Автор: Шахгириева Роза Сайдумовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 29 г. Химки
Населённый пункт: г. Химки Московская область
Наименование материала: материал
Тема: Роль проектной деятельности в работе воспитателя
Раздел: дошкольное образование
Роль проектной деятельности в работе
воспитателя
Детский сад – первая ступенька в общем систематизированном образовании
ребенка, его первый опыт участия в общественной жизни.
Проектная
деятельность в
д е т с ко м
с а д у
–
э т о
к о м п л е к с н а я
совместная работа педагогов, детей и их родителей, в процессе которой ребята
развивают
познавательные
способности
и
творческое
мышление,
повышают
свою
самооценку,
учатся
искать
информацию
и
использовать
эти
знания
в
самостоятельной деятельности.
Задача педагога в проектной деятельности – активизировать творческую
активность
ребенка
и
способствовать
самостоятельности
в
выборе
способа
действия в различных ситуациях.
Целью проектной
деятельности в
дошкольном
о б р а з о ват е л ь н ом
учреждении должен стать активный и любознательный, разносторонне развитый
и творчески свободный ребенок.
Задачи обучения младших дошкольников:
- пробудить интерес к будущему проекту;
- приобщать ребят к процессу познания нового;
- формировать различные представления;
- побуждать детей к совместной исследовательской деятельности.
Поэтому в практике своей работы я стала достаточно активно использовать
данный метод, и хочу поделиться опытом своей работы в данном направлении.
В
современных
методических
рекомендациях
нет
четкого
указания
на
то,
сколько проектов в год должно быть реализовано. Я определила для себя, что
это должно быть не мене 4-х проектов в год. Хотя практика показала, что их
может быть и больше.
Проектная деятельность всегда разворачивается в проблемной ситуации,
которая не может быть решена прямым действием, поэтому я стараюсь находить
нетрадиционные
методы
воздействия
на
ребёнка,
на
его
эмоциональную
и
нравственную сферу.
Работая над проектами, я ставлю такие цели, чтобы развивать у каждого
ребёнка:
- творческое начало, воображение, изобретательность;
- способность к критическому мышлению и умение делать самостоятельный
выбор;
- способность ставить проблемы и находить их решение;
- неравнодушие к проблемам близких людей, страны, окружающей среды.
Стоит упомянуть о краткосрочных проектах, которые также помогают при
пополнении предметно - развивающей среды, позволяют глубже окунутся в ту
или иную тему, развивают творчество и интерес детей к чему-то новому, еще
неизведанному.
Например,
необходимость
создания
в
группе «Уголка
природы» п о б у д и л а
н а с
к работе н а д
н о в ы м
краткосрочным проектом «Здравствуй, дерево!». Работа с детьми базировалась
на использовании не только образовательных приемов (беседы, рассказы, ООД,
продуктивная деятельность, но и на активном использовании развлечений и
игр). Также я веду работу и над долгосрочными проектами. Например, проект
по экологии «Мы друзья природы», который предполагал работу по 4 блокам,
рассчитанную на весь учебный год. Целью данного проекта было ознакомление
детей младшего дошкольного возраста с окружающей средой, ее элементами и
явлениями.
Проблема
экологического воспитания дошкольников
очень
актуальна
сегодня,
и
причиной
этому
экологическая
обстановка
на
Земле,
нерациональная
и
пагубная деятельность
человека.
Поэтому
именно
в
дошкольном
возрасте
необходимо
начинать работу
по
экологическому
воспитанию и образованию детей, чтобы заложить в маленьком сознании
основы
экологически
грамотного
и
ответственного
человека. Работа
по
данному
проекту велась
по
4 направлениям:
животные,
птицы,
растения,
охрана природы. Дети, не только в рамках ООД знакомились с объектами живой
и неживой природы, но и получали возможность самим, на практике ощутить
то, что ни одна картинка не в силах передать. Большая роль в работе с детьми
уделялась
именно
творческой,
продуктивной
и
двигательной деятельности.
Рисование, лепка, аппликации, работа с природным материалом, дидактические
игры, подвижные игры, физкультминутки, заучивание стихотворений, потешек и
песенок, отгадывание загадок, опыты, работа на участке, уход за цветами – это
все в сочетании с ООД дает большие результаты.
В процессе работы над проектами дети осознают, как важно с детских лет
заботиться
о
своем
здоровье
(игровой проект «Мы
растем
здоровыми»,
развивают
коммуникативные
навыки
(творческий проект «Генеалогическое
древо семьи», обогащают свое представление об окружающем мире и способах
ориентировки
в
нем
(экологический проект «Маленькие
друзья
природы»,
развивают творческие способности (проект по ИЗО «Раз - ладошка, два -
ладошка»).
Исходя из практики моей работы, хочу отметить то, что именно проектная
деятельность, являясь интегрированным методом работы с детьми, позволяет
р а з н о о б р а з и т ь
о б р а з о в а т е л ь н ы й
п р о ц е с с ,
п р и м е н я т ь
в
своей работе индивидуальный подход, развивать творчество и активность детей,
активизировать ранее не задействованные в работе методы и приемы.
Результаты реализации проектной деятельности радуют, но всегда есть что
совершенствовать. Думаю, что совместно с родителями мы будем изучать и
внедрять
в
практику работы индивидуальные
исследовательские
детско-
родительские и детские проекты.
Результаты работы
показывают,
ч т о проектная
деятельность создаёт
необходимые условия для того, чтобы каждый ребёнок вырос талантливым,
умным, добрым, мог жить и трудиться в новом обществе.
Участие
в проектной
деятельности даёт
возможность
развивать
у
дошкольников
внутреннюю
активность,
способность
выделять
проблемы,
ставить цели, добывать знания, приходить к результату.
Анализ и оценка получившихся результатов, их сравнение с замыслом дают
возможность видеть пути дальнейшего развития проектной деятельности.