Автор: Маслова Маргарита Борисовна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МАДОУ №13
Населённый пункт: город Реутов
Наименование материала: статья
Тема: "Литературная гостиная, как средство развития эмоциональной сферы ребенка".
Раздел: дошкольное образование
Литературная гостиная, как средство развития эмоциональной сферы
ребенка.
В о с п р и я т и е
х у д о ж е с т в е н н о г о
п р о и з в е д е н и я
-
о ч е н ь
сложная развивающаяся во
времени
внутренняя
деятельность,
в которой
участвуют воображение,
внимание,
мышление,
память,
эмоции,
воля.
Каждый
из
этих
процессов
выполняет свою
важную
функцию в
общей д е я т е л ь н о с т и
-
в з н а к о м с т в е
с явлениями окружающей
действительности
через искусство.
Н.К.
Крупская
писала:
«Надо помочь
ребенку через искусство...
яснее мыслить и гл у б ж е
ч у в с т в о в а т ь » .
Воображение,
т.е.
способность представить изображаемые
ситуации,
раздвинуть
рамки собственных
представлений с помощью фантазии,
ещё в раннем
детстве развивается
средствами
искусства,
и в частности
художественной литературы. Затем, помогая приобщаться к более сложным
и более тонким
произведениям,
делает
этот
процесс взаимообогащаемым
и н е п р е р ы в н ы м .
Ф а н т а з и и
и чувства связаны очень т е
с н о .
Книги
являются
для ребенка
неисчерпаемым источником
развития
чувств и фантазии, а в свою очередь развитие чувств и фантазии приобщает
его к духовному б о г а т с т в у ,
н а к о п л е н н о м у
ч е л о в е ч е с т в о м .
Литературные
произведения заставляют
волноваться,
сопереживать
п е р с о н а ж а м
и с о б ы т и я м ,
и в процессе
этого сопереживания создаются о п р е д е л е н н ы е
о т н о ш е н и я
и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу.
Однако
и волнение,
и сострадание,
и радость
ребенка должны
быть
а д р е с о в а н ы
и м е н н о
т е м п е р с о н а ж а м
и тем событиям,
которые этого достойны, а недостойные поступки должны, соответственно,
о
с
у
ж
д
а
т
ь
с
я
.
Необходимым
условием
такого
отношения к изображаемому
является
правильное
его понимание,
умение
разобраться в ситуации,
выделить
п о с т у п к и
г е р о е в ,
и х
п р и ч и н ы и следствия.
Поэтому взрослые,
обращая главное внимание на развитие чувств ребенка при чтении книг,
должны
не
забывать
о
т ех мыслительных
процессах,
на
которых
основывается
эмоциональное
отношение
к
событиям.
Только
полностью
уверенный
в
том,
что
малыш,
верно,
понимает
изображаемые
явления,
педагог может ожидать от него соответствующих эмоциональных оценок и
ч
у
в
с
т
в
.
Произведения искусства не только расширяют представления ребенка,
обогащают его знания
о
действительности;
главное
-
они вводят
его в о с о б ы й ,
и с к л ю ч и т е л ь н ы й
м и р
ч у в с т в ,
г л у б о к и х
переживаний и эмоциональных о т к р ы т и й .
К а к маленький ребенок
может постигнуть высоту благородного поступка и низость коварства, злобы
и предательства,
испытать
радо сть
л ю б в и и силу
н е н а в и с т и .
Ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но
и откликается на
события
и явления окружающего мира,
выражает
свое
отношение к добру и злу.
Литературные
произведения
заставляют
ребенка задуматься
над очень многим
и прочувствовать
то,
что затруднительно
для него
или вообще
невозможно
в повседневной
жизни,
пробуждают
активность
ребенка,
настраивают
ребенка
на
сопереживание,
сочувствие:
ребенок
мысленно проходит с героем весь путь. Яркое противопоставление добра
и зла, фантастические и очень определённые по своей нравственной сути
образы,
выразительный язык,
динамика
событий,
особые
причинно
-
следственные
связи явлений,
доступные пониманию
дошкольника,
результаты
разных
характерных
поступков,
повторы
-
всё это делает
произведения
особенно
интересными
и волнующими
д л я д е т е й .
Что
же
дает
ребенку художественная
литература?
Как влияет
на
формирование
его личности?
Она
активизирует
воображение ребенка,
заставляет
его сопереживать
и внутренне
содействовать персонажам,
а в
результате
этого сопереживания
у ребенка появляются
не
только
новые
знания
и представления,
но
и,
что
самое главное,
новое эмоциональное
отношение к о к р у ж а ю щ е м у :
к л юд я м ,
п р ед м е т а м и я в л е н и я м .
В
связи
с этим
перед взрослыми,
встают
две основные
задачи:
во-
первых, понять, разобраться в том, что чувствует малыш, на что направлены
его переживания, насколько они глубоки и серьёзны, открылось ли ему что-
либо новое в мире чувств под влиянием литературного произведения, а если
нет, то почему; и во- вторых, помочь ребенку полнее высказать, проявить
свои
чувства,
создать
для
него
особые
условия,
в
которых
могли
бы
развернуться его активность, его содействие персонажам произведения.
педагог-психолог
Маслова Маргарита Борисовна