Авторы: Рождественская Елена Валерьевна, Кленяева Евгения Александровна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: ГБОУ Школа 1537
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Статья
Тема: "Отношение общества к людям с ограниченными возможностями"
Раздел: дошкольное образование
«Отношение общества к людям
с ограниченными возможностями»
В настоящее время сложилась ситуация, когда лишь незначительная часть
лиц с отклонениями в развитии может более или менее успешно
интегрироваться в общество. Систему коррекционной работы при таком
положении следует признать малоэффективной.
Среди наиболее существенных факторов, определяющих успешность
интеграционного процесса, можно назвать готовность общества понимать и
разделять личные проблемы человека с особенностями развития, условия
семейного воспитания, организацию и качество образования данной
категории детей, стабильность государственных гарантий материального
обеспечения и социальной защиты лиц с отклонениями в развитии.
В настоящее время в обществе сложился достаточно устойчивый
негативный стереотип восприятия лиц с отклонениями в развитии как о
людях с максимально ограниченными возможностями, что определяет
необходимость целенаправленной работы по формированию адекватного
восприятия данной категории лиц.
Отношение общества к лицам с особенностями развития определяется
рядом факторов. Это и уровень экономического, политического,
нравственного, религиозного развития общества, и состояние просвещения,
здравоохранения, науки и культуры. Особенности социокультурного и
политико-экономического развития России, в определенной степени
обусловило то негативное в социальном плане отношение, которое сложилось
в настоящее время к лицам с отклонениями в развитии.
Многие авторы отмечают, что особенности формирования личности
человека с отклонениями в развитии определены не только дефектом, но и
1
всем комплексом системы отношений в обществе, в частности тех
представлений, которые складываются об инвалиде в социальной среде.
Данные исследований указывают, что в настоящее время в обществе
сложился достаточно устойчивый стереотип представлений об инвалидах,
причем стереотип негативный. Это проявляется, прежде всего, в
представлениях об инвалидах как об убогих, несчастных, с максимально
ограниченными возможностями людях. Для большинства лиц с
особенностями развития самым трудным является не сам дефект, а
недостаток внимания со стороны общества. Так, например, по данным,
только половина выпускников вспомогательных школ в производственных
коллективах чувствуют себя удовлетворительно, многие из выпускников
скрывают, какую школу они закончили, так как это во многом меняет к ним
отношение окружающих.
Принятие интеграции населением, каждым человеком — это
длительный процесс воспитания всего общества. Это выращивание с раннего
детства нового поколения (а возможно, и не одного поколения), для которого
интеграция станет частью мировоззрения.
Ключевым моментом этой точки зрения должна стать убежденность в
том, что люди с ограниченными возможностями жизнедеятельности и
трудоспособности не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а
включаются в его жизнь на своих собственных условиях, которые общество
понимает и учитывает.
В последние годы за рубежом (США, Канаде, Великобритании и других
странах) на смену понятию "интеграция" приходит понятие включение
(inclusion). Этому способствовало распространение Декларации ЮНЕСКО о
мерах в социальной политике, способствующих "включающему
образованию" (Испания, Саламанка, 1994).
Инициаторы введения нового понятия и соответствующей системы
действий полагают, что как простое физическое присутствие в рабочем
2
коллективе человека с цветом кожи, отличным от белого, еще не означает его
принятия и подлинного равноправия, так и механическое объединение в
одном классе детей с обычным и особым развитием не означает
полноценного участия последних в жизни класса. Английский глагол include
переводится как содержать, включать, охватывать, иметь в своем составе.
Поэтому слово inclusion представляется термином, в большей степени
отражающим новый взгляд не только на образование, но и на человека в
обществе.
Включение как действие означает борьбу против исключения таких
социальных болезней, как расизм, убеждение в превосходстве одного пола
над другим и т. п. Включение как действие включает обеспечение гарантий
поддержки тем, кто в ней нуждается, в какой бы форме она им ни
потребовалась. Создание и обеспечение работы систем поддержки — не
одолжение со стороны общества, а его обязанность. Смысл включения не в
вопросе: "Не можем ли мы быть друзьями?", а в вопросе: "Можем ли мы все
научится ладить друг с другом?". Мы не сможем ладить, если будем просто
избегать других, тех, кто отличается от нас, и будем включать только тех, с
кем мы чувствуем себя комфортно, и кто похож на нас.
В настоящее время проблема неприятия, отторжения социальной
средой ребенка с особенностями развития стоит особенно остро. По
существу, социальная интеграция сводится к тому, чтобы научить ребенка как
можно меньше выделяться, отличаться из-за своего дефекта в обществе: на
улице, в школе и т.д.
При этом никто не ставит задачи научить общество быть более
терпимыми к тем, кто не может в силу множества причин соответствовать
социальным нормам.
Следовательно, необходимо определить стратегию по отношению к
детям с особенностями развития: либо они становятся социальными
инвалидами — и тогда необходимо думать о социальных пенсиях,
3
специальных учреждениях, либо создаются специальные программы по их
интеграции в общество, причем в общество, готовое к адекватному
восприятию данных лиц. То есть, встает вопрос о специальных
образовательных программах для "полноценного большинства", основная
цель которых — изменение негативных стереотипов восприятия лиц с
отклонениями в развитии.
4