Напоминание

"Литературная гостиная, как средство развития эмоциональной сферы ребенка".


Автор: Маслова Маргарита Борисовна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МАДОУ №13
Населённый пункт: город Реутов
Наименование материала: статья
Тема: "Литературная гостиная, как средство развития эмоциональной сферы ребенка".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Литературная гостиная, как средство развития эмоциональной сферы

ребенка.

В о с п р и я т и е

х у д о ж е с т в е н н о г о

п р о и з в е д е н и я

-

о ч е н ь

сложная развивающаяся во

времени

внутренняя

деятельность,

в которой

участвуют воображение,

внимание,

мышление,

память,

эмоции,

воля.

Каждый

из

этих

процессов

выполняет свою

важную

функцию в

общей д е я т е л ь н о с т и

-

в з н а к о м с т в е

с явлениями окружающей

действительности

через искусство.

Н.К.

Крупская

писала:

«Надо помочь

ребенку через искусство...

яснее мыслить и гл у б ж е

ч у в с т в о в а т ь » .

Воображение,

т.е.

способность представить изображаемые

ситуации,

раздвинуть

рамки собственных

представлений с помощью фантазии,

ещё в раннем

детстве развивается

средствами

искусства,

и в частности

художественной литературы. Затем, помогая приобщаться к более сложным

и более тонким

произведениям,

делает

этот

процесс взаимообогащаемым

и н е п р е р ы в н ы м .

Ф а н т а з и и

и чувства связаны очень т е

с н о .

Книги

являются

для ребенка

неисчерпаемым источником

развития

чувств и фантазии, а в свою очередь развитие чувств и фантазии приобщает

его к духовному б о г а т с т в у ,

н а к о п л е н н о м у

ч е л о в е ч е с т в о м .

Литературные

произведения заставляют

волноваться,

сопереживать

п е р с о н а ж а м

и с о б ы т и я м ,

и в процессе

этого сопереживания создаются о п р е д е л е н н ы е

о т н о ш е н и я

и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу.

Однако

и волнение,

и сострадание,

и радость

ребенка должны

быть

а д р е с о в а н ы

и м е н н о

т е м п е р с о н а ж а м

и тем событиям,

которые этого достойны, а недостойные поступки должны, соответственно,

о

с

у

ж

д

а

т

ь

с

я

.

Необходимым

условием

такого

отношения к изображаемому

является

правильное

его понимание,

умение

разобраться в ситуации,

выделить

п о с т у п к и

г е р о е в ,

и х

п р и ч и н ы и следствия.

Поэтому взрослые,

обращая главное внимание на развитие чувств ребенка при чтении книг,

должны

не

забывать

о

т ех мыслительных

процессах,

на

которых

основывается

эмоциональное

отношение

к

событиям.

Только

полностью

уверенный

в

том,

что

малыш,

верно,

понимает

изображаемые

явления,

педагог может ожидать от него соответствующих эмоциональных оценок и

ч

у

в

с

т

в

.

Произведения искусства не только расширяют представления ребенка,

обогащают его знания

о

действительности;

главное

-

они вводят

его в о с о б ы й ,

и с к л ю ч и т е л ь н ы й

м и р

ч у в с т в ,

г л у б о к и х

переживаний и эмоциональных о т к р ы т и й .

К а к маленький ребенок

может постигнуть высоту благородного поступка и низость коварства, злобы

и предательства,

испытать

радо сть

л ю б в и и силу

н е н а в и с т и .

Ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но

и откликается на

события

и явления окружающего мира,

выражает

свое

отношение к добру и злу.

Литературные

произведения

заставляют

ребенка задуматься

над очень многим

и прочувствовать

то,

что затруднительно

для него

или вообще

невозможно

в повседневной

жизни,

пробуждают

активность

ребенка,

настраивают

ребенка

на

сопереживание,

сочувствие:

ребенок

мысленно проходит с героем весь путь. Яркое противопоставление добра

и зла, фантастические и очень определённые по своей нравственной сути

образы,

выразительный язык,

динамика

событий,

особые

причинно

-

следственные

связи явлений,

доступные пониманию

дошкольника,

результаты

разных

характерных

поступков,

повторы

-

всё это делает

произведения

особенно

интересными

и волнующими

д л я д е т е й .

Что

же

дает

ребенку художественная

литература?

Как влияет

на

формирование

его личности?

Она

активизирует

воображение ребенка,

заставляет

его сопереживать

и внутренне

содействовать персонажам,

а в

результате

этого сопереживания

у ребенка появляются

не

только

новые

знания

и представления,

но

и,

что

самое главное,

новое эмоциональное

отношение к о к р у ж а ю щ е м у :

к л юд я м ,

п р ед м е т а м и я в л е н и я м .

В

связи

с этим

перед взрослыми,

встают

две основные

задачи:

во-

первых, понять, разобраться в том, что чувствует малыш, на что направлены

его переживания, насколько они глубоки и серьёзны, открылось ли ему что-

либо новое в мире чувств под влиянием литературного произведения, а если

нет, то почему; и во- вторых, помочь ребенку полнее высказать, проявить

свои

чувства,

создать

для

него

особые

условия,

в

которых

могли

бы

развернуться его активность, его содействие персонажам произведения.

педагог-психолог

Маслова Маргарита Борисовна



В раздел образования