Автор: Кляузова Татьяна Александровна
Должность: Старший воспитатель
Учебное заведение: МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «Детский сад комбинированного вида №11 «Яблонька»
Населённый пункт: г. Канск, Красноярский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Интерактивные формы организации работы с родителями
Раздел: дошкольное образование
Интерактивные формы организации работы с родителями
Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего люди. Из них на
первом месте - родители и педагоги.
А. С. Макаренко
Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования,
направлены, прежде всего, на улучшения его качества. Оно, в свою очередь,
во многом зависит от согласованности действий семьи и детского сада.
В настоящее время проблема организации взаимодействия педагогов
дошкольной образовательной организации с родителями является актуальной
в педагогическом процессе и играет важную роль в развитии ребенка. В
статье
18
Закона
РФ
«Об
образовании»
говорится:
«Родители
являются
первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического,
нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем
возрасте». Поэтому основной задачей воспитателя является установление
положительных
взаимоотношений
с
родителями,
разработка
новых
форм
работы для повышения знаний о возрастных и индивидуальных особенностях
развития
детей,
гармонизации
детско-родительских
отношений
с
целью
привлечения внимания родителей к ребенку.
В своей работе по взаимодействию с родителями мы увидели, что
традиционные
формы
работы
на
сегодняшний
день
не
являются
эффективными. Как
заинтересовать
родителей
в
совместной
работе? Как
создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ? Какие методы,
формы работы необходимо использовать в работе с родителями, чтобы они
стали активными участниками воспитательного процесса их детей? Ответы
на эти вопросы мы стараемся искать ежедневно, так как именно в семье
закладываются основы воспитания и от нее зависит, каким вырастет ребенок,
и какие черты характера сформируют его личность.
Поэтому прежде чем
делать
родителей
активными
субъектами
воспитательного
процесса,
необходимо выстроить с ними доверительные отношения, для того чтобы у
родителей возник интерес к процессу воспитания, потребность добиться
успеха, уверенность в своих силах.
Одной из наиболее эффективных форм работы с семьей, на наш взгляд,
являются Семейные клубы. Данная форма интересна тем, что учитывает
актуальные
потребности
семей
и
способствует
формированию
активной
жизненной позиции участников процесса, способствует передаче опыта в
воспитании детей. Такая форма позволяет каждому из участников высказать
своё мнение и быть услышанным, сравнить свою позицию с позицией других
родителей и педагогов.
Тематика встреч формулируется и запрашивается
родителями, для этого в группе есть «Волшебный почтовый ящик», в котором
мамы и папы могут оставлять заявки по интересующим вопросам.
Очень интересная форма «Детский совет»,
позволяющая достигнуть
баланса инициатив взрослых и детей. На «Детском совете» дети, родители и
педагоги
дошкольной
организации,
совместно
выбирают
тему
проекта,
планируют образовательную деятельность в центрах активности. С большой
отдачей
и
интересно
прошли
проекты
«Хлеб
всему
голова»,
«Зимние
забавы»,
«Наши
четвероногие
друзья»,
«Мама,
мамочка,
мамуля»,
«Я
здоровье сберегу, я здоровым быть хочу».
В наглядно-информационном направлении мы используем совместное
оформление
стендов,
выставок
и
газет.
Эта
форма
работы
позволяет
родителям
активно
участвовать
в
жизни
ребёнка,
а
нам
поддерживать
«обратную связь» с семьёй.
Все чаще педагоги приглашают родителей воспитанников. Такая форма
сотрудничества с родителями, как «Гость группы», способствует сближению
детей, родителей и воспитателей. Здесь родители - не пассивные зрители, а
активные
участники. Родители
проводят
весёлую
утреннюю
гимнастику,
проводят опыты с детьми, рассказывают о своей профессии. Эти встречи
имеют не только познавательное и развивающее значение, но и являются
своеобразным психотерапевтическим средством. Просто надо увидеть глаза
ребёнка в тот момент, когда его близкие становятся героями сегодняшнего
дня в детском саду.
Еще одна хорошая форма работы с родителями - Тематические акции,
ставшие уже традицией в нашем учреждении на различные темы: «Куклы из
бабушкиного
сундука»
(пошив
тряпичной
народной
куклы),
«Поможем
братьям
нашим
меньшим»
(сбор
корма
для
бездомных
животных),
«Внимание – дети!» (изготовление листовок), «Мы за чистый город» и др.
