Автор: Муфтадинова Екатерина Сергеевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБОУДО "Детская школа искусств г. Поронайска"
Населённый пункт: Сахалинская область, г. Поронайск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Воспитание пластической культуры в классах хореографии ДШИ"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования
"Детская школа искусств г.Поронайска"
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
"Воспитание пластической культуры в классах хореографии ДШИ"
Составитель: Е.С. Муфтадинова
преподаватель ДШИ
2019 г.
2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение:
Глава 1. Классический экзерсис.
1.1. Последовательность упражнений у станка.
1.2. Последовательность упражнений на середине.
Глава 2. Народно-сценический танец.
2.1. Последовательность упражнений у станка.
2.2. Последовательность упражнений на середине.
Глава 3. Историко-бытовой танец.
3.1. Основы позиции рук, ног, головы.
3.2. Основы движения историко-бытового танца.
Глава 4. Ритмика.
4.1. Развитие музыкальности.
4.2. Развитие двигательных качеств и умений.
4.3.
Развитие
творческих
способностей,
способности
самовыражения
в
движении под музыку.
Глава 5. Гимнастика.
5.1. Подготовительная часть урока.
5.2. Основная часть урока.
5.3. Заключительная часть урока.
Заключение.
Литература.
3
Основные средства воспитания пластической культуры учащихся
хореографических отделений ДШИ
«Понятие
хореография»
охватывает
различные
виды
танцевального
искусства,
где
художественный
образ
создается
с
помощью
условных
выразительных движений. Но движения эти не являются прямым повтором
жизненных движений».
«Хореография
выступает,
как
образно-танцевальное
претворение
музыкальной драматургии. Воплощая музыку, заключающую в себе действие,
она и сама становится действительной».
В танцевальном искусстве правдивым должен быть не только жест, но и
поза, и взгляд. А.Я.Ваганова в своей книге «Основы классического танца»
пишет: «Достижение в танцевальном экзерсисе полной координации всех
движений
человеческого
тела
заставляет
в
дальнейшем
воодушевлять
движения мыслью, настроением, то есть придавать им ту выразительность,
которая называется артистичностью».
Танец – вид искусства, где художественный образ воплощается через
музыкально организационное движение.
Являясь искусством зрелищным, танец основан на зримом восприятии
пластического
воплощения
музыкальной
драматургии
и
музыкальных
образов. Танец своими специфическими пластическими средствами создает
конкретное сценическое действие и передает его внутреннее содержание.
Роль танца в воспитании движений, относящихся по своим пластическим
характеристикам к категории прекрасного, особенно важна. Скульптурная
законченность поз и жестов, техническое совершенство и культура движений,
гармоническое развитие, облагораживающее тело, определяют направления в
пластическом воспитании средствами хореографии.
Отправной
момент
в
работе
по
воспитанию
пластической
культуры
состоит в систематическом обладании танцевального экзерсиса. Экзерсис –
это постоянная и последовательная тренировка, способствующая развитию
волевых качеств, двигательной памяти, ритмичности, музыкальности. Это
освоение
музыкальной
техники,
закладывающее
основы
выразительного
движения.
Экзерсис
создает
основной
пластический
фундамент.
Он
дает
обучающемуся
возможность
гармонически
развивать
и
совершенствовать
двигательный аппарат.
Экзерсис состоит из двух разделов:
1)
экзерсис (классический танец)
2)
экзерсис (народно-сценический танец).
4
Глава 1. Классический экзерсис.
Классический экзерсис является стержнем, на основе которого развились
другие танцевальные экзерсисы.
Экзерсис
это
комплекс
элементов,
который
наиболее
правильно
и
гармонично
развивает
тела.
Он
является
активным
средством
при
исправлении
физических
недостатков,
в
создании
правильной
осанки
и
манеры поведения.
При
изучении
экзерсиса
следует
добиваться
профессионального
исполнения.
1.1. Последовательность упражнений у станка.
Последовательность упражнений у станка:
1.
Plie
2.
Battement tendu
3.
Battement tendu jete
4.
Rond de jambe par terre
5.
