Автор: Козырина Елена Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ "Школа №17" г. Благовещенска
Населённый пункт: г. Благовещенск Амурская область
Наименование материала: рабочая программа внеурочной деятельности( 5 класс)
Тема: Тайны русского языка
Раздел: среднее образование
Планируемые результаты деятельности
Личностные:
уважение ценностей семьи, общества;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
эмоциональность;
умение
осознавать
и
определять
(называть)
свои
эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей;
сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство
прекрасного
–
умение
чувствовать
красоту
и
выразительность
речи,
стремиться
к
совершенствованию
собственной речи;
интерес к чтению, ведению диалога с автором текста; потребность в
чтении;
интерес к письму, созданию собственных текстов, письменной форме
общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
способность извлекать информацию из разных источников, включая
СМИ, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно
пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
овладение
приёмами
отбора
и
систематизации
материала
на
определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её
анализ и отбор;
способность
определять
цели
предстоящей
исследовательской,
творческой
деятельности
(индивидуальной
и
коллективной),
последовательность действий;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою
деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять
степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими
критериями.
Познавательные УУД:
умение перерабатывать и преобразовывать информацию из одной
формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
умение пользоваться словарями, справочниками;
умение осуществлять анализ и синтез;
умение устанавливать причинно-следственные связи;
умение строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
умение
воспроизводить
прослушанный
или
прочитанный
текст с разной степенью свёрнутости;
умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей и
жанров с учётом замысла, адресата, ситуации общения;
способность свободно и правильно излагать свои мысли в устной и
письменной форме;
способность принимать участие в речевом общении, соблюдая нормы
речевого этикета;
способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания,
языкового оформления.
Учебно-
тематический план
№
Раздел,
тема
Всего
Из них
Форма
Образовательны
п/п
часов
теория
практика
проведения
й
продукт
1
Введение. Слово
красит
5
1
4
человека:
речевой этикет
1.1.
Правила речевого
этикета
1
1
-
беседа
схема
1.2.
Формулы речевого
этикета
1
-
1
игра
сценка
1.3.
Вежливость как
нравственно-
1
-
1
ролевая игра
презентация
ценностная основа
культуры
речевого
поведения.
1.4.
Речевой этикет –
гарант
2
-
2
групповая
проект
коммуникативного
успеха.
работа
2
Слово о словах
20
3
17
2.1.
О словарях
1
0,5
0,5
беседа
таблица
энциклопедически
х и
лингвистических.
2.2.
В царстве смыслов
много
2
-
2
групповая
проект
дорог
работа
2.3.
О многозначности
слова
1
-
1
исследование
схема
2.4.
Как и почему
появляются
1
0,5
0,5
беседа,
алгоритм
неологизмы?
исследование
2.5.
О словарях,
которые
2
1
1
беседа,
выступление
рассказывают об
истории слов
выступление
«Его
величество
словарь»
2.6.
Об одном и том же
разными
2
-
2
лингвистичес
проект
словами
кое
рисование,
индивидуальн
ая работа
2.7.
Слова – антиподы
1
-
1
викторина
презентация
2.8.
О
фразеологических
оборотах
2
-
2
коллективная
коллективный
работа,
проект
исследование
2.9.
Словари «чужих»
слов
1
0,5
0,5
индивидуальн
индивидуальны
ая работа,
й проект
исследование
2.10
Мы говорим его
стихами
2
-
2
групповая
литературная
работа,
композиция,
индивидуальн
выступление
ая работа
2.11
Слова уходящие
1
-
1
групповая
групповой
работа,
проект
исследование
5
2.12
Паронимы
2
-
2
групповая
презентация
работа, игра
2.13
Словарь -
грамотей
2
0,5
1,5
беседа,
схема,
исследование
презентация
3
«Что в имени
тебе моём…»
9
1
9
3.1.
Научная
этимология
1
1
-
беседа
схема, таблица
3.2.
Какие бывают
имена
1
-
1
исследование
коллективный
проект
3.3.
Древнерусские
имена
1
-
1
исследование
коллективный
проект
3.4.
Отчество и
фамилия
1
-
1
исследование
презентация
3.5.
Имена народов
ханты и манси
1
-
1
исследование
групповой
проект
3.6.
Времена года
1
-
1
заочное
коллективный
путешествие
проект
3.7.
О том, что мы
носим
1
-
1
заочное
групповой
путешествие
проект
3.8.
Растения –
почему их так
1
-
устный
индивидуальны
называют?
журнал
й проект
3.9.
Птицы и звери
– почему их
1
-
1
исследование
отзыв
так называют?