Акции способствуют укреплению сотрудничества детского сада и семьи в
решении актуальных вопросов социально-нравственного и патриотического,
эстетического воспитания.
Время сейчас информационное, и без информационных технологий нам
ни куда. Созданы сайты у каждого дошкольного учреждения, вот только
родителей
туда
не
заманишь.
Мы
нашли
одну
из
информационных и
сравнительно
новых
форм
сотрудничества детского
сада,
вернее
сказать,
самой группы детского сада с семьей – создание группы в Viber, WhatsApp, в
социальных сетях.
Все события и мероприятия, которые проходят в группах учреждения
отражается
в
новостной
ленте.
Здесь
представлены
фотоматериалы,
видеоматериалы, консультации, поздравления, объявления, конкурсы, опросы
для
родителей
наших
воспитанников.
На
странице
родителям
есть
возможность оставить свои отзывы о работе дошкольного учреждения. В
группах происходит виртуальное общение родителей с другими родителями,
с воспитателями детского сада, где они высказывают свои предложения,
пожелания. А воспитатель рассказывает о непосредственной жизни детского
коллектива в реальном времени, добавляя фото и видео. Важно показать
родителям:
мы
видим
своеобразие
каждого
ребенка
и
учитываем
его
особенности.
Родительская
конференция
–это
форма
работы
для
нас
новая.
Конференция
подобного
рода
прошла
в
нашем
городе
впервые. На
конференции присутствовало около 60 человек – это родители пяти садов
центральной части города.
Целью задуманного мероприятия: эффективное
взаимодействие
родителей
и
дошкольного
учреждения
в
вопросах
укрепления и сохранения здоровья детей.
Активными участниками конференций выступали сами родители. Они
готовили
анализ
проблемы
с
позиции
собственного
опыта.
Были
продемонстрированы
примеры
успешного
воспитания,
презентация
семейного опыта по ЗОЖ. Ценность конференции заключалась еще и в том,
что в ней участвовали не только родители и педагоги, но и общественность
(представители
здравоохранения,
спорта,
образования).
На
конференции
работало на 4 площадки:
1.
Соматическое здоровье.
2.
Физическое здоровье;
3.
Психическое здоровье;
4.
Здоровое питание.
Родители смогли получить отношение экспертов, других родителей к их
методам, формам воспитания ЗОЖ, рекомендации. Все были заинтересованы,
не осталось не замеченным ни одно выступление. На секциях «случилась»
дискуссия, а это одна из важнейших форм деятельности, стимулирующей
формирование коммуникативной культуры.
Объектом дискуссии становилась неоднозначная проблема, по отношению к
которой
каждый
участник
свободно
выражал
свое
мнение,
каким
бы
непопулярным
и
неожиданным
оно
ни
было. Конференция
прошла
в
атмосфере заинтересованности сторон. Все участники при подведении итогов
отметили
хорошую
организацию
и
содержательную
наполненность
мероприятия.
Кроме того, активное участие родителей в подготовке к праздникам,
совместная
работа
по
изготовлению
поделок,
созданию
предметно-
развивающей среды, совместные экскурсии, субботники также вовлекают
родителей в воспитательный процесс детей. Это дает родителям возможность
увидеть
полный
образ
своего
ребенка
и
правильно
его
воспринять
посредством информации, которую невозможно получить в семье и которая
оказывается неожиданной и интересной для них.
Таким
образом,
наш
опыт
работы
по
тесному
взаимодействию
с
семьями
воспитанников
показал,
что использование интерактивных форм
работы помогает сделать родителей активными участниками воспитательного
процесса, проявляющими искренний интерес к проблемам своих детей и
поиску их решений. Также через доверительные отношения, взаимоуважение
и взаимоподдержку родители чувствуют себя компетентными в воспитании
детей. А это, на наш взгляд, является важным условием для успешного
воспитания ребенка дошкольного возраста.
Мы убеждены в том, что чем лучше налажено общение между семьей и
детским садом, тем большую поддержку получит ребенок, тем вероятнее, что
его жизнь в детском саду будет полна впечатлениями, любовью и доверием к
окружающему миру, а первый социальный их опыт будет успешным.