Напоминание

"Образование действительного и страдательного причастия"


Автор: Ксенофонтова Надежда Витальевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Хамагаттинская СОШ им. Е.М. Шапошникова
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия), Намский улус,с. Крест-Кытыл
Наименование материала: урок в соответствии с ФГОС
Тема: "Образование действительного и страдательного причастия"
Раздел: полное образование





Назад




ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА

Предмет: Русский язык. 7 класс. УМК под редакцией Е. А. Быстровой, Москва «Дрофа», 2011 г.

Тема урока: Действительное и страдательное причастие.

Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний.

Технологии, применяемые на уроке: информационно-коммуникационные, поэтапного формирования умственных действий.

Методы контроля учебной деятельности на данном уроке:

Фронтальная, групповая, индивидуальная (устный и письменный).

Цели:

Обучающая: дать понятие о действительных и страдательных причастиях, формирование умения различать по смыслу

действительные и страдательные причастия;

Развивающая: развитие языкового эстетического идеала, логического мышления, воображения, речи.

Воспитывающая: воспитывать любовь и интерес к русской культуре, русскому языку.

Планируемые образовательные результаты:

- предметные

:

научиться определять смысловые различия действительных и страдательных причастий.

- метапредметные:

коммуникативные:

формировать

навыки

работы

в

группе,планирования

учебного

сотрудничества,

постановки

вопросов, разрешения конфликтов, управления поведением партнера, умения с достаточной точностью и полнотой

выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

регулятивные: применять методы информационного поиска

познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе изучения причастий

личностные: формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности

Технологическая карта урока

Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1 этап.

Орг.момент.

Мотивация к

учебной

деятельности

Приветственное слово учителя. Проверка готовности учащихся

к уроку. Организация внимания. Работа с эпиграфом Ральфа

Эмерсона «Совместный труд способствует открытиям и

свершениям, которые редко можно достичь в одиночку».

Приветствие учащихся. Слушают

учителя, участвуют в определении

эпиграфа.

Принцип психологической

комфортности.

УУД:

- личностные,

коммуникативные.

Цель – создание

доброжелательной

атмосферы, мотивация на

учёбу, создание ситуации

успеха

2 этап.

Актуализация

знаний

- У нас сегодня урок открытия новых знаний. Но для начала

назовите основные морфологические признаки глагола,

прилагательного и причастия.

На доске развешаны картинки.

Вопрос учителя:

- Посмотрите на картинки. Составьте по ней предложение с

причастным оборотом. Что на ней изображено? Назовите

причастия в предложениях. Подчеркните их волнистой линией.

Какое причастие обозначает «то, которое нагревает», то есть

признак того предмета, который сам производит действие?

Какое причастие обозначает «та, которую нагревают, то есть

признак того предмета, который испытывает на себе действие

со стороны другого предмета?

Предполагаемый ответ:

Признаки прилагательного: признак;

род, число, падеж; определение

Признаки глагола: действие; вид, время,

переходность/непереходность,

возвратность; сказуемое

Признаки причастия: особая форма

глагола; прошлое, настоящее время.

Предполагаемый ответ:

Учащиеся называют свои варианты

предложений. Удачный предложенный

вариант записывают.

-

Солнце,

нагревающее

зе м л ю.

Земля, нагреваемая солнцем.

-Причастия: в первом предложении –

нагревающее, во втором – нагреваемая.

- причастие «нагревающее» обозначает

«то, которое нагревает», то есть признак

того предмета, который сам производит

действие. Причастие «нагреваемая»

обозначает «та, которую нагревают, то

есть признак того предмета, который

испытывает на себе действие со стороны

другого предмета.

Принцип деятельности.

УУД: регулятивные

(проблемная подача

учебного материала)

Коммуникативные: задают

вопросы, отвечают на

вопросы других,

формулируют собственную

мысль высказывают и

обосновывают свою точку

зрения.

3 этап.

Сообщение

нового

материала

Вопрос учителя:

- Были затруднения при определении этих двух причастий?

Чему мы будем учиться сегодня?

Ставит задачу определить тему и цель урока.

Предлагает

прочитать правила на стр. 84.

Работа с таблицей. Формулирование правила, какие причастия

называются действительными, а какие страдательными. Разбор

примеров.

Предполагаемый ответ:

Определяют и записывают тему урока.

