При

выполнении

творческих

заданий

у

ребенка

возникает

необходимость

самостоятельно

комбинировать

свои

впечатления,

создавать

новые

произведения,

находить

вариативные

решения

при

выполнении

старых

заданий, широко использовать свой прошлый опыт.

Для

эффективного

развития

высших

психических

процессов

очень

важно развитие сенсорно-перцептивной сферы, моторики. Для решения этой

задачи

подходят

такие

технологии,

как

лепка

из

глины,

рисование

«Волшебными

красками»;

игры

с

пальчиковыми

куклами,

изготовление

кукол; составление мозаик, аппликаций и др.

В старшем дошкольном возрасте формируется общий эмоциональный

фон

психической

жизни

ребенка,

когда

усваивается

«язык»

чувств.

Изобразительные

материалы

являются

лучшими

помощниками

для

выражения эмоционального состояния и для обогащения эмоционального

мира

ребенка.

Здесь

помогут

следующие

технологии:

«Монотипия»,

«Волшебные

краски»,

«Парное

рисование»,

«Рисование

истории»,

«Рисование фигуры» и др. Важно то, что на занятиях с элементами арт-

терапии

ребенок

может

выражать

и

негативные

эмоции,

как

бы

«выплескивая»

их

на

продукты

своей

деятельности.

Он

может

порвать

непонравившийся рисунок, деформировать и трансформировать поделки из

теста

или

глины,

пачкаться

изобразительными

материалами,

полностью

закрасить свою работу и создать на ее месте новую и др. Это хороший способ

снижения эмоционального напряжения.

Важной особенностью младшего школьного возрастного периода, как

отмечает

С.

Г.

Рыбакова,

является

постепенное

зарождение

истинных

мотивационных форм поведения, направленных на достижение успеха. При

проведении

индивидуальной

или

групповой

форм

коррекционно-

развивающей

работы

важно

подчеркивать

успешность

каждого

ребенка,

делать

выставки

работ,

обсуждать

с

каждым

ребенком

особенности

его

индивидуального

видения

мира

и

т.

д.

Так

формируется

мотивация

достижения успеха, которая необходима в дальнейшей жизни.

В

процессе

арт-терапии

удовлетворяется

актуальная

потребность

ребенка

в

признании,

позитивном

внимании,

ощущении

собственной

успешности

и

значимости.

Высвобождается

психологическая

энергия,

которая тратится ребенком на неэффективное напряжение. Ребенок начинает

чувствовать себя спокойно, расслабляется. Психологическая защита в виде

демонстративности, негативизма, агрессии уступает место инициативности,

творчеству.

Через

творчество

ребята

получают

новую

информацию

о

себе:

«я

успешен», «у меня есть способности», «я признан другими», «мое мнение

учитывается», «я могу справляться с трудностями».

Через взаимодействие с другими детьми ребенок меняет свои ожидания

от

социальных

отношений:

«я

вижу

успехи

других

детей»,

«мне

легко

общаться

со

взрослым»,

«меня

понимают»,

«мне

помогают,

меня

поддерживают».

Дети

с

ЗПР

не

находятся

в

ситуации

контроля

и

не

тренируются

использовать новые способы поведения. На место утративших актуальность

механизмов

защиты

приходит

активность,

обусловленная

новыми

установками: «я получаю удовольствие от творчества», «я соблюдаю правила,

потому что их нарушение помешает мне получать удовольствие от занятий».

В

развитии

Я-концепции

появляется

сложная

и

достаточно

устойчивая

система самовосприятия ребенка: осознание особенностей своего тела, своих

физических

возможностей,

идентификация

себя

с

определенным

полом,

восприятие себя как члена определенной социальной группы. Для этих целей

можно использовать следующие арт-техники: «Рисование фигуры», «Маски»,

«Грани моего Я», работа с соленым тестом и др.

Так как ведущими факторами развития детей в старшем дошкольном

возрасте являются игра и общение со взрослыми и сверстниками, необходимо

использовать

предложенные,

«упаковывая»

их

в

игровой

контекст.

При

индивидуальной работе, используя изобразительные и другие материалы,

можно

придумывать

интересные

игры,

в

рамках

которых

ребенку

предлагается

создать

«Монотипию»

действующих

лиц

-

кукол

из

гофрированной бумаги (марионетки).

При

включении

арт-технологий

в

коррекционно-развивающие

программы

обязательно

необходимо

учитывать

задачи,

которые

решает

выбранная технология, наличие необходимых материалов (их должно быть

достаточное количество), время необходимое для ее проведения.

Арт-терапия нередко рассматривается как технология или как система

психологической

работы,

основанная

на

феномене

«исцеляющих

возможностей искусства».

В

процессе

терапевтического

рисования

наиболее

ярко

выявляются

неосознанные реакции личности, что подтверждает проективный потенциал

продукта арт-терапевтической работы.

Психологический принцип проекции обнаруживается в основе всех

видов

художественного

творчества:

субъект

отражает,

проецирует

на

изобразительный

продукт

свои

неосознаваемые

или

скрываемые

потребности, комплексы, вытеснения, переживания, мотивы.

Люди, имеющие более низкие показатели базового доверия, склонны к

проекции, прежде всего, депрессивных переживаний.

В

любом

человеке,

как

подготовленном,

так

и

неподготовленном,

заложена

способность

к

проецированию

своих

внутренних

состояний

в

визуальной форме. Считается даже, что основной механизм изобразительной

деятельности — проекция.

По

сути,

изобразительный

продукт

-

отражение

индивидуально-

психологических свойств автора, его мироощущения, характера, самооценки.

По словам А. И. Копытина, любой детский рисунок является проективным по

отношению к внутреннему психическому состоянию личности.