Battement Condu
6.
Battement frappe
7.
Rond de jambe en l`air
8.
Petit battement
9.
Battement developpe
10. Grand battement jete
1.2. Последовательность упражнений на середине зала
С каждым годом обучения времени на упражнения у станка отводится
меньше
за
счет
комбинирования
движений
и
ускорения
темпа.
А
время
занятий
на
середине
увеличивается.
Упражнения
на
середине
зала
исполняются
в
той
же
последовательности,
что
и
у
станка.
Затем
в
упражнения
на
середине
вводится
адажио
–
медленная
часть
танца
–
сочетание поз, упражнений для рук, различных танцевальных движений и
положений
классического
танца,
способствующее
точности
линий
в
пространстве,
необходимых
учащимся
хореографических
отделений
в
развитии пластической выразительности.
Глава 2. Народно-сценический танец.
Вторым видом учебной работы по танцу является освоение движений
народно-характерного экзерсиса, основанного на элементах народного танца,
5
что
позволяет
учащимся
хореографического
отделения
развивать
танцевальность,
выразительность
и
исполнение.
В
народно-характерном
экзерсисе легко применяется принцип контрастности, то есть чередования
различных по нагрузке и характеру элементов и упражнений.
2.1. Последовательность упражнений у станка.
Урок должен начинаться у станка. Упражнения должны быть построены
по принципу чередования движений (расслабленные и напряженные, резкие
и мягкие и т.д.):
1.
Plie
2.
Battement tendu
3.
Каблучные упражнения
4.
Battement tendu jete
5.
Flic – flac
6.
Подготовка к веревочке
7.
Battement tendu
8.
Дробные выстукивания
9.
Rond de jambe par terre
10. Battement developpe
11.
Pas tortilla
12. Удары, проскальзывания и опускания на колени
13. Grand battement jete
2.2. Последовательность упражнений на середине зала.
Упражнения
на
середине
зала
развивают
технику,
гибкость
корпуса,
пластичность рук.
К таким упражнениям относятся:
1.
Упражнения для корпуса рук, головы
2.
Balance
3.
Элементы народно-характерного танца
4.
Этюды
Поскольку
упражнения
классического
и
народного
экзерсиса
общеизвестны, ограничимся только их перечислением.
Таким образом, танцевальный экзерсис является не только средством
физического и технико-танцевального развития, но и основной пластической
выразительности учащихся хореографических отделений.
6
Глава 3. Историко-бытовой танец.
В
развитии
пластической
культуры
учащимся
хореографических
отделений
необходимо
изучение
историко-бытового
танца
как
предмета
отражающего
этические
нормы,
воспитывающего
вкус
и
элегантность
манеры поведения.
3.1. основные позиции рук, ног, головы.
Дисциплина «Историко-бытовой танец» приучает учащихся к освоению
сценической площадки, правдивой манере поведения, приучает двигаться в
разных темпах и ритмах. Освоение исторических танцев следует начинать с
разучивания основных элементов, которые могут быть общими для всех или
большинства историко-бытовых танцев – это, например, танцевальный шаг,
pas chasse, pas eleve, pas balance и т.д.
На занятиях рекомендуется освоение следующих движений:
1.
позиции ног и рук для историко-бытового танца
2.
танцевальный шаг
3.
поклоны
4.
pas chasse в перед и назад, соединенное с pas eleve с полуповоротами
вправо и влево
5.
pas balance
6.
вальсовая «дорожка» (променад)
7.
па вальса
8.
па галопа вперед и назад
9.
па польки на месте – вперед, назад и боковое, с продвижением в повороте
10. па полонеза
11. основные
элементы
бальной
мазурки, pas couru
(легкий
бег), pas gala
(парадное па), «голубец»
12. элементы исторических танцев XV-XVI вв:
а) большие и малые мужские поклоны
б) женский реверанс
в) основные движения французского бранме
13. элементы исторических танцев XVII века
а) мужские и женские реверансы
б) balance – menvet, balance gavotte
в) pas de zephyr
3.2. Основные движения историко-бытового танца.
