Автор: Ермолаева Леся Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №41 "Белоснежка"
Населённый пункт: г.Воркута Республика Коми
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие речи в дошкольном детстве как одна из центральных задач воспитания.
Раздел: дошкольное образование
Развитие речи в дошкольном детстве как одна из центральных задач воспитания.
Ермолаева Леся Юрьевна
воспитатель МБДОУ № 41
Ребенок-дошкольник обладает природной чувствительностью к языку, врожденной
способностью
к
постижению
тайн
фонетики,
грамматики,
семантики.
В
силу
особой
чувствительности
ребенка
к
языку
в
дошкольные
годы
важно
не
упустить
возможность
создания благоприятных условий, организации квалифицированного обучения родной речи.
Для начала обозначим основные проблемы, связанные с данным вопросом.
В
начале
90-х
годов
была
выделена
проблема
развития
речи
на
специально
организованных занятиях. Проблема заключалась в том, что занятия в учебно-дисциплинарной
модели не эффективны, скучны, утомительны. Под влиянием публикаций многие детские сады
отказались от занятий, а заодно и от целенаправленного обучения речи.
Еще
одна
из
проблем,
влияющая
на
развитие
речи
детей
–
это
слабое
здоровье.
Примерно у 70% новорожденных выявляются различные перинатальные поражения головного
мозга. Сегодня уже очевидно, что к пяти годам большинство детей не имеют речевой нормы.
80-95% школьников в первом классе имеют различные речевые отставания и патологии.
Также
авторы
программы
видят
одну
из
причин
неудовлетворительного
речевого
развития
детей
в
том,
что
технология
речевого
воспитания
являлась
по
существу
монологической. Взрослый стоял по отношению к детям в монологической позиции, не
предполагающей активного ответного отношения детей, их инициативы, взаимодействия со
сверстниками. Обучающие воздействия были также направлены на развитие монологической
речи, умения строить связный текст. Развитию диалога не уделялось достаточно внимания, а
само понимание диалога было примитивным; наблюдалась недооценка общения, диалога,
коммуникативной функции речи.
Следовательно, коллектив авторов программы «Истоки» обращает серьезное внимание
на специальное целенаправленное обучение родному языку. Но обучение обучению рознь.
Занятия по развитию речи могут быть эффективными и интересными для детей. Главное - не
форма, а содержание обучения, применяемые методы и приемы.
Опираясь на исследования Ф.А.Сохина и О.С.Ушаковой, авторами осуществлен новый,
функциональный подход к речевому развитию дошкольников.
Первое. Диалог рассматривается как основная форма речи, цель, принцип речевого
воспитания, внутри которого развивается текстовая активность. При этом диалог выступает не
просто
как
вопросительно-ответная
форма,
но
как
дружеская
беседа,
где
ребенок
–
равноправный партнер, а подчас и инициатор общения. Чтобы состоялось общение, ребенок
должен
овладеть
языком
(произносительной
стороной
речи,
словарным
составом,
грамматическим строем).
Второе. В методической системе особое внимание уделяется диалогическому общению
детей
со
сверстниками
и
игровой
деятельности,
которые
выступают
резервом
речевого
развития
и
условием,
обеспечивающим
эмоциональный
комфорт
детей,
активизацию
коммуникативной
и
познавательной
деятельности,
воспитание
языковой
личности
(инициативности,
самостоятельности,
эмоциональности,
свободы
речевого
поведения).
В
общении
сверстников,
наряду
с
речевой
составляющей,
выделяются
такие
моменты,
как
контакт глаз, физические контакты, игровое и практическое взаимодействие, на их основе
происходит становление собственно речи.
Третье.
Разработана
система
речевых
занятий,
представленная
в
сценариях
развивающего, активизирующего общения. Термин «активизирующее, развивающее общение»
призван подчеркнуть не учебный тип взаимодействия педагога с детьми, а диалогический
характер
совместной
деятельности
детей
с
педагогом
и
друг
с
другом.
Сценарии
развивающего, активизирующего общения – это способ интеграции содержания речевого
воспитания,
комплексирования
речевых,
лингвистических
задач,
способ
развернутого
планирования, прогнозирования деятельности педагога и детей.
Сценарии развивающего общения вошли в пособия по проблемам речевого воспитания
детей «Коммуникация. Развивающее общение с детьми 2-7 лет».
В них используются два термина для обозначения форм работы:
1.
организованные
взрослым
игры
(словесные,
сюжетно-дидактические,
дидактические,
народные,
театрализованные
и
др.)
и
развивающее
общение
(разговоры,
словесное творчество и др.) детей (это формы организации обучения);
2. речевые игры и общение по инициативе (по выбору) детей (это сфера развития
коммуникативной личности).
Параллельно
разработанная
система
речевых
занятий
(А.Г.Арушановой
и
Е.С.Рычаговой) вошла в проект «Развивающие занятия с детьми 2-7 лет» (под ред. Л.А.
Парамоновой).
Кроме
этого
в
методическом
комплекте
есть
замечательные
разработки
авторов
А.Г.Арушановой
и
Е.С.Рычаговой
«Игры-занятия
со
звучащим
словом»,
которые
можно
использовать дополнительно к основному содержанию, особенно если имеются в группе
трудности речевого развития у детей. Представленные игры учат элементарному осознанию
языка,
его
звукового
состава,
словаря,
грамматического
строя,
помогают
общаться
со
сверстниками, слушать и слышать партнера, помогать понимать обращенную к ребенку речь,
инициативно
высказываться,
выражать
свои
чувства,
налаживать
совместную
игровую
деятельность, рассуждать.
В методическом пособии «Развитие коммуникативных способностей дошкольника»
А.Г.Арушановой представлен опыт воспитания языковой личности дошкольника в условиях
диалогического общения со взрослыми и сверстниками. Представлена история проведения
исследовательских
работ
на
базе
НИИ
дошкольного
образования
им.
А.В.Запорожца,
выделены проблемы речевого развития дошкольников.