Напоминание

Интерактивные формы организации работы с родителями


Автор: Кляузова Татьяна Александровна
Должность: Старший воспитатель
Учебное заведение: МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «Детский сад комбинированного вида №11 «Яблонька»
Населённый пункт: г. Канск, Красноярский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Интерактивные формы организации работы с родителями
Раздел: дошкольное образование





Назад




Интерактивные формы организации работы с родителями

Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего люди. Из них на

первом месте - родители и педагоги.

А. С. Макаренко

Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования,

направлены, прежде всего, на улучшения его качества. Оно, в свою очередь,

во многом зависит от согласованности действий семьи и детского сада.

В настоящее время проблема организации взаимодействия педагогов

дошкольной образовательной организации с родителями является актуальной

в педагогическом процессе и играет важную роль в развитии ребенка. В

статье

18

Закона

РФ

«Об

образовании»

говорится:

«Родители

являются

первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического,

нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем

возрасте». Поэтому основной задачей воспитателя является установление

положительных

взаимоотношений

с

родителями,

разработка

новых

форм

работы для повышения знаний о возрастных и индивидуальных особенностях

развития

детей,

гармонизации

детско-родительских

отношений

с

целью

привлечения внимания родителей к ребенку.

В своей работе по взаимодействию с родителями мы увидели, что

традиционные

формы

работы

на

сегодняшний

день

не

являются

эффективными. Как

заинтересовать

родителей

в

совместной

работе? Как

создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ? Какие методы,

формы работы необходимо использовать в работе с родителями, чтобы они

стали активными участниками воспитательного процесса их детей? Ответы

на эти вопросы мы стараемся искать ежедневно, так как именно в семье

закладываются основы воспитания и от нее зависит, каким вырастет ребенок,

и какие черты характера сформируют его личность.

Поэтому прежде чем

делать

родителей

активными

субъектами

воспитательного

процесса,

необходимо выстроить с ними доверительные отношения, для того чтобы у

родителей возник интерес к процессу воспитания, потребность добиться

успеха, уверенность в своих силах.

Одной из наиболее эффективных форм работы с семьей, на наш взгляд,

являются Семейные клубы. Данная форма интересна тем, что учитывает

актуальные

потребности

семей

и

способствует

формированию

активной

жизненной позиции участников процесса, способствует передаче опыта в

воспитании детей. Такая форма позволяет каждому из участников высказать

своё мнение и быть услышанным, сравнить свою позицию с позицией других

родителей и педагогов.

Тематика встреч формулируется и запрашивается

родителями, для этого в группе есть «Волшебный почтовый ящик», в котором

мамы и папы могут оставлять заявки по интересующим вопросам.

Очень интересная форма «Детский совет»,

позволяющая достигнуть

баланса инициатив взрослых и детей. На «Детском совете» дети, родители и

педагоги

дошкольной

организации,

совместно

выбирают

тему

проекта,

планируют образовательную деятельность в центрах активности. С большой

отдачей

и

интересно

прошли

проекты

«Хлеб

всему

голова»,

«Зимние

забавы»,

«Наши

четвероногие

друзья»,

«Мама,

мамочка,

мамуля»,

«Я

здоровье сберегу, я здоровым быть хочу».

В наглядно-информационном направлении мы используем совместное

оформление

стендов,

выставок

и

газет.

Эта

форма

работы

позволяет

родителям

активно

участвовать

в

жизни

ребёнка,

а

нам

поддерживать

«обратную связь» с семьёй.

Все чаще педагоги приглашают родителей воспитанников. Такая форма

сотрудничества с родителями, как «Гость группы», способствует сближению

детей, родителей и воспитателей. Здесь родители - не пассивные зрители, а

активные

участники. Родители

проводят

весёлую

утреннюю

гимнастику,

проводят опыты с детьми, рассказывают о своей профессии. Эти встречи

имеют не только познавательное и развивающее значение, но и являются

своеобразным психотерапевтическим средством. Просто надо увидеть глаза

ребёнка в тот момент, когда его близкие становятся героями сегодняшнего

дня в детском саду.

Еще одна хорошая форма работы с родителями - Тематические акции,

ставшие уже традицией в нашем учреждении на различные темы: «Куклы из

бабушкиного

сундука»

(пошив

тряпичной

народной

куклы),

«Поможем

братьям

нашим

меньшим»

(сбор

корма

для

бездомных

животных),

«Внимание – дети!» (изготовление листовок), «Мы за чистый город» и др.