Когда
отдельные
элементы
танцев
будут
освоены,
разучиваются
хореографические
композиции
танцев
средних
веков:
бранль,
ригодон,
7
бытовые танцы эпохи Возрождения: павана, аллеманда, сарабанда; бытовые
танцы XVIII: менуэт, гавот, полонез; бытовые танцы XIX века: французская
кадриль, вальс, полька.
Глава 4. Ритмика
Одной из важнейших областей в воспитании пластической культуры
учащихся
хореографического
отделения
ДШИ
является
ритмика
как
особенная дисциплина, развивающая внимание, волю, память, подвижность,
направляющая
также
на
развитие
музыкальности
и
эмоциональности,
творческого
воображения,
фантазии,
способности
к
импровизации
в
движении под музыку.
Ритмическое
образование
нацелено
на
общее,
гармоничное,
психическое, духовное и физическое развитие.
4.1. Развитие музыкальности.
Развитие музыкальности:
1.
развитие
способности
воспринимать
музыку,
то
есть
чувствовать
ее
построение и характер, понимать содержание;
2.
развитие специальных музыкальных способностей: музыкального слуха
(мелодического, гармонического, тембрового), чувства ритма;
3.
развитие музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству
звука;
4.
развитие музыкальной памяти.
4.2. Развитие двигательных качеств и умений.
Развитие двигательных качеств и умений:
1.
развитие ловкости, точности, координации;
2.
развитие гибкости и пластичности;
3.
воспитание выносливости, развитие силы;
4.
формирование правильной осанки, красивой походки;
5.
развитие умения ориентироваться в пространстве;
6.
обогащение двигательного опыта многообразными видами движений.
4.3. Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в
движении под музыку.
8
Развитие
творческих
способностей,
потребности
самовыражения
в
движении под музыку:
1. развитие творческого воображения и фантазии;
2. развитие способности к импровизации в движении.
Развитие и тренировка психических процессов:
1.
развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции в мимике и
пантомиме;
2.
тренировка подвижности (лабильность) нервных процессов;
3.
развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления.
Особое
место
в
этой
области
следует
отвести
развитию
творческих
способностей: воспитанию потребности к самовыражению в движении под
музыку; формированию умения исполнять знакомые движения под музыку;
развитию
воображения,
фантазии,
умения
находить
свои
оригинальные
движения для выражения пластического образа.
Глава 5. Гимнастика.
В
развитии
пластической
культуры
учащихся
хореографического
отделения ДШИ, одной из важнейших дисциплин является «гимнастика».
Хореографическое отделение школы искусств не ставит своей целью
подготовку
профессиональных
артистов
балета.
Его
основная
задача
–
эстетическое воспитание учащихся средствами хореографического искусства.
Будущему
танцору
необходим
самый
высокий
уровень
прочности
опорно- двигательного аппарата, его костно- суставной и мышечной системы.
Эти системы обеспечивают связь отдельных частей тела между собой; с их
помощью
человек
передвигается
в
пространстве,
и
если
двигательный
аппарат недостаточно подготовлен, тело танцовщика будет стесненным в
движении, негибким и маловыразительным.
На детский организм в хореографических школах падает колоссальная
нагрузка. Особенно на начальном этапе обучения от маленького человека
требуется
самоотдача
и
самораскрытие.
И
от
того,
как
мы
подготовим
будущего танцора к этим физическим и психологическим перегрузкам, как
сформируем его организм во всем его комплексе, во многом зависит его
успешное обучение в средних и старших классах.
Гимнастика
располагает
уникальными
средствами
гармоничного
развития всех функций организма, всех систем психофизической структуры с
самого раннего детства. Особое достоинство гимнастики заключается в том,
что
она
располагает
большим
разнообразием
физических
упражнений
и
методов, при помощи которых можно оказывать положительное воздействие
на
организм
ребенка.
Способствовать
развитию
опорно-двигательного
аппарата и оснащать его необходимыми двигательными навыками, например,
-
формировать
правильную
осанку,
развивать
гибкость,
выворотность,
танцевальный шаг, координацию и т. д. Поэтому именно гимнастика должна
9
быть положена в основу физического воспитания детей на хореографических
отделениях, как подготовительный этап к изучению классического танца.