Итоговое
занятие
34
29
4
Содержание
программы
«Тайны
русского
языка»
I. Введение. Слово красит человека: речевой этикет (5 часов)
Тема 1. Правила речевого этикета.(1 ч.)
Понятие «речевой этикет». Учёт при выборе формул речевого этикета пола
собеседника, его возраста, служебного положения, профессии.
Тема 2.Формулы речевого этикета (1 ч.)
Понятие
«формулы
речевого
этикета».
Этикетные
речевые
ситуации:
приветствие,
обращение,
привлечение
внимания,
знакомство,
просьба,
приглашение,
благодарность,
извинение,
пожелание,
поздравление,
комплимент, одобрение, утешение, прощание.
Те м а
3 . Вежливость
как
нравственно-ценностная
основа
культуры
речевого поведения. (1 ч.)
Проявление средствами речевого этикета уважения, почтения, приветствия,
радушия,
учтивости,
доброжелательности,
обходительности,
признания
достоинств и значимости человека в обществе.
Тема 4. Речевой этикет – гарант коммуникативного успеха. (2 ч.)
Отражение в речевом этикете богатейших языковых и культурных традиций
народа.
II. Слово о словах (20 часов)
Тема 5. О словарях энциклопедических и лингвистических. (1 ч.)
Знакомство
с
терминами
«лексика»,
«лексическое
значе ние ».
Лингвистические словари русского языка, особенности словарной статьи.
Сравнение роли энциклопедических и лингвистических словарей. Обучение
умению
пользоваться
различными
словарями.
Обогащение
словарного
запаса учащихся.
Тема 6. В царстве смыслов много дорог. (2 ч.)
Знакомство
с
многозначными
словами,
словами-омонимами.
Способы
и
причины
образования
нескольких
значений
у
слова.
Проект
«Отличие
многозначных слов и слов-омонимов».
Тема 7. О многозначности слова. (1 ч.)
Многозначность
слова
(выделение
отличительных
признаков
омонимии
многозначности). Работа с толковыми словарями.
Тема 8. Как и почему появляются неологизмы? (1 ч.)
Продолжение
знакомства
с
лексическим
значением
слов.
Работа
с
различными
толковыми
словарями,
с
историей
появления
новых
слов
в
русском языке.
Тема 9. О словарях, которые рассказывают об истории слов. (2 ч.)
Понятие
«этимология».
Работа
с
различными
этимологическими
и
историческими
словарями.
Строение
словарной
статьи
этимологического
словаря. Определение первоисточников слова.
Тема 10. Об одном и том же разными словами. (2 ч.)
Слова-синонимы:
правильное
употребление
в
речи.
Лексические
нормы
синонимов.
Особенности
синонимического
ряда
слов.
Индивидуальный
проект:
составление
тематических
словариков
синонимов.
Устное
иллюстрирование, лингвистическое рисование с использованием синонимов.
Тема 11. Слова – антиподы. (1 ч.)
Понятие
«антонимы».
Работа
с
пословицами
и
поговорками.
Работа
со
«Словарем антонимов русского языка».
Тема 12. О фразеологических оборотах. (2 ч.)
Понятие
«фразеологический
оборот».
Особенности
фразеологических
сочетаний. Правильное употребление фразеологизмов в речи. Коллективный
проект: «Составление ребусов с использованием фразеологизмов из книги
Л.Кэрролла «Алиса в Стране чудес»».
Тема 13. Словари «чужих» слов. (1 ч.)
Особенности
строения
словарной
статьи
словаря
иностранных
слов.
Индивидуальный
проект:
«Исследовательская
работа
со
словарем
иностранных слов. Определение значения иностранных слов».
Тема 14. Мы говорим его стихами. (2 ч.)
Языковые
особенности
произведений
А.
С.
Пушкина.
Понятие
«литературный
язык»
и
«живая
народная
речь».
Коллективный
проект:
«Народная
речь
в
произведениях
А.
С.
Пушкина».
Понятия
«крылатые
выражения», «афоризмы». Нахождение афоризмов и крылатых выражений в
произведениях А. С. Пушкина. Работа по обогащению словарного запаса
учащихся.
Тема 15. Слова уходящие. (1 ч.)
Понятия
«архаизмы»,
«историзмы».
Особенности
устаревших
слов-
архаизмов.
Работа
над
пониманием
и
умение
правильно
употреблять
архаизмы в речи. Групповой проект: «Лингвистическое иллюстрирование
архаизмов, историзмов».
Тема 16. Паронимы. (2 ч.)
7
Понятие «паронимы». Виды паронимов и способы их образования. Беседа о
правильном употреблении паронимов в устной и письменной речи. Игра
«Грамматический аукцион».