Акции способствуют укреплению сотрудничества детского сада и семьи в

решении актуальных вопросов социально-нравственного и патриотического,

эстетического воспитания.

Время сейчас информационное, и без информационных технологий нам

ни куда. Созданы сайты у каждого дошкольного учреждения, вот только

родителей

туда

не

заманишь.

Мы

нашли

одну

из

информационных и

сравнительно

новых

форм

сотрудничества детского

сада,

вернее

сказать,

самой группы детского сада с семьей – создание группы в Viber, WhatsApp, в

социальных сетях.

Все события и мероприятия, которые проходят в группах учреждения

отражается

в

новостной

ленте.

Здесь

представлены

фотоматериалы,

видеоматериалы, консультации, поздравления, объявления, конкурсы, опросы

для

родителей

наших

воспитанников.

На

странице

родителям

есть

возможность оставить свои отзывы о работе дошкольного учреждения. В

группах происходит виртуальное общение родителей с другими родителями,

с воспитателями детского сада, где они высказывают свои предложения,

пожелания. А воспитатель рассказывает о непосредственной жизни детского

коллектива в реальном времени, добавляя фото и видео. Важно показать

родителям:

мы

видим

своеобразие

каждого

ребенка

и

учитываем

его

особенности.

Родительская

конференция

–это

форма

работы

для

нас

новая.

Конференция

подобного

рода

прошла

в

нашем

городе

впервые. На

конференции присутствовало около 60 человек – это родители пяти садов

центральной части города.

Целью задуманного мероприятия: эффективное

взаимодействие

родителей

и

дошкольного

учреждения

в

вопросах

укрепления и сохранения здоровья детей.

Активными участниками конференций выступали сами родители. Они

готовили

анализ

проблемы

с

позиции

собственного

опыта.

Были

продемонстрированы

примеры

успешного

воспитания,

презентация

семейного опыта по ЗОЖ. Ценность конференции заключалась еще и в том,

что в ней участвовали не только родители и педагоги, но и общественность

(представители

здравоохранения,

спорта,

образования).

На

конференции

работало на 4 площадки:

1.

Соматическое здоровье.

2.

Физическое здоровье;

3.

Психическое здоровье;

4.

Здоровое питание.

Родители смогли получить отношение экспертов, других родителей к их

методам, формам воспитания ЗОЖ, рекомендации. Все были заинтересованы,

не осталось не замеченным ни одно выступление. На секциях «случилась»

дискуссия, а это одна из важнейших форм деятельности, стимулирующей

формирование коммуникативной культуры.

Объектом дискуссии становилась неоднозначная проблема, по отношению к

которой

каждый

участник

свободно

выражал

свое

мнение,

каким

бы

непопулярным

и

неожиданным

оно

ни

было. Конференция

прошла

в

атмосфере заинтересованности сторон. Все участники при подведении итогов

отметили

хорошую

организацию

и

содержательную

наполненность

мероприятия.

Кроме того, активное участие родителей в подготовке к праздникам,

совместная

работа

по

изготовлению

поделок,

созданию

предметно-

развивающей среды, совместные экскурсии, субботники также вовлекают

родителей в воспитательный процесс детей. Это дает родителям возможность

увидеть

полный

образ

своего

ребенка

и

правильно

его

воспринять

посредством информации, которую невозможно получить в семье и которая

оказывается неожиданной и интересной для них.

Таким

образом,

наш

опыт

работы

по

тесному

взаимодействию

с

семьями

воспитанников

показал,

что использование интерактивных форм

работы помогает сделать родителей активными участниками воспитательного

процесса, проявляющими искренний интерес к проблемам своих детей и

поиску их решений. Также через доверительные отношения, взаимоуважение

и взаимоподдержку родители чувствуют себя компетентными в воспитании

детей. А это, на наш взгляд, является важным условием для успешного

воспитания ребенка дошкольного возраста.

Мы убеждены в том, что чем лучше налажено общение между семьей и

детским садом, тем большую поддержку получит ребенок, тем вероятнее, что

его жизнь в детском саду будет полна впечатлениями, любовью и доверием к

окружающему миру, а первый социальный их опыт будет успешным.



В раздел образования