Цель
гимнастики
– устранить
недостатки
телосложения,
осанки,
повысить функциональные возможности организма, улучшить способность к
восприятию
музыки
и
двигательному
ее
выражению,
воспитать
танцевальность, грациозность.
Основными задачами гимнастики являются:
1.
Исправление
некоторых
недостатков
в
осанке
с
помощью
коррегирующих упражнений.
2.
С помощью общеразвивающих упражнений выработать у учащихся
правильную
постановку
корпуса
и
сформировать
устойчивые
двигательные
функции
(выворотность
ног,
гибкость,
выносливость,
ловкость, силу, устойчивость).
3.
Выработать гибкость, развить силу, укрепить суставы и повысить их
подвижность с помощью гимнастических и акробатических упражнений.
4.
Развить координацию движений, с помощью движений двух и более
частей тела.
5.
Получить элементарные навыки с предметом, на основе упражнений с
мячом, скакалкой, скамейкой.
6.
Научиться правильному дыханию во время физических нагрузок, т. к.
основное
средство
для
борьбы
с
переутомлением
в
хореографии
–
правильно развитое дыхание.
5.1. Подготовительная часть урока.
Общее
назначение
подготовительной
части
урока
–
подготовка
организма
к
предстоящей
работе. Конкретными
задачами этой
части
являются:
организация
класса,
повышение
внимания
и
эмоционального
состояния учащихся, умеренное разогревание организма.
Основными
средствами
подготовительной
части
урока
являются
:
различные формы ходьбы и бега; разогрев стоп; полуприсяды с различными
положениями
и
движениями
рук;
упражнения
на
связь
с
музыкой;
неамплитудные
наклоны;
выпады;
бег;
подскоки.
Все
эти
упражнения
должны
исполняться
в
умеренном
темпе
и
быть
направлены
на
общую
всестороннюю
подготовку
опорно-двигательного
аппарата,
сердечно-
сосудистой и дыхательной систем, центральной нервной системы учащихся.
Последовательность упражнений непринципиальна. А вот при наклонах
в работу включаются большие группы мышц, и они выполняются после
предварительной
разминки.
Бегом
и
подскоками
можно
завершить
подгот.часть.
10
Таким
образом,
при
построении
подготовительной
части
следует
придерживаться
принципа:
от
локального
воздействия
на
опорно-
двигательный
аппарат
к
региональному,
а
затем
к
глобальному
на
весь
организм.
5.2. Основная часть урока.
Задачами
основной
части
урока
являются:
р а з в и т и е
и
совершенствование
основных
физических
качеств;
формирование
правильной осанки; воспитание волевых и моральных качеств; творческой
активности;
обучение
основным
прикладным
навыкам
;
изучение
и
совершенствование специальных упражнений гимнастики.
Средства основной части урока: обшеразвивающие упражнения на силу,
растягивание и расслабление; специальные упражнения для формирования
правильной
осанки;
волна,
взмах,
пружинные
движения,
равновесия,
повороты, элементы упражнений с предметами, акробатические упражнения,
различные
формы
прыжков;
специальные
виды
ходьбы
и
бега;
учебные
комбинации; музыкально – ритмические упражнения, музыкальные игры.
Последовательность
упражнений,
выполняемых
в
основной
части
урока,
определяется
их
направленностью
на
проработку
различных
мышечных
групп.
Наиболее
широко
принятый
в
мире
и
хорошо
зарекомендовавший себя на практике – принцип проработки «сверху вниз»: в
исходном положении стоя последовательно выполняются упражнения для
мышц шеи, рук и плечевого пояса, туловища, ног.
Методические
особенности
проведения
основной
части.
Порядок
решения двигательных задач в основной части должен строиться с учетом
динамики работоспособности учеников. Так, разучивать и совершенствовать
сложные
координационные
движения
следует
в
начале
основной
части
занятия, а заниматься общей и специальной подготовкой – в конце.
