Напоминание

"Отношение общества к людям с ограниченными возможностями"


Авторы: Рождественская Елена Валерьевна, Кленяева Евгения Александровна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: ГБОУ Школа 1537
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Статья
Тема: "Отношение общества к людям с ограниченными возможностями"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Отношение общества к людям

с ограниченными возможностями»

В настоящее время сложилась ситуация, когда лишь незначительная часть

лиц с отклонениями в развитии может более или менее успешно

интегрироваться в общество. Систему коррекционной работы при таком

положении следует признать малоэффективной.

Среди наиболее существенных факторов, определяющих успешность

интеграционного процесса, можно назвать готовность общества понимать и

разделять личные проблемы человека с особенностями развития, условия

семейного воспитания, организацию и качество образования данной

категории детей, стабильность государственных гарантий материального

обеспечения и социальной защиты лиц с отклонениями в развитии.

В настоящее время в обществе сложился достаточно устойчивый

негативный стереотип восприятия лиц с отклонениями в развитии как о

людях с максимально ограниченными возможностями, что определяет

необходимость целенаправленной работы по формированию адекватного

восприятия данной категории лиц.

Отношение общества к лицам с особенностями развития определяется

рядом факторов. Это и уровень экономического, политического,

нравственного, религиозного развития общества, и состояние просвещения,

здравоохранения, науки и культуры. Особенности социокультурного и

политико-экономического развития России, в определенной степени

обусловило то негативное в социальном плане отношение, которое сложилось

в настоящее время к лицам с отклонениями в развитии.

Многие авторы отмечают, что особенности формирования личности

человека с отклонениями в развитии определены не только дефектом, но и

1

всем комплексом системы отношений в обществе, в частности тех

представлений, которые складываются об инвалиде в социальной среде.

Данные исследований указывают, что в настоящее время в обществе

сложился достаточно устойчивый стереотип представлений об инвалидах,

причем стереотип негативный. Это проявляется, прежде всего, в

представлениях об инвалидах как об убогих, несчастных, с максимально

ограниченными возможностями людях. Для большинства лиц с

особенностями развития самым трудным является не сам дефект, а

недостаток внимания со стороны общества. Так, например, по данным,

только половина выпускников вспомогательных школ в производственных

коллективах чувствуют себя удовлетворительно, многие из выпускников

скрывают, какую школу они закончили, так как это во многом меняет к ним

отношение окружающих.

Принятие интеграции населением, каждым человеком — это

длительный процесс воспитания всего общества. Это выращивание с раннего

детства нового поколения (а возможно, и не одного поколения), для которого

интеграция станет частью мировоззрения.

Ключевым моментом этой точки зрения должна стать убежденность в

том, что люди с ограниченными возможностями жизнедеятельности и

трудоспособности не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а

включаются в его жизнь на своих собственных условиях, которые общество

понимает и учитывает.

В последние годы за рубежом (США, Канаде, Великобритании и других

странах) на смену понятию "интеграция" приходит понятие включение

(inclusion). Этому способствовало распространение Декларации ЮНЕСКО о

мерах в социальной политике, способствующих "включающему

образованию" (Испания, Саламанка, 1994).

Инициаторы введения нового понятия и соответствующей системы

действий полагают, что как простое физическое присутствие в рабочем

2

коллективе человека с цветом кожи, отличным от белого, еще не означает его

принятия и подлинного равноправия, так и механическое объединение в

одном классе детей с обычным и особым развитием не означает

полноценного участия последних в жизни класса. Английский глагол include

переводится как содержать, включать, охватывать, иметь в своем составе.

Поэтому слово inclusion представляется термином, в большей степени

отражающим новый взгляд не только на образование, но и на человека в

обществе.

Включение как действие означает борьбу против исключения таких

социальных болезней, как расизм, убеждение в превосходстве одного пола

над другим и т. п. Включение как действие включает обеспечение гарантий

поддержки тем, кто в ней нуждается, в какой бы форме она им ни

потребовалась. Создание и обеспечение работы систем поддержки — не

одолжение со стороны общества, а его обязанность. Смысл включения не в

вопросе: "Не можем ли мы быть друзьями?", а в вопросе: "Можем ли мы все

научится ладить друг с другом?". Мы не сможем ладить, если будем просто

избегать других, тех, кто отличается от нас, и будем включать только тех, с

кем мы чувствуем себя комфортно, и кто похож на нас.

В настоящее время проблема неприятия, отторжения социальной

средой ребенка с особенностями развития стоит особенно остро. По

существу, социальная интеграция сводится к тому, чтобы научить ребенка как

можно меньше выделяться, отличаться из-за своего дефекта в обществе: на

улице, в школе и т.д.

При этом никто не ставит задачи научить общество быть более

терпимыми к тем, кто не может в силу множества причин соответствовать

социальным нормам.

Следовательно, необходимо определить стратегию по отношению к

детям с особенностями развития: либо они становятся социальными

инвалидами — и тогда необходимо думать о социальных пенсиях,

3

специальных учреждениях, либо создаются специальные программы по их

интеграции в общество, причем в общество, готовое к адекватному

восприятию данных лиц. То есть, встает вопрос о специальных

образовательных программах для "полноценного большинства", основная

цель которых — изменение негативных стереотипов восприятия лиц с

отклонениями в развитии.

4



В раздел образования