Тема 17. Словарь - грамотей. (2 ч.)
Знакомство
со
словарной
статьей
орфографического
словаря.
Беседа
о
значении орфографического словаря. Работа с орфографическим словарем.
III. «Что в имени тебе моём…» (10 часов)
Тема 18. Научная этимология. (1 ч.)
Словарная
статья
этимологического
словаря.
Работа
с
этимологическим
словарем.
Индивидуальные
проекты
(с
использованием
этимологического
словаря):
«Значение
этимологического
словаря»,
история
происхождения
слов «вол», «волк» и «волынка», «запонка» и «запятая».
Тема 19. Какие бывают имена? (1 ч.)
Понятие
«ономастика».
Коллективный
проект:
«История
происхождения
традиционных кличек животных на Руси». Способы и причины образования
омонимов среди имен собственных. Работа с этимологическим словарём.
Тема 20. Древнерусские имена. (1 ч.)
История
образования
древнерусских
имен.
Работа
с
этимологическим
словарем. Особенность древнерусских имен. Знакомство с историей русских
имен.
Тема 21. Отчество и фамилия. (1 ч.)
Беседа об истории появления отчеств и фамилий в русском языке. Знакомство
с наукой «антропонимика».
Тема 22. Имена народов ханты и манси (1 ч.)
Тема 23. Времена года. (1 ч.)
Названия месяцев у славян.. Коллективный проект: «Обрядовые славянские
праздники».
Тема 24. О том, что мы носим (1 ч.)
Групповой проект: «Названия некоторых предметов одежды», «
Тема 25. Растения – почему их так называют?(1 ч.)
Выяснить, откуда пришли названия некоторых растений.
Индивидуальный проект: «Названия некоторых растений».
Тема 26. Птицы и звери – почему их так называют? Итоговое ззанятие(1
ч.)
Выяснить, откуда пришли названия некоторых животных.
6
Учебно-методическое и материально-
техническое обеспечение
образовательного процесса
Литература для учителя
1. Архарова Д.И., Долинина Т.А., Чудинов А.П. Речь и культура общения/
Практическая риторика: 5-9 классы. Книга для учителя. Екатеринбург,
2013.
2. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке
стандартов нового поколения. М.: Педагогика, 2009.
3. Бетенькова Н.М. Конкурс грамотеев: Дидактические игры и
занимательные упражнения по русскому языку для учащихся. М.:
Просвещение, 2009.
4. Большой энциклопедический словарь. Языкознание.
М.,2010 5. Жуков В.П., Жуков А.В. Школьный
фразеологический словарь
русского языка. М., 2013.
6. Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов
общего образования / Под ред. А.М. Кодакова, А.А. Кузнецова. М.:
Просвещение, 2008.
7. Матвеева Т. В. Риторический практикум журналиста : учеб.
пособие/ Т. В. Матвеева. - М.: Флинта, 2010.
8. Одинцов В.В. Лингвистические парадоксы. М.,2011.
9. Ожегов С. И. Словарь русского языка. Правильность речи. Словарь –
справочник. М., 2010.
10. Петрова Т.С. Анализ художественного текста и творческие работы в
школе. Материалы для учителя. 5 класс. – М.: Московский Лицей,2010.
11. Полякова А.В. Превращения слов: Русский язык в
кроссвордах и Головоломках. М.: Учебная литература, 2010
12. Родная речь. Программа для 5 класса. Составители Львова
С.И., Разумовская М.М., М.: Мнемозина, 2010
13. Шанский Н. М., Иванов В.В., Шанская Т.В. Краткий
этимологический словарь русского языка.- 3-е изд., испр. и доп.-
М., 2010
14. Энциклопедия для детей. Т.Ю. Языкознание. Русский язык. - 2-е изд.,
испр./ гл.ред. М.Д.Аксенова. - М.: Аванта, 1999
Литература для ученика
1. Архарова Д.И., Долинина Т.А., Чудинов А.П. Речь и культура
общения/ Практическая риторика: учебное пособие для 5 класса.
Екатеринбург, 2013.
2. Большой энциклопедический словарь. Языкознание. М.,2010.
4.
Жуков В.П., Жуков А.В. Школьный фразеологический
словарь русского языка. М., 2013.
5.
Ожегов С. И. Словарь русского языка. Правильность речи. Словарь –
справочник. М. 2003.
6.
Шанский Н. М., Иванов В.В., Шанская Т.В. Краткий этимологический
словарь русского языка.- 3-е изд., испр. и доп.- М., 2010
7. Энциклопедия для детей. Т.Ю. Языкознание. Русский язык. - 2-е изд.,
испр./ гл.ред. М.Д.Аксенова. - М.: Аванта, 1999