Не следует на одном занятии планировать разучивание нового материала
в каждом виде упражнений. Лучше сделать так: в упражнениях с предметом
идет
процесс
разучивания,
без
предмета
–
совершенствование
,
в
танцевальных комбинациях – повторение .
Для
сохранения
работоспособности
занимающихся
в
течении
всего
урока интенсивность упражнений волнообразно увеличивают и уменьшают,
т. е. интенсивные движения сменяют менее нагрузочными. В то же время
различные упражнения в зависимости от их координационной сложности и
выразительности представляют различную психологическую трудность для
занимающихся.
Поэтому
сложные
движения,
требующие
внимания,
сосредоточенности, должны сменяться более простыми в координационном
отношении.
Чтобы успешно решать задачи, поставленные в основной части урока,
педагог должен хорошо владеть разнообразными методическими приемами,
11
умело
использовать
их
при
решении
конкретных
задач
урока,
владеть
техникой простейших гимнастических упражнений, знать биомеханические
законы движений.
5.3. Заключительная часть.
Основные задачи заключительной части урока – постепенное снижение
нагрузки; подведение итогов занятия.
Основными средствами этой части урока являются: различные формы
ходьбы;
спокойные
танцевальные
шаги;
упражнение
на
расслабление;
плавные
движения
руками;
несложные,
спокойные
упражнения
на
связь
движений с музыкой; музыкальные игры; короткие беседы.
Методические
особенности
проведения
заключительной
части. В
заключительной части постепенно снижается нагрузка и подводятся итоги
проделанной
работы.
Применение
упражнений
на
расслабление,
потряхивание ног и рук ускоряет восстановительные процессы в мышцах.
Учитывая
большую
нагрузку
на
мышцы
ног,
целесообразно
научить
занимающихся простейшим приемам самомассажа. Для успокоения нервной
системы применяются спокойные игры, плавные и мягкие движения руками,
медленные и спокойные танцевальные шаги.
Таким
образом
гимнастика
является
наиважнейшей
дисциплиной
в
развитии
пластической
культуры
учащихся
хореографического
отделения
ДШИ.
Заключение
Хореографическое
искусство
включает
в
себя
многие
жанры.
Оно
зрелищное, а если оно зрелищное, то необходимо создание пластического
образа, а значит, возникает потребность в воспитании пластической культуры
учащихся хореографического отделения ДШИ.
Многообразие репертуара, стилей и особенностей хореографического
искусства
ставит
перед
образовательными
учреждениями
важнейшую
проблему
разнообразных
практических
навыков,
обеспечивающих
эстетическое воспитание учащихся хореографических отделений ДШИ.
Таким
образом,
задачи
подготовки
учащихся
хореографических
отделений
ДШИ
выдвигают
необходимость
включать
в
обучение
пластической культуре такие дисциплины как классический танец, народно-
сценический танец, историко-бытовой танец, ритмику и гимнастику.
Приобретение навыков использования всех упомянутых дисциплин дает
возможность
учащимся
органично
взаимодействовать
в
правильно
найденном пластическом образе.
12
Список рекомендуемой литературы и музыкальных пособий
1.
Рабочая образовательная программа по предмету «Классический танец».
2.
Рабочая
образовательная
программа
по
предмету
«Народно-сценический
танец».
3.
Рабочая образовательная программа по предмету «Историко-бытовой танец».
4.
Рабочая образовательная программа по предмету «Ритмика».
5.
Рабочая образовательная программа по предмету «Гимнастика».
6.
Г.П.Гусев.
Методика
преподавания
народно-сценического
танца.
Москва.
Издательство «Владос». 2004 г.
7.
Т.В.Пуртова, А.Н.Беликова. О.В.Кветная. Учите детей танцевать. Москва.
Издательство «Владос».
8.
Основы
русского
народного
танца
«Климов».
Москва.
Московский
государственный университет культуры и искусств. 2004 г.
9.
М.П.Базарова. Классический танец. Санкт-Петербург. Издательство «Лань».
2009 г.
10.А.Я.Ваганова. Основы классического танца. Санк-Петербург. Издательство
«Искусство». 2004 г.
13