Особенности социальных обстоятельств развития, семейной ситуации,

эмоциональное

и

физическое

самочувствие,

другие

подобные

факторы

влияют на построение художественного образа, композицию, использование

пространства, цвета, символики, характер движений ребенка.

Графические

методы

дают

ребёнку

возможность

самому

не

только

проецировать реальность, но и по-своему интерпретировать ее. Естественно,

полученный результат в значительной мере отражает настроение, состояние,

особенности внутреннего мира «художника».

С позиций феноменологии изобразительный продукт рассматривается

как

выражение

внутреннего

переживания,

часть

личности

автора.

Взаимодействуя

с

художественными

материалами,

люди

открывают

индивидуальность и уникальность собственного внутреннего мира.

Спонтанная

изобразительная

деятельность

сопровождается

терапевтическими

эффектами

(психологическим,

эмоциональным,

релаксационным,

психопрофилактическим,

социально-коммуникативным

и

др.).

Именно

поэтому

арт-терапию

образно

называют

«исцеляющим

искусством».

При

выполнении

проективного

рисунка

основным

объектом

исследования

становится

придуманный

ребенком

графический

образ

в

соответствии

с

собственной

индивидуальностью.

Научно

доказано,

что

определяющую роль в формировании данного образа играют потребности,

интересы и в целом психическая организация ребенка.

В числе достоинств проективной диагностики Л. Д. Лебедева отмечает

и то, что рисуночные тесты облегчают демонстрацию таких сторон

внутреннего мира субъекта, которые он сознательно скрывает, вытесняет или

не в состоянии выразить прямо (словами).

Проективные методы, методики и тесты нередко называют косвенными,

неформализованными.

Полученные

результаты

позволяют

только

сориентироваться в особенностях индивидуальных проявлений испытуемого,

в связи с чем считаются неточными, с высокой степенью субъективности

интерпретаций и низкой надежностью в сравнении со стандартизованными

методами психологического исследования личности.

И хотя проективные рисуночные методы лишены научной строгости и

однозначности,

не

позволяют

количественно

измерить

оцениваемые

психические свойства, тем не менее они информативны, высоко гуманны и

корректны,

особенно

если

предметом

научного

исследования

становится

духовное

«Я»

человека,

как

отмечает

С.

Г.

Рыбакова,

привычная

для

психолога

и

педагога

исследовательская

и

формирующая

установка

не-

допустима

и

бессмысленна,

фактически

можно

только

приблизиться,

прикоснуться, диалогически приобщиться к духовному «Я» в себе самом и

другом человеке.

Рисуя

линии,

дети

с

ЗПР

не

задумываются

об

их

свойствах

или

содержании, создавая не образ или картинку, а выражая свои эмоции и

чувства. Вместе с тем линия может символизировать жизненный путь или его

определенный этап. Можно заключить, подчеркивает А. И. Копытин, что

«каракули»

представляют

новую

информацию

для

диагностики

и

новые

ресурсы для арт-терапии.

Непроизвольные

рисунки,

как

правило,

отражают

сиюминутные

переживания,

а

для

личности

характерна

склонность

к

непрерывным

изменениям ее составляющих. Следовательно, невозможно сделать какое-

либо объективное заключение только на основании одного или двух-трех

изобразительных

продуктов.

Необходимо

изучить

серию

работ,

выявить

некоторые

закономерности,

особенности

изображения,

характерные

для

работ

этого

ребенка:

повторяющиеся

детали,

характер

линий,

размеры

изображения, расположение фигур в пространстве листа и многое другое.

Существенную роль играет целостное восприятие работы.

Арт-терапевты

считают,

что

через

создание

творческой

продукции

(рисунков, скульптур, панно и т. п.) совершается переход проблемной области

из

бессознательного

в

сознательное.

Кроме

того,

человек

реализует

в

творчестве

собственные

эстетические

потребности

и

потребности

самовыражения.

Для

специалиста

по

детской

коррекции

это,

зачастую,

единственный комплексный подход к данной работе.

Арт-терапия

строится

на

следующих

механизмах:

символическом

реконструировании, «отстранении», эмоциональной децентрации, катарсисе,

присвоении личностных смыслов.

Показания для проведения арт-терапии:

1) эмоциональная депривация;

2) трудности эмоционального развития;

3) повышенная тревожность, фобии;

4) межличностные конфликты;

5) дисгармоничная Я-концепция.

Использование рисунка возможно в следующих формах: 1) игры с

изобразительным

материалом;

2)

упражнения

на

развитие

восприятия,

воображения

и

символической

функции

сознания;

3)

предметно-

тематическое, свободное и совместное рисование и др. Помимо рисования

используют

и

другие

виды

изобразительной

деятельности

(лепка,

конструирование и т. п.).

Видами

арт-терапии

являются:

рисуночная,

библиотерапия,

драмотерапия, музыкотерапия и др.

Упражнение позволяет осознать регулятивные ресурсы, выравнивает

эмоциональное состояние группы, снижает напряженность, в том числе и

телесную, позволяет детям лучше узнать друг друга и себя, а также улучшает

настроение.

Результатом коррекционных занятий являются следующие показатели:

-в процессе арт-терапевтических занятий у детей меняются многие

динамические

характеристики

Я-концепции

с

отрицательных

на

положительные,

повышается

самооценка,

значительно

возрастает

самоинтерес;

- формируется мотивация самовоспитания, саморазвития;

-развиваются и закрепляются навыки поведения в различных

ситуациях;

- развивается фантазия и воображение;

- происходит эмоциональное осознание своего поведения;

- снижается напряжение и приобретаются навыки в саморасслаблении;

-снижается уровень тревожности, агрессивности и конфликтности, дети

получают новые различные модели разрядки гнева и агрессивности;

- происходит раскрытие внутреннего потенциала.



В раздел образования