Формулируют цели, используя

незаконченные предложения, опираясь

на правило в учебнике.

Целеполагание. Логические

действия. Самоопределение.

Осознанное и произвольное

построение речевого

высказывания.

Принцип целостности.

УУД: познавательные,

регулятивные

(самостоятельное

формулирование цели и

задач, планирование,

прогнозирование)

ЦЕЛЬ: создать проблемную

ситуацию, спрогнозировать

предстоящую деятельность

4 этап.

Закрепление

изученного

материала

Тренировочные упражнения

1

. Заполнить

таблицу,

пользуясь

таблицей

суффиксов

причастий. Какие словосочетания являются действительными

причастиями, а какие страдательными? Свой ответ обосновать.

Распустившийся цветок, забиваемый гвоздь, сомневающийся

читатель, выделенное слово, выросший цветок, погрузившийся

в воду, расколотый орех, залаявшая собака, размешанный

раствор (работа индивидуальная, затем по командам)

2. Заменить причастия одного вида причастиями другого вида.

Выделить суффиксы. (Работа в команде, сообща)

прочитавший книгу -

нашедший гриб -

испуганный взгляд -

возвращенный долг -

уважаемый человек -

Выполняют тренировочные упражнения

индивидуально, в команде. Делают

вывод, отвечая на проблемный вопрос.

Работа у доски, заполняют таблицу.

Работают с иллюстрацией. Выполняют

упражнения в тетрадях.

Принцип деятельности.

УУД: познавательные,

регулятивные (развитие

внимания учащихся,

монологической речи,

создание благоприятной

атмосферы

заинтересованности; работа

над формированием

логических умений: анализ,

сравнение, обобщение)

ЦЕЛЬ: развивать умения

применять новые знания.

ожидающий ответа -

выбирающий костюм –

исследованный материал -

рассыпающие ягоды -

проверенная тетрадь -

оседланные кони -

продавший велосипед -

решивший задачу -

охраняемый законом -

посаженные растения -

3. . Работа с иллюстрацией. К каждой картинке надо составить

по два словосочетания (с действительным и страдательным

причастием) и записать их в тетрадь.

Задание выполняется дифференцированно (работники,

строившие школу – школа, построенная работником; девочка,

рисующая картину- картина, рисуемая девочкой; мальчик,

читающий книгу – книга, прочитанная мальчиком; солнце,

освещающее поляну – поляна, освещенная солнцем, солдаты,

поднимающие флаг – флаг, поднятый солдатами;).

5этап.

Подведение

итогов

Рефлексия

Просит

вспомнить

пройденный

материал.

С

какими

причастиями мы познакомились?

- Что про них узнали?

- Какие суффиксы имеют действительные причастия?

- Какие суффиксы имеют страдательные причастия?

Просит вспомнить, какие цели ставил каждый пред собой в

течение урока. Организует рефлексию. Обобщает сказанное.

-Понравилось ли вам на уроке?

- Какое настроение у вас сейчас?

- Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных

на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился,

узнал что-то новое – карточку с улыбающимся лицом, нет –

карточку с грустным лицом.

Вспоминают пройденный материал.

-Познакомились с видами причастия.

- Узнали в чем их отличие и способ их

образования.

Составляют внутреннюю речь.

Оценивают свою работу.

Выбирают одну из предложенных

карточек с лицами и объясняют свой

выбор.

Принцип деятельности.

УУД:

-коммуникативные (учит

способам взаимодействия,

сотрудничества)

-регулятивные:

(ученики осознают самих

себя как движущую силу в

процессе познания;

пробуют свои силы в

преодолении препятствий и

выборе ситуации;

проектируют в ситуации

сотрудничества результат

своей деятельности)

-познавательные:

(умение исследовать

материал, делать выводы и

объяснять языковые и

лингвистические явления)

ЦЕЛЬ: развивать умения

применять новые знания.

6 этап.

Домашнее

задание

Объясняет домашнее задание:

Выучить таблицу суффиксов; §32

1) упр. 168 стр.86;

2) Упр.169 стр. 87

Запись домашнего задания в дневник

Принцип деятельности,

непрерывности,

вариативности, творчества.

УУД: познавательные

(умение структурировать

знания, умение строить

речевое высказывание);

коммуникативные (владение

монологической и

диалогической формами

речи)



В раздел образования